13 мая 2025 в 8:00
Автор: Наталья Ражкова. Фото: Максим Малиновский, архив Onlíner

Почему кассы самообслуживания не так популярны, как обычные? Разбираемся с покупателями и магазинами

Автор: Наталья Ражкова. Фото: Максим Малиновский, архив Onlíner

В центре нашего внимания сегодня электронные кассы самообслуживания в супермаркетах. За последние несколько лет они появились чуть ли не в каждом крупном магазине, но обычные все равно популярнее и чаще собирают очереди. Разбираемся, что отталкивает покупателей и когда такие кассы смогут заменить всех продавцов. А заодно выясняем, почему совсем скоро, помимо штрихкодов, людям нужно будет «пикать» еще и QR-коды.

Для начала отправимся в поля, то есть в магазины — понаблюдать, как люди взаимодействуют с местным прогрессом. Вечер прошлой среды, пробки в центре города остались позади, мы добрались до «Короны», что в «Замке». Ожидание — очереди. А реальность в 17:40 выглядит как мечта закупающихся перед праздниками: работает 11 касс с кассирами, среди них много свободных.

Электронные кассы самообслуживания тут находятся справа и слева от обычных, причем есть такие, где можно сразу рассчитаться наличными.

На кассах самообслуживания несколько покупателей — они рассчитываются быстро, у всех в продуктовых корзинах минимализм. Людей с доверху загруженными тележками в магазине вообще не видно.

За 10 минут наблюдений за кассами самообслуживания у покупателей замечены такие трудности: не сразу прошла оплата (вероятно, не хватило денег на карте), а конфеты разных видов, сложенные в один пакет, захотели, чтобы их все-таки взвесили по отдельности, — женщине пришлось потратить дополнительное время, чтобы их переложить.

Ответ на вопрос, почему кассы с кассирами популярнее, дает Ольга (именно от такой кассы она уходит с большим пакетом покупок):

— Чаще выбираю обычные: просто привычно, всю жизнь ими пользовались.

от 3 лет, 17 предметов в наборе, звуковые эффекты/световые эффекты, пластик, белый/голубой/зеленый

А мы отправляемся в другой торговый центр неподалеку — Palazzo. Там в «Евроопте» в 18:30 совсем другая картина: касс со специалистами в целом меньше, работают три, а касс самообслуживания больше, к ним то и дело подходят люди с покупками.

Сюда подъезжают в том числе люди с большими тележками. Женщине даже не удается разминуться с двумя другими покупателями и приходится двигаться к выходу «в объезд».

Из замеченных сложностей: одной женщине не удается самой с первого раза взвесить помидоры, а у другой не получается «пропикать» лоточек с колбасками гриль — в итоге даже продавец не может ей помочь, и она уходит без покупки. Вероятно, кода товара не оказалось в базе.

Замечали, что в обычные кассы бывают долгие очереди, в то время как кассы самообслуживания стоят пустые? Эту тайну помог разгадать диалог, подслушанный в «Гиппо» на следующий день. В 10:45 там скопилась очередь из пенсионеров с объемными корзинками.

— У меня на карточке нет денег, — вздохнула женщина, вставая в обычную кассу.

— Если есть деньги, то там нетрудно, я разобрался, — кивнул ее сосед в сторону свободных, сияющих зелеными огоньками электронных касс.

Кстати, на них есть надпись «Наличный и безналичный расчет». Но она не сразу бросается в глаза, да и на самих кассах купюроприемников нет: чтобы обменять деньги на продукты, все равно понадобится помощь работника.

Чем кассы самообслуживания могут раздражать?

Мы попросили наших читателей рассказать, что именно не устраивает их в кассах самообслуживания. Публикуем некоторые мнения.

— Бесит маленькое пространство для купленных товаров: некуда класть, если их много. А еще невозможно «отменить» пробитый товар самостоятельно, нужно вызывать какого-нибудь сотрудника с карточкой. Поиск во внутреннем поисковике бывает медленный, и буквы расположены не по принципу ЙЦУКЕН (как на компьютерной клавиатуре. — Прим. Onlíner), а по АБВГД, — рассказал Филипп из Минска.

