В честь дня рождения Марка Шагала мы решили вспомнить его самые дорогие картины, которые когда-либо уходили с молотка. Эти работы разлетелись по частным коллекциям и музеям по всему миру и сегодня считаются одними из самых желанных и дорогих произведений искусства. Рассказываем, сколько заплатили за каждый шедевр нашего земляка и где в Беларуси можно увидеть его оставшиеся работы.
Эта статья уже выходила на Onlíner — теперь мы обновили ее с учетом новых данных. Рейтинг самых дорогих картин Марка Шагала стал еще точнее и актуальнее.
Картину «Les Amoureux» («Влюбленные») Шагал написал в 1928 году во Франции. В это время он уже обосновался в Париже после возвращения из СССР. Работа олицетворяет любовь всей его жизни — Беллу Розенфельд, его первую жену и музу. На картине изображена пара: мужчина, похожий на самого Шагала, и женщина с темными волосами — Белла. Они стоят на фоне пейзажа, наполненного нежными пастельными тонами. Образ Беллы часто встречается в его творчестве как символ безусловной любви, духовной связи и светлой памяти.
Картина пронизана мечтательностью и поэтичностью, характерными для всего наследия художника. В ней выражается то чувство парения, которое Шагал часто описывал словами: «Когда я люблю — я летаю».
«Les Amoureux» продали на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 14 ноября 2017 года за рекордные для художника $28,5 млн. Эта сумма остается самой высокой ценой, когда-либо уплаченной за произведение Шагала. На сегодняшний день картина находится в частной коллекции и не экспонируется публично.
«Le Grand Cirque» («Большой цирк») Марк Шагал написал в 1956 году. Цирковые мотивы появляются в его творчестве еще с 1920-х годов, но именно в 1950-е эта тема заняла особое место. Шагал был очарован цирком, видел в нем символ радости, фантазии и в то же время — скрытой грусти.
В «Большом цирке» изображены акробаты, клоуны, музыканты и летающие фигуры, характерные для всего стиля Шагала. Композиция построена динамично и ритмично, как настоящий цирковой номер: персонажи парят в воздухе в ярких костюмах и выразительных позах.
Сам Шагал говорил, что цирк для него был «миром, где актеры, как и художники, должны уметь перевоплощаться и играть на грани реального и фантастического».
В 2017 году «Le Grand Cirque» была продана на аукционе Sotheby’s за $16 миллионов, превысив предварительную оценку в $10—15 миллионов. После продажи картина перешла в частную коллекцию и в настоящее время не экспонируется публично.
Картина «Sur la ville» («Над городом») 1924 года — это авторское повторение более раннего шедевра Марка Шагала, написанного в Витебске в 1918 году. В 1920-е годы, уже живя в Париже, Шагал нередко возвращался к своим любимым мотивам: парящим влюбленным, витебским крышам и образу Беллы. Эта парижская версия была создана через несколько лет после его эмиграции, когда художник вновь начал активно выставляться в Европе и США.
Повторение не является «копией» в классическом понимании — если работа выполнена самим автором, она считается полноценным оригиналом. В данном случае Шагал немного изменил композицию, цветовую гамму и убрал некоторые детали, например фигуру человека, справляющего нужду, которая есть в витебской версии. Эти изменения делали парижский вариант более «интерьерным» и подходящим для частных коллекций.
Эта версия картины была продана на вечернем аукционе современного искусства Sotheby's в Нью-Йорке осенью 2023 года за $15 616 200. Личность нового владельца картины не раскрывается по правилам аукционного дома.
Что касается оригинальной витебской версии «Над городом» (1918), она находится в Новой Третьяковке в Москве и считается одной из самых дорогих работ художника (оценена экспертами более чем в $160 млн).
Нажмите на баннер, чтобы прочесть статью о самой известной картине Марка Шагала
Картина «L’Anniversaire» («Юбилей») написана в 1923 году во время жизни Шагала в Париже. Сюжет картины очень личный и автобиографичный. Художник изобразил себя и свою жену Беллу в день ее дня рождения. По преданию, в тот день Шагал вернулся домой с букетом цветов и, охваченный любовью и счастьем, «взлетел» к Белле, чтобы поцеловать ее.
Картину продали на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке 17 мая 1990 года за $14,85 млн. «Юбилей» долгие годы оставался самой дорогой работой Шагала до аукциона в 2017 году. После продажи картина оказалась в частной коллекции и с тех пор редко выставляется публично.
Есть такая же версия «Юбилея» в коллекции музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке под названием «День Рождения», но это не тот же холст, который был продан на аукционе. В MoMA хранится более ранняя версия, написанная в 1915 году.
Это один из самых символичных и загадочных шедевров Шагала. Картина «Les Trois Cierges» («Три свечи») была написана в 1939 году, накануне Второй мировой войны.
В центре композиции — молодая пара, символизирующая любовь и духовное единение, как и во многих работах Шагала. Над ними возвышаются три горящие свечи, которые интерпретируют как символ памяти, веры и надежды. Часто эту работу называют одним из самых поэтичных выражений еврейской темы в творчестве художника.
Пейзаж на заднем плане напоминает родной Витебск с узнаваемыми крышами и храмами, а также содержит элементы фантазии: парящие фигуры, летающие животные, цветы. Картина появилась в трудный для Шагала период: он чувствовал надвигающуюся угрозу войны и эмиграции, поэтому образ свечей также ассоциируется с хрупкостью человеческой судьбы.
