39 259
31 августа 2024 в 8:00
Автор: Антон Коляго. Фото: Влад Борисевич
Спецпроект

«Нарисованные звуки „бдыщ“, „бабах“ и „тра-та-та“ — наша работа». Семейная пара превратила увлечение комиксами в профессию

Автор: Антон Коляго. Фото: Влад Борисевич
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

В обычной квартире в одном из спальных районов Минска без перерыва разносятся странные звуки: «хрясь», «бдыщ», «тра-та-та». К счастью, никто из соседей их не слышит, да и не сможет, даже если постарается, — просто потому, что вся эта насыщенная какофония разворачивается исключительно на страницах комиксов. Над художественным оформлением, которое позволяет во всех красках передать рисованный экшен, трудится офицер в отставке Дмитрий Бесперстов. На данный момент это его единственная постоянная работа, в которую переросло увлечение длиной в 30 лет. В какой-то момент комиксы даже стали семейным делом: версткой рисованных книг про известных всем супергероев, фантастических существ и исторических персонажей занимается и его супруга Ирина. В проекте с платежной системой Белкарт «Коллекционирует комиксы — и счастлив» зашли в гости к семейной паре, рассмотрели их богатую библиотеку комиксов и подробнее узнали о необычной профессии.

Прямо сейчас коллекция, которая находится дома у Дмитрия и Ирины, занимает большой стеллаж на 16 ячеек. Кое-что из книг уместилось на отдельных полках, там же красуется собрание дисков с кинофантастикой. А за всем этим гиковским оазисом в обычной двушке спокойно наблюдают статуи персонажей аниме и фэнтези. Сколько всего комиксов в наличии? Пара давно не ведет счет, но навскидку, учитывая то, что в некоторых ячейках тома размещены в два слоя, их больше 300.

Звучит уже внушительно, но и это далеко не все.

— Еще примерно столько же книг у нас осталось в Новосибирске. Правда, после Нового года начали многое распродавать, — рассказывает Ирина. — На что-то уже не хватает места, а что-то непонятно как сюда перевозить. Да и просто не хочется, чтобы квартира превратилась в складское помещение. Оставляем только самые ценные экземпляры, то, что захочется со временем перечитать, ну, и комиксы, на которые будем ориентироваться в работе. Всего продали больше сотни томиков точно — одних «ашетов» было около 50 (официальная серия комиксов Marvel, которую на русском языке выпускало издательство «Ашетт Коллекция»; всего «ашетов» первой волны было издано 156 томов. — Прим. Onlíner).

— «Звездные войны» вот тоже продаю понемногу, — добавляет Дмитрий. — Посмотрел, прикинул: все равно я эту серию не закончу — элементарно потому, что она уже пропала из продажи. Решил, что все, пора успокаиваться. Захочется когда-нибудь — соберу заново в оригинале. Не люблю я все-таки, когда из-за коллекции в квартире нет воздуха — не важно, книги это или не книги, дорогие они или нет.

Видеосалоны, белорусские комиксы и офицер-отаку

Новосибирск — родина Ирины, там супруги и познакомились. Дмитрий попал в российский город подростком в 1994 году: отец коллекционера служил офицером в ракетных войсках, после распада СССР был перераспределен в Сибирь. До этого семья жила в Поставах, где у Дмитрия и закрутилась любовь с жанром фантастики — как у многих детей 1980-х, через походы в видеосалоны.

— В те же годы в газетных киосках начали появляться первые белорусские комиксы: «Черный лабиринт», «Дзе жылі бурсонікi», «Дзуррай». Они выходили гигантскими тиражами — по 150 тыс. экземпляров, сейчас никто такое представить себе не может — и местами были совсем не детскими: в том же «Черном лабиринте» хватало жести. Это меня и зацепило. К тому же я уже тогда любил рисовать и поэтому, наверное, с большим удовольствием втянулся во все эти графические истории.

Потом пошла классика — «Черепашки-ниндзя», тоже с детства их большой фанат. А когда переехали в Новосибирск, плотно подсел на все остальное: зачитывался новеллизациями «Звездных войн», «Индианы Джонса», «Парка Юрского периода». Их же начал и коллекционировать.

