20 926
27 февраля 2025 в 8:00

«Да у меня сын твоего возраста». С чем сталкиваются молодые начальники на работе

Им немного за 25, а они уже раздают задачи, подписывают приказы и управляют людьми, которые могли бы быть их родителями. Пока сверстники разбираются, что делать с жизнью, эти ребята уже ведут совещания и отвечают за большие бюджеты. Легко ли управлять теми, кто старше и опытнее? Слушают ли подчиненные? Сколько за это платят? И остается ли время на жизнь? Разбираемся, как становятся молодыми начальниками и какие трудности ждут на этом пути.

Прежде чем погрузиться в истории молодых боссов, давайте узнаем, как читатели относятся к руководителям, которые взяли на себя ответственность в раннем возрасте. Энтузиазм, свежий взгляд и гибкость — или недостаток опыта и стратегического видения? Голосуйте!

Как вы относитесь к молодым руководителям?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

«Про меня говорили: „Просто некого было поставить, вот и поставили тебя“»

Александр Глинский в 23 возглавил команду разработки в IT-компании, а его путь к этой должности начался еще в школьные годы.

— Я поставил себе цель стать программистом, хоть и не был лучшим в классе по информатике и не участвовал в олимпиадах.

В 2018 году, будучи первокурсником, он прошел платные курсы по программированию. Однако ожидания быстро столкнулись с реальностью: освоение профессии требовало гораздо больше усилий, чем обещали рекламные объявления.

— Некоторые люди ушли уже в первый месяц, другие отставали и отнимали много времени у преподавателя. Я и сам не был идеальным: мог пропускать занятия, не делать вовремя домашние задания. Но за четыре месяца до конца курсов я принял принципиальное решение: отказаться от всего ради программирования.

С этого момента Александр полностью погрузился в учебу, пересмотрел пропущенные темы, выполнял задания на максимальные оценки и учился у сильнейших студентов. На втором курсе в университет пришли представители IT-компании, которая предлагала бесплатные внутренние курсы с последующим трудоустройством. Александр подал заявку и благодаря уже накопленным знаниям успешно прошел отбор.

— В 19 лет я получил свою первую работу разработчиком, и реальный проект оказался гораздо сложнее, чем курсы: помимо технических навыков, требовалась еще и коммуникация. Вливаться в сплоченную команду было непросто, тем более что от меня ожидали многого. Вдобавок в этот период случилась трагедия в семье, и сосредоточиться на работе стало еще тяжелее, из-за чего меня перевели в другую команду.

Меня это сильно задело, но я воспринял это как шанс. Начал работать усерднее, выстраивать дружеские отношения с коллегами, брать все больше задач и выполнять их максимально качественно. Работа помогала справляться с болью, а внутреннее соревнование с самим собой стало моим главным стимулом. Главное — быть лучше себя вчерашнего, и тогда успех неизбежен.

За три года работы в первой компании Александр прошел через несколько проектов и постоянно совершенствовал свои навыки. Однако в период пандемии COVID-19 его уверенность в компании пошатнулась: развитие сотрудников заморозили, а внутренние процессы застопорились.

— Компания продолжала расти, но для нас, сотрудников, не было никаких возможностей для развития. Мне пришлось уйти, потому что я хотел двигаться дальше.

Перейдя в новую компанию, он быстро вник в проект и вскоре стал не просто разработчиком, а руководителем отдела.

— В проект новой компании мне получилось влиться буквально за две недели. Я быстро познакомился и выстроил отношения с коллегами, погрузился в сферу и стал усердно трудиться. Я предлагал большое количество идей и решений, которые двигали проект вперед, а через несколько месяцев уже знал и в какой-то степени контролировал всю ситуацию на проекте, отвечал за большое количество направлений и даже общался с представителями заказчика.

