Кто-то думает, что франшиза — это готовый бизнес на тарелочке? Или что можно купить франшизу, открыться, остаться на основной работе и просто получать пассивный доход? Реальность слегка иная. К примеру, Юлии пришлось оставить бухгалтерскую должность в крупной компании, чтобы справиться с нагрузкой в пончиковой. А Валерия с Борисом взяли в долг у всех знакомых и родственников, чтобы запустить чебуречную, и отдают до сих пор. Вместе с банком ВТБ (Беларусь) рассказываем истории франчайзи без прикрас.
До того момента, как у Юлии появилось четыре точки пончиковых Pon-Pushka в Минске, она работала главным бухгалтером в крупной компании. И вдруг захотелось попробовать свой бизнес.
— Я думала, что смогу остаться на прежней должности, а свое дело будет само по себе приносить доход и работать без моего участия, — смеется сейчас Юлия. — Пять лет назад направление с пончиками только зарождалось. Помню, я приехала к маме в гости в Боровляны, а там в подвальном помещении открыли пончиковую. И мы пришли туда с детьми. Было так интересно и вкусно, что мне захотелось сделать что-то похожее.
Через некоторое время Юле на глаза попала статья, где молодой человек из Столбцов рассказывал, как открыл свою пончиковую, и предлагал купить у него франшизу. Все сошлось.
— Мне было страшно начинать что-то такое самой, без сопровождения, потому что до этого я не работала в общепите и понятия не имела, какая здесь внутренняя кухня, чего ожидать, как настроить технологический процесс. Да, в денежных вопросах я подкована хорошо, но еда — совсем другое дело, — признается женщина.
Но Юлия позвонила франчайзеру. А через месяц они с супругом поехали на юбилей в Столбцы и заодно решили посмотреть, как там устроены две первые точки сети Pon-Pushka, расспросить владельца, как все начиналось и какие сложности возникли.
— Когда я попробовала те пончики — все, это была последняя точка. Я загорелась и решила открываться. Мне действительно хотелось сделать что-то вкусное и необычное для Беларуси, в то время тортиками все уже наелись, — рассказывает Юлия. — Также подкупило, что франчайзер находится в Беларуси и к нему в любой момент можно обратиться за помощью.
Договор франшизы Юлия заключила в декабре 2019 года. На тот момент паушальный взнос за франшизу составлял около 4 тыс. рублей. Сегодня, чтобы открыть такую пончиковую в Минске, придется заплатить уже более 21 тыс. ($7 тыс. в эквиваленте).
Открыться получилось лишь в мае следующего года. Ускориться помешала пандемия. Вначале женщина занималась поисками подходящего помещения, а затем обустройством точки.
— Днем пять дней в неделю я работала бухгалтером, а по вечерам и выходным ехала на объект и объясняла строителям, как должна выглядеть точка, какую плитку и где положить и так далее.
Чтобы закупить оборудование и продукты для производства, повесить вывеску, запастись рекламными материалами и полностью обустроить пончиковую, понадобилось порядка $7 тыс. Раньше Юлия хотела потратить эти деньги на машину, но решила, что еще может потерпеть.
Итого вышло около 25 тыс. рублей.
Сегодня, чтобы открыть точку Pon-Pushka с нуля, понадобится около 100 тыс. рублей (примерно $30 тыс.).
Также при открытии бизнеса по франшизе стоит учитывать, что каждый месяц придется выплачивать франчайзеру роялти — некий процент от валового или чистого дохода. В случае Юлии это 5% от выручки.
— Взамен я получила готовый бренд, все технологии, меню, список оборудования, проверенных поставщиков, с которыми смело можно сотрудничать. Это и в самом деле стоит того, — считает женщина.
Когда у Юлии открылась первая пончиковая, почти все время приходилось уделять ей.
— Я понимала, что больше не могу разрываться между основной работой и бизнесом и что если продолжу пахать в таком же духе, то не получится ни того ни другого. И я ушла с работы: как раз заканчивался контракт. Бизнес денег еще не приносил, эта была чистой воды авантюра. Но я понимала: даже если не выйдет со своим делом, работу бухгалтером в Минске я точно найду.
Женщина признается: были моменты, когда хотелось все бросить. Например, когда приходилось работать 24/7 и самой жарить пончики, делать хот-доги, обслуживать людей на кассе. В те моменты руки опускались, а стабильная работа в найме казалась сказкой. Но остановиться Юля уже не могла.
Самой большой проблемой при открытии оказался поиск ответственных сотрудников.
