38 519
14 ноября 2024 в 8:00
Автор: Таня Машкович. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

«Писали, что за такое мне нужно оторвать руки». Минчанка создает уникальные арт-торты

Автор: Таня Машкович. Фото: Александр Ружечка. Коллаж: Максим Тарналицкий

В детстве Светлана четыре года училась в художественной школе. Повзрослев, решила: творчество — это хорошо, но нужно освоить «серьезную» профессию. Так кисти и мольберты оказались заброшены, а появились диплом экономиста на полке и офисная работа. А потом случились выгорание, уход в никуда и мысли «Чем я хочу заниматься?». Неожиданно для самой себя Света занялась приготовлением тортов на заказ. Вместо привычных «рюшечек» или розочек из сливочного крема (ничего не имеем против!) девушка стала создавать арт-торты, напоминающие произведения импрессионистов. Заказы на необычные десерты идут потоком, а директ ломится от новых запросов. Рассказываем, как девушке удалось успешно совместить академические знания по живописи и любовь к сладкому.

«Выгорела и решила уволиться в никуда»

Отношения с искусством у Светы завязались, когда ей было 11 лет. Пойти учиться в художественную школу пятикласснице предложили родители, заметив в дочке потенциал.

— Не могу сказать, что мне нравилось все, что мы изучали. Первые два года я ходила на все занятия, а начиная с третьего уже что-то пропускала. На творчество всегда нужно вдохновение, а в тот момент у меня его не было.

После четырех лет обучения встал вопрос: дальше искать себя в искусстве или попробовать что-то другое? Девушка решила, что нужно «уйти во что-то серьезное», и поступила на экономический факультет. Светлана с улыбкой говорит, что цифры — это совсем не ее, а получить диплом экономиста-менеджера она решила из интереса к работе и успеху больших компаний.

— Оказалось, что мою специальность воспринимают как что-то растяжимое, поэтому на всех работах у меня не было четкого функционала. На свое последнее место — в туристическое агентство — я пришла на позицию маркетолога. Пришлось самой разбираться в механизмах работы компании, изучать продвижение в Facebook и Instagram, учиться настраивать рекламу и так далее. Несмотря на интересные задачи, через два с половиной года я почувствовала выгорание. Но из-за того, что в целом работа мне нравилась, уйти смогла только с третьего раза.

Уволилась Света «в никуда», но уже в тот момент у нее появилось желание запустить свое дело. Правда, без конкретики. После отпуска на море и перезагрузки нужно было что-то решать.

— Мне с детства нравилось смотреть кулинарные программы, а позже появилась любовь к готовке. Я могла параллельно с учебой или работой поставить себе цель — приготовить 100 новых блюд за месяц, — улыбается девушка. — А потом купила книги кондитера Виктории Мельник, попробовала готовить по ее рецептам, и все получалось. Затем посмотрела несколько обучающих видео по сборке тортов — все оказалось очень понятно. И хотя у меня не было никакого образования, я решила стать кондитером.

Не знаю, откуда у меня появилось столько смелости. Наверное, в первую очередь повлияла поддержка семьи — на старте важно окружать себя людьми, которые в тебя верят. Помню, мама дала мне $100 и сказала, что я могу потратить их так, как посчитаю нужным. Это и стало моим стартом.

Оглядываясь на свой опыт, Света уверена: больших вложений в такой бизнес не нужно. Можно начать с покупки всего трех флаконов пищевых красителей (средний ценник на них — от 4 до 10 рублей за штуку) и смешивать для получения нужного оттенка. Набор специальных инструментов — мастихинов, которые делают те самые мазки, — можно найти на маркетплейсах за 10—12 рублей. Сэкономить не выйдет разве что на кистях. Причина простая: если ворс набит неплотно, то волоски рискуют попасть в торт. Также, советует Света, нужно запастись миксером, посудой, парой форм для выпечки и лопатками.

«Никогда такого не делала, но решила рискнуть»

На старте создания бренда Света завела страницу в Instagram — первыми подписчиками стали друзья и знакомые. Рекламу на посты девушка не настраивала, но добавляла хештеги — так пришли первые заказчики. Главная фишка бренда — те самые арт-торты — появилась благодаря конкретному заказу.

