Спецпроект

«Нас копируют даже в Китае». В этих бизнесах жесткая конкуренция, но они все равно попробовали

20 августа 2024 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Обложка: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Нас копируют даже в Китае». В этих бизнесах жесткая конкуренция, но они все равно попробовали

Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Обложка: Максим Тарналицкий
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Продолжаем рассказывать об интересных бизнесах из разных частей Беларуси. Но с интерактивом: за понравившуюся историю из цикла «Свое дело. Новый сезон» можно проголосовать. В совместном с «Альфа Банком» проекте мы собрали рекомендации читателей Onlíner об их любимых локальных предпринимателях в обмен на классные призы, а затем выбрали по два бизнеса из каждой области. Мы уже выпустили материал с Брестчины, сейчас на очереди Витебский регион.

В конце каждого текста именно вы, наши читатели, голосованием выберете, чья история и концепция бизнеса откликнулась вам больше. Таким образом мы определим шесть предпринимателей-финалистов — по одному из каждой области, а в ноябре объявим голосование за победителя всего проекта. Он получит приз — 10 000 рублей на развитие бизнеса и сертификат на годовое обслуживание в «Альфа Банке». Подробные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.

В этом выпуске вас ждут два совсем разных по своей сути, но похожих по уровню продуманности каждой детали бизнеса. На этот раз в битве за ваш голос сошлись деревянные мозаики с природными мотивами из Витебска и нижнее белье ручной работы из Орши.

Витебск, деревянные пазлы Touch Wood: «В Беларуси у нас не было ни одного конкурента»

Эта история могла бы красиво начаться с того, что руководитель мастерской, Никита, с самого детства просто обожал собирать мозаику. Но это неправда. На самом деле к этому развлечению тогда еще маленький мальчик был абсолютно равнодушен. Тем неожиданнее оказался выбор проекта, которым молодой человек, уже повзрослев, занимается последние пять лет.

Учеба на экономиста тоже никак не намекала на будущий бизнес. Однако в какой-то момент Никита попал на работу в студию лазерной резки — был там оператором станка. Со временем подумал: почему бы не попробовать открыть собственную мастерскую? Купил станок, снял помещение (офис, кстати, уже много лет находится именно там, на первоначальном месте) и стал развивать свое дело. Производил то, что уже хорошо умел: шкатулки, коробки, календари и другие сувениры из дерева — для корпоративных заказчиков.

Все изменила случайная реклама в интернете. На глаза Никите попались деревянные пазлы, которые делала иностранная компания. Идея понравилась, но хотелось ее докрутить, добавив родного колорита. Так возникла коллекция, посвященная белорусским животным из Красной книги.

Самым первым пазлом стал зубр — символ Беларуси. Спойлер: это до сих пор самая продаваемая мозаика бренда. Вместе с ней появились филин и рысь, которые вышли на рынок сразу после зубра. После краснокнижных были и другие животные, а затем и работы совсем другой тематики. Подробнее рассмотрим их в мастерской.

Довольно быстро Никита перестал брать любые другие заказы и стал посвящать все свое время только пазлам. На тот момент в Беларуси не было больше ни одного производителя деревянных мозаик. С одной стороны, это значило отсутствие конкуренции, а с другой — что будущим покупателям абсолютно ничего не известно о новом продукте.

Чтобы не дать себе заскучать, на рынок бренд выпустили в самый топовый сезон — перед новогодними праздниками. Времени тестировать разные гипотезы продвижения уже не было, оставалось только очень много работать. Впервые Touch Wood заявили о себе в группе во «ВКонтакте», потом подключился Instagram — из него и сейчас приходит немало заказов. Задействовали, конечно, и маркетплейсы. Пробовали даже выходить на американский рынок, но не сложилось, и об этом сейчас напоминают только надписи на коробках на английском языке.

Никита скромно признается, что не только занимается организацией всех процессов, но и сам рисует макеты всех будущих мозаик. Причем векторной графике он научился самостоятельно с нуля. До этого его последним соприкосновением с творчеством был художественный кружок в далеком детстве. Сначала было непросто: долго не мог определиться со стилем. Но в итоге решил придерживаться реализма, просто в ярких цветах.

