13 695
17 июня 2025 в 8:00
Автор: Артем Беговский. Фото: Максим Малиновский, архив Александра Ружечки

Мясо и мука вместо зарплаты, бандиты и 12 лет без отпуска. Как строили бизнес в 90-х

Автор: Артем Беговский. Фото: Максим Малиновский, архив Александра Ружечки

Если вы все еще представляете офис стартапа как стеклянный опен-спейс с кофемашиной и графиком «по-гибкому», добро пожаловать в прошлое на 30 лет назад. Мы решили посмотреть, как менялся частный бизнес с середины девяностых до наших дней — через личные истории предпринимателей. В первом выпуске — история Андрея, который в девяностые ушел из военно-морского флота и открыл собственное дело. Компьютеры, пейджеры, мясо вместо денег и дерзкие бандиты — вспоминаем, как тогда строился бизнес.

Мы в Бобруйске — приехали сюда ради ностальгии по факсам и пейджерам. Сегодня расскажем, насколько тяжело было вести свое дело в девяностых, когда налоговая еще только училась считать, а вся бухгалтерия велась в больших тетрадях, и насколько проще (или наоборот) стало сейчас. Для этого мы пообщались с владельцем консалтинговой компании «Интеллект Консалтинг» Андреем Прокопчиком. Предприниматель лично прошел этот долгий путь и делится своими наблюдениями.

Начнем с того, почему вообще 32-летний (на то время) парень решил заняться бизнесом.

— Я никогда не собирался делать бизнес для того, чтобы зарабатывать деньги, воспринимал это скорее как миссию. Я только-только уволился с военно-морского флота — офицером служил. Искать работу в военной сфере было уже бессмысленно, все разваливалось. Вернулся в Бобруйск, и знакомый предложил мне создать фирму при частном вузе. Суть была в том, чтобы через эту компанию отправлять студентов на практику на реальные предприятия и в другие организации города. Там я обучал молодежь маркетингу, консалтингу, автоматизации и заключал договоры с заводами.

Почему автоматизация? Мы еще на флоте работали с компьютерами. Это был какой-то моноблок. Модели не помню, но там все равно были клавиатура, экран, операционная система. Думаю, без этого опыта я бы ничего не начал. И тогда я понимал, что за всей этой техникой будущее и с ее помощью бизнес может значительно упростить себе жизнь.

— Просто его не взяли в похожую компанию, вот он и создал свою, — дополняет ответ Андрея жена Елена. Она работает на фирме почти с самых первых дней главным бухгалтером. По словам Андрея, жена пришла на работу не по зову сердца, а скорее по зову мужа.

— Она только родила сына, сидела дома в декрете. Но бизнес же — это дело семейное. Я ей говорю: «Лена, надо, помогай, бухгалтер нужен». По образованию она бухгалтером и была, но компьютер — это же было вообще что-то новое, — вспоминает Андрей.

Началось все с того, что Андрей принес домой компьютер, посадил за него Елену и сказал, что теперь бухгалтерию нужно вести в нем. Времени на раскачку не было, да и другого специалиста было не найти. В итоге декрет превратился в ускоренные курсы по пользованию ПК.

— Я плакала, честно. Сидела и просто ревела, потому что ничего не понимала. Там мышка эта, какие-то таблицы, вот Escape, вот Enter, все непонятно. Но потихоньку втянулась и сейчас очень благодарна мужу за то, что научил меня пользоваться компьютером. Не многие из моих ровесников способны хотя бы включить его, не то что им пользоваться, — говорит Елена.

— Не страшно было сразу в бизнес лезть? В СССР же этому не учили.

— После развала Союза все захотели быть хозяевами — неважно чего, хоть чего-то. Главное, чтобы свое. Кто-то открывал торговую фирму, кто-то — ИП, кто-то на рынок шел с китайскими кроссовками. Мотивация у людей была простая: работать на себя, все хотели самостоятельности. Тогда ведь никто не умел быть предпринимателем, мы этому учились с нуля. И если бы я хотел просто заработать, пошел бы торговать. Но мы хотели помочь предприятиям автоматизироваться. Это даже бизнесом было сложно назвать.

«В исполкоме на нас смотрели как на марсиан»

Регистрировать закрытое акционерное общество (ЗАО) в середине девяностых было не просто сложно — это казалось чем-то из разряда фантастики. По словам Андрея, тогда только началась процедура перевода госпредприятий в открытые акционерные общества, и обычные физлица, решившие создать свое ЗАО, выглядели в исполкоме почти как марсиане.

