Помните работу итальянского художника Маурицио Каттелана «Комик»? А если визуализируем: речь о настоящем банане, приклеенном к стене обычным скотчем. В прошлом году арт-объект наделал немало шума: сперва он ушел с молотка за $6,24 млн, а затем был съеден покупателем. Вот так современное искусство становится по-своему узнаваемым среди массовой аудитории. Но справедливости ради отметим: и вызывает у нее же шквал вопросов — от «Что употреблял автор?» до «За что такие деньги-то?». Мы решили пообщаться с тремя белорусскими художниками, чьи работы сейчас представлены на выставке «Арт-Минск-2025» в столичном Дворце искусства, и задали им много наивных с позиции арт-бэкграунда вопросов.
С художником Федором Шурмелевым мы сталкиваемся в холле Дворца искусства. Первое, что бросается в глаза при встрече, — это яркая куртка нашего героя, чем-то напоминающая спецовку. Оказывается, на интервью художник приехал на мотоцикле, причем с приставкой электро-. За считаные минуты Федор переодевается, а дальше провожает нас в зал. Его работы выставлены на первом этаже — не пропустишь — как минимум из-за ярких красок и сюжета на тему древнегреческой мифологии.
— Здесь представлены «Персефона» и «Один в поле воин» — две работы из большого цикла 16 литографий на тему «Жизнь Тесея». Это большой проект, который я делаю три с половиной года. Следующий проект по скандинавской мифологии рассчитан уже на восемь лет.
В профиле Федора в Instagram написано, что он художник-график. Если точнее, он работает в технике литографии. Попытаемся упростить: литография — один из видов тиражной графики. По сути, это техника плоской печати, когда рисунок переносится на бумагу с камня особой породы. Раньше они принадлежали монетным дворам — с их помощью печатались ценные бумаги. Но с приходом новых технологий все изменилось, и теперь интерес к такой печати остался только у художников.
— Толщина камня — 8 сантиметров, он выступает в роли матрицы. На нем от руки рисуешь специальными литографскими карандашами — в них высокое содержание жира и немного пигмента, что создает ощущение рисования на бумаге, — объясняет Федор. — Наносим рисунок, травим раствором из крахмала и азотной кислоты — через сутки можно приступать к печати.
Камень увлажняется, и дальше раскатными валами наносится краска. Огромный барабан с офсетной резиной забирает всю краску с камня и переносит на бумагу. Причем так поэтапно печатается каждый цвет. Так что на каждую картину уходит колоссальное количество времени.
— Слушайте, звучит как какое-то древнее искусство!
— Так и есть, «цифровые технологии» в процессе не используются. Результат зависит от уровня мастерства печатника. На создание одной литографии у меня уходит около месяца, и это при условии работы по 15—16 часов в день. Но периодически появляются отвлекающие факторы — вроде этого интервью, — смеется Федор. — На самом деле, во время работы я отдыхаю. Так что, как только закончим, сразу же поеду в мастерскую.
Помимо работы в мастерской и на 0,25 ставки как преподаватель, Федор также участвует в выставках и мероприятиях. Плюс нужно уделять время ведению соцсетей — как минимум Instagram и TikTok. Последний, к слову, появился пару недель назад: создать аккаунт там художнику посоветовали для привлечения новой аудитории.
Но вернемся к творчеству. В планах у Федора — выпуск книги с литографиями. Сюжет будет основан на жизни Тесея. Замечаем, что к древнегреческой мифологии у нашего героя особое отношение. Оказывается, он увлекся ей еще во время учебы в Академии искусств. Первая книга на эту тему появилась в 2012 году, а в 2017-м Федор поехал на конгресс по малой графике в Германию. Ежегодно там собираются не только художники, но и коллекционеры со всего мира.
— Участие стоило примерно €150. Художнику выдают стол, где он может показать свои работы. На конгрессе я познакомился с греческим коллекционером и библиофилом Христосом Гианакосом, который интересуется именно темой древнегреческой мифологии. Первый наш совместный проект — книга с литографиями про Ясона и аргонавтов. В каждом экземпляре размером 50×30 сантиметров было по восемь глав. Стоимость книги — €8 тыс. Продажами также занимался Христос.
