Бренд Killtoday на слуху у тех, кто интересуется локальной модой. Почти 15 лет продержаться в белорусском дизайнерском поле — задача со звездочкой. И Милане — основательнице бренда — это удалось. Дизайнер делает аксессуары из натуральной кожи разной степени провокационности: сумки, рюкзаки, корсеты и портупеи. Поговорили с «императрицей кожгалантерейных изделий» (как она сама себя называет) о том, чем еще можно эпатировать белорусов.
Свою официальную историю бренд отсчитывает с 2011 года. Хотя, как со смехом замечает сама Милана, точнее было бы назвать другую дату: день ее рождения.
— Мне кажется, сумочки — это только одно из проявлений творческого мира. А творчество в моей жизни было всегда, меня очень привлекало делать что-то своими руками. Я и выпиливала, и строгала, и ставила эксперименты с красками и воском, и картины делала… В общем, была очень творческим ребенком.
При этом откуда взялась эта тяга, Милана объяснить не может: выросла она в семье потомственных медиков. Неудивительно, что главной настольной книгой в ее детстве был анатомический атлас. А уже из этого факта можно проследить связь с будущим дизайном тех самых сумочек. Но обо всем по порядку.
— Я помню, что еще в школе, в девяностые, когда не было особой возможности купить что-то красивое и модное, я вручную шила себе рюкзаки. Один сделала из старой кожаной куртки, а еще один был меховым — он произвел в школе настоящий фурор. Все спрашивали, где же я его взяла.
Так что уже во взрослом возрасте переход от официальной серьезной работы к своему делу показался Милане абсолютно органичным.
— Просто поняла, что хочу шить сумки, и в один момент начала шить сумки, — объясняет героиня.
Но до этого был еще один этап. Дизайнер выпустила коллекцию косух: переработала абсолютно все кожаные вещи, которые нашла в доме. Некоторые модели хранятся у нее до сих пор. И если бы размер был подходящим, по словам Миланы, носить их было бы вполне актуально и сейчас.
— Но я быстро поняла, что косухи шить достаточно сложно. Во-первых, это очень трудозатратно, во-вторых, нужно учитывать размеры людей. А значит, будет сложнее продвигать бренд. Поэтому из остатков курток я сделала еще и коллекцию сумок. Вообще, моей главной идеей было делать вещи из старых материалов. Мне нравилась сама концепция, но и, честно говоря, денег не было, чтобы закупить новую кожу. Я все шила из кусочков.
Первая коллекция сумок называлась «14». Несложно угадать, сколько в ней было моделей. Тогда Милана использовала мягкую одежную кожу, которую драпировала. Показала свою первую коллекцию она на маркете в «БелЭкспо». Собственного стенда у бренда еще не было, Милану пригласили присоединиться к ним знакомые художники. Она показала сумочки, они — свои картины. Кстати, по первому образованию Милана и сама художница.
— Помню, пока шла выставка, я еще что-то доделывала на ходу. Даже не рассчитывала на такой большой интерес. Много расспрашивали про сумочки и сразу же их покупали.
Дерзостью бренд отличался изначально. Как признается сама дизайнер, сильнее всего на нее повлияли путешествия: стритстайл и выставки современного искусства в Европе. Или, как сейчас принято говорить, насмотренность.
— Я не видела никаких границ и рамок. На любую идею у меня была мысль: почему бы и нет? После выставок, которые ошеломляли, уже ничего не казалось перебором.
Так бренд начал выпускать не только сумки, но и портупеи, а позже и кожаные корсеты. Милана уверяет, что среди белорусских брендов начала делать декоративную портупею первой — в далеком и куда более консервативном 2011-м.
— Первая коллекция была посвящена теме милитари. Некоторые модели я напрямую цитировала из военного костюма. Только со временем это переродилось в более откровенные и сексуализированные аксессуары. Изначально они были просто стильным элементом образа — чтобы можно было и за хлебом выйти, и в офис надеть, — улыбается дизайнер.
— Помню, в Европе это никого не удивляло, люди спокойно проходили мимо витрин. А у нас это был бум и взрыв. Люди реагировали по-разному: кто-то — с огромным удивлением, непониманием, кто-то — даже агрессивно. На фешен-маркете постоянно отпускали пошлые шуточки на этот счет. Но я понимала сразу: все, что касается тела, сексуальности, — это острые темы, которые волнуют людей.
Один раз у дизайнера даже поинтересовались, можно ли сделать подобный аксессуар для йорка. Именно так она нащупала ту грань, которую уже не готова переходить.
Первыми покупательницами портупей были участницы танцевальных коллективов, которые использовали их на своих шоу-спектаклях. А дальше все развивалось по уже привычной схеме: сначала портупею начали «выгуливать» на мероприятия блогеры, а со временем она перекочевала в гардеробы и многих немедийных белорусок.
Недавняя новинка, которая вновь вызвала много обсуждений, — сумка «Дита» в форме женской груди.
— Эта сумка вызывает не просто интерес — иногда настоящее возмущение. У меня есть клиентка, у которой много татуировок, в том числе на лице. Она шутит, что раньше бабули в метро смотрели осуждающе на них, а теперь все внимание перетягивает на себя сумка. Можно надолго залипнуть на кисточки, — смеется Милана.
Но у дизайнера не было сомнений, стоит ли делать такую сумку. По ее словам, она просто не могла больше держать эту идею в себе. Как и желание создавать корсеты. На этом моменте шутим, что «Дите» просто не хватает корсета — специально для поездок в общественном транспорте.
