Живут в маленьком городе, а работы отправляют по всему миру. Можно ли заработать на забавных фигурках из гипса?

05 августа 2024 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова

Живут в маленьком городе, а работы отправляют по всему миру. Можно ли заработать на забавных фигурках из гипса?

Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова

Для наших героев небольшой бизнес — это действительно семейное дело. Созданием интерьерного декора увлечены Екатерина, Сергей и их 6-летний сын Арсений, который тоже участвует в интервью. Свое мини-производство они называют «неконвейерным декором из природных и органических материалов». На выставочном стенде — свечи, статуэтки, настенные украшения, вазы, кашпо. Изделия, которые рождаются в Кобрине, потом можно увидеть на полках в самых разных странах. Мы побывали в мастерской, чтобы увидеть весь процесс.

«Обычно мне приходит в голову идея, а обязанность мужа — ее реализовать»

Стартовой точкой для начала своего дела стал всего один небольшой, но запоминающийся подарок.

— Муж подарил мне свечку, и она просто потрясающе пахла! Когда она сгорела, я хотела заказать такую же, но мастер уже перестал их делать. И получилось так, что вместо того, чтобы купить свечу, я нашла масло с этим ароматом, воск — и начала пробовать делать свечи самостоятельно. А муж решил помочь мне с изготовлением подсвечников.

Хоть пара и продолжает заниматься общим делом, у каждого есть своя специализация: Екатерина осталась в свечеварении, а Сергей углубился в производство гипсовых изделий. Начиналось все с инициативы жены, но сейчас роли поменялись: Сергей отдает делу 90% своего времени, а Катя — 10%, когда получается выкроить свободную минутку.

На муже — все технические процессы, закупка материалов и разработка индивидуальных форм, на жене — свечи, ведение соцсетей и организация фотосъемок. Поэтому ей достались многочисленные обучения, а ему — практика, практика и еще раз практика. Масштабного не поверхностного курса на русском языке нет, так что все тонкости производства приходилось осваивать на собственном опыте.

Помимо хобби, переросшего в бизнес, у девушки есть основная работа в ветеринарной клинике. Сергей и раньше занимался околотворческой профессией — ковкой металла. Сначала у него был розничный магазин металлоизделий, но потом мужчина увлекся их производством. Долгое время реализовывал творческий потенциал в этой сфере, но сейчас оставил только простые изделия. Творческих поисков с избытком хватает и в декоре.

— Обычно все происходит так: мне в голову приходит идея, я рассказываю о ней Сергею. А его обязанность — придумать, как ее реализовать, — с улыбкой признается Катя.

Начиналось все два года назад с самых простых, как называет их сама автор, «примитивных» форм. А потом Сергею пришла идея с 3D-птицами (о них расскажем подробнее дальше). С этого момента бизнес развивался стремительно. Чуть позже Катя увлеклась ароматами — начала разрабатывать линейки домашних диффузоров и автопарфюма. А параллельно в ассортименте бренда начали появляться авторские формы. Так, Катя очень хотела выпустить пасхальную коллекцию, одной из главных фишек которой должна была стать разборная свеча-яйцо.

Сергей нашел форму, но подошла она не идеально. Поэтому пришлось ее модернизировать. Для более сложных предметов декора нужно разрабатывать модель силиконовой формы вместе с мастером и печатать ее на 3D-принтере. Вложение недешевое: стоимость одной формы может доходить до 1500 рублей.

А вот второй элемент той же коллекции — кашпо в виде кролика — пришлось долго согласовывать. Сергей ни в какую не соглашался — и оказался прав: изделие совсем не пользовалось популярностью. Но Катя все равно осталась довольна: идеальную картинку на собственном пасхальном столе она получила.

«Именно на эксклюзиве и можно заработать»

Развитие бренда было совсем нетипичным: сначала вышли на маркетплейсы, а только после этого завели страницу в соцсетях. Сейчас на ней указано: «Творим в Беларуси, доставляем по всему миру».

По признанию пары, жизнь в небольшом городе никак не мешает их реализации. О переезде никогда не задумывались, дома чувствуют себя спокойно и уютно. А с нынешней системой доставок нет проблем работать практически из любой точки.

— Если ты ответственный человек, хорошо выполняешь свою работу, то нет разницы, где ты будешь жить. Нам очень нравится, что здесь все мобильно. Из точки А в точку Б можно добраться за считаные минуты. Если закончился клей, я знаю, что через полчаса уже вернусь с ним. А в Минске, кажется, с утра уехал — к вечеру на месте, — шутит Сергей.

Помимо соцсетей и маркетплейсов, найти изделия от Кати и Сергея можно в нескольких магазинах декора в Кобрине и Бресте — туда их берут на реализацию. А еще семью можно встретить на маркетах и ярмарках.

