Когда Наталье было 35 лет, она закрыла ИП по продаже шуб и дубленок, продала квартиру в Минске и вместе с дочкой-подростком переехала за город. Здесь судьба свела ее с трактористом, который всю жизнь мечтал о «синеглазом волке». Так у семьи появилась сначала первая хаски, потом дочка попросила вторую — и понеслось. На тот момент это была очень редкая порода собак — и дорогая: стоимость щенка доходила до полутора тысяч долларов. Сейчас семья содержит целый хаски-парк из 40 четвероногих. Здесь они знакомят людей с удивительной породой и вдохновляют посетителей.
Как только переступаешь порог хаски-парка, тебя сразу окружает радостная суета. Повсюду мелькают пушистые хвосты, снежно-белые, серые и рыжие шубки. Хаски носятся везде, смешиваясь с группой детей, которые приехали на экскурсию. Невозможно понять, кто счастливее — дети, которые громко смеются и пытаются догнать хвостатых, или сами собаки, радостно ныряющие в их объятия.
В открытых вольерах царит настоящее веселье. Часть собак играют с хвостами друг друга, кто-то стащил варежку у ребенка, а особо активные подбегают к хозяйке и требуют внимания.
Нас встречает владелица хаски-парка.
— Когда родила ребенка в девяностые, было не до того, чтобы думать о мечтах. Надо было зарабатывать, поднимать дочку на ноги, строить жилье. Поэтому занялась продажей верхней одежды, постоянно моталась за границу. Но работа не приносила радости. Это было просто выживание, — вспоминает Наталья. — И только много лет спустя появилась возможность выдохнуть: я закрыла ИП, продала квартиру и купила дом за городом. Почему решила переехать? В квартире стало скучно. К тому же дочка всегда мечтала о собаках, лошадках, планировала стать ветеринаром. Так мы и оказались в Колодищах. Здесь я вышла замуж. И именно муж привез нашего первого хаски — Лаки. Так и сказал: «Покупаю голубоглазого волка».
Тогда хаски были большой редкостью. Стоила собака баснословных денег — полторы тысячи долларов.
— Но когда ты видишь голубоглазого волка, который сидит у тебя на руках, понимаешь, за что платишь. Это просто сказка, — подтверждает супруг.
Со временем у семьи появилось несколько хаски, они начали вникать в особенности породы.
— Когда-то мы были такими же новичками, какими сейчас приезжают ко мне гости. Потом начали учиться: уход, питание, выставки, спорт. Оказалось, это целый мир.
Когда Наталья говорит о своем пути к созданию хаски-парка, каждая деталь звучит как часть истории, где любовь к животным переплетается со случайными совпадениями и осознанными решениями.
— Недавно я поняла, что никого из собак не планировала оставлять себе. Разве что только Малину, — рассказывает Наталья.
Другие собаки, такие как Шаман, остались в семье практически случайно. Их просто никто не купил — так от каждого помета оставалось по 1—2 пса. Что делать, не выбрасывать же. Приходилось растить самим. Со временем собак становилось все больше.
Прежде чем хаски-парк вырос в полноценный проект, хозяева разводили собак и участвовали с ними в выставках. К слову, подготовка к выставкам для хаски требует минимального, но специфического подхода.
— Главное — специальный тонкий поводок, красивая стойка, умение показывать зубы и позволять эксперту осматривать себя. А еще — пробежка рысью, чтобы эксперт оценил движения. Все просто, но собака при этом должна быть уравновешенной и уверенной, — поясняет Екатерина, дочка Натальи.
На выставках питомцы семьи всегда производили впечатление, особенно Лаки — первый шоумен, который с удовольствием позировал.
Окончательно идея хаски-парка оформилась в 2016 году. Тогда семья перебралась из Колодищей в деревню Глебковичи, поближе к природе и подальше от городской суеты. А там...
— Люди начали звонить и спрашивать, можно ли заглянуть поиграть с собачками. Сначала приезжали просто посмотреть бесплатно, это были друзья и родственники. Но когда телефон стали обрывать уже знакомые знакомых и совершенно чужие люди, мы подумали: а почему бы не брать за это деньги? Так и родилась идея создать хаски-парк.
На тот момент каких-то дополнительных вложений не понадобилось: просто оформились юридически и стали приглашать людей через соцсети. Причем на старте вкладываться в рекламу особо не пришлось: слухи о единственном в Беларуси хаски-парке разлетались быстро, работало сарафанное радио, люди приезжали сами.
Со временем Наталья и ее семья начали задумываться о том, как помочь людям лучше понять породу хаски.
— Люди хотят щенка, не понимая, что это за порода. Тогда мы решили: пусть приезжают, надеваем им снаряжение и отправляем с собакой в лес.
Часто после таких пробежек люди возвращались и говорили: «Спасибо, поняли, порода не наша».
Этот подход стал основой философии парка: дать людям возможность не только узнать породу, но и почувствовать ее особенности на себе. Сейчас гости приезжают не только для общения с собаками, но и за атмосферой: лесные прогулки, горячий чай, качели и теплое общение.
— Собака не плюшевая игрушка, ее нельзя оставить одну на весь день в квартире. Хаски — стайные, активные, они не могут жить в одиночестве. Если вы хотите диванную собаку, хаски вам не подходит.
