9592
07 октября 2024 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Максим Малиновский. Обложка: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Жена придумывает — я выполняю». Супруги о том, как построить классный семейный бизнес и при этом не развестись

Автор: Дарья Коско. Фото: Максим Малиновский. Обложка: Максим Тарналицкий

Мы продолжаем рассказывать об интересных бизнесах со всей Беларуси в цикле «Свое дело. Новый сезон». Для совместного с «Альфа Банком» проекта сначала собрали все ваши рекомендации о любимых локальных бизнесах, а потом выбрали по два из каждой области. Вы посоветовали — мы отправились в путь, и в этот раз — в Гродненскую область. Так совпало, что создатели обоих бизнесов — семейные пары, поэтому говорить будем не только о работе, но и о личных отношениях.

В конце каждого текста именно вы, наши читатели, путем голосования выбираете, чья история и концепция бизнеса откликнулась вам больше. Таким образом мы определим шесть предпринимателей-финалистов — по одному от каждой области, а в ноябре объявим голосование для определения победителя всего проекта. Он получит приз — 10 000 рублей на развитие бизнеса и сертификат на годовое обслуживание в «Альфа Банке». Подробные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.

А здесь вы можете посмотреть предыдущие тексты цикла и узнать, кто уже вышел в финал:

Волковыск, летнее кафе Central Park: «Реставрацией буса занимался лично. Казалось, рабочий день длится месяц»

Когда Евгений и Мария рассказывают, как долго они уже вместе, так и хочется переспросить: сколько-сколько? В отношениях пара уже 17 лет — еще со времен школы. Совместным бизнесом занимаются чуть меньше, но тоже немало — 12 лет. Мы приехали посмотреть на совсем новое направление их работы — кафе Central Park.

Название полностью соответствует действительности: располагается точка общепита в городском парке Волковыска. Здесь же находится офис компании и совсем скоро откроется крытая кофейня. Основным направлением работы до недавнего времени была турфирма, но несколько лет назад предприниматели поняли, что готовы к чему-то абсолютно другому. Точнее, к этому их подтолкнули обстоятельства: в пандемийный год в туристической сфере все было совсем непросто.

— У нас с супругом как раз в кризисные моменты появляются идеи, которые могут сделать нас лучше и сильнее. И вот мы подумали, что было бы здорово открыть в Волковыске информационно-туристический центр: чтобы в одном месте можно было и получить полезную информацию о городе, и привести себя в порядок после дороги, и отдохнуть, и выпить кофе, — рассказывает Мария.

Пара подготовила подробный проект и презентовала его в исполкоме. И его одобрили, разрешив построить офис в городском парке. В итоге одну часть нового строения занимает турфирма, вторую — будущая кофейня, а по центру находится мини-музей. Пространство вокруг — та самая летняя площадка, которую мы и приехали изучать.

— Помимо работы с туристами, нам хотелось сделать что-то для местных жителей. И для себя, чтобы никуда не пришлось ехать, — улыбается Евгений. — Мы решили создать место, где будет хорошо здесь и сейчас. Потому что крутые объекты расположены, как правило, либо в областных центрах, либо в Минске. На периферии мало таких проектов: бизнес не всегда готов рисковать.

Рабочие роли в паре распределены очень четко: Евгений отвечает за проектирование, документы и согласования, а Мария — за идеи и эстетику. Главное правило и в семейной жизни, и на работе — обсуждать все нюансы сразу.

— Именно то, что мы такие разные, и позволяет нам создавать подобные проекты. Если честно, мне, как человеку, у которого все по полочкам, с красотой сложновато, — признается Евгений. — Зато я могу на неделю закопаться в бумажках, без остановки что-то проектировать, дорабатывать…

— Бывают семейные пары, в которых жена что-то придумает, а муж ей: да-да, молодец, хорошо, успокойся. Но когда я прихожу со своими идеями к Евгению, он тут же начинает думать, как это реализовать. И я за это ему очень благодарна, — говорит Мария.