— Сложно было найти людей, которые бы не просто отсиживали свое время, а разговаривали с клиентами, хорошо изучили ассортимент и могли предложить покупателям что-то на их вкус. Хорошими сотрудниками мы стали прирастать лишь со временем. Плюс я почувствовала себя в этом деле увереннее и увидела, что на пончиках можно зарабатывать. И приняла стратегическое решение — двигаться дальше и открывать новые точки, а для этого надо было найти толковых управляющих.
С тех пор каждый год Юлия открывает новую пончиковую — сейчас их уже четыре в Минске. Последняя появилась в начале этого года в торговом центре «Момо». На всех точках вместе работает порядка 16 человек.
— Конечно, все это требовало собственных средств, мы старались не прибегать к кредитам. Но когда сильно масштабируешься, приходится активно пользоваться и лизингом, и оборотными средствами.
Когда открывались в первый раз, понадобилось около восьми месяцев, чтобы выйти на точку безубыточности и начать зарабатывать. С остальными точками — в районе полугода. Стоит учитывать, что пончики — продукт сезонный. Летом все берегут фигуру и едят меньше из-за жары, зимой, наоборот, чаще хочется кофе со сладостью.
Владелица бизнеса рассказывает, что прибыль зависит от многих факторов: проходимости точки, стоимости аренды помещения, цен на продукты и прочих нюансов.
Чистая прибыль одной точки у Юлии — от 3 тыс. до 7 тыс. рублей в месяц.
— Я чувствую, что Минск уже перенасытился пончиками, нет такого ажиотажа, как раньше. Поэтому сейчас мы нацелены усиленно работать над меню, предлагать новые виды продуктов. Мы откроем еще две точки с пончиками, а потом хочется заняться чем-то другим. Здесь я достигла того уровня, когда полноценно могу заменить любого сотрудника.
Людям, которые хотят запустить бизнес по франшизе, Юлия рекомендует отбросить иллюзии, что он будет работать сам по себе и приносить пассивный доход. Свое дело в любом случае потребует много времени, сил и материальных вложений.
— Да, франшиза дает пошаговую инструкцию. Но реализовывать все эти шаги придется вам самим. Даже сегодня я круглосуточно завязана на всех процессах и решаю все вопросы — от забитой канализации до распределения средств.
Валерии 23 года, ее парню Борису 21. Совсем молодые ребята год назад затеяли, по их словам, совершенную авантюру.
Пара познакомилась на работе — тогда оба трудились в офисе транспортной компании, но в один день уволились и начали думать, чем заниматься дальше.
— Дело близилось к 8 Марта, и мы нашли поставщиков, закупили 15 тыс. тюльпанов, чтобы продавать их к празднику. Целый двухэтажный гараж был завален коробками с цветами, — вспоминает молодой человек. — Мы поставляли цветы в офисы и распродавали на рынке.
Когда праздник закончился, ребята стали искать новые возможности. При этом надо было на что-то жить, и Валерия искала постоянную основную работу, а Борис подрабатывал в разных местах. Как-то справлялись.
Пока активно мониторили интернет, узнали про франшизы. На рынке они были представлены самые разные — от больших заводов, которые требуют нескольких сотен тысяч долларов вложений, до маленьких бизнесов типа «как делать кошельки из кожи».
— Мы общались с разными франчайзерами — у каждого свои условия. Хотели остановиться на кофе-точке, но потом пообщались с друзьями, у которых уже был такой бизнес, разузнали нюансы и решили искать что-то другое. Выбор пал на чебуречную. Это российская франшиза, франчайзер не так далеко, коммуникация на русском языке. Нам доступно объяснили все условия, — продолжает Борис.
— До этого я ела чебуреки, которые готовила бабушка. Мне очень нравилось, — поддерживает разговор Лера. — Нас подкупило то, что в Беларуси чебуреков почти никто не делает, нет перенасыщенности рынка. И люди за счет того, что давно не ели чебуреки, идут и пробуют. Это не шаурма и не бургеры, которые на каждом шагу.
Запустить бизнес ребята хотели с наименьшими усилиями. Сама франшиза стоила около 15,5 тыс. рублей ($5 тыс.). На запуск всего проекта ушло немногим меньше 60 тыс. (примерно $18 тыс.). Эта сумма набежала за счет ремонта помещения, покупки оборудования (фритюрницы и тестоката), рекламы.
Своих денег не хватило, пришлось занимать у родственников и знакомых. Ребятам очень повезло: близкие поддержали и поверили в идею.