В середине 1990-х американские комиксы тоже издавались на русском, но из классических марвеловских серий я уважал только «Людей Икс». Все остальное считал чем-то несерьезным. Ну, обычный такой подростковый максимализм: мол, какой-нибудь «Человек-паук» — это для детей, а вот серьезная фантастика — другое дело.

К началу нулевых продажи комиксов на постсоветском пространстве начали постепенно падать, большинство издательств закрылось. Угас интерес и у Дмитрия — к тому же он в то время поступил в институт, стало как-то не до комиксов. Зато через какое-то время в жизни парня появилась манга.

— Аниме, в принципе, я смотрел еще подростком в тех же видеосалонах. А в мангу зашел уже через «Берсерка». Вообще, в те годы много чего хорошего по лицензии выпускали издательства «Эксмо» и «Комикс-Арт», затем подключилась «Азбука», которая издавала достаточно много мрачных вещей. Потом у них же начал выходить «Песочный человек» Нила Геймана, и вот с него как раз у меня опять появился интерес к комиксам.

На тот момент я уже начал более серьезно подходить и к супергероике, и к комиксам в принципе: ориентировался не на персонажей, а на авторов и художников. Оказалось, что в одном цикле, допустим, про того же Бэтмена могут быть и хорошие истории, и середнячки, и что-то совсем кошмарное. Бывает и так, что, например, сюжет ужасный, но рисунок отличный, и наоборот.

В общем, начинающим я до сих пор советую выбирать, что читать, именно по конкретным авторам, а не по героям.

Тогда же я познакомился с франко-бельгийскими комиксами — так называемыми BD. И оказалось, что там именно то, что я люблю: взрослые фантастические сюжеты, огромное количество детективов, исторических романов. Рисунок по классической европейской школе, построение кадра более киношное. Подход к историям абсолютно недетский даже в каком-нибудь «Тинтине», «Смурфиках» или «Астериксе и Обеликсе». BD, пожалуй, стали моей главной любовью в плане комиксов — и остаются ей до сих пор.

Что интересно, новый виток увлечения комиксами у Дмитрия случился, когда он уже отучился в институте и служил по контракту офицером, хотя вроде как книжки с картинками и армия — две параллельные вселенные.

— На самом деле, да. И по большому счету я и начал читать комиксы, чтобы совсем не поехать крышей. В армии я числился кадровиком: побывал и на должности зама, и начальника. Служба, служба, служба — свободного времени практически не было, а какая-то отдушина была нужна. Вот так сначала она появилась в виде фильмов и книг, потом в жизнь снова ворвались комиксы.

На вопрос о том, как к такому нетипичному для военного хобби относились сослуживцы, коллекционер просто машет рукой.

— Мне всегда было без разницы. Хотя это, конечно, в целом очень наболевший вопрос — предвзятое отношение к комиксам, которое до сих пор сохраняется на постсоветском пространстве. И даже многочисленные марвеловские фильмы, на самом деле, не добавили плюсов в карму. У меня лично очень много вопросов и к юмору, и к построению сюжетов: по сравнению с комиксами это небо и земля. Тот же Тор, которого я очень люблю, в оригинале — это суровый викинг, взрослый мужчина, бог, в конце концов. А в кино его сделали каким-то подростком-дурачком, и остальные персонажи вокруг него становятся такими же. Все однобоко, истории переписываются абы как… Нет, есть, конечно, фильмы, которые получились интересными, но по большей части проходняки.

Блиц-интерактив, в котором Дмитрий пытается угадать (или вспомнить) способности малоизвестных героев комиксов

№1 Гамбит

— А, это легко: у него суперспособность — заряжать энергией все, к чему он прикасается. У него были, например, карты или шест — в общем, все, что можно бросить. Кстати, Ченнинг Татум в камео Гамбита в «Дэдпуле и Росомахе» был прекрасен. Надеюсь они снимут наконец сольник.

№2 Парень, отрывающий руку

— Это мемный такой чувак, из DC, кажется? У него буквально способность отрывать себе руку и использовать ее как оружие.