Следующий совместный проект с греческим коллекционером — большая книга о Тесее. Литографии, которые перед нами, станут частью сюжета. Что особенно впечатляет, так это размер: в развороте арт-книга, или «книга художника», будет почти полтора метра на метр.
— Планируем, что будут напечатаны 15 экземпляров книги по 16 литографий в каждом. Покупают такие книги в основном коллекционеры, которые интересуются этим видом искусства. Насколько мне известно, из 15 книг 10 уже зарезервированы музеями по всему миру. Причем речь именно о покупке.
Бывает, что работами Федора интересуется и «обычная публика». Например, художнику присылают запросы в Instagram. Но часто диалог обрывается на моменте уточнения стоимости. Например, «Персефона» авторства Шурмелева продается примерно за $1000.
— Для литографии такого размера это дешево. Такая стоимость — это скорее что-то вроде краудфандинга, деньги пойдут на поддержку нашего проекта с книгой. Когда она выйдет, цена листа вырастет примерно в два раза.
Но самыми «дорогими» произведениями Федора считаются не литографии, а скульптуры. Одна из них, например, была продана за $5 тыс. При этом художник подчеркивает: важно понимать тонкости производства.
— Скульптура еще не создана, а я уже заплатил форматурщику, литейщику, сварщику, каменщику и тонировщику. Так что уже в минусе! — улыбается Федор. — Поэтому продажа не значит, что художник много заработал.
Кстати, работы Шурмелева можно посмотреть не только на выставках, но и в личной мастерской художника в самом центре Минска — в здании одной из башен «Ворот города» (также Федор работает в литографской мастерской, которая находится в Боровлянах). Место здесь предложил Союз художников, так что платить нужно только за «коммуналку»: 250—300 рублей летом и 800 зимой. Периодически Федор устраивает здесь встречи и экскурсии, цена вопроса — 80 рублей.
— В рамках встреч я показываю не только свои работы, но и фильмы о создании литографий. Часто, рассматривая мои работы, не все понимают, как это было сделано, ведь литография не самый популярный вид искусства. Хочется рассказать об этой технике, популяризировать ее среди людей. Так что конкретно эта история не про деньги. Куда больше я бы заработал, сидя в мастерской и занимаясь только творчеством.
Вместе с художницей Анной Мельниковой поднимаемся на второй этаж. Здесь мы немного своевольничаем и ставим два стула прямо перед работами героини. Позади — три картины из ее новой серии «Нулевая материя». По замыслу автора, она посвящена понятию «нуля» — тому, с чего все начинается и чем заканчивается. Сложно? На то оно и абстрактное искусство.
— Я начинала с графики, но ушла в альтернативные техники печати. Это что-то среднее между фотографией и творческими практиками. Поэтому, если меня называют фотографом, все же поправляю: я — художник.
Процесс создания моих работ выглядит так: на фотобумаге я выкладываю разные объекты, свечу фонарем и рисую вокруг них кистью. По сути, то, что видит зритель, — это тени от предметов. Но это не совсем фотография в привычном смысле, это фотографика. Сам процесс достаточно быстрый, экспозиция занимает несколько секунд. Но главное — насколько результат совпадает с идеей, возникшей в голове.
На создание серии, признается художница, понадобились несколько месяцев ежедневной работы в мастерской. Сейчас речь о 100 работах, из которых Анна выберет 20 — те, которые сочтет получившимися. Остальные художница планируется поместить в архив — на случай открытия в них новых смыслов.
— Естественно, когда понимаешь принципы работы техники, то начинаешь создавать образы, которые хочешь. Но результат всегда непредсказуем, — увлеченно рассказывает Анна.
Мысли частично уйти в, казалось бы, смежную коммерческую фотографию и снимать — хотя бы ради заработка — у Анны никогда не было. При этом ее абстрактные работы периодически находят своего покупателя.
— Я работаю с жанрами, которые, как и высокая мода, что-то понимаемое не всеми. Все же абстрактное и концептуальное искусство требует от зрителя определенного бэкграунда. Я рада, что интерес публики постепенно растет. Но, конечно, с коммерческой точки зрения художнику проще работать в более понятных жанрах.
Теперь поговорим о стоимости работ. Анна рассказывает, что три представленные перед нами находятся в плюс-минус одном «цветовом диапазоне» — по 3000 рублей за каждую. В случае абстрактного искусства особенно интересно узнать, из чего рассчитывается стоимость.
