Масштабный конкурс «Свое дело. Новый сезон» подходит к концу. В совместном с «Альфа Банком» проекте мы на протяжении пяти месяцев рассказывали об интересных и нестандартных бизнесах со всей Беларуси. Порекомендовали нам любимых локальных предпринимателей вы, читатели Onlíner, а мы отобрали по два бизнеса из каждой области и рассказали их истории. Совсем скоро начнется голосование за победителя, который получит внушительный денежный приз на развитие своего дела. А пока — финальный выпуск про молодых дерзких предпринимателей из Минска.
В конце каждого текста именно вы, наши читатели, путем голосования выбираете, чья история и концепция бизнеса откликнулась вам больше. Таким образом и определяются предприниматели-финалисты — по одному от каждого региона. А уже на этой неделе мы объявим голосование за победителя всего проекта. Он получит приз — 10 000 рублей на развитие бизнеса и сертификат на годовое обслуживание в «Альфа Банке». Подробные правила конкурса можно посмотреть по ссылке.
А здесь вы можете почитать предыдущие тексты цикла и узнать, кто уже вышел в финал:
Антону 20 лет, свою первую студию маникюра он открыл полтора года назад, а увлеченно начал заниматься «ноготочками» еще в 16. История без извилистых поворотов: молодой человек поступил в колледж на двойную специальность «Парикмахер. Мастер по маникюру». Когда Антон только начал учиться, мама взяла его с собой в салон, чтобы он понаблюдал, как будет выглядеть его потенциальная профессия. Мастер решила поддержать начинающего парня и предложила несколько бесплатных «мастер-классов». И Антон загорелся.
— С парикмахерским делом не сложилось. Я быстро понял: не мое. А вот с маникюром сразу начало получаться. Квартира превратилась в салон для моих подруг, на которых я отрабатывал новые навыки, — смеется Антон.
Мастер маникюра попробовал работать в найме, но такой формат ему не понравился. Парень понял: надо делать что-то свое. И пообещал своей аудитории в Instagram: «Или открою студию за четыре месяца, или можете обзывать меня последними словами. Без ограничений».
Пообещал — и сделал. Студия «Батон нэилс» в Каменной Горке начала работать в марте 2023-го.
Задаем вопрос, который витает в воздухе с самого начала.
— Почему «Батон»? Нетипичное название для бьюти-сферы.
— Когда я только начал заниматься маникюром, с Instagram была беда. Мог выкладывать один пост в месяц, сторис — раз в неделю. Поэтому решил пойти на обучение ведению соцсетей. И одна из первых тем, которую мы обсудили, был запоминающийся нейминг. Так мы и придумали довольно очевидную ассоциацию «Антон — батон».
Сейчас студию узнают по слогану «Не батонимся, а пилим самые красивые ноготочки». Батон повсюду: на логотипе, на шторах, в декоре. Сначала здесь думали даже к чаю или кофе вместо конфет подавать батон, но соцопрос показал, что любителей такого десерта немного. Кстати, концепцию поддерживают и сами клиенты. Антон вспоминает, что им дарили и статуэтки в виде батона, и даже собственноручно испеченное хлебобулочное изделие. А некоторые гости студии признавались: в первый раз пришли только из-за названия — сторис с такой забавной отметкой стабильно набирают реакции.
Узнаем у Антона: много хейта «прилетало» в соцсетях за «недостаточно мужскую» профессию?
— На самом деле, такого вообще не было. Иногда писали: лучше бы на завод пошел. Но я воспринимаю это как юмор. Последние лет пять, мне кажется, мужчина — мастер маникюра уже не так сильно удивляет. Такая же работа, как и любая другая.
К открытию студии Антон подошел довольно безбашенно: не стал изучать конкурентов, а приметил неплохое помещение — и начал действовать.
— На самом деле, репутация Каменной Горки обманчива. Она очень дружелюбная и современная. Здесь много молодежи. Ну, и дешевая аренда, — смеется Антон.
Со старта будущий предприниматель вложил в бизнес $5,5 тыс. в эквиваленте. По его словам, это была минимальная сумма, с которой вообще можно было начинать, — но с условием продолжать в течение года все заработанные деньги «вливать» обратно. Сейчас Антон планирует открывать вторую студию в Сухарево — и там начальные вложения составят уже $15 тыс. в эквиваленте.
На вопрос, что самое сложное в работе руководителя, Антон отвечает так: держать в голове тысячу задач сразу. На связи по рабочим вопросам владелец студии в среднем по 17 часов в день: с семи утра и до полуночи. К слову, Антон и сейчас продолжает полноценно работать как мастер. Многие клиенты хотят попасть именно к нему, поэтому и ценник у главного «батона» чуть выше — 70 рублей вместо стандартных 60 за маникюр с долговременным покрытием. Но в будущем мастер хочет отойти от маникюра и сосредоточиться только на подологии.
— Часто шутят, что на маникюр девушки ходят не только ради красивых ногтей, но и чтобы посплетничать с любимым мастером. Вы так делаете?
— Конечно! Я и сам специально запасаюсь интересными историями к приходу постоянных клиенток, — смеется Антон.