Спустя полгода руководитель команды разработки сообщил новость, что он решил уйти из компании и предлагает мою кандидатуру на свое место. Отказаться от такого предложения я не мог. Мне дали месяц испытательного срока, чтобы посмотреть, как я буду справляться. Я прочитал очень много статей, чтобы понять, каким руководителем хочу стать и какие ошибки нельзя допустить. Спустя месяц меня утвердил руководитель проекта, и я два года успешно управлял командой разработки.

На руководящей позиции я оказался в 23 года.

Большинство коллег были старше меня, поэтому важно было правильно выстроить рабочий процесс. Я знал, как команде удобнее работать, поэтому переход прошел без сложностей. Со временем я начал вводить изменения, но всегда обсуждал их с командой: если люди не понимают смысл нововведений или перемены происходят слишком резко, будет отторжение, которое потом выльется в конфликт.

Не все сразу восприняли мое назначение всерьез. Кто-то говорил: «Просто некого было поставить», — другие замечали: «У меня сын твоего возраста». Сначала я реагировал защитно, старался доказать, что достоин этой должности, и, возможно, даже вел себя слишком напористо. Но это дало мне время проявить себя. Я выкладывался на 110%, и вскоре сомнений уже ни у кого не осталось.

— Сомневались ли вы сами перед тем, как согласиться на руководящую должность, и почему?

— Небольшие сомнения были. Одно дело — хорошо выполнять свою работу, а другое — делать так, чтобы вся команда показывала лучший результат. Не каждому подходит роль руководителя, и я видел, как успешные управленцы возвращались к программированию, потому что это нравилось им больше. Но желание расти и развиваться помогло мне преодолеть сомнения.

— Бывали ли конфликты на почве возраста?

— Конфликты из-за возраста зависят от людей, с которыми сталкиваешься, но к этому стоит быть готовым. Это касается не только возраста, но и опыта в профессии. Свои знания и компетентность важно доказывать не только словами, но и делом. В IT я усвоил одно правило: умение писать код обеспечивает хорошую карьеру, но если ты можешь обосновать свои решения и их пользу, то перед тобой открываются большие возможности. Это правило применимо и в других сферах.

— Сколько платят молодым руководителям?

— В IT-сфере запрещено распространять сведения о своей зарплате даже людям внутри компании. Если вы достаточно компетентны для своей должности, то возраст не будет помехой для повышения зарплаты.

Мне платят столько, сколько я заслуживаю.

— Остается ли время на личную жизнь, отдых, хобби?

— В работе и жизни важно соблюдать баланс, но у меня это получается не всегда. Родные иногда обижаются, что я занят в выходные или редко звоню. На проекте я отвечал не только за управление, но и за архитектуру, поэтому свободного времени было мало.

Я не из тех, кто любит долго отдыхать, мне нужна активность. Иногда это становится проблемой: если я поставил цель выполнить задачу в срок, то не могу отвлечься, даже если это не срочно. Бывает и так, что сроки действительно поджимают, особенно в IT. Но после таких периодов я стараюсь наверстать упущенное: встретиться с близкими, объясниться, сгладить ситуацию.

Кроме работы, у меня есть и другие цели, например в спорте (это и есть мое хобби). Также я могу заняться монтажом видео, сделать свой пет-проект, сайт или почитать книгу. Свободное время я распределяю гибко, выбирая, чем хочется заняться в моменте.

— Как реагируете на стресс? Какие способы отдыха помогают не выгореть?

— Я считаю себя стрессоустойчивым человеком и стараюсь решать проблемы не эмоциями, а головой. В сложные моменты мне помогает общение с близкими, которые всегда поддержат, за что я им очень благодарен. Спорт тоже отличный способ переключиться и снять напряжение в будни. А во время отпуска лучше всего помогают путешествия — они напоминают, насколько велик мир и как много в нем еще неизведанного.

— Что посоветуете тем, кто оказался на руководящей позиции в 20—25 лет?