Хоть в бизнесе уже задействованы и наемные сотрудники, Никита до сих пор при необходимости может сам выполнить любую работу. И все срочные задачи «сегодня на вчера» он по привычке берет на себя. На вопрос, напоминает ли хоть чем-то его рабочий график 9—18 и 5/2, отшучивается, но признает: работать приходится много.

Самое время перейти к цифрам. Уточняем: с каким минимальным бюджетом можно начинать такое дело?

Владелец бизнеса говорит, что, по самым скромным подсчетам, нужны вложения от $10 тыс. в эквиваленте.

Так, только стоимость б/у станка для лазерной резки составляет $6000. Сейчас, кстати, таких на производстве уже два.

Никита рассказывает, что до сих пор один из самых сложных этапов работы — это поиск подходящей древесины.

— Заказываешь материалы, и каждый раз это лотерея. То брак приедет, то что-то совсем другое. И даже если, казалось бы, нашел надежного поставщика, следующая партия может прийти уже плохого качества. А в нашей работе это принципиально важно: необходима хорошая фанера. Потому что детальки очень маленькие, много реза. Если брать менее качественный материал, то лазер его попросту не будет пропиливать. И тогда вся остальная работа потеряет смысл.

Как и другие бизнесы, специализирующиеся на подарках (понятно, что мозаику можно купить и себе любимому, но чаще такие вещи все же дарят), в Touch Wood готовят сани летом. Точнее, производят мозаики с большим запасом к декабрю. В прошлом новогоднем сезоне продали около 5 тыс. штук. Сейчас в стадии финальной доработки эскиз змеи — символа следующего года.

Накануне 2024-го настоящим хитом продаж стал дракон. Кстати, к нему прилагалось письмо на белорусском языке с историей про цмока — в отзывах покупатели часто обращали на это внимание. До этого был «Калядны трус», который тоже умилил белорусов.

Никита называет отсылку к белорусской природе и культуре одной из основ бренда. Значительная часть более универсальных по тематике пазлов продается и в России.

— Изначально мы думали, что пазлы будут покупать для детей. Но ошиблись: кажется, соотношение в лучшем случае 50 на 50, — улыбается Никита.

Тем не менее детскую аудиторию бренд все равно планирует завоевывать. Совсем недавно выпустили пазлы для малышей «Бабушкин сад» и «Дедушкин огород». Еще одна дань молодежной моде — пазлы с Хагги Вагги и Уэнсдей.

Кстати, мозаику могут сделать и по индивидуальному заказу, но тиражом не менее 50 штук. Недавно, например, «Витебские ковры» заказывали пазлы с принтами, как несложно догадаться, своих ковров на подарки партнерам. Из-за повторяющихся узоров, смеется Никита, получилась та еще головоломка.

Есть редкий пазл — василек. Его можно купить только во время «Славянского базара» в Витебске, где Touch Wood выставляет свою точку продаж. Примечательна не только форма самой мозаики, но и детали — среди них можно рассмотреть достопримечательности фестивального города.

В ближайшее время Touch Wood планирует выпустить новинку — коллекцию, посвященную семи чудесам света. Эти пазлы будут больше остальных — формата A3. Уже готов Колосс Родосский.

Все пазлы можно хранить после сборки, у производителей все предусмотрено. Есть настольные подставки из оргстекла, а также специальная пленка, которая клеится на стену.

В момент запуска бренда конкурентов на белорусском рынке не было, а как дела с этим обстоят сейчас?

— Деревянных мозаик очень много. Есть и те, что гораздо дешевле наших, но они объективно плохого качества. Несколько раз мы видели полный плагиат наших иллюстраций на китайских сайтах. Но с этим мы даже не пытались бороться: бесполезно. Копируют и по мелочам: то полностью упаковку повторят, то какие-то отдельные элементы.

В среднем пазл собирается за три-четыре часа и стоит чуть более 60 рублей. Никита, кстати, без проблем собирает свои пазлы даже с обратной стороны: руки автора помнят свое произведение в деталях.