— Первый торт, который позже я назвала «артом», заказала девушка. Она попросила нарисовать пару людей на фоне моря. Кажется, десерт был подарком на годовщину родителям. Я никогда такого не делала, но решила рискнуть.

В тот момент, вспоминает Света, на странице бренда было около 600 подписчиков. Многие из них не только лайкнули фото с необычным тортом, но и тут же начали заказывать «арты».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ТОРТЫ • БЕНТО-ТОРТЫ • МИНСК (@horoshiyvkus.by)

— Первые торты я делала трясущимися руками: было страшно. Кстати, моих первых заказчиков из Instagram я хорошо помню, многие из них покупают у меня до сих пор, — улыбается Света. — Когда начал набирать обороты TikTok, решила выложить ролик с одним из арт-тортов. Видео собрало 20 тыс. просмотров, и тогда для меня это было вау! После этого заказов стало еще больше. А один из роликов про бенто-торты залетел на 300 тыс. просмотров — с этого момента появилось очень много заказов именно на «арт».

Стабильным поток заказов, по словам девушки, стал через четыре месяца после запуска бизнеса. Каждый день свои торты ждали по восемь-десять человек.

— Я просыпалась в семь утра и до полуночи возилась на кухне. Из-за нехватки опыта в тот период определенные процессы занимали у меня очень много времени. Например, я не знала, что можно заранее сделать бисквиты и заморозить их, и выпекала все отдельно для каждого заказа. Только спустя год я вышла из этого ритма.

На втором году работы Света решила заняться обучением и купить онлайн-курс у известного кондитера. На тот момент это стоило около 700 белорусских рублей.

— Уроков было десять, но я прошла только два. Мне оказались не близки ценности преподавателя. При личном созвоне она настаивала: десерты должны выглядеть и стоить дорого, тогда на них можно заработать. А мне это не близко. Также автор курса анализировала мой инстаграм-аккаунт: говорила, что нужно изменить. Мне же тогда нравилось то, что я делала. Так что курс я не прошла, но благодаря ему у меня появился друг-кондитер, с которым мы общаемся каждый день.

«Люди спрашивали, почему все так коряво»

В аккаунте Светы большинство «артов» сделаны на маленьких тортах — бенто. Это небольшие десерты, украшенные надписями и рисунками. Главная фишка в том, что рассчитан такой торт на одного человека (именно это и значит японское слово «бенто»). Несколько лет назад такие мини-торты стали трендом и буквально взорвали соцсети.

— Я создавала декор, который мало кто делал. Но на старте торты, на которых что-то нарисовано мазками, понимали не все. Одна женщина написала мне в комментариях: «Этому кондитеру нужно руки оторвать!» Были те, кто писал: мол, почему все так коряво? Глядя на свои первые работы, сейчас я вижу какие-то моменты, которые можно было доделать. Но неудачными их все равно не назову. Важно, чтобы такой торт получал человек, который сможет его оценить. Например, бенто-торты часто заказывают маленьким детям. Но если сделать арт-торт в стиле импрессионистов годовалому или двухлетнему ребенку, ему он вряд ли понравится, лучше выбрать понятный рисунок.

Раньше, говорит Света, заказчики обходились краткими историями, но в последнее время людям нравится, когда торт отражает их настроение или интересные детали из жизни.

— Поэтому все мои торты — уникальные. И повторы я не делаю: во-первых, никогда не получится сделать один в один, а во-вторых, на это уйдет больше энергии, чем на создание чего-то нового. Я же хочу чувствовать себя свободно и получать удовольствие от работы.

Обычно арт-торты у Светланы заказывают в подарок — например, на годовщину знакомства. Процесс работает так: заказчик присылает несколько фото и рассказывает историю — из этого появляется концепция рисунка. Почти всегда все остаются довольны результатом, но несколько раз от готового торта по разным причинам отказывались.

— Как-то мужчина заказал арт-торт, выслал несколько фотографий. Я выбрала снимок, который мне понравился, предложила сделать рисунок по нему. Кадр был темным, а я никогда не приукрашиваю и всегда передаю впечатления, которые получаю. Видимо, человек этого не ожидал, не понимал, что получит в результате. Здесь очень важно воображение.