— Постоянно учитесь и адаптируйтесь к людям, за которых несете ответственность. Важно понимать их цели, мотивацию и потребности, чтобы выстраивать эффективную работу и двигаться к общей цели.

Если хотите стать руководителем, развивайте не только профессиональные, но и социальные навыки. Читайте статьи, участвуйте в обсуждениях, изучайте книги по управлению и психологии — особенно полезно разбираться в эмоциональном интеллекте, который помогает отделять рабочие моменты от личных. Учитесь у более опытных коллег, но не копируйте их вслепую — анализируйте их решения, ведь даже у самых опытных бывают ошибки.

— Есть ли ошибки, которые вы бы не повторили, если бы могли начать сначала?

— Я бы пытался больше повлиять на условия для каждого члена команды, так как считаю, что сделал недостаточно.

«Зарплата выросла в полтора раза, но времени тратить деньги было мало»

В 27 лет Алина получила свою первую руководящую должность в крупной компании, возглавив небольшой отдел из восьми человек. Попасть в компанию девушка пыталась еще раньше, но тогда что-то не сложилось. Позже ее знакомый, который занимал руководящую позицию, решил уйти и порекомендовал ее как преемника.

— Конечно, я шучу, что получила эту работу по знакомству, но на самом деле все решили общение и нетворкинг. Мое резюме рассмотрели в приоритетном порядке, хотя на эту вакансию подавались и другие хорошие кандидаты (как я потом узнала, им просто не отвечали). На собеседовании я честно сказала, что у меня не было опыта управления таким количеством людей, но меня все равно взяли.

Коллектив оказался молодым и энергичным. Никто не читал лекции о том, «как мы работали в ваши годы», не наставлял и не грузил ненужными историями. Но были другие сложности.

Когда Алина пришла на должность, ей сразу поставили задачу разработать стратегию развития отдела. У нее были идеи, как улучшить процессы, но инициативу встречали холодно.

— Я слышала примерно одно и то же: «Ты здесь слишком мало работаешь, сначала надо заслужить кредит доверия, потом будет проще». Казалось, что любые изменения откладываются на пару лет, а пока ты просто должен следовать правилам. Компания была строго иерархичной: младшие сотрудники боялись тех, кто выше, а любые решения начальства воспринимались как неоспоримые.

Мне не было страшно высказывать свое мнение, но я заметила, что коллеги предпочитают не спорить. Если сверху сказали «Нет, это переделать», никто не пытался отстоять первоначальную версию.

Когда я только получила эту должность, была очень рада. Это все выглядело потрясающе: было очень красивое длинное название в трудовой, бейдж выглядел прекрасно. Я смотрела на это все и не верила, что такое происходит в реальности. Это было каким-то пределом мечтаний меня из времен студенчества. Но чем глубже я погружалась в работу, тем больше понимала, что роль руководителя здесь не столько про управление, сколько про умение подстраиваться под систему.

Кроме того, по словам Алины, работа требовала не только выполнения задач, но и «правильной» подачи результатов.

— Дело было не просто в оформлении отчетов, а в том, чтобы преподнести цифры в лучшем свете, немного их завысив. Это было одно из негласных правил игры. Мне оно казалось странным, и, наверное, я просто не смогла в него вписаться.

Алина проработала в компании всего несколько месяцев, после чего ушла.

— Заработок тогда вырос раза в полтора, но времени тратить деньги на какие-то покупки и развлечения было мало. Я откладывала заработанное, и это, на самом деле, оказалось к лучшему. Когда мы разошлись с той компанией, я могла не бежать с трудовой на первую попавшуюся работу, а где-то полгода выбирать новое место.

Если говорить про друзей, то они шутили про girlboss-вайб, а вот родители не разделили моей радости. Они считали, что работа должна заканчиваться в шесть вечера, а не затягиваться до девяти. Им не понравилось, что я стала перерабатывать. Такая реакция стала для меня неожиданностью.