— Слишком много кнопок до того, как дадут оплатить картой: слайд про пакет, слайд про скидочную карту. Все это время терминал недоступен, нужно раза три на что-то нажать перед тем, как дадут наконец оплатить свою корзину. Еще раздражает, когда в момент сканирования товар добавляется дважды, — вспомнила Юлия.

— Раздражняе адсутнасць беларускай мовы. I што менеджэр доўга пацвярджае ўзрост, — отметил Михась.

Мария из Могилева назвала такой же «пунктик»:

— Мне не нравится ждать, пока разрешат купить алкоголь. А еще когда кто-то «недопикал» свои товары, бросил их и ушел, а касса не работает. И еще бесит, когда забываю название своей булочки и не могу ее найти.

— Однажды мне помогали искать конфеты четыре раза с разницей в пару дней на каждой из четырех касс в одном магазине. Логичнее было бы добавлять товар в каталог всех касс сразу, — вспомнила Евгения. — Чужие корзины и чеки на кассах — это классика. А еще я замечала, что люди через них заходят в магазин. Лично для меня это ничего, но вход и выход путать не надо.

Также мы попросили пользователей соцсети Threads поделиться мнениями, и вот некоторые из них:

Несмотря на то что поводы для недовольства могут быть разные, люди замечают общее удобство этого инструмента.

— Что бесит? Их маленькое количество, — с улыбкой сказала Карина из Витебска.

— Раздражает только отсутствие администратора-кассира. Все же бывают проблемы: не так вбил вес, не находит товар, товар 18+… А так это отличная замена обычных касс, — отметила еще одна Карина с ником k_borya30 в Threads.

— Я лучше отсканирую на кассе самообслуживания и сделаю это быстрее, чем буду стоять в очереди за людьми с полными тележками, — согласился Василий с ником vas91n в том же опросе в Threads.

А вы пользуетесь в магазинах кассами самообслуживания?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Что там с QR-кодами?

Теперь на некоторых товарах, помимо стандартного штрихкода, есть еще и QR-код. Такие замечены в «Евроопте» и «Санте», выглядят как небольшие квадратные наклейки, на бутылках воды обычно сверху.

В порядке эксперимента мы отнесли «Боржоми» на обычную кассу в одном из магазинов «Санта» — кассир пробил только штрихкод, QR-код в покупке не поучаствовал. Еще одну «Боржоми» с QR-кодом принесли на кассу самообслуживания в «Евроопте»: отсканировали только штрихкод — касса тоже отпустила нас с покупкой.

Но жалобы на неудобства при оплате из-за QR-кодов есть. О такой ситуации рассказал наш читатель:

— Был в магазине «Санта» и пытался пробить бутылку Coca-Cola на кассе самообслуживания. После успешного считывания штрихкода касса ругалась на «неверный вес». Тут уж подошел специалист и объяснил, что теперь товары с акцизами надо сканировать дважды: сначала штрихкод, а потом еще отдельно акциз. К примеру, на Coca-Cola акциз сверху на крышке. Возможно, это пока эксперимент, потому что он сказал, что это какое-то условие Министерства по налогам и сборам, которое вступит в силу 1 июля. И это был не сотрудник магазина — видимо, поставили кого-то обучать и предупреждать людей, чтобы кассиров не дергать. Когда я сказал, что это очень неудобно, он предложил лишь звонить в Министерство по налогам и сборам и еще куда-то, а они [магазин] здесь совсем ни при чем.

C ним солидарны два участника нашего опроса в Threads:

Эти QR-коды правильно называются DataMatrix-кодами. В них зашифрованы производитель, дата и место изготовления, срок годности, состав, код проверки подлинности. Такие коды — часть обязательной маркировки действующей в Беларуси системы «Электронный знак». Все это должно помочь сделать товарооборот более прозрачным на всех этапах, прослеживать путь товаров, бороться с подделками и защищать права потребителей.

