На входе мужчина откуда-то из Центральной Азии говорит нам вежливое «Здравствуйте» и провожает взглядом по всему магазину. Потому что так выглядит сервис или потому что здесь всегда ждут какую-то проверку — этого мы не узнаем. Пока секонд-хенды думают, как им жить после запрета европейских б/у вещей, похоже, что магазины азиатской одежды никуда уходить не собираются.
Хотя напрямую «тюбетейки» не конкурировали с секонд-хендами за потоки покупателей, часть аудитории пересекалась: это люди, которых интересуют в первую очередь не бренды, а цены. Кто-то выискивал в секондах как раз Stone Island, а кто-то — просто недорогие вещи. За последние два года с брендами в азиатских магазинах тоже произошло интересное, но об этом ниже.
Когда «тюбетейки» только начинали разворачиваться, им доставалось от всех: «ипэшники» ругали их за низкие цены, госорганы сомневались в качестве товара и находили зарплату в конвертах. Магазины с азиатской одеждой платили штрафы, иногда закрывались, но потом переставляли манекены в новые точки. Все это делалось без рекламы, Instagram и красивых вывесок — но, если поискать, возможно, такой магазин живет свою незаметную жизнь и в вашем районе.
Место, где над названием долго не думали, — просто «Тюбетейка», и все. Это Боровляны, торговый центр «Перекресток». Спускаться надо на цокольный этаж с отдельным входом, но заблудиться сложно: есть большая вывеска.
Это один из немногих магазинов азиатских товаров, у которого есть свой Instagram и даже больше 2 тысяч подписчиков. В комментариях особой активности нет, только иногда спрашивают про цену (и тут никто не пишет «Ответили в директ»).
В «Яндекс.Картах» магазину дают отзывы вроде «На 5 звезд не тянет, но не безнадежный», «Не могу сказать, что магазин сильно хороший, не могу сказать, что сильно плохой. Такой AliExpress копий, для кого-то, может, и подойдет, товар не очень дорогой, но, с другой стороны, довольно приемлемый по качеству», «Нормальный магаз, с вменяемыми ценами».
Внутри все выглядит как самый обычный магазин (только почему-то с аквариумом) с бодрой музыкой и большой концентрацией мам и детей — возможно, потому, что мы приехали сюда как раз перед началом учебного года. Самый ходовой товар у таких покупателей — обувь. Дети голосуют за красивое в их понимании, мамы уговаривают: «Чтобы ноги дышали».
Магазинные площади практически поровну распределены между женской, мужской и детской одеждой. Выкладку можно считать цивилизованной: все на вешалках, извлекать что-то из ящиков не понадобится. Есть три примерочные, прикрытые чем-то вроде штор.
Одна из покупательниц выбирает футболки себе и мужу, говорит, что качеством, в принципе, довольна.
— Сверху нормальная строчка сделана, это я вам как швея говорю. Носятся футболки нормально, ничего плохого не могу сказать.
Еще тут хорошие рубашки, которые можно носить нараспашку с джинсами, тоже себе и мужу брала. Дочка покупала джинсовые шорты, носились хорошо.
Я не беру здесь много всего, но, в принципе, тут недорого. Шикарную обувь не возьмешь, но что-то нормальное есть.
Продавец на кассе советует присмотреться к футболкам, а так говорит, что покупают все, просто майки разбирают быстрее прочего.
Цены в среднем такие: джинсы — 45 рублей, футболки — 12, водолазки — 21—27, рубашки — 40, осенние куртки — 50—60, кожаные куртки — 60, спортивные штаны — 33—40, ремни — 7, носки — 3.
Производство — в основном Узбекистан и Китай, иногда Россия. Среди ноунеймов пробивается узбекский легпром, который легко узнать по этикеткам с полным описанием и руководством по стирке.
Возможно, кто-то из магазина пытается уловить тренды: почти в каждом отделе есть что-то леопардовое.
Комплекты постельного белья продаются в основном по 45 рублей.
За кроссовки просят 30—40 рублей, за «леопарды» и босоножки на каблуке — по 57.
Размерный ряд соблюдается в основном на полках с обувью и на вешалках с джинсами, остальные вещи рассортированы по видам и цветам, часто что-то можно найти только в одном размере.
Часть вещей щедро усыпала логотипами — от Balenciaga до плохо скопированного Stonf Sland.
Имитируют и что-то и попроще вроде Zara.
К лого Adidas прилагается пояснение: «бамбукая волокна».
Самая дорогая вещь, которую мы нашли, — что-то вроде домашнего костюма со штанами за 70 рублей.
Каким-то неожиданным образом среди азиатских вещей оказалась стойка с носками брестской чулочки.
В целом напоминает универмаг с вещами, которые достали из капсулы времени: фасоны, цвета… Но похоже, что за такие цены покупатели готовы мириться.
Магазин «Одежда для всей семьи» в Шабанах работает минимум пять лет, если судить по отзывам в интернете. Комментаторы делятся на три лагеря. Первый — «Плохой магазин, товары на месяц, один развод», второй — «Хороший магазинчик, небольшие цены, приятные продавцы». Между ними балансируют сдержанные отзывы в стиле «Так, ничего, но могло быть лучше».