Так было и в случае с Беном. Да, кстати, вы еще не знакомы: Бен — это ярко-бордовый бус, он же барная стойка летнего кафе. И кажется, в городском сленге уже начинает закрепляться новое выражение — «пойти к Бену».

Идею Мария привезла из Турции, решила: в Central Park просто обязана появиться такая машина.

— Расскажу, как это выглядело, — смеется Евгений. — Мне была поставлена задача найти ретробус, чтобы наладить коммуникацию с клиентом на улице. Не фуд-трак, не палатку, не барную стойку, а именно ретробус. А я еще предыдущий запрос не успел выполнить!

Но начал мониторить объявления. И подходящее появилось, хотя и выглядело довольно подозрительно: продавец не брал трубку, мы только списывались. Я был почти уверен, что веду переписку с мошенниками. Но все же решил рискнуть и перевести 10%, чтобы машину не продали никому другому. И после того, как я сбросил предоплату, человек перестал выходить на связь. Я даже не удивился! Однако спустя сутки он все же объявился и рассказал, где и когда я могу забрать бус. Для меня это выглядело почти как чудо.

А дальше директор лично занялся реставрацией — и процесс захватил все его мысли. Евгений готов подробно рассказывать о каждом этапе: сейчас, например, он с нетерпением ждет доставку фар, чтобы напротив этой большой задачи наконец поставить галочку «Выполнено полностью».

Имя Бен было выбрано не случайно: полное название модели — Barkas B1000. Но называть бус Баркасом не хотелось: слишком банально. Более подходящее имя подсказала подруга — хозяйка пса по кличке Бен, и пазл сложился. Кстати, название фуд-трака закреплено даже на его номерах (закон не нарушен: это реплика).

Евгений вспоминает тот период как один бесконечный рабочий день: преображением он занимался целый месяц. Естественно, помимо основной работы. Сейчас даже удивляется: как вывез такую нагрузку?

Мария тем временем занималась разработкой меню. Ей было важно предложить посетителям такой стритфуд, какого в городе пока не было: альтернативу очень популярной у жителей Волковыска шаурме и блюдам, приготовленным во фритюре. В итоге в меню появились панини, запеченные в пресс-гриле, вафли, корн-доги. Но в самой кофейне планируют подавать уже другие блюда.

— Мы хотим привить горожанам культуру завтрака, поэтому работаем с раннего утра, и культуру пития кофе — варим спешелти. При этом пространство создано так, чтобы люди не обязаны были что-то покупать, а могли прийти просто отдохнуть, познакомиться с новым и побыть частью событий, — рассказывает Мария.

Central Park — место не только про еду, но и про ивенты. Сейчас они проходят здесь каждый день — от диджей-сетов и совместного просмотра фильмов (для этого специально установили большой коммунальный стол) до йоги и зумбы. Все бесплатно.

— Наше детство в парке проходило классно, активно и весело, здесь всегда было полно народу. И нам хотелось вернуть эту живость, объединить людей. Если горожане хотят нас поддержать, они покупают еду и напитки у Бена. Если не могут, просто наслаждаются тем, что мы делаем.

Я вспоминаю свое детство: мне тоже хотелось быть частью каких-то мероприятий, но не всегда была возможность заплатить за билет. Отчасти поэтому мне было важно, чтобы само пространство было полностью бесплатным и никого ни к чему не обязывало. Скажу так: душа требовала отдать свою любовь людям, — рассказывает Евгений.

К слову, и Евгений, и Мария выросли в Волковыске. Один раз почти решились на переезд (думали перебраться в Брест), но все-таки остались: в родном городе чувствуют себя на своем месте.

И руководствуются позицией: а почему не мы сами должны его развивать?

В планах на следующий год — сделать амфитеатр, чтобы было удобнее устраивать концерты и другие мероприятия. А еще — организовать галерею, где будут выставляться местные фотографы и художники. И добавить еще больше зон активности: например, установить столы для детей и их игр. Для них уже сделали огромную песочницу под навесом — над разработкой конструкции Евгению тоже пришлось поломать голову.

