30 ноября 2024 в 8:00
Автор: darriuss. Фото: открытые источники

Ей 81 год. Она сама заработала $7 миллиардов, решила их раздать, а компанию — вернуть работникам

Автор: darriuss. Фото: открытые источники

IT-стартапами сейчас не удивишь, но здесь случай особенный. Во-первых, этот стартап появился в конце 1970-х, на заре компьютерной революции. Во-вторых, его придумала женщина в эпоху, когда высокие технологии еще оставались почти исключительно мужским занятием. Она сама написала код своего первого продукта и с тех пор в одиночку определяет стратегию управления собственной компанией. И делает это неплохо: если верить недавней оценке Forbes, ее состояние составляет $7,7 млрд. Однако в деталях бизнес-стратегию Джуди Фолкнер иначе как эксцентричной не назовешь. За 45 лет она не приобрела ни одного стороннего бизнеса и категорически отказывается привлекать малейшее внешнее финансирование. Более того, в 81 год одна из самых богатых американок, самостоятельно заработавших свои деньги, не собирается на пенсию, а заработанное решила пожертвовать на благотворительность, при этом оставив контроль над Epic Systems (крупный разработчик медицинского ПО) внутри трудового коллектива и собственной семьи. Фолкнер тщательно отбирает сотрудников, безоговорочно доверяет ветеранам компании, превратила штаб-квартиру предприятия во «взрослый Диснейленд», безумно раздражает конкурентов и знает все о здоровье сотен миллионов человек.

Она знает все

В отличие от гигантов Кремниевой долины с их блестящими калифорнийскими офисами, о компании Epic Systems практически никто не слышал даже в самих Соединенных Штатах, не говоря уже о международной публике. Это и неудивительно, ведь корпорация специализируется на довольно узкой нише, пусть и в одной из самых прибыльных отраслей американской экономики — здравоохранении. Это у нас оно является частью социальной сферы, а в США рынок различного рода услуг, так или иначе касающихся медицины, оценивается в $4,5 трлн.

Болеть или страховаться от болезней в стране очень дорого, и зарабатывают на этом множество компаний.

Деятельность компании Джуди Фолкнер кажется незаметной, но на самом деле миллионы человек сталкиваются с ней ежедневно. Epic разрабатывает комплексное программное обеспечение, руководящее огромными больницами, небольшими клиниками и кабинетами, медицинскими страховыми компаниями. Ее системы управления базами данных позволяют делать все: регистрировать пациентов, назначать им приемы у врача, вести их медицинские карты, обмениваться данными между докторами и учреждениями разного профиля, выставлять счета. С помощью приложений Epic больной может видеть свою электронную медкарточку, выданные рецепты, записываться к врачам, сообщать им о своих жалобах. Грубо говоря, Фолкнер — тот человек, который собирает, хранит, а значит, и контролирует всю информацию о здоровье множества людей. По последним данным, это больше половины населения США и 325 млн человек по всей планете. Неспроста журнал Forbes считает Джуди «одной из самых могущественных женщин в сфере здравоохранения».

Вопреки стереотипам

При всем ее теневом влиянии о существовании Фолкнер, а тем более о размерах ее состояния и выстроенной ею империи знают разве что специалисты отрасли. Она, как и многие программисты, интроверт, редко дает интервью, хотя во многих отношениях и она сама, и ее бизнес выглядят очень колоритными, нестандартными, оригинальными.

Ее увлечение медициной, скорее всего, носит наследственный характер.

Она родилась в разгар Второй мировой войны в семье, которую можно отнести к среднему классу. Отец — фармацевт, мать работала в ассоциации врачей штата Нью-Джерси. Тем не менее идти по стопам родителей юная Джуди не собиралась, а весьма прозорливо нашла себе иную сферу деятельности — программирование. Главными ее юношескими увлечениями были математика и логические загадки. Компьютеры стали логическим продолжением этого хобби. Получив соответствующий диплом университета Висконсина-Мэдисона еще в 1960-е, когда компьютеры были размером если не с комнату, то с приличный шкаф, она разработала свою первую систему, позволявшую любому врачу с помощью перфокарт за несколько секунд составлять себе расписание приемов на весь год. В начале 1970-х Джуди начала работу на группу специалистов медицинского факультета своей альма-матер. Задачей стало создание базы данных, позволявшей хранить всю релевантную информацию об их пациентах. Ну а дальше коллеги и друзья убедили Фолкнер основать собственную компанию.

