28 233
26 августа 2024 в 8:00
Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

«В 46 лет начала бить татуировки». Хорошо зарабатывала в деревне, но решила все поменять

Автор: Тарас Щирый. Фото: Максим Малиновский

В зрелом возрасте променять денежную работу на новое дело — для кого-то эта идея покажется авантюрой и настоящим безрассудством, но только не для нашей героини. Елена Баран живет в агрогородке Островки Несвижского района. Долгое время она работала ветврачом, осеменатором на молочно-товарной ферме, зарабатывала хорошие деньги. Но в какой-то момент женщина решила сменить сферу и стала тату-мастером. Елена уволилась и открыла свою маленькую студию в поселке Городея. Журналисты Onlíner съездили в гости и узнали, почему женщина пошла на серьезные изменения в своей жизни, как относятся к ее новой профессии соседи по деревне и сколько она хочет зарабатывать на татуировках.

«В 15 лет профессию выбирать не стоит»

Елена подъезжает к зданию старой конторы в поселке Городея на самокате, тормозит у самого входа и паркует свой транспорт в просторном фойе. Под студию, получившую название Ram Tattoo, она арендовала небольшое помещение на втором этаже, рядом с бьюти-студией под сладкой вывеской «Сахарная». Теперь здесь ее личный кабинет. Пять лет назад она даже не задумывалась о таких переменах. Но прошло время, и все в жизни изменилось.

Елена родилась в Брагине Гомельской области. Правда, долго там не прожила: родители, находя новую работу, часто меняли место жительства. Восьмой класс наша героиня окончила в деревне Заостровечье Клецкого района. Оттуда и поступила в техникум.

— Я очень любила рисовать и даже сейчас могу за пять минут с легкостью сделать набросок лошади. Но рисование казалось мне чем-то несерьезным, да и рядом не было места, куда можно было бы поступить по этой специальности. Тогда я думала, что сначала отучусь в техникуме, затем в вузе и буду лечить лошадей. Я их очень любила. В итоге поступила в Ляховичский ветеринарный техникум на ветеринарию и связала жизнь с работой в колхозе. Но мне все-таки нужно было поступать туда, где рисуют.

В 15 лет профессию выбирать не стоит. Однако это я поняла только после 45.

«На ферме так прокачала плечи, как будто в спортзал ходила»

Елена рассказывает, что дважды была замужем, родила четырех сыновей, а в Островки переехала после второго развода.

— Когда люди узнают, что у меня два сына-айтишника, третий — дальнобойщик, а самый младший учится на IT, сразу говорят: «Мама обеспечила себе старость», — смеется женщина. — Но вернемся к теме разговора. Я, как и мои родители, тоже неплохо покаталась по Беларуси: в разное время жила в Копыльском, Клецком и Ганцевичском районах. После второго развода, лет восемь назад, решила подыскать себе новое место. К тому моменту я работала школьным сторожем в Бучатино под Копылем и твердо для себя решила: пора отсюда уезжать.

Получив на бирже труда список, я начала прозванивать предприятия и организации. Искала рабочее место с жильем, и в итоге мне предложили приехать на молочно-товарную ферму «Макаши». Это, кстати, первое место в Беларуси, где коров начали доить роботы. Когда оказалась здесь, поняла, что место хорошее. Мне предоставили дом в Островках.

 В школе у меня была зарплата 300 рублей, а здесь — 700. И это при том, что я работала с семи до двенадцати часов утром и с шести до восьми или девяти вечером. Все как я хотела. В дальнейшем зарплата только росла.

— А что входило в ваши обязанности? — уточняю у собеседницы.

— Я была осеменатором — выполняла обязанности быка для коровы. Ты рукой фиксируешь шейку матки и шприцем ее осеменяешь. А корова брыкается, сопротивляется: ей же непонятно, что происходит. Так что физически работа была непростая. Из-за нагрузок я так подкачала плечи, словно в спортзал ходила. Ну, и спину еще немного «посадила».

«Наша бывшая доярка сделала аж три татуировки!»

Елена говорит, что к своей работе на ферме относилась с уважением. Это занятие приносило ей хорошие деньги. В какой-то момент женщина стала зарабатывать больше 2 тыс. рублей. Но прошло время, и, как признается собеседница, ей стало скучно, захотелось перемен. Елена продолжала работать на ферме, но начала всерьез задумываться о том, где еще можно проявить себя.

— Мне показалось, что я переросла свою работу. И я начала размышлять над новой деятельностью, которая в перспективе сможет приносить деньги. Поначалу реально размышляла над тем, а не пойти ли мне в IT. Но старший сын Валера (он, кстати, сам работал в колхозе, после чего пошел в айтишники) начал отговаривать: «Мама, зачем тебе это? Ты любишь рисовать, так иди бить татуировки». А я же тогда о них ничего не знала. Да, видела, что молодежь носит тату, но они у меня ассоциировались с какими-то маргиналами. Тогда я полезла искать информацию в интернете — и провалилась туда на полгода, так мне стало интересно. Изучая тату, я попала на YouTube-канал хорошего мастера, и он в одном из своих видео сказал: «Ребята, меня никто вообще не учил. Бить татуировки я научился самостоятельно».

Вот эти слова и побудили к действию. Я составила конспект, изучила, какие бывают иголки, и купила себе машинку.

На Новый, 2020-й год старший сын подарил матери набор начинающего татуировщика, и она принялась тренироваться. Первые пробы женщина проводила на искусственной коже, а затем перешла на своих детей.