— Мы увидели в Волковыске очень много талантливых людей, которые просто были каждый сам по себе. Надеюсь, у нас получится их объединить. В любом случае мы уже чувствуем отдачу. Кстати, мы сами по возможности участвуем во всех мероприятиях. Вчера вот плясали зумбу, — смеется Мария.

Открытая площадка проработает еще несколько недель, затем ей на смену придет кофейня. Но ближе к Новому году Бен должен снова начать принимать гостей: в планах у предпринимателей устроить атмосферную рождественскую мини-ярмарку.

— На своем опыте мы убедились: если думать только о финансовой составляющей, ничего не получается. А если проект несет важную идею, все работает. В том числе как бизнес. Мы хотели делать горожан (и себя тоже) счастливыми — и, кажется, у нас что-то начинает получаться, — улыбается Мария.

Гродно, бренд одежды Ev&Es: «Летом попробовали запустить коллекцию вязаных купальников»

Из Волковыска едем в Гродно. Офис компании Ev&Es находится в одной из самых живописных точек города: у подножия замка на берегу Немана. Здесь мы и знакомимся с Евгенией и Денисом. История отношений этих супругов тоже долгая: вместе пара 14 лет. Целенаправленно работать вместе они никогда не планировали, но вот работают уже четыре года. Причем началось все вовсе не с бизнес-плана, а с… обычного шопинга.

— На просторах интернета я увидела очень красивое базовое платье. Люблю такие вещи: без лишних деталей, лаконичные, но при этом идеально сидящие. В магазинах ничего подобного не нашла, поэтому решила купить ткань и сшить его на заказ. Оказалось, что для этого платья нужна не ткань, а пряжа. И я начала глубже изучать этот вопрос, — вспоминает Евгения. Кстати, то самое платье и сейчас есть в ассортименте бренда — чуть позже мы на него посмотрим.

Сама девушка на тот момент была в декрете, но желание освоить новую профессию ее не затронуло — занятие нашло ее само. По образованию Евгения биолог-биотехнолог, так что ни со швейной, ни с вязальной машинкой до этого она никогда не сталкивалась.

Евгения заказала то самое платье сразу в двух вариантах: длинном и коротком. На вещи начали обращать внимание подруги, которые тоже захотели пополнить гардероб чем-то подобным. Дальше были водолазка, шапка, шарф — все еще только для себя. О том, что шитьем можно заняться как бизнесом, Евгения впервые задумалась, когда ей на личной странице в Instagram начали задавать вопросы: где купить такое же?!

В итоге начала работать такая схема: Евгения придумывала модель, дорабатывала ее с конструктором, выбирала ткань и сама тестировала образец. В целом все так происходит и до сих пор. Одна вещь может усовершенствоваться три-четыре раза: Евгения очень внимательна к деталям.

— У вас в гардеробе есть все вещи бренда?

— У нас уже такие большие коллекции, что это физически невозможно, — улыбается предпринимательница. — Но могу сказать, что в моем гардеробе 90% наших вещей. Приходится покупать только то, что мы пока не шьем. Например, джинсы.

Поскольку начинался бренд с вязаной одежды, у Евгении был весьма необычный график работы: она трудилась с сентября по февраль, а после этого на полгода уходила на каникулы. При этом уже со второго года работы у бренда появились постоянные клиенты.

То самое первое платье

— Я наблюдал за этим и пытался расслабить Евгению, чтобы она была смелее, заказывала больше единиц. А она боялась масштабировать дело, переживала, что все может пойти не по плану, — вспоминает Денис.

Мужчина много лет занимался продажей трикотажа, но ассортимента постоянно не хватало. И спустя много лет он сетует на то, что Евгения не начала заниматься производством одежды раньше.

Тем не менее свои усилия супруги все-таки объединили. К тому моменту Евгения занималась одеждой уже третий год. Тут появилось и название бренда: Ev&Es — от имени самой основательницы бренда Евгении и их дочки Есении.

