Цветами на дачном участке не удивить, но этот — особенный: тут выращивание георгинов и бархатцев поставлено на профессиональные рельсы, а результат труда потом можно увидеть в дорогих букетах из флористических магазинов. Сколько стоит куст пионов, почему поле подсолнухов — это на самом деле три поля и как на цветах можно зарабатывать — говорим об этом с семьей фермеров.
Знакомьтесь: это сестры Анна и Полина и их отец Владимир. Мы встречаемся на даче в 6 километрах от Минска — это участок от родственников, который со временем «перепрофилировали» под ферму. Начинали с 10 соток целины: землю не возделывали 17 лет, нужно было убирать старый сад и выкорчевывать пни больших деревьев. Сейчас растения занимают площадь в три раза больше.
Работы хватает всем, а делится она так: сбор заказов и логистика — на Полине, строительные и технические работы, удобрения — на Владимире, идеи, маркетинг и клиенты — на Анне. Для старшей сестры это основное занятие, Полина занимается также грумингом и дрессировкой собак, Владимир на пенсии.
Анна рассказывает, что цветами занималась вся семья и по маминой, и по папиной линии — тогда растили в основном посадочный материал в горшках, который используется для ландшафтного дизайна. Когда-то на Комаровке торговала прабабушка Анны, потом бабушка и мама, а несколько лет назад — и наша собеседница. В юности она была уверена, что взрослая жизнь будет далека от прополок и сбора урожая: отучилась на маркетолога и лет восемь работала в этой сфере. Но потом устала от офиса и стала помогать маме составлять букеты на Комаровку. Когда мама заболела, нужно было перенять умения, чтобы они не потерялись, — так династия и продолжается. Теперь, правда, основной профиль семьи фермеров — срезанные цветы для букетов и декора.
— Наш подход сейчас кардинально отличается от того, что было раньше. Тогда на рынке продавали маленькие букетики-охапочки, выращенные из магазинных семян, это был любительский уровень, мы же выводим все это на более глобальный и профессиональный. Перенимаем опыт российских фермеров, смотрим, как цветы выращивают в Голландии, применяем новые технологии. Но все равно стараемся подходить к работе с душой: это дело красивое, но неимоверно сложное физически. И очень рискованное.
Сейчас наш пятый сезон, а первый и второй были сложные, у нас толком не было опыта и информации. Мы просто шли в магазин и покупали какие-то сорта георгинов. Я хорошо помню, что первые сорта Eveline и Petra’s Wedding казались нереальными, а сейчас мы уже убрали их из ассортимента, заменили более продуктивными сортами. Во многом это потому, что к третьему сезону я «созрела» вкладывать деньги в свое обучение.
Последний пройденный Анной курс был российский, стоил примерно 900 белорусских рублей. Она рассказывает, что еще очень развит сегмент цветочного фермерства в США, и там тоже много инфопродуктов. В их случае покупка обучения и платных консультаций помогла двигаться вперед.
— Я помню, как плакала над львиным зевом и не понимала, почему у всех он метровый, а у нас малюсенький и вешает нос. Оказалось, не те сорта, не те семена, неподходящая технология. Это сейчас мы уже знаем, какой сажать, как черенковать и подкармливать — опыт нарабатывается с годами. Но любой инфопродукт все равно надо трансформировать под себя: земля, климат и рынок у каждого свои. И когда ты от кривого непонятного цветка добиваешься результата, который готовы покупать магазины, — это здорово.
Сейчас около половины площади занимают георгины — например, в одной из теплиц около 800 саженцев.
— Это самый востребованный цветок, особенно для магазинов. Из Голландии он практически не привозится из-за сложности транспортировки. Так что в этом сегменте монополия за фермерами. Следующие по популярности у нас декоративные подсолнухи, львиный зев, зелень. Мы выращиваем сетарию, паникум, моллюцеллу, разные амаранты. Осваиваем эустому, ранункулюсы, матрикарию.
