Любое государство вынуждено на чем-то зарабатывать, чтобы обеспечить собственное существование. Иногда какой-то конкретный ресурс (чаще всего углеводородный) абсолютно доминирует в доходах, и тогда складывается моноэкономика. В других случаях структура народного хозяйства формируется более сбалансированно. Последний вариант всегда предпочтительнее, потому что он нивелирует риски внезапного падения цен на критическую экспортную позицию. Существуют и экономики, для которых важной (а порой и важнейшей) статьей дохода становится что-то очень непривычное для остальных стран. Так получается из-за разных причин: отсутствия иных, более привлекательных альтернатив, размеров государства, его географического положения или исторических особенностей развития. Тем интереснее разобраться, что еще можно обратить в пользу государственного бюджета и на благо обществу.
Лишь знатоки географии нашей планеты знают о существовании в Северо-Восточной Африке такой страны, как Джибути. Это государство площадью с нашу Гродненскую область уже давно (а с 1977 года еще и относительно независимо) существует между Эфиопией и Эритреей в том месте, где Красное море превращается в Индийский океан. Более того, оно вызывает неподдельный интерес у ведущих мировых держав, которые буквально конкурируют друг с другом за присутствие на территории Джибути.
Стране не повезло с ценными природными ископаемыми, зато ее местоположению можно позавидовать.
Уже на протяжении многих тысячелетий мимо современного Джибути проходят важнейшие торговые пути с Востока на Запад. Ранее по ним везли специи, керамику, ткани и прочие экзотические товары, столь ценимые европейцами. Сейчас бесконечные контейнеровозы и нефтяные танкеры проходят мимо Джибути на своем пути в Суэцкий канал и обратно. Было бы очень странно, если бы руководство страны не воспользовалось преимуществами, данными ей географией.
Уже довольно давно маршрут через Аденский залив и затем Красное море стал довольно опасным. То сомалийские пираты повадились нападать на гражданские суда, то появился фактор йеменских хуситов, но крупнейшим мировым державам стало понятно, что их военное присутствие в регионе не помешает. Изначально Джибути — бывшая французская колония, поэтому военные метрополии появились там раньше всех и уходить не собираются. Более того, Франция содержит в Джибути свою крупнейшую зарубежную военную базу. Аналогичные объекты арендуют США, Италия, Япония (у далекой страны это единственная база такого рода), а с недавних пор и Китай.
В общей сложности ежегодные платежи от всех заинтересованных сторон достигают $125 млн, что составляет примерно 5% всего валового внутреннего продукта (ВВП) Джибути.
Помимо сдачи территории в аренду, Джибути использует и иной аспект своего расположения, а именно соседство с куда более крупной и богатой Эфиопией. У этого государства выхода к морю нет, поэтому порт столицы Джибути — города Джибути — стал для него воротами во внешний мир. На экспорте эфиопских продуктов маленький сосед также неплохо зарабатывает, а китайские партнеры в рамках инициативы «Один пояс — один путь» еще и инвестируют в его расширение. К тому же это удобная остановка для дозаправки и технического обслуживания всех кораблей, следующих из Европы в Азию и обратно.
Именно Новая Зеландия является страной-антиподом Беларуси, то есть она расположена на планете дальше всего от нас. Например, новозеландский Данидин — самый далекий от Минска значительный город: его от белорусской столицы отделяет сразу 17 240 километров. Новая Зеландия кажется иллюстрацией заставки Windows «Безмятежность», только по изумрудным холмам там бродят тучные овечки и коровки, а внутри них живут хоббиты с волосатыми лапами.
Во многом этот образ справедлив, разве что за исключением выдуманных персонажей книг Толкина.
Высокоинтенсивное сельское хозяйство и соответствующая продукция действительно долгое время были основой новозеландской экономики. С 1850-х именно эта бывшая британская колония стала основным источником мяса и шерсти для Соединенного Королевства, чье население оказалось довольно прожорливым, а своего пространства для удовлетворения внутреннего спроса уже стало не хватать. Начиная с 1880-х эти два продукта стали все больше теснить третий — молоко. Благодарить надо выдающееся изобретение — рефрижерацию.
Уже к 1920-м молочка в среднем приносила треть всех доходов новозеландского экспорта, а в отдельные годы ее доля была близка к половине. Это повлекло смещение фокуса местных фермеров с мясного животноводства на молочное, что, в свою очередь, вовлекло в сельхозоборот значительные территории страны, прежде не подходившие для разведения овец. Однако в 1950-е годы на молочной реке, текущей через полмира, построили плотину. Великобритания ввела таможенные пошлины, что привело к двум важным последствиям.
Во-первых, страна вынужденно начала развивать и промышленность, основанную в основном на эксплуатации запасов природного газа.
А во-вторых, молочная промышленность стала становиться все более централизованной, хотя по форме собственность оставалась кооперативной.
Сейчас удельный вес молочной промышленности в структуре новозеландской экономики снизился, однако она все еще играет важнейшую роль.
Достаточно сказать, что крупнейшей компанией страны с оборотом, превышающим $12 млрд, является Fonterra — фактически гигантский кооператив, объединяющий значительную часть фермеров Новой Зеландии. Он контролирует около 30% всего мирового экспорта молочки, выйдя уже за пределы архипелага.
Что делать, если твоя страна находится в списке самых населенных государств мира на втором месте с конца (ниже только Ватикан)? Что делать, если ты живешь на нескольких мелких атоллах посреди Тихого океана, куда так сложно добраться, что такая перспектива отпугивает даже туристов? Что делать, если твоя земля к тому же уходит под воду и создать что-то значительное на ней в принципе невозможно?