Кстати, она уже интересуется модой и передает родителям эскизы платьев, которые им бы стоило запустить в производство.

После того как к делу подключился Денис, бренд стал стремительно масштабироваться: к осеннему сезону начали готовиться еще весной, появилось больше моделей. Из-за этого с предыдущими партнерами стало сложнее договариваться, и пара купила собственное вязальное производство — в вязальном цеху мы тоже еще побываем.

Позже открыли и швейное производство.

В итоге к 2024 году рабочие площади выросли из 10-метрового кабинета в квартире до 1000 отдельных квадратных метров. Еще один измеримый показатель роста — производство 3000 единиц товара за месяц.

— За эти шесть лет рынок очень изменился. Легкая промышленность, особенно частная, в Беларуси стала стремительно развиваться. Плюс появились маркетплейсы, где эту продукцию можно продавать. И люди сами развернулись в сторону местных производителей, — рассказывает Денис.

Но одежда Ev&Es на маркетплейсах не представлена: продают ее через сайт и в гродненском шоуруме.

Супруги признаются, что конфликтов, связанных с работой, у них нет, потому что каждый занимается своим делом. Денис не комментирует, какого цвета свитер выпускать и какой дизайн рукава использовать (вернее, если комментирует, то только по запросу). А Евгения не вмешивается в организацию работы производства.

У работы бренда все еще сохраняется явно выраженная сезонность. Поэтому первым холодным дням в офисе Ev&Es радуются особенно — и с нетерпением ждут их еще с середины августа. Но полугодовые каникулы сотрудникам больше недоступны: летом, например, начали выпускать коллекцию вязаных купальников. А вообще, ассортимент пополняется каждый месяц — выпускают небольшой дроп.

Модели в соцсетях обычно показывает сама Евгения, поэтому ее иногда узнают на улицах (у бренда больше 60 тыс. подписчиков в Instagram). Но и без этого полностью отключиться от работы хотя бы на сутки предпринимательнице непросто.

— У нас очень классная слаженная команда, на которую я сейчас могу опереться. Поэтому могу позволить себе уехать в отпуск. Но это не значит, что мне перестанут приходить идеи: это может произойти при любых обстоятельствах! И очень важно сразу же подробно все записать. Но предупреждаю конструкторов, чтобы просматривали сообщения только в рабочее время, — улыбается Евгения.

Кстати, саму владелицу бренда нередко можно встретить в шоуруме. Подбирать образы клиентам — отдельный вид ее удовольствия. Некоторые помнят Евгению еще с первых лет работы, когда она лично доставляла каждую покупку.

Сейчас в семейном бизнесе работает почти полсотни человек. Денис настроен на дальнейшее масштабирование дела (как минимум у бренда пока нет мужской линейки), а Евгения к этим планам по-прежнему относится осторожно. Но за столько лет пара хорошо научилась приходить к компромиссам.

Классные истории, правда? А теперь, дорогие читатели, давайте голосовать! Отдать голос за бизнес из Гродненской области, который выйдет в финал конкурса, можно до 12:00 11 октября.

Вам больше понравилась история бизнеса:

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Стритфуд-кафе, Волковыск
Производство одежды, Гродно


Партнер проекта — ЗАО «Альфа-Банк»

Пакет услуг «Безупречный старт»

Не важно, в какой точке Беларуси ты находишься, — начать свое дело с нуля может каждый, где угодно и в любой момент.

«Альфа Бизнес», как настоящий партнер, поможет!

Для тех, кто способен на большее, мы готовы предложить пакет услуг «Безупречный старт» с бесплатным открытием и ведением счета, а также без ежемесячной оплаты первые 6 месяцев.

Все, что нужно, для твоих первых шагов в бизнесе!

Стартуйте собственное дело с «Альфа Банком», читайте телеграм-канал, в котором о бизнесе пишут интересно, и все получится!

Спецпроект подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа-Банк», УНП 101541947.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by