25 452
12 августа 2024 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Максим Малиновский

«Цены на картины начинаются от $300, но будьте готовы продавать их годами». Как пара дизайнеров пытается заработать на искусстве

Автор: Артем Беговский. Фото: Максим Малиновский

Современный арт-рынок переживает непростые времена. С одной стороны, стоимость некоторых работ на аукционах достигает астрономических сумм, что может создать иллюзию легкости заработка для авторов. С другой — на практике белорусским художникам приходится сталкиваться с множеством трудностей — начиная со слабого спроса на произведения и заканчивая отсутствием налаженной системы поддержки. Мы поговорили с дизайнером Мариной Матусевич о том, как прокормить себя с помощью современного искусства.

Свой путь в мир искусства Марина Матусевич начала еще в школьные годы, посещая художественную школу. Позже она продолжила образование в Минском государственном колледже искусств, где изучала графический дизайн. Там же девушка познакомилась со своим будущим мужем, Антоном, с которым они вместе уже 14 лет. Оба дизайнеры.

— Когда я училась, нам говорили, что к третьему курсу будем ходить замученные. Кто этого не хочет — бегом замуж и на кухню. Чудесно, не так ли? Колледж стал ступенью к пониманию того, что в искусстве выживает не самый талантливый, а самый упрямый, — начинает Марина.

Свою карьеру девушка начала в мире фотографии и моды, создавая фотопроекты, вдохновленные знаменитыми брендами и художественными течениями. Ее работы даже попали на страницы Vogue Italy, а последняя — «Ускользающая красота» — отправилась украшать дворец российского короля поп-эстрады.

— У нас с супругом творческая команда, мы оба дизайнеры. Я делаю логотипы, фирменные стили, работаю с визуалом для брендов, а муж занимается промышленным дизайном.

Живет пара в 20 километрах от Минска, в небольшом, но уютном домике. Его внешняя отделка выполнена в теплом коричневом цвете, вокруг просторный участок, на котором пока можно видеть только траву и большую груду песка. Строительные работы продолжаются и внутри дома, но это не мешает Марине и Антону сосредоточиться на искусстве и творить вдали от городской суеты.

— Для нас дизайн — это ТЗ, заказчики, условия. Несмотря на то что профессия творческая, творчества в ней не хватает. Там четкие границы, а у художника нет начальника, который скажет, что тебе делать, ты сам принимаешь решение. Я стала писать картины, потому что мне не хватало соприкосновения с материалом. Рабочий инструмент дизайнера — это ноутбук, а не краски с кистями, и я искала способы, как вернуться и пощупать реальность, — рассказывает девушка.

«На белорусских выставках реальных покупателей я не видела»

Работы Марины выставлены в нескольких галереях Минска, куда она их отдала и забыла. По ее мнению, работы художников в белорусских галереях особо не продаются. Во-первых, выставки помогают людям узнать об авторе и его работах. Это шанс заявить о себе и показать свой стиль, который потом могут запомнить и обратиться к тебе напрямую. Во-вторых, выставки — это опыт и обратная связь. И наконец, только там формируется репутация художника.

— К рынку современного искусства люди готовы больше, чем сами галереи, — считает Антон.

— Как мне кажется, галереи не заинтересованы в том, чтобы продвигать современных авторов. Почему, не знаю. Не хватает именно персонала, так как на нем все строится. По-моему, администрация считает, что делает большое одолжение, когда берет на выставку работы художника. Предполагаю, им важно собрать деньги за счет билетов, и все. Насколько мне известно, в стране в принципе нет арт-дилеров. Художник же не должен продавать себя сам, он создает произведение, — подхватывает Марина.

«Поиск смыслов», 2021 год

Вообще, ребята делают картины как на заказ, так и по велению души. Первый вариант скорее для заработка, второй — для чего-то большего. Цена работы зависит от ее сложности, материалов, идеи и начинается от $300. Есть картины, которые они пишут год-два и продолжают, как только приходит вдохновение. Ну а то, что делается на заказ, пишется гораздо быстрее — около месяца. Последний арт-объект, который приобрел в свою частную коллекцию Филипп Киркоров, и вовсе сделали за семь дней.

— Работа называлась «Ускользающая красота», мы ее делали в 2023 году. Идея заключалась в том, что искусство рождается на наших глазах, и это неконтролируемый процесс. Для этого мы сделали ледяную скульптуру, которая постепенно превращалась в картину. Процесс плавления — это и есть главное событие: по мере того как туфелька тает, на свет появляются краски, создавая непредсказуемый результат, — рассказывает девушка.

— На создание работы у нас было семь дней, не успеем — пролетаем с выставкой, — продолжает парень. — Не было вообще ничего: ни модели, ни формы — только концепция. Одна печать модели на 3D-принтере заняла четыре дня. Но кое-как справились. Выставка проходила в Минске, и мы каждый день туда ездили, тратили деньги на дорогу, замораживали форму, заранее изучив, как ее, собственно, морозить без пузырей и помутнений. Таял лед около двух часов, но люди толпой не стояли: приходили в начале и в конце. Созерцали процесс лишь единицы.

