«Еще и кредитный рейтинг пострадает». Банкомат забрал деньги, но на счет они не пришли

14 704
09 мая 2025 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner

«Еще и кредитный рейтинг пострадает». Банкомат забрал деньги, но на счет они не пришли

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner

Сбои в работе банкоматов — событие редкое, но иногда они случаются. Наш читатель Павел хотел пополнить карту, но в итоге деньги до счета так и не дошли. Как оказалось, на возврат могут уйти дни или недели. Разбираемся, что делать в таких случаях.

«Такая беготня сродни пыткам»

Павел рассказывает, что недавно пополнял карту наличными через банкомат с функцией cash-in.

— Ничего не подозревая, я со спокойной душой положил деньги в купюроприемник, нажал «Подтвердить», банкомат закрыл купюроприемник, я забрал карту — и… все! С минуту там что-то происходило, все жужжало и пищало. В итоге банкомат завис, написал, что нет связи, чек о факте пополнения не выдал, а спустя еще минуту-две снова продолжил работать в обычном режиме, как ни в чем не бывало.

Ситуация оказалась неприятной, потому что мужчине как раз нужно было оплатить кредит в другом банке.

— Чтобы не бегать и не искать отделения по городу, как правило, я закидываю на карту наличку и через ЕРИП оплачиваю кредит без всяких очередей.

Так вышло, что предпоследний день, когда еще возможно оплатить кредит без пени, совпадает с днем зарплаты Павла, с которой кредит и погашается. Каждый месяц выплата составляет примерно 520 рублей.

— Сумма немалая, а зарплата не резиновая. Я позвонил в банк с просьбой помочь. Специалист задавала вопросы: что, как, когда и в каком количестве было пополнено и тому подобные. Потом она заполнила заявление о разбирательстве и просила ожидать, мол, со мной свяжутся. А на мой вопрос, что что же делать, ведь деньги предназначались на кредит, больше их нет и как объяснить банку, что просрочка платежа связана с неполадками в технике другого банка (не так же взяли и поверили), был дан ответ, что она понимает мою ситуацию, но срок рассмотрения заявления — до 15 (!) дней.

А мне теперь кусай локти и соображай, как и где найти деньги, чтобы не попасть на проценты, которые весьма немалые, плюс рейтинг кредитополучателя явно снизится, а это повлечет за собой меньшее доверие от банков в будущем. Хорошо бы поднять эту тему, ведь случай явно не единичный, а для кого-то это может стать проблемой.

Павел говорит, что смог найти выход и оплатить кредит вовремя, но к срокам рассмотрения таких жалоб есть вопросы.

— Да, это, конечно, выход — попросить у другого банка не начислять проценты, но такая беготня сродни пыткам. Это и время, и нервы нужны железобетонные.

В итоге деньги вернулись на 13-й день, позже сообщил мужчина.

В банке подтвердили, что сейчас, если возникают спорные ситуации при пополнении карты наличными в банкоматах и инфокиосках с функцией cash-in, действует срок 15 дней. Заявление о случившемся можно оформить по телефону или в отделении банка.

— Рассмотрение заявлений клиентов по операциям, совершенным с использованием карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» в банкоматах (инфокиосках) банка, осуществляется банком в течение 15 рабочих дней с момента их оформления.

Сроки рассмотрения заявлений клиентов могут быть продлены в случаях, требующих привлечения сторонних организаций (ОАО «Банковский процессинговый центр», других банков, платежных систем, сервисных организаций и других).

Не заплатил по кредиту из-за сбоя — кто виноват?

Если из-за сбоя в банкомате не получается оплатить кредит, то клиент вполне может попросить отсрочку или рассрочку, объясняет юрист Юлия Емельянова.

Для этого нужно обратиться в банк, который выдал кредит, с соответствующим заявлением о невозможности вовремя внести платеж и просить отсрочку или рассрочку платежа по кредитному договору.

— Безусловно, в обоснование такой просьбы в банк необходимо предоставить документы, подтверждающие ухудшение финансового положения. В данной ситуации это может быть копия обращения в банк, через банкомат которого пытались зачислить наличные, скриншоты переписок с банком (при их наличии).

Вероятность, что просьбу удовлетворят, зависит, кроме прочего, от полноты предоставленной информации, принятия мер по устранению задолженности со стороны клиента: например, если есть возможность, допустимо внести пусть даже какую-то часть платежа, — говорит юрист.

В заявлении стоит указать конкретные причины, почему нет возможности вовремя оплатить кредит, а также назвать дату, когда клиент сможет исполнить свои обязательства по договору и перевести деньги.

Если в заявлении речь пойдет об отсрочке платежа по кредитному договору, то можно просить как об изменении срока внесения платежа в конкретном месяце, так и в целом на протяжении всего срока действия договора.

Если клиент просить предоставить рассрочку платежа, то предполагается уменьшение суммы ежемесячного платежа с переносом полного возврата кредита на более поздний срок.

— При выборе варианта устранения сложностей в оплате кредита стоит оценить свои реальные финансовые возможности и учесть особенности каждого из способов: при рассрочке меняются суммы платежей и сроков, при отсрочке переносится только срок платежа.

— Можно ли предъявить претензии банку, через инфраструктуру которого проводилась операция, но деньги не пришли на счет?

— Что касается взаимоотношений героя статьи с банком, через который он пытался зачислить наличные на карту, можно сделать вывод о том, что они подлежат регулированию в рамках закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда.

Для реализации защиты своих прав стоит учитывать имеющуюся доказательную базу, подтверждение размера убытков, наличие вины банка.

Как это работает на практике

Мы рассказывали о двух случаях, когда белорусы пополняли деньги через инфокиоски, но деньги не пришли на счет. В первом случае у мужчины появилась просрочка по кредиту 6 дней, но в банке, через инфокиоск которого проводилась операция, посчитали, что в этой ситуации у них нет дополнительных обязательств.

Во втором случае сроки возврата денег из-за сбоя инфокиоска составили 30 дней, и клиент тоже не мог оплатить кредит вовремя. Правда, банк пошел навстречу и не начислял пеню в том месяце.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by