Орша, нижнее белье ручной работы Bretel’ka: «На момент создания бренда я была практически ноль в шитье — и точно такой же ноль в бизнесе»

История основательницы бренда белья Bretel’ka Татьяны чем-то похожа на путь нашего предыдущего героя: на протяжении большей части своей жизни они не проявляли абсолютно никакого интереса к тому, чем теперь занялись всерьез и надолго. У Тани не то что специального швейного образования не было, она вообще не умела шить, даже в школе напрочь игнорировала уроки труда.

Но в один день осознала, что хочет создавать женское белье.

По основной профессии Татьяна — медсестра. Но она успела попробовать себя в самых разных сферах — от пения и спорта до мыловарения. А потом заболела шитьем — и сразу решила погружаться в эту сферу основательно: пошла на вечерние обучение в колледж. Там, вспоминает, преподаватели со скепсисом отнеслись к ее идее заниматься именно нижним бельем. Да и сама образовательная программа оказалась не слишком подходящей: тому, что действительно интересовало будущую швею, не учили. Тем не менее диплом Татьяна получила и начала искать более узкоспециализированные курсы.

Нашла. Но тут в историю вмешались личные обстоятельства: Татьяна узнала о беременности. Протекала она тяжело: долго мучил токсикоз, из-за проблем со здоровьем приходилось несколько раз лежать в больнице. Но девушка продолжала держать в голове мысль о своем маленьком деле. И решила, несмотря ни на что, все же пройти курсы в Минске.

На тот момент у Тани даже не было собственной швейной машинки. О подходящих тканях она тем более ничего не знала.

— На курсах были те, кто уже умел хорошо шить. И буквально через несколько занятий они начали создавать свои комплекты. А я каждую строчку вела максимально медленно. Конечно, иногда расстраивалась: ну почему не получается с первого раза?! — смеется наша героиня. — Но я не сдавалась.

Не сложно научиться шить. Думаю, на это способен каждый. Сложно искренне полюбить это занятие.

Дальше события развивались стремительно: Татьяна создала аккаунт будущего бренда в Instagram, отсняла комплекты, которые успела сделать на курсах, и начала работать с заказами. Положительный отклик на первые попытки приятно удивляет мастера до сих пор. Постоянные клиенты появились за пару месяцев.

— Когда родила, взяла перерыв буквально на неделю — и только от самого шитья. В роддоме вела переписки в директе, а в день выписки уже снимала мерки с клиентки.

Объяснить, почему такую страсть в ней вызвало именно нижнее белье, Татьяна не может. До этого, говорит, никак не выделяла его среди других предметов одежды.

— Просто загорелась, других объяснений у меня нет, — разводит руками героиня.

Она не отрицает, что на создание белья ручной работы сейчас есть определенный тренд — в этом бизнесе пробуют себя многие.

— Девушки поняли, что освоить это вполне может каждая. И главное, что есть спрос. Мы обсуждали эту тему с подругами: по качеству белье даже от самых известных брендов массмаркета не идет ни в какое сравнение с бельем ручной работы. И это мы еще не берем в расчет удобство: что может быть лучше вещи, сшитой по твоим индивидуальным меркам?

Пока Татьяна шьет белье только под заказ. Купить готовый комплект тоже, в принципе, можно, но только если он шился специально для фотосессии или это пробная модель. Но планы у предпринимательницы амбициозные: расширить штат и открыть собственное ателье, которое станет узнаваемым местом в городе. И это вовсе не далекое будущее.

По признанию швеи, ее клиентки — это не только жительницы Орши и даже не только жительницы Беларуси: при подробной инструкции правильно снять мерки можно и самостоятельно в любой точке мира. Как можно и отправить готовое изделие куда угодно. Но у офлайновой работы в Орше есть свой плюс: по словам мастера, в городе у нее пока нет ни одной конкурентки.

