Ресторан Amo — место, где не только кормят, но и напоминают, что Минск — город контрастов. Здесь ужин на двоих может обойтись в месячную зарплату рабочего из провинции. Вокруг идеально отглаженные скатерти, официанты с прямыми спинами, звенящие бокалы… Еда — вкусная, изысканная. Кажется, заказываешь не блюда, а право ненадолго почувствовать себя частью другого мира. Мир этот красив, строг и немного холоден, но чертовски притягателен. Давайте разберемся, стоит ли это место вашего внимания. И вашего кошелька.
Арочные окна сразу привлекают внимание. За стеклом городская суета, слегка размытая новогодними гирляндами, которые кажутся частью композиции. Можно просто смотреть в окно, даже не знакомясь с меню.
Стены украшены абстрактными узорами, которые можно долго разглядывать, но так и не понять, что же они означают. Цвета спокойные, пастельные.
Здесь стоят мягкие кресла с обивкой в приглушенных тонах, столы с дизайнерской посудой, которая выглядит почти как коллекционная.
А вот люстры над баром то и дело заставляют поднять взгляд и на мгновение задуматься. Может быть, о чем-то далеком. Ну, или хотя бы о десерте.
Обстановка в целом такая, что хочется немного замедлиться, сесть удобнее, взять чашку кофе и просто быть здесь, не торопясь.
В народе Amo прозвали «самым дорогим рестораном», однако далеко не все, кто попадает туда, могут похвастаться многомиллионными доходами. Управляющие уверяют, что Amo привлекает людей с разными статусами и кошельками — порой даже тех, кто мечтает о роскоши, но не всегда может позволить ее себе.
Собственно, цены можно изучить по этому меню. Самое дорогое блюдо — драники с красной икрой и сметаной, которые вам удастся отведать за 160 рублей. Второе место у спагеттини с черной икрой — 140 рублей.
Средний полноценный обед в этом месте обойдется примерно в 180—300 рублей и зависит от аппетита и выбора блюд. Например, берем куриный бульон за 37 рублей, лосось с кабачком за 75, тирамису с манго за 25 и бокал шампанского за 45 — выходит 182 рубля. Но если добавить что-то более дорогое вроде тех же спагеттини с черной икрой или драников с икрой, чек легко вырастет до 250—300 рублей.
Что еще в меню? Вот несколько позиций:
Самое дешевое в меню — это хлебная корзина за 12 рублей. Если хочется что-то из десертов, то лимонный сорбет обойдется в те же 12 рублей. Среди напитков можно найти эспрессо за 8 рублей, что, возможно, и есть минимум для посещения.
— Мы не ставили перед собой цель стать самым дорогим рестораном. Когда мы открывались, наша концепция была ориентирована на минчан: средиземноморская кухня, продукты премиум-класса, высокий уровень сервиса и атмосфера праздника для гостей, — комментирует роскошное меню управляющая Карина Рутенко. — Нам хотелось сделать что-то уникальное, чтобы каждый элемент заведения создавал ощущение уюта и комфорта. Минск ведь нужно украшать хорошими заведениями.
— В Италии есть заведения, где вместо выглаженных скатертей стелют пластиковые клеенки. Получается, ощущение уюта можно создать и без дорогого интерьера.
— Итальянские заведения с клеенками на столах — это тоже эмоция. Ты побывал там, ты побывал здесь, и это создает впечатление. Я не против простоты — клеенка, пластиковый стул, — если это работает и создает атмосферу. Успех не всегда зависит от дороговизны. Например, сыр, съеденный на набережной в отпуске, всегда будет казаться вкуснее, чем в самом роскошном ресторане столицы.
Amo — это как раз про праздник: живые цветы, дизайнерская посуда, декор. Это про создание особой атмосферы, которая запоминается и делает момент уникальным.
— Если сравнивать с конкурентами, какой у вас ценовой сегмент?
— Важно понять, что это премиум-сегмент. Когда ты выбираешь высококачественные продукты, они, безусловно, влияют на цену блюда. Невозможно предложить низкую цену без потери качества, а мы не готовы жертвовать качеством ради экономии.