— Каждую строку устава читали под лупой, проверяли все очень дотошно. Кроме госрегистрации, нужно было еще оформить выпуск акций, утвердить уставной фонд, пройти регистрацию ценных бумаг. Делом занимался отдельный орган (еще не было Минфина), и эта отняло кучу времени и нервов. Все приходилось обходить ногами и стоять в очередях. Сейчас же документы можно подать в электронном виде, процесс сильно упростился.

«С тобой могли расплатиться мясом или мукой»

— Что больше всего отличало девяностые от нашего времени в разрезе бизнеса?

— Самое яркое отличие — что денег тогда просто не было — ни у кого. Работали предприятия, у которых на счетах пусто, но склады чем-то забиты. Вместо денег с тобой рассчитывались мясом, мебелью, мукой и даже обувью. Часто расчет с клиентом выглядел так: ты ему поставляешь услугу, а он тебе — 10 тонн муки или колбасу. И все это потом нужно было где-то сбывать. У нас даже человек отдельный был, который искал, куда это добро деть.

Даже банки не отставали от моды натурального обмена.

— Помню, банк вернул нам деньги обувью. Приезжает грузовик, разгружаем коробки с туфлями и ботинками. Ну что, пришлось срочно искать магазины, которые могли это забрать. Вот так и работали.

В девяностые отправка платежа — это не «два клика в приложении», а целый день работы. По словам Андрея и Елены, каждая операция требовала личного присутствия в банке.

— Мы печатали платежки на печатной машинке, вручную. Потом нужно было ехать в банк, там узкий коридорчик и длинная очередь. Люди стояли часами. Один человек с пачкой бумажек мог занимать окошко минут по двадцать, — вспоминает Елена.

Чтобы просто выдать зарплату сотрудникам, надо было заранее заказать наличные, дождаться нужной даты, отстоять все ту же очередь и потом внести деньги в кассу, и все это в строго определенные дни и часы.

— Не уложишься — все, зарплата задерживается. Вашему поколению даже сложно представить, насколько это было хлопотно. Сейчас кнопку нажал — и деньги ушли. По сути, весь документооборот был бумажным — ни тебе интернет-банка, ни обмена электронными счетами, ни автоплатежей.

О клиентах

Компания Андрея работала с предприятиями, на которых автоматизация воспринималась как страшный сон. Главными контактными лицами были, как правило, главные бухгалтеры и директора — люди, отдавшие работе по 15—20 лет и привыкшие ко всему бумажному и ручному.

— Мы приходили на завод, рассказывали про пользу софта, устанавливали демоверсии программ, показывали, как работает электронный документооборот, а в ответ — молчание или испуг. Главный бухгалтер боится, что его уволят, директор сомневается, что программа справится. Сделки могли тянуться месяцами только из-за страха перемен. Иногда приходилось объяснять буквально на пальцах, что автоматизация не отнимет работу бухгалтеров, а только упростит ее.

На одном предприятии бухгалтер приходил на работу к четырем утра, чтобы вручную выписать документы. И когда им предлагали решение, они все равно сопротивлялись, им было проще встать посреди ночи, чем обучиться чему-то новому. Решающим фактором почти всегда становилась личная воля директора. Если он был прогрессивным и настаивал на оптимизации, дело сдвигалось с мертвой точки.

О конкуренции

Конкуренция в девяностых, вспоминает Андрей, была, но выглядела она совсем иначе, чем сегодня. Компаний, которые занимались автоматизацией, поначалу почти не было, особенно в регионах. Большинство бизнесов того времени зарабатывали на торговле, а не на разработке или консалтинге. Поэтому настоящими конкурентами становились либо уже «свои» айтишники на заводах, либо такие же первопроходцы.

— Мы понимали, что идти, например, на «Белшину» или в РТИ смысла нет: у них были свои отделы автоматизации, целые команды программистов. Они сидят, на FoxPro что-то пишут, базы данных клепают. Мы шли туда, где вообще ничего не было: ни компьютеров, ни понимания, зачем они нужны.

При этом рынок быстро рос, и в какой-то момент каждый клиент стал на вес золота. Но я не помню, чтобы мы дрались за клиентов, работы всем хватало.

Про бандитов

Супруги вспоминают, что угроз в их адрес напрямую не поступало. Но в городе такие случаи были.

— Еще до открытия фирмы я работала на другом предприятии, и к нам реально пришли бандиты. Сели перед директором и заявили: вы должны нам платить. А за что платить? Ну как за что — за охрану от других, мол, бандитов. Сотрудники даже с ними на разборки ходили. Наш бизнес они не трогали, мы занимались не торговлей, а автоматизацией — тут особо не наживешься, никому мы не были интересны, — вспоминает Елена.

По ее же словам, после 1996 года стало гораздо спокойнее.

— У нас такого беспредела, как в России, не было: власти быстро навели порядок, и все эти бандиты просто исчезли.