— В мае 2024 года с этой работой мы прошли на московскую выставку «Искусство и деньги» — без связей и финансовых вложений. Изначально ехать не хотели, потому что нужно было переделать форму, но все же решились, — говорит Марина. — Там ее у нас и купил Киркоров. Конечно, мы были в шоке. На оформление сделки ушло два месяца. Цена для Филиппа Бедросовича не изменилась по сравнению с той, что мы ставили изначально. Она была такой, чтобы купить работу мог любой желающий. Но мы ее не разглашаем, так как это конфиденциально. Еще и галерея берет 50% от продажи.

Мне бы хотелось, чтобы люди, глядя на наши работы, не смотрели на цену. Это не сумка или туфли.

— Как продается такое искусство?

— Бытует мнение, что художник должен быть бедным. Это в корне неверно. К современному искусству нужен подход, не каждый его понимает. Смотришь: ну ерунда. А когда автор рассказывает концепцию, начинаешь понимать, что к чему. Оно отличается от кинематографа, музыки, живописи, тут немного нужно войти в курс дела. Это не бытовая жизнь, не работа, а что-то иное.

Если художник востребован и имеет имя, репутацию, работа у него будет всегда, заказ за заказом. Но начинающему не стоит рассчитывать на то, что к нему сразу придут клиенты. Нужно работать над именем и популярностью. Для формирования личного бренда нужно минимум лет 10. Если ты не готов пиариться, вести соцсети, коммуницировать с людьми и заказчиками, то, увы, так и останешься никем. Да, мир жесток.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от MARART•Дизайнер-художник (@mara_a.r.t)

— Цену определяете, как говорят, из головы?

— Регулирования тут не существует. Вы можете взять холст, нарисовать на нем точку, поставить ценник в миллион долларов, и если кто-то ее у вас купит, значит, она столько и стоит. Смысл в том, чтобы кто-то заплатил. Работы продаются по-разному, некоторые лежат годами. Мне кажется, в этом деле умение продавать будет даже важнее, чем умение рисовать. Только будьте готовы к тому, что продавать придется идею. Если возвращаться к точке, то нужно будет обосновать, почему важны место, где ее поставили, цвет, форма и так далее. За любой работой стоит глубокое понимание, и если его нет, то и ценности никакой не будет, — рассказывает Антон.

Будущие шедевры: биткоин в стразах и Скрудж Макдак

Марина сосредоточилась на темах, связанных с мотивацией к достатку, успеху и лидерству. Тут есть и панно с биткоином, и Скрудж в Adidas. Все это расположено на деревянном полу, рядом со стопкой стройматериалов.

В будущем Марина планирует создать серию матрешек с логотипами популярных модных домов. По словам девушки, жить только современным искусством и кормиться за его счет невозможно без раскрученного имени. Его формированием она и планирует заниматься.

— Куча проектов, присутствует выгорание, когда сидишь и уже тошнит от работы. В такие моменты помогает ИИ: просто прописал промт — и получил готовый результат. Также от выгорания спасает банальный отдых, хороший сон и путешествия. Черпаю вдохновение из Pinterest. Есть лайфхак, который помогает мне творить бесконечно. В любой работе есть три составляющие: назначение, идея и стилистика. Просто меняешь одну из них, и на выходе всегда получается что-то новое, — уверена Марина.

«20% бюджета выделяем на саморазвитие»

Для работы нашим героям необходим целый ряд расходников. В первую очередь это краски — масляные, акриловые и акварельные — в количестве 10—12 цветов. Также необходимы кисти — как основные, так и дополнительные — для работы с мелкими деталями или текстурами. Нужны холсты на подрамниках среднего и большого размера, бумага для акварели, а также грунт и разбавители для подготовки поверхности и работы с красками. Кроме того, в список входят карандаши, палитра для смешивания красок, лак для финишной обработки, а также различные мелочи, такие как скотч, ластики, точилки и мастихины. В общей сложности ежемесячные расходы на все эти материалы могут составлять от 220 до 385 рублей.

— Если художник будет ставить рамки (дорогие краски, холст), то он никогда работу не сделает. Если грамотно расходовать бюджет, процентов 20% можно выделить на саморазвитие. Мы живем один раз, и зацикливаться только на бытовых моментах неправильно, — говорит Антон.

Матусевичи строят амбициозные планы на будущее. Марина собирается начать проводить лекции, где будет делиться своим опытом и знаниями с другими художниками, а также активно работать над новыми произведениями. Антон поддерживает жену в ее стремлении. И оба мечтают через год завести ребенка. Их цель — постепенно уйти от работы в дизайне и полностью посвятить себя искусству. Марина говорит, сейчас активно работает над созданием собственного бренда одежды.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by