Картина ушла с молотка на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 15 мая 2017 года за $14 583 500 и попала в частную коллекцию. Увидеть оригинал в музее невозможно.
«Les Trois Acrobates» («Три акробата») написана в 1926 году. На полотне изображены три акробата в красочных костюмах, расположенные на фоне насыщенного синего пространства. Центральная фигура выделяется своей позой и яркими ромбовидными узорами — отсылка к традиционным костюмам клоунов и арлекинов. Фигуры как будто парят, создавая ощущение легкости и сказочности, что характерно для работ Шагала.
В 2013 году картину продали за $13 миллионов, после чего она перешла в частную коллекцию. Увидеть в музее ее нельзя. Тем не менее литографические версии «Трех акробатов», созданные Шагалом в 1956 году, висят в различных музеях и галереях, включая музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Во время эмиграции в США Шагал продолжал активно развивать тему цирка и артистов, которая стала одной из самых символичных в его творчестве. Картину «Le Jongleur» («Жонглер») он написал в 1943 году.
На полотне изображен жонглер в ярком костюме, стоящий на одной ноге, будто парящий. Вокруг него располагаются образы животных, музыкантов, цветов и акробатов — все эти мотивы Шагал многократно использовал как символы радости, свободы и мечты. Композиция создает ощущение танца и волшебства, а мягкие переливы цвета подчеркивают атмосферу ирреальности.
Работа художника ушла с молотка на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 1 марта 2022 года за $11,8 млн. После продажи «Жонглер» находится в частной коллекции.
В музее Марка Шагала в Ницце (Musée National Marc Chagall) можно увидеть другие цирковые композиции, но именно эта работа там не представлена.
Картину «La belle rousse ou Les cheveux rouges» («Рыжеволосая красавица» или «Красные волосы») Шагал написал в 1949 году. На полотне изображена молодая женщина с яркими красными волосами, ее образ окружен элементами, характерными для поэтики художника: цветы, фантастические животные, деревенские домики и храмы. Некоторые исследователи считают, что образ мог быть вдохновлен Беллой, женой Шагала, хотя портретное сходство не подчеркивается буквально. Красные волосы здесь символизируют страсть, жизненную энергию и привлекательность.
«La Belle Rousse» продали на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 13 мая 2019 года за $8 млн. Сейчас эта картина также находится в частной коллекции.
Картина «Le Paysan» («Крестьянин») написана в 1966 году, в зрелый парижский период творчества художника. Образ крестьянина (или деревенского человека) занимает важное место в искусстве Шагала, ведь он всю жизнь оставался глубоко связан с воспоминаниями о Витебске, о деревенской жизни и традициях еврейского местечка.
На картине изображен крестьянин с крупными, мягкими чертами лица с раздвоенным выражением, что символизирует внутренний мир и многослойность человеческой души. Вокруг фигуры можно увидеть животных, птиц, цветы, деревенские домики и другие знаковые мотивы, характерные для Шагала.
Эту картину продали на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 14 мая 2019 года за $7,6 млн. Она также находится в частной коллекции.
Картина «Le Père» («Отец») написана Марком Шагалом в 1911 году, вскоре после его переезда в Париж из Витебска. На полотне изображен отец художника, Захар Шагал. В отличие от многих других своих более фантастических и парящих композиций, здесь художник использует более строгую, монументальную композицию и мягкие, сдержанные цвета. Лицо отца написано с большой любовью и уважением: оно кажется серьезным, даже строгим, но в то же время глубоким и человечным.
Эта картина — дань благодарности художника своему отцу и всей его семье. Она показывает корни Шагала, его еврейское происхождение и глубокую связь с родным домом. Эта работа считается одной из самых личных и психологически насыщенных в его творчестве.
«Отец» продан на аукционе Phillips в Нью-Йорке 15 ноября 2022 года за $7,4 млн. После продажи работа перешла в частную коллекцию и в настоящее время не выставляется публично.
Практически все главные картины Шагала находятся за рубежом: в музеях Франции, России, США, а также в частных коллекциях. В Беларуси сохранились только оригинальные графические работы художника — литографии, офорты, иллюстрации, которые можно увидеть в Витебске.
Главное место, где сегодня можно познакомиться с наследием Шагала, — это дом-музей Марка Шагала в Витебске. В нем собраны личные вещи семьи, письма, документы, фотографии и отдельные оригинальные графические листы. Этот музей находится в доме, где жила семья Шагала и где он провел юность. Атмосфера дома передает дух того времени и жизни художника.
Также в Витебске работает арт-центр Марка Шагала, где проходят выставки, посвященные его творчеству. В постоянной экспозиции представлены оригинальные графические работы: литографии и офорты, созданные во Франции, в том числе иллюстрации к Библии, «Мертвым душам» Гоголя и другие серии. Эти работы часто меняются, так как центр сотрудничает с зарубежными фондами и частными коллекциями, которые передают их на временные выставки.
Самая значительная коллекция живописных работ Марка Шагала в Беларуси сегодня хранится в Минске, в галерее «Арт-Беларусь» (Дворец искусств, ул. Козлова, 3), где можно увидеть шесть оригинальных произведений художника: раннюю картину «Лунатик», созданную в парижском «Улье», зрелые полотна «Часы на пылающем небе», «Влюбленные» и «Зеленый пейзаж», а также две литографии — «Акробатка на лошади» и автопортрет.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by