— На такие мероприятия люди приходят в поисках крафтовых изделий. Им не надо объяснять, почему такая цена. Это те, кого не интересуют дешевые парафиновые свечи из массмаркета. Они идут за эксклюзивом, особенной формой, запоминающимся ароматом… Некоторых клиентов я уже узнаю в лицо, с ними так приятно видеться снова, — рассказывает Катя.

Предполагаем: но основной заработок все равно наверняка делается на самых простых изделиях? И ошибаемся.

— Сама сфера декора, мягко говоря, переполнена. Но мастеров, которые делают что-то особенное, очень мало. При этом именно на эксклюзивных изделиях и можно заработать — за тот промежуток, пока никто не успел их повторить. У нас так было с гипсовыми птицами для стен — это был наш хит. А потом их начали повторять другие, все активнее и активнее, и мы отказались от их массовой продажи. Тратили слишком много ресурсов, а заработок был минимальный. Поэтому на маркетплейсы их больше не выставляем. Со свечами даже не пробовали выходить на этот рынок: если это качественный недешевый продукт, то он не конкурентоспособен, — объясняет Сергей.

Сейчас в топе продаж — мишки Kaws, доберманы и вазы.

А вот у самих авторов любимая коллекция — это семья-конструктор. Вдохновились базовой статуэткой мужчины и женщины — и понеслось.

— Сергей добавил прототип нашего Арсения — посадил на плечо. Потом появились мама с младенцем, отдельно дети. Так можно собрать любой состав, — улыбается Катя.

Но вдохновляются мастера и известными работами — теми же мишками Kaws. Как обстоят дела с плагиатом?

— Недавно получили комментарий: «А знает ли об этом Kaws?» Но со смеющимися смайликами. Нет, не знает. А даже если бы и знал, то бороться с этим тяжело и дорого. И копия не стопроцентная: есть изменения формы, размера, цвета. По сути, это один из видов признания.

В целом негатива мы получаем очень мало. Видимо, не такая триггерная тема, чтобы было желание оставить комментарий. Разве что перед Новым годом продавали очень много фигур драконов, в которые вставляется ароматический конус — и они как будто выпускают дым из пасти. Мы сняли рилс: «Вот так выглядит самый необычный подарок». И парень написал, что это абсолютно бессмысленная вещь. Ну, на вкус и цвет… Это, пожалуй, был самый большой негатив в нашей практике, — смеется Катя.

«Застилали на кухне все пакетами и сушили изделия на батарее»

Понятно, что, как и в любых творческих профессиях, выгорание может наступить довольно быстро. Поэтому уточняем: продолжают ли мастера получать удовольствие от процесса?

— Конечно. Я бы сказал, что именно ради удовольствия мы и работаем. Я иногда просматриваю Pinterest и думаю: так, можно сделать что-то похожее. А если металл с гипсом соединить… И потом останавливаю себя: ты и так на работе живешь! Угомонись. Так что в нашем случае дело точно не в погоне за максимальным заработком. Мы даже не сравниваем цены с конкурентами: если вам нравится — берите, если нет — ваш выбор, — говорит Сергей.

— А кого вы считаете своими конкурентами? Других белорусских мастеров из Instagram?

— Я бы не назвала их конкурентами — скорее коллегами. Никто не пишет негативные комментарии, не ругается, все знают цену своему времени. Когда мы общаемся с другими мастерами на маркетах, атмосфера очень дружелюбная. Вполне можем рассказать или спросить, где закупили материалы, какие красители использовали, как получилась такая форма. Без преувеличения: есть ощущение, что это творческая семья, — отвечает Катя.

— А в самом Кобрине кто-то занимается тем же, что и вы?

— На таком же уровне — нет. Только если используют более простые формы. На самом деле, это очень тяжело физически: как минимум нужно носить 40-килограммовые пакеты гипса. Да и недешево это, если мы говорим об авторских формах. Я знаю, что девочки дома делают какие-то фигурки, но это не тот размах. Мама в декрете, которая пробует заниматься этим на кухне, не будет тратить столько на материалы и разработку форм.

Кстати, с этого этапа два года назад начинали и сами Катя с Сергеем. Поэтому важной вехой развития стал переезд в новое помещение. Раньше все происходило дома.

— Застилали все на кухне пакетами. Я варила свечи, муж делал гипсовые изделия, красил их на улице, потом заносил обратно на четвертый этаж и все это сушил на батарее. Так декор постепенно начал вытеснять нас из дома, — смеется Катя.

В итоге пара решила с нуля построить себе офис. Так в промзоне появился мини-домик совсем рядом с производственным цехом. Прошлой осенью семья планировала поехать в отпуск, но вместо него затеяла стройку — на нее и ушли отложенные деньги.

