Девушка к 30 годам создала компанию стоимостью в десятки миллиардов долларов. Почти все состояние она планирует раздать

22 232
12 апреля 2025 в 8:00
Источник: Валерий Волатович. Фото: открытые источники

Девушка к 30 годам создала компанию стоимостью в десятки миллиардов долларов. Почти все состояние она планирует раздать

Источник: Валерий Волатович. Фото: открытые источники

Если судить по всем вводным, этой компании не должно было повезти. Ее создали в глухом углу мира, где не было внешних инвесторов. Основатели не являлись профессионалами в данной сфере. Но самое главное — возглавляла бизнес молодая девушка. Увы, для технологического стартапа (а речь идет именно о нем) даже в XXI веке это скорее исключение. Тем не менее австралийке Мелани Перкинс удалось разочаровать всех скептиков. Уже всего через десять лет после запуска придуманного ей сервиса графического дизайна Canva он оценивался в десятки миллиардов долларов. Долларовым миллиардером по версии Forbes стала и сама Мелани. Тем не менее баснословное состояние практически не отразилось на образе жизни этой любительницы серфинга. Она не только по-прежнему летает экономклассом, но и намерена раздать почти все заработанные ей деньги тем, кому они нужнее, — просто потому, что хочет сделать мир лучше. Это история про то, как добиться успеха вопреки всему и несмотря ни на что.

Почему все так сложно?

Все началось в родительской гостиной. В 2007 году 20-летняя Перкинс, изучавшая дизайн в Университете Западной Австралии, работала над презентацией для однокурсников: в свободное время она, несмотря на возраст, вела факультатив по своей специализации. И каждый раз, занимаясь подготовкой материалов к нему, девушка приходила в отчаяние: все существовавшее программное обеспечение мало того, что было платным, но и пользоваться им оказалось непросто. Быстро научить обычного студента без соответствующих навыков тому, как в Adobe Photoshop или Microsoft Word подготовить самый простой плакат, афишу, меню или листовку, выглядело задачей со звездочкой. И в голову Перкинс пришла мысль: неужели нельзя создать инструмент, который сделал бы этот процесс интуитивно понятным и при этом был бесплатным?

Мелани Перкинс была типичным миллениалом.

Она родилась в достатке, который могла дать ей семья, жившая в стране первого мира. Ее мать была белой австралийкой и преподавала, а отец, выходец из Малайзии, работал инженером. Они жили в Перте, крупнейшем городе Западной Австралии, и несмотря на то, что он был крупным промышленном центром, связывать свою жизнь с какой-нибудь нефтепереработкой Перкинс не собиралась. Как настоящий представитель своего поколения, девушка уже была на «ты» с компьютером и интернетом, искала себя в дизайне, в свободное время занимаясь фигурным катанием, бюджетными поездками в экзотические страны и серфингом в Индийском океане. Как ни странно, именно последнее увлечение в итоге и помогло ей триумфально реализовать пришедшую ей однажды вечером идею.

Как заработать на школах?

«Моей первой и главной идеей было сделать дизайн как процесс максимально простым», — рассказывала Перкинс в одном из своих многочисленных интервью. Мысль, конечно, была богатой и потенциально перспективной, однако одно дело — ощутить озарение, совсем другое — преобразовать его в конкретный продукт. К счастью, Мелани все-таки была миллениалом, а не зумером, поэтому решила двигаться поэтапно, от простых задач к более сложным. Для начала она нашла себе партнера, чтобы разделить нагрузку и ответственность. Долго искать не пришлось. Инициативу девушки поддержал ее тогдашний бойфренд Клифф Обрехт, с которым она познакомилась еще в 2005 году. В то время они учились в одном университете.

Для начала пара решила занять очевидно пустующую, пусть и небольшую нишу.

Заказав у недорогих индийских разработчиков веб-сайт, они запустили сервис Fusion Books. С помощью несложного конструктора он создавал школьные выпускные альбомы — те самые, в которых все как на подбор красавчики и только твоя фотография вызывает хтоническое отчаяние. Теперь ни администрации, ни учителям, ни самим школьникам не требовалось нанимать дорогого дизайнера: за совсем небольшую плату они могли сами загрузить на сайт свои лучшие снимки, выбрать подходящий шаблон альбома и определить удобный им салон печати, где цифровой альбом превратится в аналоговый. Fusion Books имел успех. На пике его услугами пользовались около 400 учебных заведений. Первый шаг был сделан, идея оказалась работающей. Пора было выходить на новый уровень.

Можно ли сравнить стартап с пиццей?