О найме сотрудников

— С кадрами тогда было непросто — в буквальном смысле. Объявлений, резюме, сайтов с вакансиями, как сейчас, тогда не существовало. Все решалось через знакомых, сарафанное радио и личные связи. Кто-то приходил по рекомендации, кто-то — прямо с улицы.

Андрей рассказывает, что в основном сотрудников находили «по старинке».

— Знакомые знакомых. Кто-то оканчивал вуз, кто-то раньше работал на заводе. Приводили — смотрели, учились вместе. Главное — желание, потому что навыков тогда не было ни у кого. Тогдашняя молодежь была голодной до знаний, умела копаться, хотела разобраться. У нас не было YouTube, где можно всему обучиться. Если ты чего-то не знал, то спрашивал у тех, кто знал, читал книги в библиотеке, пробовал сделать что-то самостоятельно.

Андрей с коллегами, 2000 год

О зарплатах и отпусках

Предприниматели говорят, что, несмотря на сложности, денег на базовые нужды им хватало. Работа была круглосуточной — в буквальном смысле.

— Вначале получали по остаточному принципу: если что-то оставалось после всех расчетов, то себе и начисляли. Получали, бывало, и 100 тыс. рублей — в старых, конечно, деньгах. Много это было или мало, сказать сложно. Помню, что на $100 можно было месяц кормить семью из четырех человек, но вот только эти $100 едва ли можно было заработать.

Выбор покупателей
офисный, 3 класс стойкости, ключевой, электронный, биометрический, взломостойкий, огнестойкий замок, 400×300×400 мм, 17 кг
Выбор покупателей
сейф-книга, ключевой, 115×55×180 мм

По словам Елены, о каком-либо work-life balance тогда речи не шло.

— Мы работали без выходных. Первый настоящий отпуск случился лишь через 12 лет после основания фирмы. И то уезжали с опаской, потому что мобильных телефонов у людей еще не было, а вся работа и клиенты были на тебе завязаны, — вспоминает главбух.

Самым прибыльным временем супруги называют конец нулевых — примерно с 2007 по 2013 год. Бизнес шел в гору, автоматизация стала необходимостью, клиенты уже обращались сами.

— Тогда мы наконец-то смогли позволить себе съездить на море. Сотрудники получали нормальные деньги. Никаких бартеров, фур с обувью, все было стабильно. Потом времена снова начали меняться: пришли кризисы, конкуренция усилилась. За 30 лет в бизнесе мы не заработали каких-то золотых гор, только что квартиры купили детям, и то в кредит.

Связь

В девяностые организовать рабочую коммуникацию было отдельным квестом. Времени это отнимало много, а удобством и не пахло. Но есть и плюсы: бесконечных планерок в Zoom тогда не было.

— Сейчас у нас все в телефоне: мессенджеры, калькулятор, почта, календарь — написал, получил, переслал, — перечисляет Андрей. — А тогда признаком делового человека был пейджер. Представьте: чтобы связаться с человеком, нужно было набрать на стационарном телефоне службу, надиктовать сообщение, а потом ждать, пока ему это «пищалкой» передадут.

Отправлять счета и договоры через факс тоже было нормой.

— Устройства эти громоздкие, бумага тратится пачками, но это хотя бы было быстрее, чем ехать с документами самому. Сами заявки и документы оформлялись в офисе, печатались на машинке или примитивных принтерах, потом в конверт — и на почту. Причем если не так оформил, то возвращайся и переделывай. Сейчас открыл имейл, скинул договор — все, — рассказывает Елена.

Бизнес, начавшийся скорее как эксперимент, со временем стал семейным: теперь вместе с Андреем и Еленой работают и их дети — Валерия и Глеб. У каждого своя роль, есть свои сложности, но компанию по-прежнему держат в крепких семейных руках. Не так много фирм, начавших путь в девяностых, дожили до наших дней, но «Интеллект Консалтинг» в их числе.

Если вы тоже открывали бизнес в девяностых — держали ларек, запускали цех, торговали с багажника или создавали бухгалтерские программы на первых «пентиумах», — расскажите нам свою историю.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
смартфон, Android, экран 6.67" AMOLED (1080x2400) 120 Гц, Mediatek Helio G99-Ultra, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, поддержка карт памяти, камера 108 Мп, аккумулятор 5500 мАч, 2 SIM (nano-SIM), моноблок, влагозащита IP54
Onlíner рекомендует
смартфон, Apple iOS, экран 6.3" OLED (1206x2622) 120 Гц, Apple A18 Pro, ОЗУ 8 ГБ, память 256 ГБ, камера 48 Мп, аккумулятор 3582 мАч, 1 SIM (eSIM/nano-SIM), моноблок, влагозащита IP68

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by