11 708
22 октября 2024 в 8:00
Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Обложка: Максим Тарналицкий
Спецпроект

«Такого в Беларуси еще никто не делал». Открыли в областном центре нестандартный бизнес и не боятся конкуренции

Автор: Дарья Коско. Фото: Анна Иванова. Обложка: Максим Тарналицкий
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Мы снова рассказываем об интересных бизнесах со всей Беларуси в цикле «Свое дело. Новый сезон». Для совместного с «Альфа Банком» проекта сначала собрали ваши рекомендации о любимых локальных бизнесах, а потом выбрали по два из каждой области. Наступила очередь Могилевщины. Наши герои из этого региона решили не идти по стандартному пути — и запустили то, чего до этого никогда не было в их городе. А возможно, и во всей Беларуси.

В конце каждого текста именно вы, наши читатели, путем голосования выбираете, чья история и концепция бизнеса откликнулась вам больше. Таким образом мы определим шесть предпринимателей-финалистов — по одному от каждой области, а в ноябре объявим голосование для определения победителя всего проекта. Он получит приз — 10 000 рублей на развитие бизнеса и сертификат на годовое обслуживание в «Альфа Банке». Подробные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.

А здесь вы можете почитать предыдущие тексты цикла и узнать, кто уже вышел в финал. Победитель всего конкурса станет известен уже совсем скоро.

Мастерская массажа «Медвежья лапа»: «Делать массаж регулярно — это норма. Как чистить зубы»

Первая локация, куда мы попадаем в Могилеве, — это мастерская массажа «Медвежья лапа». Хотя на часах около одиннадцати часов дня, здесь создается впечатление, что уже поздний вечер: в студии всегда приглушенный свет и зажжены свечи — все ради расслабления.

Нас встречают основатели бизнеса — семейная пара Артемий и Ната. «Медвежья лапа» — их общее дело, что отражено даже в названии. За таким на первый взгляд брутальным неймингом скрывается очень трогательная история.

— На момент создания студии я ласково называла Артемия Николаевича «медведь». А у меня второе имя с детства — Лапа, Лапочка, так меня зовут родители. Мы совместили два наших прозвища — и получилось: лапа чья? медвежья!

Но личная история — это не единственный смысл, который пара вложила в название. Им обоим близка славянская мифология — с этого общего увлечения супруги когда-то и начали выстраивать свои отношения. В мифологии медведь символизирует мужественность и силу. Не зря все мастера массажа в студии — мужчины.

— Крепкая мужская рука тоже ассоциируется с медвежьей лапой. Но мужская сила может быть разной: грубой и разрушающей или созидающей и восстанавливающей, — рассказывает Ната.

Оставим пока пару в лесу у костра, где они придумывают название будущему общему бизнесу, и переместимся на несколько лет назад, в 2018-й.

Именно тогда Артемий и начал сам заниматься массажем. До этого он успел поработать учителем географии в школе и лицее. Но тема здоровья и физического развития всегда его очень привлекала — молодой человек активно тренировался. После увольнения Артемий решил больше не идти в наем и открыл свой первый крохотный кабинет массажа. Во время одного из сеансов он и познакомился с будущей женой — на массаж в тот день она пришла впервые в жизни.

Со временем Ната начала думать, как можно создать особенную атмосферу в том самом небольшом кабинетике. Принесла свечу — и понеслось. Хоть сейчас супруги и не любят слово «атмосферно», но именно этим эпитетом клиенты чаще всего описывают нынешнюю «Медвежью лапу».

— Мы считаем, что это место силы. Сюда люди приходят восстанавливаться. Поглаживания и разминания делает весь рынок. Нам же было важно создать место, где человек будет восполнять силы не только физически, но и эмоционально. Получается такая точка сборки, где на час-два можно полностью отключиться от внешнего мира, — рассказывает Артемий.

Несмотря на четко продуманную концепцию, с открытием мастерской все было не так просто. Запланировали его на март 2020 года — и здравствуй, первая волна ковида. Спасли проект уже наработанные постоянные клиенты Артемия: он предложил им купить абонементы на много сеансов вперед. Кто-то взял 10, а кто-то смог позволить себе и в несколько раз больше. Эти средства и помогли не закрыть студию в первые же месяцы работы.

Начинал работать Артемий один. Снимал помещение на первом этаже бывшего Дворца культуры. Сейчас арендует еще одно на втором этаже, а в планах — занять под банный комплекс все крыло. К концу первого года работы в мастерской появился наемный сотрудник: сам основатель бизнеса уже не справлялся с потоком клиентов. Сейчас в команде 15 человек, из них 8 мастеров.