— Цена зависит от предыдущих продаж, а также от каких-то технических аспектов. Я работаю с вещами, которые не повторяются: это не фотография, которая может дублироваться или тиражироваться. Соответственно, стоимость такой работы точно такая же, как и живописи, ведь это эксклюзив.
Как правило, чаще всего абстрактные работы, созданные Анной, покупают коллекционеры. Если же задуман проект, более понятный широкой аудитории, то купить что-то может любой желающий.
Отчасти творческую свободу создавать то, что хочется, а не только то, что продается, дает стабильный доход. Помимо «чистого творчества», художница также занимается графическим дизайном, а до этого работала еще и преподавателем. К слову, Анна окончила аспирантуру Академии искусств и даже была заведующей кафедрой.
— У меня нет такого — делать то, что точно найдет своего покупателя. Благодаря работе графическим дизайнером у меня нет зависимости от того, купили мою работу или нет. С одной стороны, это свобода, но с другой — времени на творчество остается меньше. Но все начинается с идеи, а она может прийти в любой момент. Тогда остается быстрее бежать в мастерскую.
Еще одна сторона творческой жизни, на которую нужно выделять время, — это участие в международных конкурсах. Анна рассказывает, что самостоятельно мониторит события, связывается с организаторами, подготавливает и отправляет работы.
— Конкурсы нужны и для узнаваемости, и для самого художника. В своей стране ты можешь понимать, какое место занимаешь на «площадке», а когда участники — весь мир, это уже другое, — рассуждает Анна. — Понятно, что если куда-то не проходишь, то это немного травмирует.
Но если получается, то открывается иная сила и появляется особая энергия.
Например, в прошлом году я попала на знаменитый японский фестиваль-салон фотографии. Заявки на участие подали 8000 человек со всего мира! Из них организаторы отобрали сперва 100, затем 50. В их числе была и я. Конечно, это дает понимание своего уровня и потенциала.
Для современного художника еще один повод принять участие в международных выставках и конкурсах — это возможность засветиться. В случае успеха следом могут поступить и новые приглашения. Все это сказывается на имидже художника, в том числе может повысить ценник на его работы.
— Конкурсы есть как бесплатные, так и платные. Но последние чаще делаются ради получения взносов, у них нет статуса, а только коммерческая основа. При этом художнику они ничего не приносят, речь о прибыли для организаторов.
Я чаще выбираю статусные конкурсы. После проведения организаторы публикуют каталоги и журналы — так об авторе узнает больше людей, это хорошая реклама. Естественно, расширяется круг и потенциальных покупателей, и коллекционеров, которым может быть интересно произведение художника.
С учетом бэкграунда Анны — участие в более чем 100 выставках и конкурсах — вопрос о продаже самой дорогой работы напрашивается сам собой. На него художница отвечает скромно и даже немного уклончиво: максимальный ценник, за который уходила работа, был в пределах 10 000 рублей.
Но даже за приличные суммы, признается художница, она не готова расстаться с некоторыми картинами — они тоже выставляются, часто ими особенно интересуются покупатели. Но тут все дело в определенном мэтче в процессе создания. Получается, что и «за деньги нет» тоже случается.
Наш третий собеседник — художник и скульптор Дмитрий Чужаков. Кстати, он единственный герой этого текста, использующий в своих работах псевдоним — DSNT87. Тут мы ждали какую-нибудь экшен-историю, но все оказалось проще: никнейм понадобился еще во время учебы школе, когда подростком Дима писал что-то на заборах.
— А не было желания придумать какую-нибудь крутую историю, связанную с псевдонимом?
— На самом деле, мне не хочется придумывать ничего лишнего. В искусстве и так много всего придуманного. Игра со смыслами и концепциями — не очень близкая мне история. Для меня важен визуал. Я не буду читать три страницы, объясняющие замысел художника, который прибил тапок к потолку. Я смотрю на работу и сразу понимаю, цепляет она меня или нет.
Точно так же с моим искусством: нужно подойти и посмотреть — оно либо откликается, либо нет.
Быстрый тест: проверьте, чем работы художника откликаются вам. А мы пока немного расскажем, как все устроено, и добавим контекста.