У полинезийского государства Тувалу выбор был небольшим.
В значительной степени эти 26 квадратных километров земной территории с населением 11 тыс. человек живут за счет чужой благотворительности. Еще в конце 1980-х два гегемона Океании (Австралия и Новая Зеландия), а также бывшая метрополия (Великобритания) учредили для Тувалу суверенный фонд, средства которого инвестируются в различные ценные бумаги и проекты, а полученный доход реинвестируется или используется правительством на нужды страны. С тех пор размеры фонда увеличились с $7 млн до $190 млн, так что, в принципе, его деятельность достаточно эффективна. Что-то на родину пересылают граждане Тувалу, работающие за пределами страны (например, моряки), кое-что подкидывают Соединенные Штаты, но 8—10% ВВП формируется за счет необычного, в буквальном смысле виртуального источника.
Так как Тувалу пусть маленькая и небогатая, но полноценная страна, еще в 1995 году она получила свой национальный домен верхнего уровня. Так вышло, что архипелагу досталось сочетание .tv, и это было сродни джекпоту. Домен как нельзя лучше подходит компаниям, связанным с телевидением и подобными сервисами, поэтому сейчас страна-хозяйка вовсю этим пользуется.
Заниматься маркетингом и регистрацией самостоятельно в Тувалу не решились, а потому передали эти полномочия американскому посреднику еще в конце 1990-х.
Первоначально страна получала за это около $2 млн в год. В 2011-м выплаты увеличились до $5 млн, а в 2021-м посредник сменился. Новый партнер — компания GoDaddy — согласилась выплачивать Тувалу уже $10 млн. Для микрогосударства это существенная сумма, позволяющая даже делать отчисления на специальную программу, призванную спасти атоллы от повышения уровня Мирового океана. Учитывая, что максимальная высота Тувалу над уровнем моря составляет всего 5 метров, решение выглядит разумным.
Другому карликовому государству — Сан-Марино, — со всех сторон окруженному Италией, проблемы Тувалу не грозят. По уровню ВВП на душу населения эта республика входит в число ведущих государств мира, а ее гражданство получить весьма сложно, в том числе из-за низкого налогообложения граждан.
В среднем рядовой сан-маринец зарабатывает ощутимо больше рядового среднего итальянца.
Ранее карликовое государство славилось еще и своим банковским сектором, но мировой экономический кризис 2008 года нанес ему ощутимый урон. Спасать частные банки пришлось правительству. Но есть у Сан-Марино и отрасль, которой вряд ли страшны любые внешние и внутренние пертурбации. В ней можно быть уверенным.
Примерно 10% всех доходов Сан-Марино приносит выпуск и продажа коллекционерам почтовых марок. Такое суверенное право страна закрепила за собой еще с 1877 года, и с тех пор оно стало надежным источником поступлений в бюджет — настолько, что республика является единственной в мире страной, в которой есть министр филателии. Если быть точным, должность чиновника звучит как «государственный секретарь по финансам, бюджету, информации и отношениям с Автономной филателистической и нумизматической компанией».
Да, нумизматика в Сан-Марино также в почете. Страна не входит в ЕС, однако имеет соглашение, позволяющее ей выпускать евро с собственным дизайном. Чеканят монеты в Италии, тиражи из-за размеров заказчика небольшие, поэтому в обороте их найти практически невозможно. Куда проще приобрести редкую монету, приехав в Сан-Марино. Естественно, куда дороже ее номинальной стоимости. Разница позволяет сан-маринцам жить еще лучше.
Сейчас Панама могла быть частью Колумбии. Собственно, после распада испанской колониальной империи в XIX веке на протяжении многих десятилетий так оно и было. Однако Панаме повезло занимать узкий перешеек, связывающий Северную Америку с Южной, и это на протяжении последних веков определяло и определяет все ее развитие.
Сначала перешеек использовали испанцы, чтобы отправлять серебро из Перу и восточные экзотические товары из Азии в Карибский бассейн и далее в Европу.
Из Панамы же «манильские галеоны», груженные американским серебром, уходили в Китай. Ну а ближе к концу XIX века перешеек приобрел стратегическое значение уже в общепланетарном масштабе. В 1881 году начались работы по строительству через перешеек канала, который позволял кораблям не огибать Южную Америку через смертельно опасный мыс Горн. Это экономило деньги, время и сохраняло жизни, а потому США пролоббировали отделение Панамы от Колумбии и провозглашение ею независимости.
Панамский канал открыли в 1914 году, и первоначально полный контроль над ним осуществляли те же США. Потом был период совместного владения, а в 1999-м Панама наконец получила один из самых сложных инфраструктурных объектов на планете в свою собственность. С тех пор он пережил строительство второй очереди и в 2022 году заработал уже $5 млрд, из которых примерно половина ушла на его содержание, а половина отправилась в бюджет страны.
Сумма кажется не такой принципиальной, но надо учесть, что канала оказал и продолжает оказывать не только прямое, но и косвенное влияние на всю экономику Панамы.
Благодаря ему и созданной около него зоне свободной торговли страна стала налоговым раем, развила динамичный банковский бизнес и сектор недвижимости. Репутация американского Сингапура кажется слишком громкой, но отрицать тот факт, что без этого объекта Панама была бы скорее похоже на банановую республику, сложно. А так по меркам Латинской Америки она чувствует себя относительно неплохо, демонстрируя, как важно оказаться в нужное время в нужном месте.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by