Переход на следующий уровень подразумевал создание уже универсального сервиса графического дизайна, не ограниченного лишь школьными альбомами. Это была уже куда более технически сложная задача, требовавшая в первую очередь инвестиций, которые позволили бы оплатить соответствующие решения. Доходы от Fusion Books обеспечить такое финансирование не могли. В определенном смысле Перкинс и Обрехту повезло: в 2011 году в их родной Перт приехал Билл Тай, венчурный инвестор из самой Кремниевой долины.

Надо отметить, что гости такого рода заглядывали на западное побережье Австралии крайне редко.

К счастью для юных стартаперов, живших на краю света, господин Тай увлекался серфингом и хотел опробовать волны Индийского океана. На встрече местных энтузиастов они и познакомились. Презентация молодых австралийцев очень запомнилась кремниевому пришельцу. Свое предложение Мелани и Клифф назвали Canvas Chef. Метафорически они сравнили свой сервис с пиццей, где в качестве основы из теста выступали типы документов, дизайн которых требовался, а начинкой были различные дизайнерские элементы. Комбинация первых и вторых и давала пользователю нужный им продукт.

Сколько ответов «нет» надо получить?

На встрече Тай дал несколько полезных советов, а позже стал одним из первых бизнес-ангелов этого австралийского проекта. Но классический подход в данном случае не сработал. В 2012 году Мелани Перкинс полетела в Сан-Франциско, где несколько месяцев обивала пороги конференц-залов различных венчурных компаний Кремниевой долины. Увы, по воспоминаниям самой девушки, все они закончились безрезультатно. «Я услышала, наверное, сто вариантов ответа „нет“», — рассказывала она. Одним потенциальным инвесторам не нравилась сама идея, другие не верили в жизнеспособность стартапа из максимально далекого от всей интернет-движухи Перта, третьи обращали внимание на образование авторов идеи, которые не были IT-специалистами.

Кто-то даже заявил, что из бизнеса, придуманного людьми, имеющими романтические отношения, ничего не выйдет.

Помог серфинг. Тот же Билл Тай познакомил их с несколькими своими коллегами, также увлекающимися укрощением больших волн. На очередной встрече этой тусовки на Гавайях Мелани и Клиффу удалось найти несколько человек, согласившихся выделить на идею $3 млн — с условием, что новая компания, получившая название Canva, найдет себе партнера, который займется технологическими вопросами. Так третьим сооснователем стартапа стал живший в Сиднее выходец из Google Кэмерон Адамс, который и сейчас отвечает за вопросы разработки. Обрехт взял на себя управление Canva как бизнесом. Ну а Перкинс, ставшая генеральным директором, по-прежнему является идейным вдохновителем проекта.

Стал ли первый блин комом?

Разработка приложения для графического дизайна Canva началась в 2012 году в Сиднее, куда партнерам все же пришлось переехать: найти нужных специалистов в Перте оказалось слишком сложно. В магазинах приложений Canva появилась в августе 2013-го, и поначалу журналисты ее не заметили. Зато заметили пользователи. Момент для выхода на рынок был выбран максимально удачно: начиналась эпоха социальных сетей. Все уже потихоньку сходили с ума по Instagram и Twitter, и выяснилось, что для создания красивой и нужной картинки для них Canva подходит как нельзя лучше.

С помощью встроенной библиотеки шаблонов, шрифтов, фотографий и иллюстраций сервис позволял создавать нужное изображение как для публикации в интернете, так и для физической печати в окружающем пользователя реальном мире. Придумывать необходимый дизайн стало действительно максимально просто, при этом приложение работало по модели freemium: по умолчанию базовая версия была для всех бесплатной, но за доступ к расширенным функциям уже требовалось воспользоваться данными банковской карточки.

Выбор покупателей
смартфон, Android, экран 6.67" AMOLED (1220x2712) 120 Гц, Mediatek Dimensity 8400 Ultra, ОЗУ 12 ГБ, память 512 ГБ, камера 50 Мп, аккумулятор 6000 мАч, 2 SIM (nano-SIM), моноблок, влагозащита IP68
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.1" OLED (1179x2556) 60 Гц, Apple A16 Bionic, ОЗУ 6 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3349 мАч, 1 SIM (nano-SIM/eSIM), моноблок, влагозащита IP68

Как не повторить ошибки других стартапов?