№3 Человек-в-горошек

— О, он был в новом «Отряде самоубийц». Но какая конкретно способность у него, если честно, плохо помню. Зато знаю, что его играет очень крутой актер Давид Дастмалчян. Он тоже, кстати, сам рисует и издает комиксы.

№4 Белкартмен

— Так, ну вот он мне часто на YouTube в рекламе попадается! Визуально сильно напоминает Мистера Фантастика, а вот способности… Не знаю, может быть, что-то связанное с электричеством?

— На самом деле, вы были очень близко. Это Белкартмен, и он следит за безопасностью наших платежей.

— Самая нужная сверхспособность в наше время! Это даже лучше, чем умение летать (смеется).


Партнер проекта — «Белкарт»

«Белкарт» — внутренняя платежная система, которая обеспечивает держателям банковских карточек быстрые и безопасные платежи на всей территории страны. «Белкарт» сегодня — это 7 млн карточек в обращении, мгновенные платежи смартфоном с приложением «Белкарт Pay», выгодные акции и скидки по программе лояльности «Сфера Белкарт».

В этом году «Белкарт» празднует свое 30-летие. По этому поводу платежная система приглашает вас познакомиться со Вселенной Белкарт — миром, где живет команда супергероев, каждый из которых является живым воплощением продуктов платежной системы. Белкартмен, СуперМакс, Пэйбой и Сферочка — команда на страже ваших платежей. С ними покупки легкие, приятные и безопасные!

«Нашел за $15 комикс, который продавали за $250»

Заметной статьей расходов комиксы стали для Дмитрия уже во взрослом возрасте, после 30. Мужчина начал увлекаться фигурками, сидеть на тематических форумах коллекционеров. Говорит, что скупать все подряд цели никогда не было, коллекция оформлялась по уже сложившимся личным предпочтениям: основу составляли все те же фантастика, фэнтези и ужасы, а еще работы любимых авторов — Нила Геймана и Алана Мура. К тому моменту на русском снова активно начали издавать и супергеройские комиксы — Дмитрий в основном собирал серии с самыми мрачными и брутальными ребятами: Росомахой и Бэтменом.

— Покупки комиксов никогда не были сиюминутными тратами, под настроение. Каждый месяц я стабильно прикидывал, ставил в голове галочку: вот столько-то денег могу выделить себе на пополнение коллекции.

В среднем выходило по $150—200 в месяц, если в пересчете на нынешний курс.

Астрономических сумм за особенно редкие экземпляры Дмитрий никогда не выкладывал — ну, если не считать те времена, когда огромными для него были деньги, накопленные со школьных обедов. Наоборот, он вспоминает, что одна из самых эмоциональных покупок по удачному стечению обстоятельств обошлась в полтора десятка раз дешевле, чем многим другим коллекционерам.

— Это был комикс про Конана-варвара, тоже любимейшего персонажа детства. Я тогда собирал серию от Dark Horse, и не хватало одного тома — 7-го из 20. Пока собрался купить, он уже исчез из печати. Зато всплыл на Amazon и eBay — по цене от $250. Кто-то, понятное дело, готов был платить и столько, но для меня это было слишком. Как-то потом, уже давно смирившись, что у меня останется дырка в коллекции, я ковырялся на сайте того же издательства, смотрел, какие у них есть новые комиксы. И что вы думаете? Наткнулся на того самого «Конана» — за $15! Причем это было не переиздание, а они, возможно, откопали какие-то остатки на складе.

Так что совет коллекционерам: не гнаться за ушедшими из тиража томами, скорее всего, их все равно рано или поздно допечатают.

Символично, что благодаря Конану-варвару Дмитрий не только научился не совершать необдуманные траты, но и сделал комиксы своей профессией. Дело в том, что у нас «Конан» от Dark Horse в нулевых не выходил — приходилось через зарубежные площадки и других коллекционеров добывать оригиналы сначала тонких журналов, а потом сборников. Все это Дмитрий мечтал издать на русском. Как именно, вообще не понимал, но начал оформлять локализацию просто для себя, в стол. А когда уволился из армии и встал вопрос, чем заниматься дальше, отправил как портфолио в издательство «Азбука». В итоге увлечение переросло в многолетнее сотрудничество: с 2014 по 2022 год Дмитрий занимался локализацией комиксов DC, пока у издательства не закончились лицензии на них.