— Мне очень нравится сама форма корсета и как женщины в нем выглядят. Хочется продвигать в этот мир больше красоты! Я сама черпаю вдохновение в женских формах. Мне кажется, корсет — это как маленькое черное платье, должно быть у каждой. Это вещь вне моды. Их же не обязательно с платьями носить, они классно смотрятся и с брюками карго, и с джинсами.
Но снова ненадолго вернемся в прошлое. После того как в доме закончились все вещи, которые еще можно было переделать, Милана начала искать материалы.
— Я уже много раз это рассказывала и повторю еще: у меня не было никакого стартового капитала. То, что я зарабатывала, тут же снова вкладывала в дело. Но быстрый заработок никогда и не был моей целью.
Дизайнер начала скупать кожаные куртки в комиссионках, потом — кусочки кожи на развес. Когда Милана наконец смогла позволить себе закупать кожу рулонами, сначала даже не понимала, как с ней работать, настолько привыкла составлять свои изделия из разных кусочков. И тогда, и сейчас производство сумок — это полностью ручная работа. У Миланы есть всего одна помощница — ее же ученица. Все заказы они выполняют только вдвоем. Как рассказывает дизайнер, за эти годы она разработала собственную технологию производства, которая очень удивляет профессиональных швей — и тем не менее работает. По словам Миланы, носятся сумки годами.
Свои первые работы дизайнер продвигала через группу во «ВКонтакте», а как только Instagram начал набирать в Беларуси первую популярность, завела страницу бренда и там.
— Я никогда не позиционировала себя исключительно как «производство сумок и аксессуаров из кожи». Всегда было так: я Милана, а еще я делаю сумочки.
Параллельно дизайнер развивает собственную страницу, которая, конечно, не обходится без упоминания бренда: у нее самой уже почти 20 тысяч подписчиков, у аксессуаров — около 5 тысяч.
Первое время Милана работала как ремесленник и все делала дома. Ровно до того момента, когда сумочки захватили все жизненное пространство. Тогда дизайнер сняла помещение в «Горизонте», где была одновременно и мастерская, и точка продажи. По этому же принципу работает «офис» бренда и сейчас — не так давно он перебрался к метро «Пролетарская».
Милана отмечает, что больше десяти лет назад продвинуть свой бренд было куда легче. Сейчас, по ее наблюдениям, рынок близок к перенасыщению — и за счет локальных дизайнеров, и за счет маркетплейсов.
— Когда возникают какие-либо тренды, они порождают очень много, скажем так, адептов. Но насколько быстро они возникают, настолько же быстро и отсеиваются — остаются те, кто делал свою работу искренне, а не потому, что решил, что это очень легкий бизнес. Нужно всего-то купить кожу, пошить сумки, разрекламировать их и заработать большие деньги. Многие в это окунулись, но переоценили свои возможности, и бренды перестали существовать. Плюс еще одна особенность белорусского рынка — бесконечное копирование друг друга.
У Killtoday есть свои отличительные черты, которые скопировать не так и просто: слишком узнаваемы. Например, «крылышки» на рюкзаках и «портупеи» на сумках.
Дизайнер придерживается стиля бренда: даже при индивидуальном заказе у модели будут привычные формы и узнаваемые детали. Менять можно размеры или расцветки, добавлять уникальны элементы. У Миланы есть только одно правило: она не делает мужские аксессуары, даже на заказ. Не зря же в шапке профиля бренда сказано: «Создаются для Богинь Богиней». Еще одно направление, которое не так давно начала продвигать дизайнер, — это карты таро. Так, в прошлом году она презентовала колоду, на которых все персонажи одеты в аксессуары бренда.
Средняя стоимость сумок и рюкзаков — около 500 рублей. Например, та самая «Дита» стоит 550.
Уточняем, получает ли дизайнер комментарии по поводу высокой стоимости аксессуаров.
— Мне кажется, любая оценка стоимости дизайнерской работы субъективна. Как и произведений искусства. Даже если человек сделал какую-то «мазню» и продает ее за десятки тысяч долларов, это его право, почему бы и нет.
Плюс чужой труд довольно часто обесценивают. Помню завирусившийся ролик, где мужчина варил солянку и продавал ее на рынке за 10 рублей. На него тоже обрушилась волна хейта. Но мне, к счастью, везет. О стоимости говорят меньше, больше о самом дизайне.
Милана рассказывает, что иногда даже сама отговаривает потенциальных клиентов от покупки: когда понимает, что вещь совсем не подходит. А еще она принципиально не делает остротрендовые вещи. Так, из-за слишком большой распространенности пришлось отказаться от сумки-багета.
Многие свои изделия Милана отлично помнит даже спустя много лет и в городе часто сначала узнает «в лицо» сумку, а уже потом и ее владелицу.
Кстати, сама дизайнер относится к сумкам с большим уважением, но без фанатизма. В ее собственной коллекции их не больше десяти, притом что расставание с ними дается крайне сложно.
— У меня есть постоянные клиентки, которые рассказывают, что сумка уже износилась, но избавиться от нее нет никаких сил: есть какая-то привязка. Я такая же. На фурнитуру на сумках я даю пожизненную гарантию, так что жизнь им можно продлевать максимально.
На вопрос, какая часть работы у нее любимая, дизайнер задумывается. Зато про нелюбимую отвечает сразу: носить тюки с кожей.
— Мне очень нравится сама мысль, что я беру бесформенный кусок кожи, который превращается во что-то объемное и цельное. И этот момент, когда наконец видишь полностью готовую вещь. Я даже последнюю часть работы всегда стараюсь делать очень быстро, чтобы поскорее приблизить момент: что же там получилось?
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by