У самого Артемия остался всего один постоянный клиент — Ната.

До «Медвежьей лапы» у него уже была попытка запустить стартап в сфере онлайн образования, связанный с обучением мобильной фотографии. Поэтому Артемий сразу понимал: в новое дело он заходит не как мастер массажа, а как предприниматель.

— Хорошие мастера в городе были и тогда, и сейчас, но я понял, что нужно ловить момент и делать то, что не делают другие. И мы попали в точку. Конкуренции как таковой не было. Сейчас уже появилось несколько салонов, но они абсолютно никак не мешают нам работать. У них другая специализация: тайский массаж и спа при отеле. А мы антиспа по стилистике. Нам очень хотелось сделать что-то «нашенское», — объясняет основатель.

По словам Артемия, славянский стиль проявляется в каждой детали — от сушек на столе вместо конфет до выбора музыки и, главное, адаптации процедур. В мастерской есть одно принципиальное правило: здесь не занимаются коррекцией фигуры. Несмотря на то что около 70% клиенток — женщины, и у них есть на это большой запрос.

В «меню» мастерской нет процедур для внешней красоты лица и тела. Здесь работают с физическим дискомфортом.

Хоть стилистика и намекает, что тут могут предложить старинные методики и народные средства, это иллюзия: мастера работают только на доказательной базе. Все остальное Артемий называет «массажной демонологией» — прямым путем к потере репутации.

— Мы работаем с мышечной болью, но ни в коем случае не лечим, а занимаемся оздоровительными процедурами. При этом наши клиенты всем своим знакомым советуют: «Болит спина? Вам в „Медвежью лапу“», — говорит владелец мастерской.

Поговорим чуть подробнее про устройство бизнеса.

Артемий занимается операционным управлением, а Ната — стратегическим планированием, плюс жена отвечает за имидж и позиционирование мастерской. В шутку муж даже называет ее «серым кардиналом» бизнеса. Он сам погружен в формирование отделов с руководителями: уже вырисовываются отдел мастеров, отдел администраторов и отдел маркетинга. И за организацию всех процессов операционный директор взялся максимально основательно.

— Бизнес полностью оцифрован. Администраторы работают в CRM-системе, у нас есть план-факт по лидам. Есть полное понимание всей юнит-экономики: финучет ведется не в Excel, а на уровне взрослого серьезного бизнеса. Мы не работаем по принципу «Есть клиенты — хорошо, нет — ну, значит, у людей нет денег». Сейчас на первом этаже администратор сидит и отвечает по скрипту, продумана воронка продаж. Я знаю каждый показатель.

Если сейчас мы уедем из города на год и я ни разу не сниму трубку, бизнес продолжит работать. Потому что система уже выстроена.

Но идея оставить бизнес в том же состоянии Артемия не привлекает. Задача — постоянно растить «Медвежью лапу». Одно из относительно новых направлений — академия массажа.

— А обучение новых мастеров не создаст вам в перспективе конкуренцию?

— Конечно нет. Так будут думать мелочные местечковые предприниматели. Мы с удовольствием делимся опытом. Считаем себя людьми, которые создают тренды и формируют рынок. Хоть мы и живем в Могилеве, но, если решим открыться в Минске, дадим фору очень многим столичным массажным салонам.

При этом расположение не в столице не мешает масштабироваться, хотя по ценовой политике услуги в «Медвежьей лапе» и выше рынка. Для примера: часовой массаж всего тела — 60 рублей, полуторачасовой — 80. А в 2020 году стоимость часа работы самого Артемия составляла 25—30 рублей.

— Массаж — это не та услуга, которую нужно ставить в список второй по необходимости после покупки хлеба и молока. Но сейчас люди все чаще понимают, что в свое здоровье нужно вкладывать заранее, а не только когда заболит. И мы формируем эту потребность. Так было с фитнес-культурой в девяностых: серьезные парни шли в зал, чтобы накачать огромный бицепс. Сейчас многие идут туда же за здоровьем.

А культура системного восстановления только формируется. При этом у нас есть постоянные клиенты, которые на протяжении трех-четырех лет приходят к нам раз в неделю. Мы не продаем курсы массажа в 10 процедур, а рассказываем, что делать его регулярно — такая же норма, как чистить зубы.

В итоге мастерская каждые полгода растет на 20%. А с ней увеличивается и стоимость услуг — запланированные повышения цен происходят раз в полгода. С января, например, стоимость услуг вырастет на 25%.

А что насчет вложения? С какой минимальной суммой можно попробовать заходить в этот бизнес?