Сейчас в команде «Батон нэилс» 10 человек — все примерно одного с Антоном возраста. С более опытными мастерами сотрудничать пробовали, но не сложилось.
— У нас очень дружеские взаимоотношения. Можно сравнить с семьей, только с обязанностями и зарплатами. Даже за короткое время в найме я увидел, какое недружелюбное отношение может быть к сотрудникам, и понял: я так точно не хочу.
Антон уверен: хорошего мастера проще вырастить самому, чем найти.
Помимо мастеров и администраторов, в команде есть контентмейкер. Молодой человек предполагает: без медийности ему бы давно пришлось закрыться. Сейчас у него в соцсетях более 16 тыс. подписчиков.
Разбираться с бухгалтерией начинающему предпринимателю помогает мама. Увлечение сына маникюром она сразу же поддержала, а вот идею открыть свое дело в 18 лет — нет. Предлагала для начала набраться опыта в найме. Но Антон, конечно же, не послушал. Был уверен: удача на его стороне.
— Потом первые полгода я очень жалел, что вообще в это ввязался. Слишком много было вопросов, которые приходилось непрерывно решать. Мне кажется, если человек сам не мастер маникюра, идти в этот бизнес нет смысла. Все будет слишком долго и сложно, понадобятся большие инвестиции. Да даже мастерам стоит осознавать: есть шанс, что не получится. И дело не в мастерстве или сервисе, а в первую очередь в грамотном маркетинге.
И все же слегка затронем сервис. По словам Антона, студия маникюра без кофемашины в 2024 году — это уже провал. В Минске клиенты считают это нормой. А вот смены требований к самому маникюру Антон не опасается: освоят любой новый запрос. Гель-лак назовут антитрендом — в студии сконцентрируются на японском маникюре (это техника без применения инструментов, только с использованием натуральных средств). Его здесь, кстати, уже делают.
У Антона есть теория: на маникюр записываются чаще всего в хорошем настроении. А сильнее всего на него влияет погода. Поэтому летом наблюдается стабильный рост клиентов, и даже зимой в солнечные дни можно заметить всплеск записей.
Поэтому за изменениями погоды Антон наблюдает не менее пристально, чем синоптики.
Помимо второй студии, сейчас «Батон нэилс» готовится к запуску собственного продукта — крема для рук с ароматом — чего бы вы думали?.. — естественно, батона. И блестками. Пробную партию в 1000 штук планируют продавать в студиях, но, если дело пойдет хорошо, можно будет задуматься и о выходе на маркетплейсы.
— Две студии — это не предел?
— Конечно, хочется в это верить. В целом было бы неплохо, чтобы «Батон нэилс» открылись в каждом доме, — улыбается Антон. И признается, что по-настоящему смог выдохнуть только этим летом — спустя более чем год после старта своего дела.
Владелец студии Павел утверждает, что именно Look at Me первыми в Беларуси начали специализироваться на фото радужки глаз. За два года в Минске открылись еще четыре студии — концентрация выше, чем в Москве. Кстати, именно там молодой человек и подсмотрел идею для бизнеса.
Еще с детства Павел понимал, что хочет заниматься собственным делом. Ориентировался на отца (у того свой автосервис), но никак не мог определиться со сферой. А нестандартная фотостудия его сразу заинтересовала: еще со школы парень увлекался фотографией. Даже пробовал связать жизнь со съемками, но в итоге пошел учиться на туризм.
Сейчас молодому человеку 24 года.
— Спустя сутки после первого посещения такой студии я понял, что это именно то, чем я бы хотел заниматься, — на этом моменте Павел показывает кадр, с которого все началось, — фото собственной радужки. — Даже когда меня нет на рабочем месте, я за всем наблюдаю (смеется. — Прим. Onlíner). Фото стоит прямо напротив входа в студию.
Парень решил, что хочет сделать все честно — не копировать «втихую», а напрямую обратиться в московскую студию с запросом на обучение. При этом формат франшизы он не рассматривал: хотел строить свой собственный бренд с нуля. В студии ни капли не удивились: с таким к ним приходили уже не раз. Кстати, сейчас поделиться профессиональными секретами начинающие предприниматели просят уже Павла.
Открытие студии молодой человек совмещал с основной работой в маркетинговом агентстве. Первых клиентов даже принимал в офисе по выходным (по согласованию с начальством). Снимки делал и обрабатывал тоже сам.
— Конечно, не гараж, как у Джобса. Условия были получше, но тоже довольно необычно, — смеется Павел.
Через несколько недель студия все же обрела собственный «дом»: переехала в 16-метровое помещение на цокольном этаже на Грушевке. Предприниматель вспоминает, что оно казалось ему просто огромным. Сейчас студия находится в просторном офисе на 46 «квадратов» в модном центре в Раковском предместье. Аренда здесь в три раза выше, но поток клиентов позволяет студии развиваться.
Павел рассказывает, что основная категория клиентов — это пары. Иногда на необычную фотосессию заглядывают даже молодожены в свадебных нарядах. Если присмотреться к образцам, то чаще всего делают фото, где пересекаются две радужки, потом — семейные «портреты». На индивидуальную съемку приходят чуть реже, чаще по подарочным сертификатам.