— Много ли белорусов готовы платить за высокое качество?
— В нашей ресторанной группе три проекта: Bergamo, Bloom Eatery и Amo. Так вот, Bergamo работает уже 30 лет — это яркий пример того, что ресторан, ориентированный на качество, может существовать долго, — подхватывает шеф-сомелье ресторана Артем Хамицевич. Это тот самый человек, который, будучи разбуженным посреди ночи, без запинки произнесет «энкрузадо», «цвайгельт», «глера», и это будет вовсе не мистическое заклинание, а лишь сорта винограда. Про его редкую профессию мы уже писали.
— Кто ваши гости?
— Это люди разных возрастов и социальных слоев. Бывают семейные ужины или встречи с друзьями. Нас часто посещает молодежь 25—30 лет, и это не разовые гости. Мы привлекаем людей не только качеством еды и сервиса, но и атмосферой. Важно не просто обещать, а соответствовать ожиданиям искушенных людей, которые много путешествовали и знают, с чем сравнивают. Amo — это не только про визуальный ряд, где есть правильный свет, классные бокалы, а в первую очередь про вкус.
Наверное, наша концепция средиземноморской кухни нова для Минска. К тому же у нас очень широко проработана винная карта с фокусом на шампанское, — рассказывает про сильные стороны заведения Артем.
— Часто ли меняете меню ресторана?
— Мы стараемся учитывать разнообразие вкусов нашей аудитории, а также сезонность продуктов и общие запросы гостей. При этом мы следим, чтобы в меню были как новые блюда, так и наши хиты. Иногда пересматриваем блюдо из-за его популярности или, наоборот, отсутствия спроса, — рассказывает Александр.
Чем же кормят в «самом дорогом ресторане столицы»? Смотрите сами! Надеемся, что вы уже сходили на обед.
По словам управляющих, средний чек в Amo варьируется от 120 до 130 рублей с человека. Только помните, что понятие «среднее» всегда условно.
— Гости полюбили нашу тортилью с томатами, спагеттини с черной икрой, очень многим откликаются креветки с чесноком, равиоли с морепродуктами. Цена складывается из множества факторов: ингредиенты, работа повара, свет на кухне, налоги — влияют все эти составляющие. Работая в премиум-сегменте, необходимо думать о качестве, ведь людей не обманешь, — отвечает Карина.
Кстати, за созданием ресторана стоит Александр Данчик — известный белорусский ресторатор, который также управляет такими заведениями, как Bergamo и Bloom Eatery. Amo — его третий ресторан в Минске.
В помещении десять небольших столов. Чаще гости бронируют места чуть менее чем за неделю. Судя по отзывам, были ситуации, когда гости, несмотря на предварительное бронирование, сталкивались с длительным ожиданием свободного столика, что вызывало недовольство. По словам управляющих, когда ты только входишь, тебе сразу предлагают начать с барной стойки: мол, здесь можно и поужинать, и выпить.
Если прочитать многочисленные отзывы посетителей на ресторан и ужать их до одного абзаца, получится, что гости часто отмечают «превосходное качество блюд средиземноморской кухни» и «разнообразие винной карты». Минусы в том, что за все это нужно платить.
Вот некоторые цитаты посетителей, оставивших свои отзывы на сервисе «Яндекс Карты» (особенности орфографии и пунктуации авторов сохранены):
Еще один спорный момент — когда стремление поддерживать высокий уровень приводит к строгим правилам, которые не всегда находят понимание у гостей. Одни посетители жалуются на дресс-код, когда их предупреждают, что в шортах и кедах сюда лучше не ходить. Другие недовольны, когда им отказывают в обслуживании с маленькими детьми. Третьи возмущаются, когда им дают возможность забронировать стол на определенное время, а затем просят присесть за барную стойку.
— К нам приходят гости и в шортах, и в кедах. Жалоба наверняка касалась пляжных шортов, в которых клиенту, очевидно, было бы слегка некомфортно сидеть за барной стойкой. Момент уместности. В целом вопрос дресс-кода для ресторана уже не актуален.