— Мы делали многое на энтузиазме. Сами искали ветки в лесу и зачищали их для декора, закупали поддоны, из которых делали «кресла», и многое другое. Вложили много сил и души, — рассказывает Ната.

А Артемий отвечает по-бизнесовому: будет достаточно $5 тыс. в эквиваленте, чтобы сделать все на уровне. Но это только старт. Например, чтобы купить фитобочку, понадобится еще 4 тыс. рублей.

— А можно заходить в это дело, если сам ничего не знаешь о массаже?

— Только при одном условии: если будет операционный управляющий, который знает продукт. Ведь в массаже очень сложно оценить результат, это не сделанные ногти или ресницы. После часа массажа только по слегка раскрасневшемуся лицу и немного размякшему телу будет понятно, что с вами что-то происходило. Но мы сами учим клиентов понимать результативность. И еще нужна команда: люди — самый ценный ресурс в этом бизнесе. Сделать из хорошего человека хорошего мастера — это то, чем мы занимаемся, — подводит итог Артемий.

Студия детского стендапа и КВН Cymkin Studio: «Молодое поколение будет гораздо здоровее психологически»

Наша следующая точка — студия детского стендапа и КВН Cymkin Studio. Да, дети теперь ходят не только на английский (классика) и курсы программирования (новая классика), но и пробуют прокачать себя в юморе.

Основатель студии Андрей запустил нестандартный для Беларуси проект ровно год назад. Естественно, без личного опыта в комедии не обошлось: в студенчестве молодой человек играл в КВН, писал шутки на исторические темы. А сейчас уже больше 10 лет работает с детьми — педагогом-организатором в школе. В том числе готовит к выступлениям команды КВН.

Со временем Андрею пришла в голову мысль, что детский юмор можно развивать не только в отдельно взятой школе, но и во всем городе.

— А вы сами пробовали выступать со стендапом?

— Я не совсем стендап-комик, я скорее педагог. И дело не в возрасте: многие знакомые, которым за 30, вполне удачно этим занимаются. Но мне гораздо интереснее и комфортнее передавать то, чему я уже успел научиться, детям. А сцену я сам не очень люблю. Страха нет, но и удовольствия тоже. В отличие от процесса написания шуток.

На желание Андрея открыть собственную студию близкие отреагировали непониманием, в духе «Чего-о-о? Кому это вообще может быть интересно в не таком большом городе?».

Оказалось, кому-то может.

Андрей анонсировал открытие студии среди своих учеников и запустил рекламу. Сначала детей приводили знакомые, потом начала подтягиваться новая аудитория. Сейчас главные источники появления будущих мини-стендаперов — страница в Instagram и открытые концерты.

На всякий случай с увольнением Андрей решил не торопиться — пока совмещает работу в школе со своим делом. Но в следующем учебном году планирует сконцентрироваться только на студии: все-таки времени она отнимает немало — в среднем около 35 часов в неделю. Выходных у педагога не было уже год.

Попробуем разобраться, как вообще устроены занятия.

До запуска студии Андрей изучал, какие аналоги есть в Беларуси (по его словам, никаких) и других странах. Например, в России детский стендап существует, но в другом формате: взрослые сами пишут шутки и отдают готовый текст харизматичным детям.

— Я стараюсь действовать иначе. Ребенок в первую очередь должен научиться придумывать текст сам. Поэтому на индивидуальном занятии мы в течение часа пишем какой-то материал. Ребенок рассказывает свои идеи, истории, а я помогаю разгонять шутки и собирать все в связный текст.

Все занятия по стендапу — индивидуальные. Длятся они обычно час, проходят раз в неделю. Есть еще команда КВН, которая собирается группой в 7—8 человек тоже раз в неделю. Цена стендапа — 30 рублей с человека за занятие, КВН — 15.

— А что вообще заставляет детей и их родителей записываться на такой «кружок»?

— Это два разных вопроса. Дети хотят почувствовать себя значимыми, чтобы их услышали. А родители хотят, чтобы дети отвлеклись от телефона, перестали стесняться, стали менее зажатыми и научились разговаривать.

Самому младшему местному стендаперу Платону 7 лет, причем занимается он уже второй год. Да, тексты сам не пишет, но рассказывает о темах, которые ему интересны. Так, у Платона есть правдивый монолог о том, как он любит собирать мелочь, а еще о том, насколько он серьезный человек в своем юном возрасте.

— А сложно писать шутки детям? Когда тебе за 30, разгонять о том, как обидно, когда «русичка» поставила двойку?

— Дети, на самом деле, не отличаются от взрослых, просто мы это забываем. А надо вспомнить себя в детстве и помогать им двигаться в направлении, про которое они хотят рассказать. И сразу возражу на то, что детство 20 лет назад и сейчас — это не одно и то же.