Средняя цена комплекта — 90 рублей. Есть базовые модели за 75 рублей, самый дорогой на данный момент стоит 160. Не так давно Татьяна выпустила еще и коллекцию пижам — во время нашего интервью она, кстати, в одной из них. Постепенно ассортимент бренда расширяется: предпринимательница ищет варианты, что можно запустить в более массовое производство.

Удивляемся, как мама маленького ребенка находит время на собственный бизнес.

Татьяна объясняет: четкого рабочего графика у нее нет. Она шьет всегда, когда есть свободная минута: ребенок спит или им занимается муж. Что важно, девушка никогда не садится за работу в подавленном настроении или в плохом самочувствии: считает, что белье должно нести положительные эмоции. В таких условиях у нее получается выполнить 25—30 заказов за месяц, притом что на один комплект уходит от трех до шести часов. Пока Татьяна работает на кухне, но они с мужем уже начали переоборудовать под ее рабочий кабинет балкон.

В ближайших планах Тани — пройти обучение по созданию белья плюс-сайз (пока максимальный размер — 85E и 52—54 по бедрам) и шитью купальников. Это отдельная серьезная сфера с совершенно другими технологиями, но первую коллекцию предпринимательница планирует выпустить уже к следующему лету.

На протяжении всего разговора Татьяна не раз повторяет, что ее бренд существует во многом благодаря поддержке мужа. Когда она поделилась с близкими желанием учиться шитью, он был единственным, кто ее поддержал. Хотя сейчас, смеется девушка, все родные утверждают, что очень ею гордятся и всегда в нее верили.

Кстати, именно муж подбивает Татьяну закупать еще больше новых нестандартных тканей — чтобы угодить вкусу даже самой требовательной клиентки. Бо́льшую часть тканей и других материалов заказывают из России, на закупки уходит около 400 рублей в месяц.

— На момент создания бренда я была практически ноль в шитье — и точно такой же ноль в бизнесе. Мне на курсах подсказали, какую машинку лучше купить и с чего вообще начинать. Б/у модель стоила 700 рублей, минимальный набор для шитья — еще 300. Можно взять самую простую ткань и, вложив 1000 рублей, пробовать создать первый комплект. Остальное — дело упорства и удачи.

Кстати, первое время после создания аккаунта в Instagram Татьяна не выходила к аудитории «говорящей головой» и не появлялась в роликах. Как только показала себя и стала общаться вживую, уровень доверия, говорит, ощутимо повысился. Но реализовываться девушке хочется не только в соцсетях, но и офлайн: в марте Татьяна вместе с организаторами провела первый показ нижнего белья в Орше — модели демонстрировали свадебную коллекцию. До этого в городе не было подобных мероприятий, но, вероятно, будут еще: мастер планирует сделать показы ежегодной традицией.

Напоследок спрашиваем: что самое сложное в таком легком и воздушном (на первый взгляд) бизнесе?

— Не буду оригинальной: самое сложное — это не выгореть и продолжать верить в себя. Когда я только начинала, были негативные отзывы. Комплект то не подходил, то не нравился. Я очень старалась, вкладывала душу, но все равно не получалось. И тогда я единственный раз подумала, что, наверное, это не мое. А потом остыла и поняла: я же люблю это дело, как я буду без него? И взяла себя в руки.

На самом деле, если бы мне два года назад сказали, что я буду шить нижнее белье, я бы ни за что на свете не поверила. Но сейчас понимаю: скорее всего, это и есть дело всей моей жизни.


Отдать голос за бизнес, который выйдет в финал конкурса, можно было в августе. Сейчас голосование остановлено. Ниже вы можете увидеть его результаты.


Партнер проекта — ЗАО «Альфа-Банк

«Альфа Банк» поддерживает бизнес и предпринимателей в Беларуси. Ты с нами?

Хочешь начать или реорганизовать бизнес? Услуга «Безопасный переход» поможет со всем, что нужно, — от подготовки документов для регистрации до подключения бесплатного пакета услуг для твоего бизнеса.

Стартуй свое дело с «Альфа Банком», читай телеграм-канал, в котором о бизнесе пишут интересно, и все получится!

Спецпроект подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа-Банк», УНП 101541947.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by