«Да гори все синим зеленым пламенем!» — подумали наши герои и начали изготавливать биокамины. Пламя в них действительно зеленое (секрет магии — в борной кислоте). Но, помимо этого спецэффекта, мастера обещают и другие бонусы от каминов: не коптят, не пахнут, но все равно греют. Пробуем выяснить, для чего нужны биокамины (хотя осенью вопрос и может показаться риторическим) и, главное, можно ли заработать на таком сезонном бизнесе.
Ульяна и Геннадий — семейная пара из Могилева, которая последние два с половиной года вместе занимается производством биокаминов. Зоны ответственности разделили четко: Ульяна отвечает за бетонные модели, Гена — за деревянные.
— Грубая работа на мне, — говорит молодой человек.
— Но бетон тоже звучит не слишком нежно.
— Это так. Но я люблю этим заниматься, — улыбается Ульяна.
— Да, возиться с «грязью», — подшучивает над женой Геннадий.
Но любит «возиться» Ульяна не только с не самыми эстетичными материалами, но еще и с контентом: весь Instagram она взяла на себя. Как и у многих, кто занимается ручным производством, соцсети — это не единственный источник клиентов. Подогреть интерес к товару (в этом случае в прямом смысле) помогают ярмарки. В сезон Igni (так называется бренд) выезжает на них несколько раз в месяц. Самая важная ярмарка в году, по общему мнению, зимний «Млын» в Минске.
— Но есть одна проблема: пока камин не зажжен, люди не понимают, что это такое: то ли фонтан, то ли аромадиффузор, то ли просто декоративная чаша с камнями. «Это странно, пойдем дальше», — обычно думают они. А по правилам ярмарки открытый огонь запрещен, но мы его все равно зажигали. Поэтому непонятно, возьмут ли нас еще, — смеется Гена. — Зато люди летели, как мотыльки на свет. Хотя даже не знали, что это такое. А когда мы начали огонь еще и зеленым делать…
Кстати, ради интереса уточняем: можно ли экспериментировать с палитрой? Увы, ответ «нет». Остальные красители неэкологичны. Еще хорошо работает красный, но он оказался слишком опасным в использовании, поэтому локальная поговорка пока остается в формате «Гори все зеленым пламенем».
Для тех, кто впервые столкнулся с термином «биокамин», просим объяснить: как это вообще работает?
— Биокамин работает на основе изопропилового спирта. Биотопливо при горении не выделяет ничего вредного, только углекислый газ и пар. После использования желательно проветрить комнату, но только потому, что сжигается кислород, — объясняет Ульяна.
Все еще нужны пояснения. Внутри камина — чаша (она же бак) из нержавейки, а в ней — керамоволокно. Менять материал со временем не нужно, он не горючий, по словам Геннадия, «еще нас всех переживет».
Если говорить очень упрощенно, то это своеобразный аналог спиртовки — только такой, который не стыдно поставить по центру журнального столика. Кто-то заказывает биокамин к свадьбе специально как символ домашнего очага, а кто-то использует по прямому назначению — чтобы греться. Но согреть такой мини-камин способен скорее душу: воспринимать настольные версии стоит больше как элемент декора.
Сначала у пары было желание заняться общим делом, а только потом появилась идея, каким именно. Но важным условием было производить что-то уникальное, не как у каждого второго. Идея пришла Геннадию во время самого мужского времяпрепровождения — сбора с друзьями в гараже. Парни начали обсуждать, как классно в интерьере выглядят большие биокамины, врезанные в стену. А молодой человек решил: так зачем заморачиваться с ремонтными работами, если можно сделать камины переносными? Вдруг кому-то тоже пригодится и такой формат?
Гена и сейчас уверяет: он даже не подозревал, что такая идея пришла в голову не только ему. Думал, это ноу-хау на рынке. Но позже изучение предложений показало: небольшие биокамины уже давно есть в продаже.
— Зато в Беларуси, насколько мы знаем, изначально этим занимались только мы. Не так давно подтянулись ребята из Бреста, хотя они и не очень активно развивают свое дело, — говорит Геннадий. — А именно деревянные биокамины производим только мы. После начала работы мы начали много общаться с ремесленниками со всей Беларуси. К этой сфере почему-то никто не пришел.
Откуда тогда конкуренция? Бизнес давно освоили мастера из России — и продают свои товары на маркетплейсах и в шоурумах.
Помимо внешней привлекательности, главные параметры для биокамина — объем бака и время горения. Мастера настоятельно рекомендуют читать этот пункт мелким шрифтом. В моделях Igni 250 миллилитров «заправки» горят два с половиной часа. А стоят 5 литров топлива около 40 рублей — их должно хватить на 50 часов. Биотопливо легко найти на маркетплейсах. А вот заменять его техническим спиртом (такая идея у пользователей возникает нередко) наши герои не советуют: будет коптить.
Учились будущие мастера по видео в интернете. Но тема не такая популярная, поэтому многое пришлось выводить путем проб и ошибок. Так, материал для внутреннего бака заменили на нержавейку: предыдущий вариант слишком быстро окислялся от спирта. Гена до сих пор называет работу с металлом своим самым нелюбимым занятием.