— Уже после этого я познакомился с ребятами из независимого издательства «Альпака», с которым работаю сейчас. Забросил им удочку: мол, не хотите ли «Конана» издать? Хотим, говорят. Вот так моя мечта и сбылась. Я полностью занимался художественным оформлением, ретушью, а Ира верстала.

Ирина улыбается:

— Вообще, образование у меня в сфере общественных коммуникаций, работала по этому направлению в издательстве. А однажды Дима такой: «Смотри вон, сколько работы, давай, будешь помогать». На комиксах научилась верстать, и в итоге они стали еще и нашей семейной деятельностью.

«Занимаемся реставрацией старых комиксов»

В чем вообще заключается работа ретушера и художника-оформителя? В основном в локализации звуковых эффектов — тех самых «вж-ж-ж», «ба-бах», «хдыщ», а также всех остальных надписей, шрифтов, логотипов, штампов и десятков прочих мелочей. Иногда зарубежные издатели могут прислать макет, где эти элементы уже разбиты по слоям, — тогда остается только все скрыть и набрать заново русскоязычными шрифтами. Но зачастую надписи интегрированы в рисунок. В таком случае приходится их аккуратно закрашивать, а затем наносить с нуля, идеально попадая в стиль автора, который мог, к примеру, сделать надписи витиевато, от руки, да еще и на акварельном фоне. Все это — долгое, кропотливое занятие, требующее художественного подхода и внимательности к деталям.

— Над одной страницей можно просидеть и целый день. Это в напечатанном виде кажется, что объемы маленькие, а на самом деле незаметных мелочей целая куча, — посвящает в нюансы Дмитрий. — Те же шумы, текстура бумаги, туши — все это нужно повторить, не зацепив остальной рисунок, не убрав ничего лишнего. Еще бывает, что русскоязычные надписи не совпадают с оригинальными по размеру — приходится располагать иначе, все также сохраняя стилистику. В общем, работа трудоемкая и со стороны почти незаметная.

Читатели в основном обращают внимание на перевод, на редактуру. А такие вещи — да, красивые, но есть и есть.

— Особенно тяжело бывает со старыми комиксами, — рассказывает Ирина. — Взять ту же «Болотную тварь», над которой работал Дима. Это семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы — качество по современным меркам хромает. К моменту переиздания может не остаться исходников, авторам приходится работать со сканами собственных работ. Все это растягивается — «мыло» получается страшное. То есть ты еще дополнительно дотягиваешь комикс до приемлемого качества, занимаешься, по сути, реставрацией.

Сейчас семейная пара работает, пожалуй, над самым трудозатратным из своих проектов — большим комиксом про Шерлока Холмса. Он был нарисован от руки еще в девяностые и до сих пор не издан целиком. На русском языке выйдет три тома — это около 8 тыс. страниц.

— Все это нужно привести в божеский вид, — рассказывает Ирина. — Вдобавок сканы попали к нам еще и с желтыми пятнами, то есть дополнительно приходится все зачищать, делать цветокоррекцию, восстанавливать рисунок. Ну и, конечно, подбирать соответствующие шрифты, локализовывать надписи. И так больше тысячи разворотов. Я уже полгода над ним работаю, потом у Димы, наверное, столько же времени займет. Работа, конечно, медитативная, для очень терпеливых. Но мне нравится: сижу себе, делаю, параллельно книжки слушаю.

О том, сколько платят за такую работу издательства, супруги не рассказывают: не позволяют контракты. Дмитрий ограничивается фразой «В общем и целом достаточно».

Гонорары зависят от каждой конкретной книги, объемов и длительности работы. Если комикс без сложных надписей и на руках есть все исходники, то подготовить его к печати реально за несколько дней. В случае с вышеупомянутыми старыми изданиями в такие сроки можно разве что прикинуть, с какой стороны подступиться.

— Можно в один день делать, условно, одну страницу за $20, в другой — целую книгу за $50. Но это я, конечно, очень сильно уменьшил и округлил — просто для понимания разницы.

