В свои 32 года Мария Бахвалова управляет двумя крупными фитнес-центрами в Минске, а это тысячи квадратных метров помещений и секций, где каждый день тренируются сотни людей. В этом материале мы расскажем, как Мария запустила свой бизнес, сколько вложила на старте, как ее фитнес-центры пережили пандемию и проходят обязательную аккредитацию.
Еще со школьных лет Мария знала, что не хочет посвящать свою жизнь монотонной работе. Девушка отучилась в академии по специальности «Менеджмент», спустя несколько лет прошла переподготовку по управлению в фитнес-индустрии, а потом получила диплом MBA по аналогичному направлению. Как видите, учиться она умела. А работать?
— Так сложилось, что я работаю с 16 лет. Тогда в дополнение к работе официанткой устроилась в фитнес-клуб преподавать танцы. На первые заработанные там деньги прошла обучение по фитнесу. Так стала работать инструктором групповых программ, потом вести семинары, после чего запустила свой проект, организовала фитнес-туры и открыла студию.
Когда работала тренером, ставила себе цель стать крутым специалистом. Мечтать о фитнес-клубе тогда было бы инфантильно. Для этого надо иметь знания, опыт, средства.
Первый бизнес героини связан с обучением: это школа «Фитнес-образование». Он не требовал больших финансовых вложений. Спустя несколько лет поступило предложение о покупке фитнес-клуба. Получается, сфера та же, но бизнес совсем другой, который как раз требует огромных вложений.
— Я собиралась покупать квартиру, у меня на руках было $70 тыс. Но однажды ночью, пока я искала зал для семинаров, наткнулась на объявление о продаже фитнес-клуба Lifestyle. Таких денег я тогда представить себе не могла. На следующий день случайно встречаю собственника. Слово за слово, и мы уже обговариваем условия сделки. В итоге стали обсуждать действительно очень низкую цену, я предложила знакомым ребятам вместе купить такой бизнес, так как одна не потянула бы ни финансово, ни морально. И мы это сделали.
Я не могу сказать, что была прямо готова. Невозможно быть готовым к тому, чего ты еще не делал. Но я чувствовала, что мне нужна новая амбициозная задача, чтобы использовать свои знания и способности.
Первые месяцы работы в фитнес-клубе казались Марии бесконечными. Субботний вечер, стройматериалы в багажнике, плинтусы в руках — обычный расклад для владельца клуба. Сложности были до невыносимости, такие, что текли слезы, а вместе с ними приходило понимание: так дальше не пойдет. Решение было молниеносным: покупка билетов на Шри-Ланку, недельный ретрит и семь дней в полной тишине.
— У меня никогда не было желания все бросить: тут команда в сотню человек, цели, смыслы, партнеры — такое не бросают. Трудности и слезы были в первый год из-за того, что я работала без отдыха, была погружена во все процессы — от финансовой аналитики до крепления плинтуса. Естественно, в какой-то момент я перестала это вывозить. Но, кстати, не скажу, что это ошибка. По-моему, это естественный процесс, через который нужно пройти. Когда собственник пытается управлять бизнесом, не испачкавшись в деталях операционки, получается какой-то стерильный собственник, который рискует быть оторванным от реальности.
Чтобы стать успешным владельцем бизнеса, купить готовый фитнес-центр и сделать в нем ремонт мало. Мария кардинально переработала концепцию клуба и принимала не совсем удобные решения.
— Мы разорвали отношения со всеми тренерами, не соответствовавшими той концепции, в которой мы работали и хотели развивать фитнес. Провели множество тренингов с последующим контролем, чтобы повысить качество и персональных, и групповых тренировок. Вывели работу администраторов на несколько уровней выше, чем «выдать ключ и провести оплату». Полноценная адаптационная программа, тренинги, аттестация — мы учим отвечать на заявки, общаться с клиентами, решать текущие вопросы. Лучшим администраторам делегированы несложные управленческие задачи по сбору аналитики, заказам, что позволяет сэкономить ресурс управленца и увеличить вовлеченность администратора.
Когда мы покупали клуб, на большинство моих вопросов касаемо показателей нам не могли ответить. Их просто не считали, не задавались вопросами или думали, что такое посчитать невозможно. Мы постепенно собирали данные и делали все новые интересные выводы. Сейчас на уровне собственников мы следим примерно за 10 ключевыми показателями, а по специальным запросам для принятия правильных управленческих решений можем быстро получить множество интересных данных.
На практике оказалось, что для успешного управления требуются знания и в других областях, не только в фитнесе.
— Фитнес-компетенции — это хорошо, но они не делают тебя крутым управленцем. Покупая бизнес, вы входите в совершенно новый мир, полный бизнес-процессов, финансовых потоков и неизбежных проблем. Я шла туда без розовых очков, готовая ко всему. Без иллюзий, но с готовностью разбираться во всем — от подводных камней до причинно-следственных связей.
— Как вы подбирали команду? Какие качества считаете важными для сотрудников фитнес-центра?