Дима увлекся артом в 2000-е, тогда это были граффити. Сейчас он называет себя просто художником, но работающим в авторских техниках. По словам героя, на создание картин уходит от трех дней до нескольких недель, от идеи до скульптуры проходит до пары месяцев — при условии, что ничего не нужно переделывать.
В своем творчестве художник использует, кроме прочего, технологии: например, рисует эскиз в специальных программах. Как-то Дима даже подключал к работе ИИ — сугубо как инструмент, или, как говорит сам собеседник, современного подмастерья. Но пока вышло не очень: ИИ генерил все слишком похожим на уже созданное.
А вот мастхэв для современного художника, продвигающего свое творчество, — это соцсети, убежден Дима. Например, мы долго говорим о Бэнкси — уличном художнике, о котором слышал практически каждый. Дима рассуждает так: его успех — это грамотный маркетинг.
— Первое, что нужно художнику, — это что-то делать, продукт всегда первичен. Второе — найти способ, как это показать. Чем больше о тебе узнают, тем выше шанс, что кому-то это нужно. Конечно, это сложная и часто неприятная история — придумать контент, отснять, загрузить, оплатить рекламу или договориться о коллаборации.
Сейчас художникам стало намного проще продвигать себя, чем сто лет назад. Но я уверен: сейчас тебя либо признают при жизни, либо забудут навсегда. Не будет так, что ты умер и стал знаменитым, как было с тем же Ван Гогом.
Окей, разобрались с узнаваемостью — переходим к обсуждению стоимости картин. Средний ценник на работы Димы — около $2,5 тыс. Причем прайс одинаковый везде: при покупке напрямую или через галереи в Москве или на Кипре, с которыми художник также сотрудничает. По словам героя, нередко галереи сами находят художника и предлагают сотрудничество. Тут важно, чтобы совпадала тематика, а ценник на картину не был ни слишком большим, ни слишком маленьким. В первом случае работу рискуют не продать, во втором — вложить слишком много на операционные расходы, получив совсем небольшую прибыль в итоге.
— Цена моих работ — это средняя точка между тем, сколько я хочу, и тем, сколько мне готовы заплатить. Сейчас мои работы чаще продаются напрямую. Если обо мне узнает русскоговорящий человек, то он в течение пары минут находит мой Instagram, пишет и выясняет стоимость.
Некоторые картины Димы продавались через дизайнеров. Вернее, все выглядит так: он создает проект и предлагает заказчику купить картину современного художника как элемент оформления. А иногда дизайнеры заранее выходят на художника и предлагают создать что-нибудь на заказ.
— В среднем моя картина на заказ размером метр на метр стоит от $2 тыс. Чаще все выглядит так, что делаешь эскиз и получаешь фидбэк: это да, это нет. Сложность в том, что сперва смотрит дизайнер, затем согласовывает владелец. Так могут вноситься разные правки, в итоге думаешь: оно мне надо? Интереснее работать, когда получаешь большой заказ, где обозначают цветовую гамму и дают творческую свободу.
Творчество, по словам художника, стало основным источником дохода несколько лет назад. Если же планируются серьезные траты вроде посещения Японии на полтора месяца, то Дима может поехать в Москву. Там в течение нескольких лет он работал на «художественной стройке»: помогал монтировать помещения для выставок.
При этом, если взять все созданные работы за 100%, продать удается около 20%. Остальное отправляется в галереи, на выставки или хранится в мастерской, ожидая своего звездного часа.
— У меня периодически возникают мысли о поиске работы сугубо для заработка денег. Даже если у тебя получилось зарабатывать $2—3 тыс. в месяц, то нет гарантий, что так будет и дальше, — рассуждает Дима. — Но в то же время я понимаю: я не могу не создавать вообще.
Для меня искусство прекрасно тем, что оно существует в разных формах и каждый может найти в нем что-то свое.
Работы Дмитрия Чужакова, Анны Мельниковой и Федора Шурмелева можно увидеть во Дворце искусства, где до 4 мая проходит большая выставка «Арт-Минск-2025». В этом году было подано 1300 заявок — рекордное число за семь лет существования проекта. Два этажа, 225 имен и более 550 работ — отличная возможность познакомиться с современным белорусским искусством и узнать о нем чуть больше, чем только цифры.
Подробнее о выставке и стоимости билетов — по ссылке.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by