Купила франшизу пара в апреле прошлого года, а открылась точка «ЧебурекМИ» только в начале 2025-го. В Минске она уже пятая по счету, а по всей Беларуси — тринадцатая.
— Хоть мы и долго запускались, недавно франчайзер сказал, что у нас лучшие показатели по стране, — улыбается Борис. — А начиналось все очень туго. Мы не ожидали, что так долго будем искать подходящее место. Занимались этим сами, а франчайзер помогал оценить примерную проходимость, время окупаемости и остальные нюансы. Нам не повезло, что начали искать точку летом, когда все уже было занято после зимы.
Рассматривали ребята только место на фуд-корте: здесь стабильный поток клиентов и не нужно тратить много сил на рекламу: посетители торгового центра точно захотят перекусить. В итоге поиск помещения занял пять месяцев, остановились на фуд-корте ТЦ Palazzo: здесь был большой выбор сладостей и совсем малый ассортимент нормальной еды.
Еще большой сложностью стал поиск сотрудников. Поначалу готовить чебуреки приходилось самим. По вечерам и выходным на точку приезжала Лера, Борис занимался всем и вообще чуть ли не ночевал здесь.
— Люди звонили по объявлению, договаривались о встрече — и не приходили. Или с кем-то договариваешься уже о выходе на работу с завтрашнего дня, а человек пропадает, — Борис до сих в недоумении от такого поведения. — Так сорвалось человек десять.
За два месяца удалось подобрать постоянную команду из трех человек. Плюс Лера с Борей постоянно страхуют ребят, особенно по выходным.
Ребята радуются, что купили франшизу, а не стартовали с нуля сами. Почему? Во-первых, франчайзер постоянно на связи с ними и консультирует по любым вопросам — от документации до технических карт продуктов и готовых рецептов.
— Чтобы самим наработать всю эту базу, понадобится несколько лет. А зачем их тратить? — задается вопросом Борис.
Чебуречная ребят поработала еще совсем мало, чтобы говорить точке безубыточности. Франшиза обещает, что окупаться бизнес начнет в течение 7—16 месяцев.
Первая прибыль уже ощущается, но все уходит снова в производство: в прошлом месяце докупали столы, в этом — миксеры.
Средний чек в чебуречной — около 14 рублей.
— Мы планируем в течение года раздать все долги. При этом важно сохранить бизнес: платить аренду, зарплаты сотрудникам, покупать продукты, — говорит Лера. — Это место стало для нас вторым домом, и мы не сдадимся.
А еще ребята задумываются о втором бизнесе. Это точно будет не сфера общественного питания, скорее детско-развлекательное направление.
— Был момент, когда мы хотели все бросить — на старте, когда не могли найти помещение, — признается Борис. — Когда предложения на рынке закончились, руки просто опустились.
Но ребята до конца верили в идею и «со слепыми глазами и твердым умом» просто двигались вперед. Они считают, что только так можно рано или поздно достичь успеха.
— Франшиза — это классное подспорье, когда ты ничего не смыслишь в создании бизнеса и не знаешь юридических тонкостей. Поверьте, вам и так будет чем заниматься: нужно купить оборудование, заказать вывеску, согласовать цвет краски — в блокноте 30 пунктов задач, каждая из которых должна была быть сделана уже вчера, — добавляет напоследок Борис.
Ребята рассказывают, что не хотят снова открывать бизнес по франшизе, ведь это постоянная финансовая привязка к франчайзеру и ежемесячные пятипроцентные отчисления от выручки. Среди минусов также то, что все новые блюда, рекламные акции и вообще любые нововведения требуют разрешения франчайзера — все инициативы, как правило, согласуются, но на это требуется время, которого нет.
— Благодаря этому опыту мы быстро научимся чему угодно. И это, кажется, самый дешевый вход в бизнес. Дальше — больше.
ВТБ (Беларусь) предлагает юрлицам и индивидуальным предпринимателям выдачу быстрых тендерных и таможенных гарантий без залога с максимальной суммой до 1 млн рублей и сроком до 1 года. Заявку можно подать по телефону 7609 или онлайн.
Тендерные гарантии ВТБ (Беларусь) покрывают риски отзыва своего предложения, а также отказа участника от подписания договора и исполнения обязательств по нему. Получить гарантию можно в белорусских или российских рублях.
Также клиентам малого бизнеса доступны гарантии на сумму до 3,4 млн рублей и сроком до 5 лет.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by