Около 10—20% площадей каждый год собеседники отводят под эксперименты с новыми растениями. Не закупают сразу большие партии, сначала тестируют маленькие объемы. Если эксперимент успешен, то начинают выращивать массово. Например, в этом году экспериментировали с альстромерией, астильбой и синеголовником.
В последнее время они больше развивают направление многолетних культур: в этом году ассортимент пополнился эхинацеей, гипсофилой и новой зеленью — пузыреплодником. С многолетними культурами проще, они дают цветы бесконечно. Правда, растения надо обновлять: раз в четыре-пять лет выкопать куст и поделить на маленькие кустики.
Кстати, продажа посадочного материала — это еще одна возможность для заработка. Цветочный бизнес — сезонный, и одна из сложностей в том, что за три месяца надо заработать денег на весь год. Наши герои придумали, как с этим справиться.
— Не очень хорошо получать прибыль три месяца из двенадцати. Мы нарисовали себе год и стали думать, что можем делать еще. Февраль и март заполнили тем, что выгоняем в квартире тюльпаны к 8 Марта. В апреле решили продавать посадочный георгин — это тоже востребовано. Май — время нарциссов и других луковичных. С ноября по январь отдыхаем, но отдых — это найти семена, нарисовать грядки, спланировать закупку на следующий сезон.
На вопрос о том, на что есть спрос у белорусов, Анна с ходу отвечает: пионы. Они интересуют покупателей 365 дней в году, а выращивать их дорого и сложно. Поле пионов на участке есть уже три года, и в нынешнем оно принесло первый урожай.
— Это качественные, хорошие пионы. Не такие, как все привыкли, бабушкино-розовые, а сортовые, как в цветочных магазинах. И в магазинах тоже где-то были наши пионы.
— Признавайтесь: сколько заработали на пионном поле?
— Пока что немного. Вход на рынок пионов сложный. Однолетник собираешь в тот же год, а тут результат ждать три года. Есть риски: пионы часто приходят из Голландии пересортом, бывают с болезнями. Пересорт — это когда ты заказал белый, к тебе пришел ящик с подписью «Белый», а через три года, когда он зацветет, узнаешь, что он красный.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Нужно закупить кусты, укрыть поле агротканью, пропалывать минимум три раза в сезон, удобрять, подкармливать, обрабатывать от болезней. В этом году у нас был первый срез — порядка 500 штук. Продавали по 8 рублей, минус налоги и все остальное — вот и заработок. В среднем один саженец стоит €15. Если посчитать вложения, выходит около €7 тыс. Пока не окупилось. Но кусты пиона с каждым годом становятся шире и дают больше срезки, в следующем году планируем снять 1000 штук. А потом их можно выкопать, поделить и продать посадочный материал. На него есть спрос — ты сразу видишь, какими будут цветы.
Пионы по €15 не самые дорогие в хозяйстве фермеров, есть еще 15 кустов по €150. Но продать по 80 рублей за штуку эти цветы не получится: на вид их отличит разве что знаток. Выгода от них в другом: через несколько лет кусты можно будет поделить и продать ценителям. А пока что они просто радуют глаз.
По словам Анны, эти цветы стоят 10—14 дней. Стойкость зависит от стадии роспуска и погоды: неполностью раскрытые бутоны продержатся дольше, в прохладную погоду букет хранится лучше, чем в жару.
Лайфхак: цветы можно на ночь ставить в холодильник или на прохладный балкон — букет проживет дольше.
Мы отправляемся на экскурсию по полю, с нами радостно бегут собаки. «Минус два куста», — спокойно улыбаясь, замечает Анна. Некоторый ущерб изначально закладывается в план посадки, да и питомцы не так разрушительны, как погода. Этот сезон не задался у многих фермеров: июнь был дождливым и помешал расти урожаю. Мы как раз проходим грядки, где саженцы так и не повзрослели.