С 1 июля 2025 года для ретейлеров вводится административная ответственность за несоблюдение требований маркировки. Много ответов на частые вопросы о продаже маркированных товаров опубликовано на сайте налоговой.

Закон требует обязательного сканирования DataMatrix-кода для таких категорий товаров, как молочные продукты, вода, пиво, табак, но этот перечень планируется расширять — в перспективе он должен охватить весь повседневный ассортимент.

На обычных кассах сканирование обоих кодов будет за продавцом, а на кассах самообслуживания, если система потребует, это придется делать покупателю. Наши источники в сфере торговли советуют попробовать такой хак: сканировать сначала код DataMatrix-код — тогда товар должен автоматически подтянуться в чек, и может не понадобиться «пикать» еще и штрихкод.

Придем ли мы к будущему без кассиров?

Ситуация, когда покупатели сами в какой-то степени выполняют роль кассира, подталкивает некоторых людей к злоупотреблению: например, попыткам пробить киви как картошку или стейк по цене хлеба (недавно мы писали, как на мужчину завели уголовное дело: он пробивал коньяк по цене картошки).

Наши источники рассказывают, что магазины могут наблюдать за процессом совершения покупки не только с помощью камер видеонаблюдения и встроенных в кассы весов, но и сами кассы могут «видеть», что пробивают люди, и сравнивать картинку с названием товара.

— К сожалению, бывает такое, что из-за спешки или невнимательности покупатель может случайно выбрать неверный код для товара или другой весовой товар. Однажды дорогой кофе хотели пробить как картофель. Наши системы видеомониторинга и сотрудники замечают это и аккуратно корректируют такие моменты, чтобы сохранить честные условия для всех покупателей, — рассказывают в пресс-службе сети магазинов «Санта».

На вопрос о самых популярных жалобах покупателей этот ретейлер приводит в пример ситуации, когда штрихкод смялся или случайно повредился и система не может распознать товар.

— Но чаще всего все более прозаично: покупатели торопятся, и система, не успевая корректно отсканировать штрихкод, останавливает работу. Наши сотрудники всегда рядом, чтобы оперативно помочь. Эти вопросы решаются буквально за минуту. К тому же мы постоянно модернизируем кассы, ориентируясь на обратную связь от покупателей. Для нас важно сделать процесс совершения покупки максимально удобным.

— В некоторых кассах можно расплатиться наличными, но такие встречаются не везде. Почему бы не установить их повсеместно? Может, они слишком дорогие для магазинов?

— Такие кассы требуют более сложной настройки и ресурсов, но мы постепенно внедряем в магазинах и их. В некоторых наших торговых объектах можно оформить покупку в зоне самообслуживания и получить предчек, а затем оплатить его наличными у старшего кассира, который находится на этой территории, — это удобно и может помочь тем, кто спешит.

В торговой сети «Санта» признают, что кассы самообслуживания изменили структуру работы, но мы вряд ли придем к будущему совсем без кассиров.

— Мы видим в кассах самообслуживания возможность для роста. Они помогают справляться с потоком покупателей, особенно в часы пик. Благодаря им наши сотрудники могут уделять больше времени работе в торговом зале или переходить работать на новые сервисы. Так команда развивает свои навыки и может больше общаться с покупателями. Но кассиры все равно останутся. Для многих покупателей важно живое общение, особенно когда нужна помощь. Сотрудники всегда будут играть ключевую роль: они поддерживают, решают нестандартные вопросы и следят за тем, чтобы каждый покупатель чувствовал себя комфортно. Поэтому мы стремимся сохранять баланс между технологиями и человеческим подходом.

смартфон, Android, экран 6.67" AMOLED (1220x2712) 144 Гц, Mediatek Dimensity 8300 Ultra, ОЗУ 12 ГБ, память 256 ГБ, камера 50 Мп, аккумулятор 5000 мАч, моноблок, влагозащита IP68
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.1" OLED (1179x2556) 60 Гц, Apple A18, ОЗУ 8 ГБ, память 128 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3561 мАч, моноблок, влагозащита IP68

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by