«Иногда приходилось буквально ночевать в офисе»

Вадим Малобицкий в 25 лет уже возглавил новое направление бизнеса, а сегодня, спустя несколько лет, работает бизнес-консультантом. Желание занять руководящую должность у Вадима было всегда, но без конкретных причин — просто внутреннее «хочу». Целью было достичь этого к 30 годам, но все получилось раньше.

— Я оказался на руководящей позиции в 25 лет. Работая проектным менеджером, я занимался задачами клиента, который в тот момент запускал новый бизнес. В какой-то момент он предложил мне возглавить одно из направлений. Это совпало с моими поисками работы, и я принял вызов.

Там я столкнулся с классическими проблемами: регистрация компании, наем первых сотрудников, выстраивание процессов. Все создавалось с нуля, поэтому сотрудники, которых мы привлекали, принимали мой возраст как факт. Состав коллектива был разный — от студентов на отработке до уже взрослых, состоявшихся специалистов. Сверстники, бывало, пытались перейти в открытые возражения, но это пресекалось тем, что я всегда формировал образ не начальника, а коллеги — просто в рамках компании у каждого из нас своя роль и задачи.

Специалисты, которые были старше меня, иногда пытались навязать свое мнение через «призму опыта», но опять же, если они говорили конструктивно, я старался прислушиваться к их мнению, потому что понимал, что опыта в обсуждаемых задачах, а значит, и результатов они видели больше моего.

Мне не было страшно пробовать себя в этой роли. Я такой же наемный сотрудник, который прекрасно понимал, что и меня могут уволить, поэтому делал все, чтобы этого не произошло.

Родные поддерживают меня, хотя иногда переживают, ведь вместе с карьерным ростом растет и ответственность за принятые решения. Друзья относятся с юмором: кто-то подтрунивает, кто-то по-доброму завидует. Но открытого негатива или скепсиса со стороны близкого окружения я не встречал.

По поводу заработка: скажем так, я могу сосредоточиться на работе, не задумываясь о том, как свести концы с концами.

Один из ключевых уроков, которые Вадим вынес из опыта управления, — это что командная работа важнее индивидуальных решений.

— Раньше я был приверженцем принципа «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но со временем понял, что коллективная синергия минимизирует ошибки. Теперь я формирую рабочие группы из специалистов разного возраста и опыта — это дает лучшие результаты.

С молодыми коллегами преимущество в том, что мы можем говорить на одном языке. С коллегами, которые сильно старше меня, сложнее, но здесь все работает через экспертизу и компетентность. Я никогда не пойду говорить сотруднику, как ему дальше работать по новым правилам, пока не подготовлюсь к разговору.

Если грамотно выстраивать баланс между работой и личной жизнью, времени хватает на все. Часть задач можно решать прямо с телефона, а наличие корпоративной качалки экономит время на поездки в зал. Вечера и выходные я провожу с семьей: у нас маленький ребенок, и мы с женой делим обязанности по уходу за ним поровну.

Конечно, бывают периоды, когда работа требует полной вовлеченности, особенно во время запуска новых процессов. Иногда приходилось буквально ночевать в офисе, анализируя возможные риски и сценарии. Но в целом мой график гибкий: в один день могу задержаться допоздна, в другой — уйти раньше. Разница скорее в том, что руководителю приходится не просто выполнять задачи, а держать в фокусе сразу несколько направлений.

Что касается стресса, то мне помогает уединение. В такие моменты я переключаюсь на рутинные задачи, которые давно откладывал, и просто методично решаю их. Это для меня как пощелкать пупырчатую пленку — помогает разгрузить голову и вернуться в рабочий ритм.

Эксперт: «Возраст ничего не решает во властной иерархии»

Но одного личного опыта молодых руководителей недостаточно, чтобы понять, в чем секрет их успеха. Мы решили разобраться глубже: какие качества помогают молодым специалистам быстро подниматься по карьерной лестнице, с какими трудностями они сталкиваются и как избежать типичных ошибок в управлении? За ответами мы обратились к Алексею Немковичу — основателю и CEO международной консалтинговой компании Artitera. Он поделился экспертным взглядом на то, как стать начальником до 25 лет и не потерять авторитет.