Сначала гостей было немного, а собак — всего шесть. Потом их стало 12, и родные начали настаивать, чтобы Наталья немного притормозила. Надолго ее не хватило — в итоге семья смирилась, и теперь все помогают хозяйке с собаками.
— Сейчас у нас около 40 собак, большинство из них — хаски, — рассказывает Наталья. — Хаски для меня — это все. Пробовала самоедов, завела одного маламута, но хаски остаются любимой породой. Это аборигенные ездовые собаки, с характером, требующие особого подхода. Вообще, мы не занимаемся разведением целенаправленно, хотя периодически делаем пометы.
Финансовая сторона жизни хаски-парка — это отдельная тема, полная противоречий.
— Какой тут бизнес? Затраты явно превышают доходы. Если бы сейчас был снег, мы могли бы заработать зимой. Но все эти деньги все равно пойдут на собак.
Затраты действительно колоссальные.
Только на кормление собак еженедельно уходит более 150 килограммов мяса.
— У нас собаки закормлены. Они уже есть не хотят, сколько мы их кормим. Люди говорят: одну собаку содержать дорого. А мне 40 недорого, — с улыбкой добавляет хозяйка парка.
Рацион у собак сбалансированный: говядина и курица, а сухой корм — только для гостей.
— Это только питание. А еще вольеры — уже третьи, кстати. Все требует постоянных вложений.
Основные расходы, по словам хозяйки, уходят на питание и ветеринарию. Наталья не скрывает, что все это стоит недешево.
— Важно следить за состоянием их здоровья, чтобы не допустить проблем. Особенно часто у сучек после течек может наступать мастит.
Наталья признает, что реклама — важная часть работы, и с каждым годом затраты на нее растут. Сейчас денег на «пиар» уходит больше, чем на питание собак.
Вначале для продвижения семья использовала только социальные сети, сейчас покупает рекламу в метро. Вместе с тем растет конкуренция, на рынке появляются новые игроки. Но Наталья уверена: опыт идет только в плюс.
Главной услугой в хаски-парке стала индивидуальная работа с группами и семьями, говорит хозяйка. На этом в основном и зарабатывают.
— Вот автобус, он у нас сегодня был второй. Вчера по просьбе сельсовета приняли садик, сегодня школа приехала. Но нам больше нравится, когда приходят мама, папа и ребенок. У них нет возможности взять собаку, но они приезжают, гуляют. А ребенок заодно знакомится с животными.
Про стоимость посещения Наталья говорит так:
— Билет для взрослого — 40 рублей, для ребенка до 10 лет — 20. Дети до 3 лет и люди с инвалидностью могут попасть в хаски-парк бесплатно.
Летом люди приезжают чаще. Зимой, если есть снег, тоже не протолкнуться. Хозяйка добавляет, что, когда посетителей много и погода хорошая, семья остается в плюсе. Но, к сожалению, поток гостей в течение года неравномерный.
Чтобы расширяться, нужно привлекать в бизнес дополнительные руки. Но с этим непросто, отмечает хозяйка.
— Привлечь людей очень тяжело. Никто не проконтролирует собак так, как мы. Дочка хорошо втянулась, особенно ее любят волчаки. Но на нас лежит огромная ответственность, взять человека со стороны, который не разбирается, невозможно. Никак.
Увеличивать количество хаски семья в обозримом будущем не планирует.
Наталья уверена, что хаски — лучшая порода. А вот супруг женщины больше любит волчаков — это уникальная порода, этакие послушные волки.
— Волчаки не будут делать одно и то же дважды. Хаски тоже своенравные, но их можно понимать. А вот волчак не будет подчиняться, просто делает, что ему нужно, и все.
Наталья делится не только радостями, но и трудностями, с которыми ежедневно сталкивается.
— Особенно сложно с хаски и самоедами, потому что их бесконечно нужно вычесывать, иначе шерсть становится неопрятной. Самоед, если его не чесать, может превратиться в один огромный клубок дредов.
Сложности ухода за собаками, по ее словам, не ограничиваются только шерстью.
— Самое трудное — это всегда находиться здесь. Даже если я уезжаю ненадолго, не могу отпустить мысли, беспокоюсь. И вот так каждый день. Встала, попила кофе, включила стиралку, поехала к собакам. Играем с ними, кормим, а потом все закрываем — и домой: готовить ужин и ложиться спать.
А вечером перед сном в голове все равно мысли о собаках.
Наталья рассказывает, что хаски нуждаются в прохладе. Особенно переживает семья за собак летом. Некоторые, к сожалению, умирают. На территории хаски-парка есть местное кладбище животных. Посетителей туда не впускают.
Сейчас хаски можно купить дешевле и даже найти бесплатно в приюте для животных. Наталья признается, что никогда не продаст собаку «непонятно кому». Она всегда поддерживает связь с владельцами своих питомцев и готова помочь, если возникают проблемы: «У нас не было ни одного возврата собаки».
Хозяйка усадьбы и дальше хочет развивать бизнес с собаками, строить новые вольеры и создавать пространство для людей, где они могли бы познакомиться с повадками собак и пообщаться с ними. Также в ближайшее время Наталья мечтает организовать на территории хаски-парка отдельное местечко, где люди смогут отдохнуть, перекусить и узнать о достижениях ее питомника.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by