Все начиналось в подвале

В 1979 году Джуди и ее деловой партнер, доктор Джон Грейст, главный врач и профессор университетской клиники Висконсина-Мэдисона, основали компанию, чуть позже получившую название Epic. До появления собственного офиса писать код молодой программистке приходилось в свободное от основной работы в университете время в подвале собственного дома. Необходимую для начала деятельности сумму в размере $70 тыс. (эквивалент примерно $300 тыс. сейчас с учетом инфляции) основатели взяли из собственных сбережений и собрали по друзьям и коллегам. Все эти первые инвесторы или их наследники до сих пор являются акционерами Epic (и весьма богатыми людьми), но других собственников у корпорации с 1979 года так и не появилось.

Все дело в очень нетривиальной стратегии развития бизнеса, которую выбрала Фолкнер.

Она, кстати, стала и причиной размолвки с доктором Грейстом, после которой тот покинул компанию, хотя очень мудро оставил себе часть ее акций. Бывший партнер полагал, что Epic должна развиваться по стандартному для технологического стартапа пути: разработав первый коммерчески востребованный продукт, привлечь средства венчурных инвесторов, на них начать масштабировать бизнес, быстро развиваться, нанимать новых сотрудников, выходить на первичное размещение на бирже (IPO), получать от этого дополнительные средства, тратить их на слияния и поглощения. Фолкнер с таким подходом категорически не согласилась. И с тех пор своего мнения не поменяла.

Эпические заповеди

В корпоративных уборных, расположенных в штаб-квартире Epic в небольшом городке Верона, штат Висконсин, вывешены 12 принципов компании, отражающих деловой подход Джуди Фолкнер. Перечислять их все смысла нет, достаточно ограничиться двумя основополагающими. Тем более они самые первые:

1. Не становись публичной компанией.

2. Не позволь себя купить.

Вся философия Фолкнер построена на отрицании любого, даже малейшего вмешательства извне. За 45 лет существования ее предприятия Джуди ни разу не взяла кредит, ни разу не привлекла внешних инвестиций, даже не задумалась о проведении IPO. Все развитие компании с текущим оборотом почти в $5 млрд идет только за счет собственных средств и полученной прибыли. Как частная компания, свои финансовые показатели Epic предпочитает не раскрывать, но очевидно, что бизнес весьма успешен. В графе «Долг» у корпорации значится ноль.

Все внутри

Однако выбранная стратегия работает в двух направлениях. Не позволяя вторгнуться в компанию чужакам, Джуди сознательно запретила менеджменту Epic даже заикаться о покупке сторонних бизнесов. Когда на твоем банковском счету скапливается приличная сумма денег, есть соблазн потратить их на приобретение конкурента или другого профильного стартапа, который позволит расширить ассортимент оказываемых услуг. Но не в данном случае.

Фолкнер уверена, что поглощение других компаний является багом, а не фичей.

Чужие продукты, построенные на иных принципах, придется интегрировать в уже имеющиеся разработки, совмещать интерфейсы, тратить на это время, деньги и нервы. Проще разработать свой аналог, но уже изначально адаптированный под огромную, создававшуюся на протяжении десятилетий экосистему Epic. Джон Грейст, второй отец-основатель корпорации, признался: «Это, конечно, была ее осознанная политика. Она настаивала на ней и доказала ее справедливость. Я ошибался, а она оказалась права».

«Взрослый Диснейленд»

Скорее всего, довольно оригинальная стратегия Фолкнер не является универсальным рецептом успеха и подойдет далеко не каждой компании. Но в своей сфере она показала свою работоспособность. Неприступность внешних границ бизнеса владелица Epic компенсирует внутренней свободой сотрудников. Фолкнер, несмотря на то что она сама высококлассный программист, откровенно признается, что не успевает разбираться в технологических нюансах и новшествах, тем более что сейчас они появляются очень часто. Поэтому каждому из направлений деятельности Epic делегирована автономия, в рамках которой персонал может предлагать и разрабатывать продукты, делающие экосистему компании еще более совершенной.

Неудивительно, что желающих попасть на работу в Epic куда больше, чем имеющихся вакансий.

Если верить Фолкнер, в 2023 году в отдел персонала компании поступило 370 тыс. заявок от соискателей. Из них наняли всего 2 тыс. человек, доведя общее количество работников корпорации до 14 тыс. Зато каждый из этих счастливчиков получает в распоряжение собственный кабинет в штаб-квартире Epic в Вероне. Ее прозвали «взрослым Диснейлендом», потому что сам по себе строящийся с 2005 года кампус очень необычен. Каждый из корпусов стилизован под какую-то книгу: один посвящен «Алисе в Стране чудес» Кэрролла, другой — «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, третий — «Гарри Поттеру» Джоан Роулинг и так далее. По мере необходимости и роста компании для сотрудников строятся новые здания.