— Как прокомментируете ситуацию с маленьким ребенком?
— В этом вопросе большинство наших гостей как раз-таки поддержали нас, понимая, что они могут выбрать ресторан Bloom или Bergamo для визитов с детьми, а в Amo сохранить атмосферу для деловых встреч днем или красивых, ярких вечеров, где можно выпить коктейль за барной стойкой и весело провести время.
Обидеть никого не хотелось. К тому же наше меню не приспособлено для маленьких посетителей. Мировая практика схожих по концепции ресторанов транслирует похожие решения. Мы по сей день придерживаемся этого правила, — рассказывает управляющая.
— Не мешает ли негатив в соцсетях вести ресторанный бизнес?
— Негативные отзывы часто пишут ради хайпа. Помимо оперативной работы с обратной связью от гостей, мы анализируем соцсети, разбираем ситуации и оцениваем, насколько они объективны. Мы не можем контролировать тех, кто хочет собирать лайки за счет нас. Если человек пишет о нас ради внимания, пусть пишет. Мы читаем комментарии и всегда учитываем их.
Форс-мажоры — неизбежная часть этого бизнеса. Ведь речь идет о работе с людьми, а значит, с неожиданностями. По словам Карины, главное — уметь подстраиваться и находить решения на ходу.
— Бывает, что заканчиваются продукты, но мы всегда находим выход. Помогают регулярные брифинги, где мы обсуждаем планы на день и разбираем, что произошло вчера. Уже более пяти лет мы работаем с фидбэком, анализируя каждый стол 365 дней в году. Это помогает нам оставаться местом не только про белые скатерти и красивые бокалы, но и про качество, сервис и оперативное решение любых проблем, — заверяет Карина.
Чтобы Amo работал так, как задумывалось, нужна большая команда. Сегодня тут трудится около 40 человек: это офис, снабжение, бармены, бухгалтера, сомелье, шеф-повар, сушеф и другие.
— Я горжусь своей командой. С самого начала нам удалось подобрать сильных специалистов. Для нас было важно, чтобы у сотрудников был пытливый ум, ведь сервис — это забота. Мы стремимся к тому, чтобы гостю было комфортно во всем — от температуры в зале до яркости света за столом.
Официант, который любит людей и умеет быть радушным, — это наше сильное ядро. Такие люди есть, и они приходят к нам.
— А какова возможность карьерного роста для официанта?
— Он может вырасти до позиции метрдотеля или управляющего.
Не обошлось и без вопроса о ценах на салфетки, живые цветы, скатерти и мыло. Точные цифры назвать сложно, но уверяют, что ресторан находится в пределах 10% рентабельности. То есть из каждых 100 рублей дохода чистая прибыль составляет 10 рублей. Основные расходы — это зарплата персонала и продукты.
— Как понять, что ресторан является успешным?
— Наш ресторан еще молодой, и с учетом всех рисков подобный проект окупился бы в течение пяти лет. Мы понимаем, что курсы валют скачут не только в Беларуси, а Минск в плане ресторанного бизнеса только развивается. Этот процесс еще не завершен, но и не находится на начальной стадии. Рынок не перегрет и не перенасыщен, иначе мы бы не планировали открытие четвертого заведения в 2025 году.
— Что, на ваш взгляд, мешает Минску развиваться в этом направлении?
— Мы уверены, что сервис в столичных заведениях на высоте. Однако Минск — это все еще небольшой город в сравнении с другими столицами мира, и здесь не работает теория больших цифр: чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно привлекать новых гостей и удерживать их.
— Возможно ли, чтобы ресторан такого уровня появился, например, в Барановичах?
— Мы откроем новое заведение, если будут благоприятные условия и гостевой спрос. Бизнесмен всегда анализирует: кто его целевая аудитория, сколько гостей будет приходить и как часто. Это вопрос цифр и показателей. Если все складывается в пользу открытия, то почему бы и нет? — считает Александр Данчик.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by