Все составные части камина делают вручную. Единственное исключение — металлическая пластина в основании чаши, для нее заказывают лазерную резку. А так сами отливают даже баки.
— Камни закупаете или собираете в лесу?
— Если вы подскажете место, где встречаются такие красивые мраморные камни, обязательно начнем собирать. Хотя у нас был эксперимент: мы действительно искали камни одного оттенка, и этот камин очень быстро забрали. Но повторять больше не хотим: слишком замороченно, — рассказывает Гена.
На производство одного бетонного камина уходит больше недели: слишком быстро высушивать нельзя, иначе изделие получится хрупким. А вот деревянный можно успеть сделать за сутки, и даже не один. Но пока четкого графика работы ни у Ульяны, ни у Гены нет, в основном делают все конкретно под заказ. Про запас обычно хранят не больше 5—10 каминов.
Кстати, к ним самим уже обращались с просьбой научить делать пока довольно редкий для белорусского рынка продукт. Но Ульяна и Геннадий от такой идеи открещиваются: больше недели ждать, пока застынет бетон, плохо укладывается в тайминг мастер-класса.
— Вообще, при желании научиться этому может каждый. Наши первые камины были просто ужасны, ведь до этого мы особо ничего не делали своими руками. Они были такими массивными, тяжеленными! А нужно было просто запастись терпением, — вспоминает Гена.
Но в целом Ульяна и Гена пошли по проторенному пути: сначала сделали камин для себя, потом в подарок друзьям, родственникам — по сарафанному радио очередь дошла и до настоящих оплачиваемых заказов. На подарки близкие реагировали с радостью, а вот на желание превратить производство каминов в бизнес — скептически.
— А какие нужны минимальные вложения?
— Значит так: находите дома две пластиковые миски разных размеров, к ним — кружку из нержавейки и утеплитель (советую посмотреть за баней), который не горит, — и можно начинать, — шутит, но только с долей юмора, Гена. — Мы начали заниматься этим летом и к зиме уже вышли в плюс.
Заниматься только каминами для пары пока не вариант: у этого продукта слишком явно выражена сезонность. Ульяна и Гена в команде тех предпринимателей, которые с радостью наблюдают, как тают градусы в прогнозе погоды. Для них «горячая пора» — с октября по май. Новый год — предсказуемый пик на этом графике. Хотя некоторые берут биокамины и летом — как украшение для большого уличного стола.
— Маршмеллоу на них можно жарить.
— А сало?
— Вы знаете, это самый популярный вопрос на ярмарках. «А можно мы у вас тут сало или курочку пожарим?», — смеется Ульяна.
На деле — можно. И не только в теории. На ярмарках у стенда выставляют зефир, который можно на палочках пожарить над огнем. Правда, обычно его в течение получаса разметают дети, скучающие, пока взрослые выбирают декор.
От общих вопросов перейдем к чуть более личным. Пара призналась, что практически не работает вместе: в мастерскую приезжают по очереди, чтобы не отвлекать друг друга.
— А вы сразу поняли, что хотите именно общее дело?
— Да, это далеко не единственный мини-бизнес, которым мы занимаемся вдвоем, — улыбается Ульяна.
— Но сейчас уже думаем, что пора разделяться. Потому что начинаются трения. Один видит развитие так, второй — совершенно по-другому, — добавляет Гена. — И вообще, мы ни разу не ругались. Но только до того момента, пока не начали работать вместе.
Второй бизнес — прокат сапбордов. Опять же сезонный. Удачно, что два дела сочетаются по времени, когда им нужно уделять максимум внимания. А Ульяна еще на фрилансе занимается графическим дизайном и производством композиций из цетрарии — это на случай, когда из рутинной работы хочется вынырнуть в творчество. Вообще, список увлечений Ульяны внушительный: до этого уже были и деревянные сувениры, и картины из мха, и гипс, и свечи. Для полного комбо не хватает чего-то совершенного противоположного. И этот «козырь» тоже есть в запасе: пара вместе организовывает вечерние мероприятия.
Загрузка не мешает предпринимателям строить планы и на развитие своего «теплого» бизнеса. Так, Гена хочет больше автоматизировать процесс изготовления деревянных каминов и начать мощную рекламную кампанию: продавать не только через соцсети, но и через лендинг.
На маркетплейсы бренд Igni пока готов отправить только деревянные камины, а вот бетон кажется слишком хрупким материалом. Вес каждого камина — около 3 килограммов. Гена и Ульяна опасаются, что заказчик получит не товар, а только его обломки.
Стоит бетонная модель 150 рублей, из массива дуба — 280. Экспериментов было много, но сейчас в линейке оставили всего пять вариантов. Но при желании можно сделать индивидуальный заказ. Кстати, саму идею изготавливать деревянные камины подсказали заказчики, а Ульяна и Гена только доработали. Из необычного еще делали камины с созвездиями и защитными рунами.
— Руны на удачу в бизнесе?
— На этот вопрос мы сможем ответить в следующем году, — смеется Ульяна.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by