Уже в первый месяц в Canva зарегистрировалось 50 тыс. пользователей. Через год эта цифра выросла в 12 раз. Этого и генерируемой выручки оказалось достаточно для привлечения дополнительного финансирования, необходимого для развития сервиса. С каждым годом инвесторы давали деньги все охотнее и больше, ведь пользовательская база росла стремительно, а с ними и выручка. Более того, в отличие от многих других интернет-стартапов, Перкинс с партнерами распоряжались поступающими деньгами очень экономно, не строя себе дорогих штаб-квартир и не раздувая штат. К 2017-му их ежегодная выручка достигла $1 млрд, при этом на счету компании находилось $700 млн.

Canva очень быстро стала приносить прибыль и стала единорогом, то есть стартапом с оценочной стоимостью в $1 млрд.

Более того, даже эта заветная цифра вскоре показалась смешной. К 2020-му компания оценивалась в $15 млрд, а в следующем году и вовсе побила рекорд, преодолев отметку в $40 млрд. Важно понимать, что все эти цифры формировались не рыночными методами. Лишь в текущем году Canva планирует размещение своих акций на бирже, после которого станет понятна ее относительно объективная стоимость. Предыдущие оценки формировались из расчета того, сколько частные инвесторы готовы были выложить за небольшие доли участия в капитале компании. После 2021 года, с ростом международной напряженности охоты давать деньги поубавилось. Так что сейчас стоимость австралийского стартапа составляет $26 млрд. Впрочем, это все равно делает и Мелани Перкинс, и ее партнеров очень богатыми людьми.

Можно ли остаться скромными?

Мелани Перкинс стала долларовым миллиардером, когда ей было чуть больше 30 лет. Многим людям, особенно в таком возрасте, подобные деньги кружат голову и заставляют совершать необдуманные поступки. Но Перкинс и Обрехт оказались не из этого числа. Даже предложение Мелани Клифф сделал в Турции, когда они были в своем обычном бюджетном путешествии по Каппадокии.

Чтобы понять нравы этой пары, достаточно посмотреть на их обычные серебряные обручальные кольца без единого, даже самого мелкого бриллианта.

Основатели Canva по-прежнему летают экономклассом, живут все в том же доме, который они купили при переезде в Сидней, любят ходить в походы по окрестностям крупнейшего австралийского города и не упускают возможности съездить в родной Перт к родным и друзьям еще с университетских времен. При этом Мелани Перкинс уже который год в своих интервью утверждает, что в ее планы входит создать «самую дорогую компанию мира». Вот только, если верить ее словам, это нужно ей вовсе не из какого-то чувства тщеславия или желания стать в один ряд с технологическими гигантами Кремниевой долины.

Что делать с деньгами?

Уже в 2021 году, когда стоимость Canva достигла своего пика, и Мелани Перкинс, и Клифф Обрехт подписали инициативу Билла Гейтса и Уоррена Баффета The Giving Pledge («Клятва дарения»). Поддерживавшие эту филантропическую кампанию бизнесмены (а в их числе и некоторые из богатейших людей мира, включая, например, Марка Цукерберга) обязались при жизни пожертвовать бо́льшую часть своего состояния на благотворительность. Основатели Canva сразу образовали соответствующий некоммерческий фонд Canva Foundation, которому будет передано 80% принадлежащих паре акций компании.

В 2024 году австралийские журналисты заявили, что Перкинс и Обрехт уже заняли второе место в списке самых щедрых австралийцев.

В общей сложности за три года через фонд они распределили уже около $40 млн. Например, $7,5 млн они пожертвовали на программы по ликвидации безграмотности в Южной Африке и Индии. Несколько миллионов были просто розданы беднейшим гражданам Малави. Сотни тысяч долларов ушли в качестве экстренной благотворительной помощи пострадавшим при природных катастрофах в Турции, Ливии, на американских Гавайях.

«Нашим намерением всегда было использовать бо́льшую часть нашего богатства, чтобы творить добро в мире, — говорилось в официальном заявлении основателей Canva. — Нам всегда казалось странным, когда люди называли нас „миллиардерами“, поскольку мы никогда не чувствовали, что это наши деньги. Мы всегда чувствовали, что мы просто их хранители». Что ж, у хранителей есть еще что раздавать. Журнал Forbes считает, что текущее состояние Мелани Перкинс составляет $5,8 млрд. У ее мужа Клиффа Обрехта еще столько же. С другой стороны, им нет пока и 40 лет — впереди достаточно времени, чтобы выполнить свое обещание.

зеркальная камера, байонет Canon EF-S, матрица APS-C (1.6 crop) 18 Мп, с объективом F3.5-5.6 18-55 мм, Wi-Fi
беззеркальная камера, байонет Sony E, матрица Full frame (полный кадр) 24.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by