— Для каждого департамента нужны свои люди. Администраторы и менеджеры должны любить людей, любить общаться. Если этого нет, то не помогут никакие скрипты. Тренеры могут быть очень разными по энергии, специализации, но чтобы быть с нами, специалист должен работать в первую очередь из желания помогать людям — тогда он вовлечен, заботлив и помогает клиенту достигать результатов.
После изменений в правилах многим фитнес-центрам пришлось расстаться с тренерами, у которых не было профильного образования. Тем не менее некоторые специалисты не растерялись и решили пройти обучение, чтобы продолжить работу. В итоге сейчас каждый третий тренер в фитнес-залах одновременно еще и студент.
— Когда ввели требование о спортивном образовании для тренеров, многие клубы ощутили удар, ведь немало классных специалистов в фитнесе не имели нужных дипломов. Большинство таких тренеров решили подстраховаться и пошли на курсы переподготовки, чтобы не терять работу. Можно сказать, что это нововведение буквально спасло индустрию. Например, в Lifestyle более половины тренеров пошли на переподготовку, но не смогли бы продолжить работать до получения диплома.
— Отразились ли нововведения на зарплате тренеров?
— Это коснулось в основном инструкторов групповых программ. Тех, кто имеет право работать, стало намного меньше, поэтому конкуренция за тренеров среди клубов усилилась, и приходится предлагать более высокие ставки. Понижать ставки обратно — такое вряд ли будет.
Поменялся и подход к тренировкам.
— Нам важно четко разделить, где спорт и бодибилдинг, а где просто стремление к красивой фигуре и здоровому телу. У нас в клубе применяется подход «умного фитнеса». Это предполагает такой подход: что бы ты ни задумал — подготовиться к марафону, сесть на шпагат, избавиться от болей или прокачать форму, — все будет идти через грамотную систему шагов и прогрессивные нагрузки.
Оказывается, за штангу хватается не только молодежь: все чаще можно встретить тех, кому под 70, особенно на суставной гимнастике. По данным Lifestyle, мужчин и женщин в зале поровну, а вот на групповых занятиях 90% — это девушки.
В каждом клубе своя публика: где-то больше качков, где-то — студентов или инстаграмных фитоняшек. Но сейчас в залах заметно прибавилось и тех, кто постарше. Все зависит от того, на кого ориентирован клуб и как он себя позиционирует.
Во время пандемии закрылись некоторые небольшие студии, но их было не так много.
— Когда пандемия начиналась, у нас был один клуб. Я смотрела, как люди реагируют на происходящее, и видела в основном две противоположные реакции: делать вид, что ничего не происходит, или закрываться. Я понимала, что ни первый, ни второй вариант нерабочие. Мы предложили клиентам продолжать тренироваться, но с соблюдением мер безопасности. Позже такой подход выбирали все компании. В течение недели после начала пандемии мы согласовали 10 мер безопасности, которые придумали сами, опираясь на рекомендации ВОЗ, и продолжили работать.
Вторую локацию открывали на базе клуба «Эгоисты», который закрылся, не пережив пандемию. То есть нам не пришлось делать ремонт и обставлять зал, но клиентов набирали с нуля. У меня было два прогноза по доходам в бизнес-плане: негативный и позитивный. Там были разные коэффициенты в зависимости от того, насколько быстро получится выйти на полную загрузку зала. Реальность оказалась ближе к позитивному сценарию.
Забываем стереотипы: тренировки в зале уже не стоят целое состояние.
— Если грамотно подобрать абонемент, можно уложиться в 80 рублей в месяц. Месячный безлимит стоит 132 рубля, в квартальном плане месяц будет стоить 107 рублей, а в годовом — 83. Безусловно, есть категории людей, для которых и эта сумма не вписывается в семейный бюджет, но это не много в сравнении с затратами на походы в кафе или развлечения.
На поддержание клуба уходит порядка 130 тыс. рублей в месяц. Основную часть составляют аренда, зарплаты и налоги. А вот из «незаметных» расходов — обслуживание систем кондиционирования, вентиляции и даже борьба с засорами. Так что пока вы качаете пресс, где-то в бэкстейдже решаются вопросы с потопами и программным обеспечением, а вы этого даже не замечаете.
— Есть ли сложности с ремонтом оборудования из-за санкций?
— Все зависит от вида поломки, оборудования и производителя. С механическими поломками в основном справляются мастера, а вот с электроникой сложнее. Многие оригинальные детали заказать трудно, а аналогов иногда нет. Но пока справляемся. Сейчас на рынке все больше китайского и российского оборудования — если закупать его, таких проблем нет. А кто работает с европейскими брендами, тому сложнее.
Сейчас в планах у предпринимательницы — масштабировать бизнес.
— Сейчас у этой отрасли в принципе большой потенциал, а с тем подходом, который мы выбрали, и той системой, по которой работаем, огромные шансы занять значительную долю этого растущего рынка.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by