Когда торт был готов, я сделала фото и отправила. В ответ мне написали, что это полнейший ужас!

Потом заказчик мне еще и позвонил: говорил в неприятной форме, а я со слезами слушала все, что на меня изливали. В итоге от заказа он, конечно, отказался. Торт я сперва хотела выбросить, но передумала — он пошел к чаю.

«Случалось, что выходила в ноль»

А теперь о ценах на съедобное искусство. Маленький торт (450 граммов) с артом стоит 85 рублей. Если рисунок простой или нужна только надпись, то ценник будет ниже. Торт, который Светлана создала на наших глазах, завесил 700 граммов — с артом он будет стоить 115 рублей.

— Если я вижу, что есть запрос на детализацию или нужно прорисовать много мелких элементов, то стоимость будет выше. На опыте я уже понимаю, сколько в среднем времени потрачу на рисунок. Помимо себестоимости, также закладываю траты на электроэнергию, кондитерские мешочки, красители и прочие мелочи. Плюс перестраховочный процент на изменение цен на продукты.

На старте запуска бывали моменты, когда с расчетами Света ошибалась. Например, если торт с декором из дополнительных материалов готовила впервые.

— Случалось, что выходила в ноль. Не всегда получается на глаз определить, сколько точно материала понадобится. Сейчас я знаю, что если сомневаешься, то лучше обозначить диапазон цен.

Первое время заказы Света принимала без предоплаты. Изменить правило решила спустя полгода работы: теперь нужно до старта приготовления торта оплатить 50%. Если так не делать, заказчики в назначенный день могут просто не выходить на связь, поясняет героиня. Такое случалось не только с маленькими бенто-тортами, но и с десертами весом 2 килограмма.

Пока каких-то особенно дорогостоящих заказов у Светы не было, плюс-минус все торты в одном ценовом диапазоне. Зато находятся клиенты, готовые рискнуть и выбрать что-то очень необычное: например, просят повторить на торте знаменитую (и любимую) картину.

«Я и сейчас делаю все сама»

На старте своего дела Света решила не смотреть на примеры других кондитерских бизнесов и двигаться в своем направлении. Как минимум так удается сохранить авторский стиль. Правда, бывают и обратные ситуации. Например, логотип, который дизайнер специально создала по заказу Светы, девушка случайно увидела в рекламе другого бренда. Обошлось без скандала, Света только сбросила аккаунт бренда дизайнеру.

Героиня с улыбкой рассказывает, что выяснение отношений и ссоры — это не про нее. Лучше направить энергию на реализацию новых идей.

— Помню, я вернулась из путешествия, нужно было отсидеть дома несколько дней карантина. Заказала доставку из ресторана, и мне привезли торт в крафтовой упаковке. Подумала тогда, насколько это удобно: даже посуду пачкать не нужно! Решила запустить в продажу торты в стаканчиках — cake to go. Тогда для Минска это был новый формат.

Идея оказалась очень удачной! Такие тортики часто заказывают как знак внимания: все же торты ассоциируются с каким-то событием, а такой десерт можно подарить и просто так. Причем приготовить я могу партию стаканчиков к какому-то празднику, а могу собрать просто так из хороших продуктов, которые остались от другого заказа — например, если я приготовила бисквит, но его понадобилось меньше. Я публикую анонс в сторис, и стаканчики всегда быстро забирают.

Кстати, и сейчас бо́льшая часть заказов приходит из Instagram. В аккаунте бренда «Хороший вкус» чуть больше 5 тыс. подписчиков. Света поясняет, что вся аудитория — это заказчики или их знакомые. Свою аудиторию девушка называет небольшой, но накручивать красивые цифры она не хочет.

— На меня выходили блогеры и предлагали сотрудничество по бартеру — за все время в таком формате я соглашалась работать два-три раза. Да, после этого приходили новые заказы, но у меня уже и так был хороший поток. Плюс я до сих пор делаю все сама, не планирую нанимать даже SMM-специалиста. Во-первых, мне нравится процесс создания фото моих тортиков, а во-вторых, это неудобно: пришлось бы постоянно кого-то дергать. Конечно, иногда люди недовольны, что я долго не отвечаю на сообщения. Тогда я объясняю, что дело в большой загрузке.

