01 октября 2024 в 8:00
Автор: Вероника Уласевич. Фото: Максим Малиновский

«Раньше организовывал свадьбы, сейчас — похороны». Белорус честно рассказал о том, как устроен ритуальный бизнес

Автор: Вероника Уласевич. Фото: Максим Малиновский

Если раньше похороны часто сопровождались оркестром, усопшего несли на руках до кладбища, а прощаться с ним выходил весь подъезд, то сейчас, как правило, все намного прозаичнее. Родственники стараются выполнить минимальные ритуальные обряды: заказывают гроб, приглашают священника и поминают вечером с самыми близкими. Что происходит с традициями, есть ли конкуренция в «вечном» бизнесе и сколько стоит отправить человека в последний путь — об этом и не только мы поговорили с экспертом в сфере ритуальных услуг Евгением Козловым.

«Сложно и страшно, но это вечный бизнес»

В ритуальные услуги Евгений попал по воле случая. Ему было чуть больше 20, когда наступил очередной кризис и не стало заработка. До этого занимался организацией свадеб, банкетов и прочих развлекательных мероприятий.

— В один момент заказов практически не стало, я не видел выхода, — признается Евгений. — Разместил резюме на сайтах по поиску работы, и уже вечером того же дня раздался звонок. Мне предложили пройти собеседование в ритуальное агентство. Посмеялся: что общего между свадьбами и похоронами? Оказалось, все, по сути, то же самое, меняется только виновник «торжества» и скорость проведения мероприятия.

В ритуальное агентство как раз требовались люди, которые умеют быстро и качественно организовывать мероприятия. Евгений сразу же подошел.

— Честно говоря, мне было страшно. Еще в старших классах у меня умерла бабушка, и я боялся тогда находиться дома один, все время перед глазами стояла эта картинка, что уж говорить про организацию похорон, — продолжает 36-летний мужчина. — Мой первый вызов в качестве ритуального агента тоже был нетипичным. Человек умер, сидя на стуле с поджатыми ногами, тело окоченело, и студенты-практиканты не придумали ничего лучше, как отрезать покойному ноги и сложить их в кассетный холодильник.

Это все казалось ужасным, но, когда кризис и работы нет в принципе, выбирать не приходится. Начинаешь взвешивать: да, сложно и страшно, но это вечный бизнес, надо пробовать. Так и втянулся.

Евгений рассказывает, что церемонии похорон в прошлом и сейчас сильно различаются.

— Эта сфера идет в стагнацию и превращается в биоутилизацию. Многие ритуальные фирмы, которые приходят на рынок, своей псевдозаботой о клиенте убивают давние традиции и ритуальные культурные обряды.

Были времена, когда с покойным прощался весь подъезд. Нередко похороны сопровождались музыкантами. До кладбища умершего несли на руках.

— Сейчас все поменялось, многие традиции уходят. Катафалк подвозит тело прямо к могиле и убывает за следующим. К дому умершего человека подвозят уже редко, чаще сразу в крематорий или на кладбище. Как правило, ритуальные агенты говорят: «Дайте нам денег, а мы все сделаем за вас». Тем самым мы убиваем традицию проводов в последний путь. Должен ведь пройти период горевания, человеку важно это прожить.

Ритуальный маркетплейс

Начинал Евгений на российском рынке, но через пару лет перебрался в Беларусь: «Принцип работы очень схожий, люди одни и те же, традиции — тоже».

Попробовал построить ритуальный дом современного образца в Гомеле, но бизнес не пошел: слишком новая тема для Беларуси. Людям сложно донести ценность такого проекта, что там есть одновременно весь комплекс услуг: и хранение тела, и возможность его подготовки, и траурный зал для церемонии, и клиентская зона, и зал с ритуальными товарами в полном объеме.

— У нас история с похоронными домами только набирает обороты, а инвесторы ожидали быстрой прибыли. В итоге ожидания и реальность не сошлись, сейчас дом выставлен на продажу и ищет нового владельца.

Евгений не стал распыляться на несколько городов и в последнее время сконцентрировался на столице. Он изучил устройство ритуального бизнеса на Западе и в России и решил обкатать свой формат. В своем занятии делает акцент на IT-технологии и работе в соцсетях.

— Я открыто рассказываю в соцсетях том, как подготовиться к смерти близкого человека. И я убежден, что об этом нужно говорить, заранее обсуждать с родными и близкими. У нас очень много суеверий на эту тему: мол, если заранее купим место на кладбище, обязательно приблизим себе конец. Или приходят бабушки к детям и внукам и говорят: «Там у меня в пакете уже все лежит, все готово». А родственники всячески пытаются избежать этой темы. А когда наступает смерть, они оказываются абсолютно потерянными и не готовыми к этому.

В круглосуточный кол-центр ритуального бюро Евгения ежедневно поступает 50—60 консультативных звонков. Люди спрашивают, как подготовиться к смерти родственника. Это и есть их точка входа.

Дальше предприниматель разработал два мобильных приложения: одно для розничных клиентов, второе для оптовых. По сути, это интернет-магазин с огромным ассортиментом, которого нет ни у одной стационарной торговой точки. Склад магазина находится на внешней стороне МКАД, что позволяет сильно экономить на арендной ставке.