Не без критики

Epic — очень большая рыба в сравнительно маленьком пруду. В этой нише — систем электронного управления медицинскими учреждениями — сложилась дуополия. То есть, помимо Epic, есть лишь еще один крупный игрок — бывшая Cerner, в 2022-м купленная за $28 млрд IT-гигантом Oracle и превращенная в Oracle Health. Остальные компании, действующие в этой сфере, слишком мелкие, чтобы принимать их в расчет (по крайней мере пока).

Естественно, такая ситуация не может не вызывать критики, и порой справедливой.

Монополисты (и дуополисты) ведь могут диктовать свои условия и действовать исходя из собственного, а не общественного блага. Даже оппоненты Джуди Фолкнер признают, что созданные ей продукты действительно позволяют учреждению здравоохранения полностью закрывать все свои цифровые вопросы, однако критики заявляют, что экосистема Epic очень консервативная и закрытая. Медицинские учреждения в США обязаны обмениваться информацией о состоянии пациентов, даже если у них базы данных разных производителей. Если внутри экосистемы Epic одна больница может отправить другой карточку больного, условно говоря, «в два клика», то при взаимодействии с продуктом конкурентов возникают проблемы. И критики Фолкнер подозревают в этом злонамеренный умысел.

Все на благотворительность

Как бы то ни было, очевидно, что стратегия, выбранная Джуди Фолкнер, сработала. В настоящий момент журнал Forbes оценивает ее состояние в $7,7 млрд. Женщине уже 81 год — самое время подумать о наследниках. Еще в 2015-м она стала участником инициативы известного инвестора Уоррена Баффета The Pledge, в рамках которой очень богатые люди обязуют пожертвовать бо́льшую часть накопленных денег на благотворительность. От своего решения Фолкнер не отказалась — более того, обнародовала механизм, по которому намерена это сделать.

Сейчас миллиардерше принадлежит около 47% акций Epic.

Остальными акциями владеют ранние инвесторы, некоторые члены ее семьи и работники компании. Естественно, $7,7 млрд не лежат у нее на депозите, это оценочная стоимость ее доли в корпорации. Она решила каждый год продавать акции на $100 млн и передавать вырученные средства в возглавляемый ее младшей дочерью благотворительный фонд. Тот, в свою очередь, будет распределять деньги на различные благотворительные цели, преимущественно связанные с ранним развитием и воспитанием детей. Как понятно из алгоритма, схема рассчитана на многие десятилетия. Пакета акций Джуди, даже если верить их текущей оценке, хватит на 77 лет непрерывной деятельности фонда. При всех успехах медицины очевидно, что госпожа Фолкнер столько прожить не сможет. Но она позаботилась о том, чтобы и ее компания, и ее намерения продолжили двигаться в прежнем направлении и в соответствии с ее видением.

Наследники

Свои акции Фолкнер намерена продавать исключительно работникам Epic, тем самым гарантируя, что компания продолжит оставаться в руках ее сотрудников. Голосующие же ценные бумаги, то есть такие, которые позволяют принимать стратегические решения о развитии предприятия, отдаются трасту под управлением четырех членов ее семьи и пяти представителей старшего менеджмента Epic, каждый из которых является ветераном компании. В уставе траста при этом прописано, что назначаемому фондом новому генеральному директору, который придет на смену самой Фолкнер, будет запрещено проводить размещение компании на бирже, любые внешние приобретения и продажу самой Epic. Это должно гарантировать прежний курс компании даже после смерти ее хозяйки и фактическую передачу контроля над бизнесом сотрудникам организации.

При этом они будут обязаны действовать в строгих рамках, определенных Фолкнер.

Впрочем, сама Джуди на пенсию не собирается, несмотря на свой возраст. «Я уверена: если вы выходите на пенсию, у вас больше нет смысла жить, — говорит Фолкнер. — Работа поддерживает в вас жизнь и позволяет двигаться вперед. Это действительно здорово, когда то, что вы делаете, получается больше вас самих». Такому отношению к работе можно только позавидовать. В конце концов, человек, сам заработавший свои миллиарды, имеет право на такую позицию.


Реклама
Планируйте будущее сейчас


Накопите дополнительную пенсию за счет собственных отчислений и участия государства. Как это работает:

• ежемесячно отчисляйте от зарплаты от 1 до 10%, а государство добавит еще до 3%;

• пользуйтесь льготой по подоходному налогу;

• при выходе на пенсию ежемесячно получайте дополнительные деньги в течение 5 или 10 лет.

Трудовой стаж не влияет на право получения дополнительной пенсии, а ее наличие — на размер трудовой пенсии по возрасту. Заключать договор необходимо минимум за 3 года и 2 месяца до пенсии.

Рассчитать вашу будущую накопительную пенсию можно на калькуляторе на сайте stravita.by.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by