«Заказчики просили сходить в магазин и купить к торту цветы»

Девушка рассказывает, что за три года работы в сфере кондитерского искусства случалось разное. Например, Света не доставляет торты лично: предлагает либо доставку через такси, либо самовывоз. Иногда заказчики просят забрать торт ранним утром, часов в шесть-семь — для этого девушке приходится вставать очень рано. А спустя несколько часов приходит сообщение в духе «Простите, проспал».

— Как-то меня попросили сходить и купить цветы к торту: мол, чтобы сразу забрать комплект. На это я вежливо ответила, что такого не делаю, и сбросила адреса цветочных магазинов, которые находятся рядом с моим домом.

Спустя три года работы у Светы сформировалось несколько правил работы, которые в первую очередь защищают от выгорания. В первую очередь это практически полный отказ от срочных заказов. Сюда попадают торты, которые нужно сделать за день или несколько часов до события.

— Это важно для моего комфорта и спокойствия. Я не хочу выбиваться из графика: каждый день знаю, сколько тортов мне нужно сделать, могу планировать свой день. На срочный заказ я могу согласиться только в том случае, если уже все сделано и у меня осталось свободное время.

Еще один заказ, за который девушка никогда не возьмется, — это просьба «Нарисуйте хоть что-то!».

— Также я никогда не делаю эскиз. Если человек не уверен в результате, то это передается и мне, — убеждена девушка. — Еще один момент, который для меня важен, — это время. Я стараюсь расписать рабочий день и успеть сделать все за восемь часов. Условно, пока торт остывает, я занимаюсь спортом, потом прихожу и заканчиваю. Каждый день выделяю отдельное время на общение с заказчиками и ответами в директ. Раньше могла отвечать и поздно вечером, и ночью, сейчас же такого нет.

Многие не знают обратную сторону этого бизнеса: например, я работаю стоя, и со временем от нагрузки появилась сильная боль в ногах. Теперь я точно понимаю, что значит фраза «инвестировать в себя».

Из планов на ближайшее время — запуск онлайн-курса по декору тортов. На эту мысль девушку натолкнули запросы о личных мастер-классах. Все уже отснято, осталось решить вопросы по юридической части. Пока Света оформлена как самозанятая. Девушка поясняет, что с первого дня решила работать официально.

Сейчас «Хороший вкус» — это основная работа героини. На вопрос о заработке девушка отвечает так: получается выйти на зарплату плюс-минус $1000. Но тут важна оговорка: все зависит от количества заказов.

— Но для меня самое важное — это самореализация, возможность увидеть результат своего труда. Теперь я получаю это на все сто процентов. Раньше я была как белка в колесе, хотя и здесь первый год был таким же активным. Но теперь стало полегче, получается уделить внимание другим сферам жизни. Например, появилось больше путешествий — это важно для поиска вдохновения. В будущем я мечтаю не просто ездить куда-то отдыхать, а параллельно учиться. Очень хочу попасть в Малайзию — там есть кондитеры, которые создают невероятные вещи! — рассказывает девушка. — Я долго убегала от творчества, думала, что это не для меня, а случилось все совсем иначе. Когда училась в художке, я постоянно искала изъяны в своих работах. Думаю, что и сейчас мной движет постоянное желание развиваться.


Реклама
Новый смартфон HONOR X7c уже в продаже по цене от 699 рублей


Стильный дизайн, защита IP64+, емкая батарея 5200 мАч, яркий экран 6,77 дюйма с частотой 120 Гц и экстрапрочный корпус. Кроме того, громкие стереодинамики и две версии памяти: 6/128 ГБ и 8/256 ГБ. И все это по демократичной цене.

И это еще не все: в качестве бонуса первые покупатели получат наушники HONOR Earbuds X6. Акция продлится до 2 декабря в Каталоге Onlíner в магазинах МТС, А1, «5 элемент», «Электросила», «На связи», «Алло» и 21 vek.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by