— Я не трачу много денег на аренду больших площадей и красивых магазинов. Зато если клиент приедет за товаром сам, то я сразу гарантирую ему скидку — минус 20% от прайса. По сути, это некий ритуальный маркетплейс. Плюс благодаря приложению для оптовиков любой ритуальный агент на нашем рынке может посмотреть цены, остаток на складе и заказать любой товар — от одного изделия и больше. То есть они могут сразу показывать своим клиентам разный ассортимент товаров и быть уверены, что эти товары есть в наличии. Это очень удобно.

Конкуренция на ритуальном рынке сейчас большая. Есть и крупные игроки, и участники поменьше. Как и во многих других сферах, наблюдается тенденция, когда один из бывших членов похоронной команды отделяется и становится индивидуальным предпринимателем. Как правило, на старте нужны серьезные вложения, а когда их нет, сильно страдает сервис.

— Теряется качество услуг, и в целом об отрасли складывается плохое впечатление, — убежден Евгений. — Грубо говоря, у недобросовестных предпринимателей нет денег на содержание автомобиля, специальных мешков, пакетов и кучи других ритуальных принадлежностей. Как правило, утром их катафалк везет усопшего на кладбище, а вечером эта же машина доставляет родственников на поминки. И где-то 80% рынка, к сожалению, остаются теневыми. Непонятно, как информация об умерших попадает к таких предпринимателям.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Евгений Козлов (@kozlov_fre)

Сколько стоят похороны

Евгений признается: бизнес приносит ему хорошие деньги, иначе он бы вряд ли этим занимался. Но тут же делает оговорку: порой его сотрудники могут заработать больше, чем он сам, ведь много денег уходит на содержание офиса, склада, пополнение ассортимента и т.д.

— Да, люди часто скептически относятся к такой профессии: мол, я зарабатываю на смерти. Некоторые даже пытаются осудить. Но есть куча компаний, которые зарабатывают на веществах, приводящих к смерти: те же табачные и алкогольные бизнесы. Почему к этому народ относится спокойно? Мы же работаем с уже случившимся фактом, и я помогаю людям пережить горе, с которым они уже столкнулись. Плюс мы продаем конкретные товары и услуги: гроб стоит денег, катафалк нужно заправить бензином, нужно обучить и нанять сотрудников.

Несмотря на все сложности, для меня это уже не просто работа, а образ жизни.

Даже в путешествиях я умудряюсь побывать на кладбищах и в похоронных домах, перенять опыт.

Владелец ритуального бюро утверждает, что самая большая проблема в сфере — это найти подходящие кадры. Сложность в том, что многие приходят в ритуалку с предубеждением, что «здесь очень много денег и ты не будешь знать, куда их складывать».

— На самом деле, конкуренция большая, рынок обширный, а количество умерших ограничено. Если те же телефоны можно продавать тысячам людей сразу, то есть некие рамки смертности, выше которых не прыгнешь.

Предприниматель вкладывается в обучение персонала. Штат он старается оптимизировать. К примеру, его завскладом Денис выучился еще и на танатопрактика — уникальный для Беларуси специалист. Он способен восстановить лицо, голову после автомобильной аварии или падения с высоты, чтобы можно было положить усопшего в открытый гроб. А вот штат подрядчиков у Евгения большой.

Основной вопрос, который задают клиенты, — хоронить или кремировать? Чаще всего это зависит от количества свободных мест на кладбище: как правило, в крупных городах их меньше. И конечно, потребителей беспокоит итоговая сумма: сколько стоит похоронить человека.

— Здесь все очень индивидуально. Самые дорогие похороны на моей памяти стоили $300 тыс. Все зависит от масштабности, умершей персоны и прочих факторов. В целом всем гражданам выделяется пособие на погребение — около 2300 рублей, и его должно хватить на среднестатистические похороны. Правда, кто-то в эту сумму хочет вложить еще и поминки, и 40 дней отметить — это уже другой разговор.

Цены на основной похоронный атрибут сейчас тоже абсолютно разные.

В среднем обычные, обитые тканью гробы стоят от 180—200 рублей. Если в обивке используется дорогой бархат, то стоимость возрастает до 400 рублей. Примерно в такую же сумму обойдется полноценный лакированный гроб.

— Но наши люди обычно смотрят, как было у соседей, не хотят выделяться. Перебить стереотипы очень сложно.

Помимо гроба, нужно закладывать деньги на покупку венков, транспортировку тела из морга домой, в церковь и на кладбище, оплату услуг помощников в погребении, а также на аренду зала для прощания и последний ужин. Так по чуть-чуть и набегают те самые 2300 рублей.

«Человеческое безразличие огорчает»

Евгений признается, что порой наблюдает такую картину: тело еще не успело остыть, а родственники в катафалке устраивают драку за наследство.

— Стоит женщина 50 лет с дочкой, хоронят бабушку. Я спрашиваю: «Поедете прощаться?» На это слышу: «Нет, я уже попрощалась». И мне страшно, что ее дочка, глядя на все это, вообще мать в морге может оставить... Часто люди не говорят о похоронах родственникам, соседям. Был человек — и пропал, а где он — в больнице, на кладбище или просто переехал, — этого никто не знает.

— И эта тенденция нарастает, раньше такого не было, — с грустью отмечает предприниматель.

Из планов у Евгения на ближайшие полгода — открыть полноценный современный похоронный дом в Минске. Идея, которая так и не выстрелила в Гомеле, возможно, получит развитие в столице.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by