Все то же самое, единственное отличие — у современных детей есть телефоны. Но они точно так же бегают по улице и отламывают от деревьев палки. Только не кричат под окнами «А Вася выйдет?», а спрашивают об этом в мессенджере.

А так у детей тоже есть своя боль, которая так нужна в стендапе. Родители на месяц отобрали телефон, тройка за четверть… Одна девочка с помощью стендапа научилась разговаривать с родителями. Она пришла с посылом «Меня не любят дома». Но со временем отношения в семье улучшились.

Если честно, не все родители поддерживают увлечение детей стендапом, притом что, по словам Андрея, часто в юмор приходят именно отличники-олимпиадники. Но взрослые все равно опасаются: а вдруг подросткам станет не до учебы? А как применять эти «знания» в будущем? Единственный убедительный аргумент: стендап — это тренировка публичных выступлений.

— А вообще, каждому нужно преодолевать страх сцены?

— Действительно, не все созданы для публичных выступлений. Но попробовать же можно?

Мы не все айтишники, не все журналисты, не все трактористы. Но как понять, кто ты, если не экспериментировать?

Подросткам и правда часто сложно выходить на сцену. Одна девочка у нас, например, заплакала. Но ее поддержали, похлопали — в итоге она собралась и была очень довольна, ведь это новый опыт. Я всегда предупреждаю аудиторию: хоть формат и взрослый, но на сцене дети, и к ним нужно относиться лояльно. Если смешно, смеяться, не смешно — хлопать. Мы стараемся создавать атмосферу, которая помогает выступающим.

Сейчас на концерты приходят не только родители, но и случайные гости, которым просто интересно посмотреть, как молодое поколение проявляет себя в юморе.

— А можно еще в детстве понять, кто прирожденный комик?

— Легко! В 6—7 лет практически все дети смешные. Но есть просто смешные, а есть очень смешные. К 13 происходит резкая перемена. Если кто-то продолжает быть смешным, над этим обязательно нужно работать дальше. В этом возрасте они уже умеют правильно строить шутки. Единственное, чего не хватает современным детям, — это работоспособность. Хотя нам в их возрасте тоже наверняка не хватало, — смеется Андрей. — А еще они быстро теряют интерес.

Чтобы поддерживать этот самый интерес, раз в несколько месяцев студия устраивает концерты. Но это вложения, а что насчет прибыли?

По словам Андрея, зарабатывать что-то на студии он начал только летом, спустя полгода работы. Сейчас вышел на уровень выше основной зарплаты. Уточняем: а не было мыслей добавить занятия и для взрослых — как для более платежеспособной аудитории? Андрей рассказывает, что для теста организовали женский стендап-концерт. Но для масштабирования нужно больше времени — возможно, глобальные изменения в студии начнутся со следующего сентября.

Пока в Могилеве у студии нет аналогов, а вот в других городах они уже начинают появляться. Однако Андрей относится к этому положительно: больше студий — больше интереса к юмору в стране в целом.

— Если у нас будет развиваться юмор, молодое поколении будет гораздо здоровее психологически. И это уже видно по тому, как свободно они рассуждают на разные темы. Как человек, который работает с детьми, могу сказать: это поколение не то что небезнадежно — оно прекрасно! Просто хочется донести им две основные мысли: что ошибаться — это нормально, а еще что нужно учиться общаться — и тогда можно справиться с любой проблемой. И с помощью шутки, конечно, — улыбается Андрей.

Классные истории, правда? А теперь, дорогие читатели, давайте голосовать! Отдать голос за бизнес из Могилевской области, который выйдет в финал конкурса, можно до 12:00 25 октября.

Вам больше понравилась история бизнеса:

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Мастерская массажа
Студия детского стендапа


Партнер проекта — ЗАО «Альфа-Банк»

Нам важно, какой бизнес вы ведете, ведь в «Альфа Банке» есть пакеты услуг для вас:

  • Бесплатное обслуживание нового бизнеса в течение полугода.
  • Бесплатные электронные платежи в белорусских рублях.
  • Корпоративные карты для круглосуточного доступа к средствам компании.
  • Сдача наличной выручки 24/7 в устройствах самоинкассации.
  • «Альфа Кассы» в бесплатное пользование для ретейла и сферы услуг.

Выберите пакет услуг, подходящий для вашего дела!

Стартуйте собственное дело с «Альфа Банком», читайте телеграм-канал, в котором о бизнесе пишут интересно, и все получится!

Спецпроект подготовлен совместно с закрытым акционерным обществом «Альфа-Банк», УНП 101541947.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by