— В каком возрасте люди обычно становятся начальниками?

— Очень по-разному, сильно зависит от сферы деятельности и отрасли. Например, в продажах в 25 лет можно стать руководителем отдела, а вот закупщики становятся начальниками в более зрелом возрасте. В IT полно молодых руководителей, в производстве начальник цеха, директор по производству — это люди, которым ближе к 40 годам. В Вооруженных силах ты можешь стать командиром взвода в 22 года и в 30 лет командовать батальоном из нескольких сотен человек. Многое зависит от степени зрелости самого человека, его готовности нести ответственность за других людей. Я встречал многих талантливых руководителей, которым было 28—30 лет, когда в их распоряжение поступали сотни людей или многомилионные бюджеты.

— Какие навыки и качества нужны, чтобы стать руководителем в 20—25 лет?

— Взрослость, ответственность, самодисциплина, амбициозность, лидерство. Руководителями становится те, на кого можно положиться, и те, кто способен мобилизовать себя, различные социальные группы и общности людей в период стресса, хаоса, катаклизмов, пертурбаций. Принимать решения и нести за них ответственность — вот ключевой навык.

— Есть ли секретные лайфхаки, которые помогут быстрее подняться по карьерной лестнице?

— Высокий уровень социализации. Ты знаешь многих, и многие знают тебя, знают, что ты можешь. Умение выстраивать коммуникации в разнородной среде, объединять людей с различными интересами и установками. Умение вызывать у людей симпатию и доверие, быстро устанавливать и развивать деловые контакты, понимать, чего хотят люди на самом деле и какую задачу решают для самих себя. Умение просить и быть благодарным.

— Какие главные ошибки совершают молодые руководители в начале своей карьеры?

— Ключевая ошибка — это воинствующая некомпетентность. Неумение признавать собственные ошибки и принимать ответственность на себя. Боязнь чего-то не знать и отсюда страх просить о помощи более компетентных и знающих людей. Неумение распределять и правильно оценивать нагрузку в коллективе, непонимание потенциала своих сотрудников. Попытка сделать все самостоятельно. Попытка быть хорошим или «хорошеньким». Бравада и снисходительность по отношению к подчиненным.

— Как правильно выстраивать отношения с коллективом, если подчиненные старше по возрасту и опыту?

— Рассказать коллективу о себе, кто ты и откуда, что умеешь и через что прошел, чем гордишься и что планируешь делать. Поговорить с каждым. Уметь слушать людей. Спрашивать их мнение. Считаться с их опытом и интересами. Задавать вопросы: «Как бы вы решали эту задачу?», «С чего бы вы начали?», «Какие подводные камни видите в предложенных решениях?». Просить о помощи, когда не знаешь, как сделать правильно. Видеть неформальных лидеров и понимать, на чем основано их лидерство. Быть уважительным, последовательным, твердым, надежным. Не бояться принимать решения и научиться делать это своевременно.

— Что делать, если подчиненные не воспринимают тебя всерьез из-за возраста?

— Научиться воспринимать серьезно самого себя. Возраст ничего не решает во властной иерархии — там рулят связи, решимость и воля. Стань взрослым, веди себя по-взрослому, и никто никогда не откажет тебе в субъектности.

14.0" 2880 x 1800, IPS, 120 Гц, AMD Ryzen 7 8845HS, 32 ГБ LPDDR5X, SSD 1024 ГБ, видеокарта встроенная, цвет крышки серебристый, аккумулятор 60 Вт·ч
14.2" 3024 x 1964, IPS, 120 Гц, Apple M4 (10 ядер), 16 ГБ LPDDR5X, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки темно-серый, аккумулятор 72.4 Вт·ч

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by