— Мои ранние татуировки — это просто жесть! — смеется Елена. — Первую делала старшему сыну. Место под тату в виде знака из аниме он выбрал на ноге, у щиколотки. Было болезненно, но он стерпел. Линия получилась раз в пять тоньше, чем планировалось, и мне потом пришлось ее доводить. Но ему понравилось. Потом сделала другому сыну, его девушке, и так пошло-поехало. Чуть позже я окончила специализированные курсы в Минске.

Поначалу было страшно, но я знала, что у меня получится. Училась, как говорится, методом тыка. Плюс помогла машинка. Она у меня мощная, и что-то начало более-менее получаться.

На такое увлечение нашей героини в Островках отреагировали позитивно, хотя Елена ожидала совершенно другую реакцию.

— Я ждала разговоров в духе «Ты сдурела?», но вышло совершенно иначе. 95% тех, с кем я общалась, были в восторге, даже люди старше меня. Наша бывшая доярка сделала себе аж три татуировки: двух котиков и рыбку — она по знаку зодиака рыбы. Моя подружка в январе уходит на пенсию и сказала, что тоже хочет себе тату. Хотя поначалу она была категорически против. Она родом из Казахстана, а в ее регионе, как она рассказывала, некоторые считают: раз на девушке татуировка, значит, она либо сидела, либо непонятно кто.

Несколько лет Елена просто оттачивала свои навыки, но в прошлом году всерьез задумалась о собственной студии. Уверенность в нее вселил мастер из Несвижа. Он рассказал женщине, что буквально за три месяца отбил свои вложения в маленькую студию.

— Я подумала, что ездить в Несвиж мне будет далековато, поэтому остановилась на Городее. По поводу помещения звонила и в сельсовет, и на вокзал, и по местным предприятиям, но информацию о том, что сдается кабинет в бывшей конторе, нашла в районной газете. В итоге я его посмотрела (оно было в хорошем состоянии), и мне надо было лишь сорвать обои и покрасить стены. Арендовала я его еще в октябре 2023 года, но долгое время ничего здесь толком не делала. А в апреле 2024-го я уволилась с фермы и оформила на себя ИП.

Было ли мне сложно? Только поначалу, когда пыталась разобраться в тонкостях налогообложения. Но потом я заказала консультацию у бухгалтера, и она мне все четко объяснила. А зарегистрировать ИП в Несвиже оказалось несложно, я справилась со всем в течение недели.

Если к увлечению тату многие односельчане отнеслись спокойно, то вот увольнение с фермы поняли далеко не все. По мнению Елены, соседи не понимали, как можно с хорошей денежной работы уйти в никуда.

Сколько Елена потратила на запуск бизнеса?

Женщина считает, что уложилась в несколько тысяч долларов. На мебель она потратила порядка тысячи рублей, за машинку отдала около $260, аренда помещения обходится более чем в 100 рублей в месяц. Но самая затратная часть, по ее мнению, — это мастер-классы. За один из них она заплатила 1,5 тыс. рублей.

— На самом деле, людям нужно выходить за рамки, которые мы выстраиваем сами перед собой, — размышляет тату-мастер. — И мы реально можем осуществить многое из того, что представляем в своей голове. Но в деревне так думают не все. Некоторые даже не представляют, что можно жить по-другому. Как-то после увольнения меня встретила знакомая и спросила: «Как ты, Лена?» Ответила, что если бы ушла раньше, то, может, уже и клиентов было бы побольше.

Она посмотрела на меня с удивлением. Женщина просто не понимала, что в деревне можно уйти с фермы и попробовать себя в чем-то еще.

«Татуировки на интимных местах точно делать не буду»

К своему творчеству Елена относится самокритично и не без самоиронии вспоминает о «косяках». Одной девушке она даже предлагала перебить тату. Однако клиентке татуировка так понравилась, что она отказалась от изменений.

Елена любит делать черно-белую графику и небольшие татуировки. В качестве примера показывает нам работу в популярной стилистике «Маленького принца».

— Девушки как раз таки любят маленькие рисунки. Да и от больших я устаю, — признается Елена.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Тату Городея Несвиж Барановичи Столбцы (@ram_tattoo_o)

— А какие татуировки вы точно делать не станете?

— Цветные, так как пока не умею с ними работать. Ну и точно не буду делать татуировки на интимных местах. Если только девушкам на ягодицах. Еще мне грустно от того, что люди часто хотят не очень красивую татуировку или слишком простую.

Но, может, для них этот рисунок что-то значит? А кто я такая, чтобы им запрещать?

Сейчас Елена пытается прокачать свой Instagram: устраивает среди подписчиков розыгрыши и пытается увеличить число фолловеров. По поводу денег она пока не беспокоится. Говорит, что может еще полгода спокойно прожить на сбережения.

— Сколько бы я хотела зарабатывать? Если будет выходить половина от того, что имела на ферме, то буду довольна, — откровенничает Елена. — А так пока могу пожить на свою заначку, которая осталась от прежней работы. На полгода я еще точно могу расслабиться.

Какие планы? Ради практики Елена хотела бы поработать в тату-салоне в Барановичах или Минске.

— Буду согласна даже на небольшие деньги. Все-таки, когда ты находишься в большом городе, ты ходишь на мастер-классы, постоянно общаешься с коллегами, узнаешь что-то новое. Кроме того, можно нарастить базу клиентов, и, что немаловажно, ты набиваешь руку, получаешь опыт, которого не хватает в небольших городах.

— А вы не думаете, что вам надоест и вы захотите вернуться на ферму?

— Если не получится с татуировками, попытаюсь вернуться на ферму. Но пока хочу попробовать что-то новое для себя.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by