В обед буднего дня там пустовато. Выглядит так, как будто все ушли создавать очереди в соседний «Евроопт».
В магазине пару покупателей, продавец и смуглый мужчина, который следует за нами в каждую комнату. Почему в комнату? Раньше на этих площадях, скорее всего, мог быть какой-нибудь ЖЭС, но потом уехал, а в наследство остались линолеум и полосатые обои.
Одежду и обувь распределили по комнатам с мутными зеркалами. Вешалки висят вплотную друг к другу, поэтому надо запастись временем и долго перебирать вещи.
Цены примерно похожи на «Тюбетейку», как и ассортимент. Иногда можно выловить ценники, в которые сложно поверить: 20 рублей за куртку.
Рождественский свитер с оленями отдают за 30 рублей.
Основная масса вещей — из Узбекистана и Китая, что-то есть из России. Те же футболки от скромных узбекских производителей — если повезет, можно найти что-то однотонное и без рисунка.
В «тюбетейках» нет хитрых ценников, которые заканчиваются на «99 копеек», и почти нет скидок. Вот редкое исключение, но сколько они стоили до этого, непонятно:
Для некоторых моделей обуви не придумали нечего лучше, чем нейминг «голые вафли».
В интернете жаловались на несовпадение размеров — возможно, поэтому на стену скотчем приклеили расшифровку, что такое 10XL.
Примерочные прямо напротив кассы, закрываться надо чем-то вроде шторки из ванной.
Каким-то образом и здесь среди множества азиатской одежды появилась стойка с брестскими носками.
Кажется, что унести отсюда какую-то осмысленную покупку сложно, но терминал работает и постоянно выдает кому-то чеки. Выходит, кому-то это надо.
Магазин «Не дорого» на Уманской возле метро «Михалово» открылся на месте ушедшего «Бусліка». По документам, юрлицо зарегистрировали год назад. На входе объявление с вакансиями и поиском квартиры для своих работников.
Внутри подуставший ремонт с потрескавшейся плиткой и ростовой лентой от «Бусліка».
Набор вещей предсказуемый: все те же узбекско-китайские ряды с футболками, штанами, куртками и джинсами. Иногда пробивается что-то нетипичное для «тюбетеек» вроде шуб и кожаных легинсов.
Конкретно тут пытаются строить что-то вроде универмага с детскими игрушками, одеялами, коврами и полотенцами.
Плюс немного закоса под тяжелый люкс: например, платок с имитацией Givenchy за 10 рублей.
На манекене китайский Miu Miu. Кажется, за последние годы на фабриках пересмотрели список брендов, которые надо лепить на самые видные места.
Шторка отделяет торговый зал от чего-то вроде склада, где вещи извлекают из мешков и коробок.
Покупателей немного, но похоже, что многие пришли целенаправленно, потому что уверенно перебирают вешалки и периодически уносят что-то в примерочную.
Цены в среднем такие же, как и в других таких магазинах. Кажется, друг с другом они не так уже и стараются конкурировать. Белье за 3 рубля продать еще могут, но за джинсы все хотят хотя бы 50.
Путь одежды немного проясняют некоторые этикетки: пошили где-то в Китае, потом какой-то ИП доставил в Смоленскую область, оттуда одно юрлицо привезло в Беларусь и передало другому.
Хотя не всем этикеткам можно верить на слово. Здесь производитель пишет что-то про «белорусский 100% хлопок» и, не стесняясь, лепит орнамент. Но это такой маркетинговый трюк, на обратной стороне пишут, что носки из России. В принципе, за 1,5 рубля там могут написать что угодно.
Что с качеством всей этой одежды? Видимо, продавцы смогли как-то ответить на этот вопрос контролирующим органам и покупателям, раз еще не закрылись.
Масштаб «тюбетеек» описать сложно, в официальной статистике нет отдельной цифры, описывающей их долю рынка. Несмотря на все претензии к ним, похоже, что магазины с азиатской одеждой добрались во многие районы Минска. Ни в одном из них мы не видели молодежи, которая обычно любит штурмовать секонд-хенды, и вряд ли они пересекутся с такой торговлей. Но другие клиенты секондов, вероятно, все равно будут искать что-то подешевле: статистика говорит, что 35% одежды в стране продавалось через секонд-хенды.
Читайте также:
«Белкарт» — внутренняя платежная система, которая обеспечивает держателям банковских карточек быстрые и безопасные платежи на всей территории страны. «Белкарт» сегодня — это 7 млн карточек в обращении, мгновенные платежи смартфоном с приложением «Белкарт Pay», выгодные акции и скидки по программе лояльности «Сфера Белкарт».
В этом году «Белкарт» празднует свое 30-летие. По этому поводу платежная система приглашает вас познакомиться со Вселенной «Белкарт» — миром, где живет команда супергероев, каждый из которых живое воплощение продуктов платежной системы. Белкартмен, СуперМакс, Пэйбой и Сферочка — команда на страже ваших платежей. С ними покупки легкие, приятные и безопасные!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by