— На Новый год одна компания прорабатывает идею корпоратива у нас. Это моя мечта: чтобы кто-то в офисе сделал большое полотно с «глазами компании».
— А это безопасно? Сейчас все более распространенной становится идентификация по сетчатке глаза.
— Вот именно: по сетчатке, а не по радужке. Это разные технологии. Такой вопрос нам задают часто, поэтому я разбирался в теме.
Как проходит съемка? Нужно очень пристально смотреть в камеру — на этом все. Никакого специального оборудования, кроме определенного объектива, света и деревянного куба. Не больно и не страшно. Возрастных ограничений нет. Если речь о детях, то они просто должны несколько минут высидеть спокойно — так что тут дело не в возрасте, а скорее в характере.
Кстати, снимают не только людей, но и животных. Правда, на удачный снимок уходит гораздо больше времени. Но фото питомцев — одно из направлений, куда может развиваться студия Look at Me. Подробности Павел не раскрывает: конкуренты слишком пристально следят друг за другом.
— Давайте честно: любой глаз на фото получится эффектным?
— Конечно. Я всегда говорю, что не бывает некрасивых глаз. И сразу отвечу: можно сделать снимок и очень темной, и очень светлой радужки, и глаз с узким разрезом, и с другими особенностями. Часто во время фотосессии люди узнают, что у них есть родинка интересной формы, необычный узор, да даже рассматривают все оттенки, из которых состоит цвет их глаз. Очень популярный формат — сочетание радужки с элементами природы, например морем или космическими объектами, — рассказывает Павел.
Стоимость фото начинается от 30 рублей за индивидуальный снимок и 45 за парный. Сначала аудитория была довольно молодой (первыми о существовании проекта узнали из соцсетей школьники и студенты), сейчас она становится более разнообразной. Даже старшее поколение, сначала отнесшееся к идее скептически, все чаще соглашается на трогательную семейную фотосессию.
— Приходилось слышать негатив или скепсис в свой адрес на этапе открытия студии?
— Действительно, многие не верили в эту идею, не понимали ее. Да что там, считали ее безумной. Говорили: раз такого бизнеса еще нет в Беларуси, значит, это не имеет смысла. Если бы это было прибыльно, кто-то бы уже обязательно открыл. Такие доводы вгоняли в сомнения, но я понял, что готов рискнуть. Тем более что со стороны самых близких услышал те самые слова поддержки, которые мне были так нужны.
— Нет ощущения, что это бизнес со сроком годности: сейчас всплеск, а потом будет спад?
— Безусловно, это так. Спустя какое-то время клиентов будет все меньше и меньше, и я к этому отношусь спокойно. Это в любом случае произойдет. Вопрос только когда. Но, думаю, еще несколько лет студия спокойно сможет проработать. Сейчас она уже вошла в стадию зрелости.
А с чего все начиналось? На оборудование Павел потратил около $4 тыс. в эквиваленте. Помимо денег, на поиск подходящей техники ушло и много сил. Немаленькую сумму начинающий предприниматель вложил в обучение и, конечно же, в маркетинг.
Аудитории нужно было объяснить, что это за бизнес и зачем вообще нужны такие услуги.
— Мы очень долго работали над Instagram, и теперь я наконец доволен тем, как выглядит страница (у Look at Me почти 16 тыс. подписчиков. — Прим. Onlíner). А вот TikTok я раньше очень сильно недооценивал. Возможно, даже презирал, — смеется Павел. — С точки зрения бизнеса он открылся для меня с новой стороны. К точке окупаемости мы пришли как раз в тот момент, когда наши видео начали «залетать» в TikTok.
По словам владельца студии, на этом бизнесе можно заработать хорошие деньги — значительно больше среднестатистической зарплаты по стране. Но предпринимателю хочется вкладывать в свое дело еще и еще, пытаясь сделать сервис лучше.
Только этим летом Павел наконец смог позволить себе уйти со второй работы — и теперь он все время в Look at Me.
— На самом деле, свои задачи я могу выполнять и вне студии. Но считаю, что если владелец маленького бизнеса не общается с клиентами, то дело идет к провалу. Даже если взять минские студии, далеко не все из них успешны. Хотя, казалось бы, мы занимаемся одним и тем же делом. Если сразу меня немного смущало, что появляются другие студии, то со временем я понял: будем брать качеством. Но чтобы не бояться, у человека все-таки должен быть предпринимательский стержень, — подводит итог Павел.
Правда, классные истории? Кто победит, решать вам. Отдать голос за бизнес из Минска, который выйдет в финал конкурса, можно до 12:00 8 ноября.
Каждый предприниматель мечтает о том, чтобы его новый бизнес стартовал безупречно. Альфа Бизнес точно может помочь в этом!
Пакет услуг «Безупречный старт» — один из самых востребованных нашими клиентами, которые открыли свое дело:
Стартуйте собственное дело с «Альфа Банком», читайте телеграм-канал, в котором о бизнесе пишут интересно, и все получится!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by