Сейчас оформление комиксов для пары — полноценная фултайм-работа на удаленке. В свободное время Дмитрий еще занимается созданием собственных обложек. Вот эта, например, представляет собой оммаж на старое фэнтези «Рыжая Соня» со Шварценеггером и была нарисована эксклюзивно для белорусского магазина.

Также художник придумывает стилистику логотипов и отрисовывает их для русскоязычных авторов.

— Логотип для комикса «Дело Принципа» — собственно, про Гаврило Принципа и начало Первой мировой войны — мне же пришлось адаптировать для сербской, итальянской и китайской версий. Да, прямо вот в том же стиле перерисовывать, с пролетающей насквозь пулей, только иероглифами. Интересный опыт. Версткой и художественным оформлением этой книги тоже занимались мы вдвоем. А еще по «Делу Принципа» сделали интерактивную комикс-новеллу — ее можно найти в Steam.

«Всем были нужны Человек-паук, Бэтмен и Дэдпул. Остальное пылилось на складах»

Кроме прочего, у Дмитрия был трехлетний опыт работы в минском магазине комиксов Time To Be A Hero. В золотые годы всеобщего помешательства на кинокомиксах это была точка притяжения всех гиков Беларуси — с тремя торговыми залами в разных местах центра столицы, собственной кофейней, лекториями и прочими интерактивами. Сейчас от этого всего, увы, ничего не осталось. Другой известный комиксшоп, «Комикс Крама», тоже скоропостижно закрылся этой весной.

— Когда все смотрели марвеловские картины, был какой-то буст, все шло хорошо, но на длинной дистанции продажи все падали и падали. Видимо, не так уж сильно белорусы любят комиксы, скажем так, на физических носителях. В основном те, кто особенно не увлекается, забегали после просмотра популярного фильма, брали один том, чтобы еще что-то почитать про полюбившихся персонажей, и на этом все.

Крупных коллекционеров тоже мало — мы все, считай, знакомы друг с другом.

Дмитрий также считает, что в какой-то момент на волне хайпа рынок был слишком перегрет новыми комиксами — часто издавали даже то, что не стоило. Магазины, в свою очередь, продолжали закупать книги, надеясь на то, что привлекут покупателей разнообразием, однако все сработало в худшую сторону: комиксы просто пылились на складах.

— Это самое разнообразие оказалось никому не нужным. Белорусские читатели по большей части сосредотачивались лишь на ограниченном пуле самых популярных героев: комиксы про Человека-паука, Бэтмена и Дэдпула покупали всегда, а вот остальное мало кого интересовало. Плюс все та же предвзятость к комиксам как таковым, о которой я уже говорил.

Бывало, заходят люди старшего поколения выбрать что-нибудь ребенку и с порога: «Ой, эти ваши „америкосовские“ комиксы… Нам бы книгу лучше». Зачем тогда приходить именно в магазин комиксов, спрашивается?

Все еще многие, если видят картинки, сразу воспринимают книжку как несерьезную, детскую, притом что, на самом деле, бо́льшая часть комиксов издается вообще не для детей.

Для меня комикс — это такое же искусство, как живопись, литература, кинематограф. Не лучше и не хуже — просто еще один способ рассказать историю.

Одним нарисованным фрагментом хороший комикс может сказать даже больше, чем якобы умная книга десятком страниц. Нужно просто открываться новому, выходить за рамки, интересоваться разными вещами — и не мыслить стереотипами.


Партнер проекта — «Белкарт»

Платежная система «Белкарт» постоянно развивается и разрабатывает продукты, ориентируясь прежде всего на ваши потребности. Используя мобильное приложение «Белкарт Pay», вы сможете оплачивать покупки быстро и безопасно, просто приложив свой смартфон к терминалу.

В приложение можно добавить сразу несколько карточек «Белкарт» разных банков, в том числе новый продукт — премиальную карточку «Белкарт Максимум». Это банковская карточка с широким перечнем услуг и привилегий, в числе которых консьерж-сервис и приоритетный сервис в Национальном аэропорту Минск. Оформляйте «Белкарт Максимум» в банках страны и ощутите все грани премиального обслуживания!

Cпецпроект подготовлен при поддержке ОАО «Банковский процессинговый центр», УНП 190381773.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by