Раз разговор зашел о деньгах, спрашиваем: с какой минимальной суммой можно заходить в этот бизнес? Четкого ответа у Кати и Сергея нет. Но они сразу предупреждают о двух вещах: многое придется вывозить на энтузиазме и по-настоящему разбогатеть на этом деле не получится.

— Но среднюю белорусскую зарплату так заработать можно?

— Если заниматься только этим, однозначно да. Но на быстрые результаты рассчитывать не стоит. Первое время мы тратили гораздо больше, чем зарабатывали. Даже себестоимость не всегда отбивали. Начинали с китайских форм за $5, потом цена росла — $30, $50, $250! Последние форм десять были вообще дорогущими. Зато такие, которых больше ни у кого нет.

Кстати, как и в любой сфере, связанной с подарками, в продаже домашнего декора есть явно выраженная сезонность: самый активный период — осень и зима. А вот спрос на аромадиффузоры, наоборот, выше летом. Тем не менее сейчас семья может немного выдохнуть и даже наконец съездить в долгожданный отпуск.

«Замешал в ведре, все застыло — выкинул вместе с гипсом. Следующее!»

Без этого вопроса не может обойтись ни одно интервью о семейном бизнесе, поэтому спрашиваем: тяжело ли паре работать вместе?

— Совсем нет. Мне вообще не тяжело, мне хорошо. Я придумала — а дальше дело за Сергеем, — улыбается Катя.

— Ну да. А мне нужно сделать все сегодня на вчера. Так что тоже совсем не тяжело, — смеется Сергей.

То, что занятие это физически непростое, мы уже поняли. А как много мастерства оно требует? По словам Сергея, нужны скорее терпение и концентрация. Доставать изделие из формы — самый ответственный момент. Мастер признается, что 3D-птицы в его руках обламывались (а после летели в стену) регулярно.

— Замешал в ведре, все застыло — выкинул вместе с гипсом. Следующее! — смеется он.

Сейчас самая сложная в изготовлении фигура — собака — воздушный шарик. Поэтому их в ассортименте магазина и минимум: не забываем про главный принцип — удовольствие от работы.

Одна из авторских придумок пары — свечи в дереве. Не обошлось без проблем и здесь: дерево оказалось непредсказуемым материалом, периодически пропускало воск или масло, поэтому изделия получались нестабильными. Плюс не все заготовки были ровными и чистыми, так что в массовое производство свечи так и не вышли. Хотя именно по деревянным свечам многие и сейчас узнают бренд.

На вопрос, были ли за период существования бизнеса моменты выгорания, ответы мужа и жены расходятся. По словам Кати, все сложности остались в прошлом и уже подзабылись. А вот Сергей до сих пор помнит, насколько тяжело было наладить производство тех самых 3D-птиц. Насчет самой тяжелой части работы мнение обоих сходится: это поездка на маркет. Хоть и приятно вживую пообщаться с постоянными клиентами, она требует много сил и энергии.

Кто точно обожает маркеты, так это Арсений. К ним он активно готовится: золотым маркером рисует глаза медведям, красным — сердца на статуэтках с семьей. Но по секрету Арсений признается нам, что его самая любимая фигура — это дракон: все из-за эффектного дыма. Для себя мальчик постоянно выбирает вазы, чтобы раскрашивать их в яркие цвета. А к Новому году он носил в детский сад гипсовые игрушки — дети сначала их разрисовали, а потом украсили елку.

— Отдали ему какие-то старые формы. Он там сам все смешивал, заливал. Стаканчики даже получались, — рассказывают родители.

— А вообще, у вас дома много всего или хотя бы там хочется дистанцироваться от работы?

— У нас очень много свечей, потому что мы их активно тестируем. И мне по-прежнему это очень нравится! А из остального декора — только одна ваза. Но это все потому, что у нас сейчас идет ремонт. Мы даже несколько дней жили здесь, в офисе.

Катя признается, что иногда у нее проскальзывает мысль полностью уйти в декор. Неудавшаяся свечка — это не то же самое, что неудачная операция. Но пока тяга к медицине побеждает. Как минимум на комментарии о несерьезности этого занятия оба супруга уже давно перестали обращать внимание.

— Я обожаю то, чем мы с мужем занимаемся. И одна из причин — это возможность дарить подарки, сделанные своими руками. Душевные, запоминающиеся, которые действительно приносят эмоции. К нам потом часто приходят знакомые друзей, которым мы что-то подарили: хотят и себе тоже. Это безумно приятно.

Рассуждая о планах на будущее, пара думает о возможном расширении штата. Хотя впустить новых людей в семейный бизнес — перспектива волнующая.

— Особенно если речь о мастерах. Потому что испортить форму — это пять секунд. А о ценах на них вы уже знаете. Пока проще все делать самому, тем более что интерес не угасает, а только растет, — откровенно рассуждает Сергей.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by