Вдоль цветов по земле тянутся шланги автоматического полива — собеседница вспоминает историю неожиданного провала. В самом начале семья решила основательно вложиться в эту часть ухода, купили самые дорогие и качественные шланги в надежде, что это инвестиция на несколько лет. На зиму их свернули, а весной достали из сарая неожиданные расходы: шланги местами потрескались от холода, где-то появились заломы, местами автополив съели мыши. Тогда решили использовать подешевле, как расходник на сезон — это 450 рублей каждый год.
Замечаем маленькие кусты малины — и это не попытка заодно вырастить еще и урожай ягод. По словам Анны, сейчас это очень востребованный и трендовый ингредиент букетов.
— Почему сейчас продают букеты, которые выглядят как несколько полевых веток, а стоят 200—300 рублей?
— Надо понимать, что вырастить качественные ветки малины, которые будут хорошо выглядеть и не будут повреждены вредителями, — это тоже усилия. Магазины тоже должны заработать на том, что купили у нас, они добавляют какой-то процент к цене сырья. Еще какие-то веяния диктует мода. Я очень рада, что наш участок возле Минска. В регионах фермерам сложнее: в каждом втором огороде растет что-то похожее. Там люди хотят роз, больше экзотики. А в Минске, наоборот, не хватает этой полевой темы и душевности.
Идем дальше и подмечаем несколько садоводческих фишек. Во-первых, на участке расстелена агроткань — это способ экономить время и силы на прополке и сохранять качество почвы. Продается метражом, цена зависит от ширины рулона — например, метровая идет по 180 рублей за рулон в 100 метров. Анна кивает на тропинку — ее закрывает кусок стоимостью примерно 285 рублей. На грядках тоже агроткань, в ней сделаны «окна» под каждый цветок. Кстати, их выжигают горелкой по несколько штук за раз, принцип — как при вырезании снежинки. Но такая покупка не избавляет от прополки насовсем: в «окнах» то и дело появляются сорняки.
Во-вторых, над растениями натянута сетка — она помогает цветкам расти вверх и сохранять ровный, нужный для букета стебель.
В-третьих, поле подсолнухов, по сути, делится на три посаженных в разное время: отцветает первое, начинает цвести второе, потом включается третье. Это нужно для того, чтобы обеспечивать стабильность поставок товара в цветочные магазины. Да и тысячу подсолнухов нерационально сажать одновременно: их будет сложнее сбыть.
— Фермер не может сказать клиенту: «Сейчас не нацвело, подождите пять дней». Это, наверное, самая большая сложность у нас в сравнении с Голландией. Там более стабильные поставки, потому что все привязано к электричеству и отоплению — вот и получается, что товар постоянно есть. Если мы будем стабильно давать хорошие объемы продукции с точными позициями, то мы какой-то промежуток времени будем конкурентоспособны.
По словам Анны, назвать какую-то минимальную сумму, с которой можно смело становиться фермером и растить цветы на продажу, сложно: многое зависит от исходного состояния участка и его удаленности от крупного города (чем дальше, тем дороже логистика строительных работ). Обязательно нужна скважина — тут цены зависят от глубины бурения.
Теплица, в которой растут георгины, укрыта пленкой — на это ушло около 1500 рублей, парника должно хватить на несколько сезонов. По словам Владимира, такой же из поликарбоната обошелся бы уже в 5000 рублей. Следующая статья расходов — удобрения и химия для обработки растений — это 900—1000 белорусских рублей на сезон. Навоз тоже платный — 800—900 рублей раз в два года.
— На семена однолетников в прошлом сезоне ушло $600—700. Но мы учимся с некоторых культур собирать и свои семена. Нас сильно выручает папа, потому что он умеет черенковать. Например, на семенах львиного зева мы сэкономили за счет черенкования. Георгины тоже не закупаем.
На инструменты в год семья закладывает около 500 рублей. С регулярной обработкой почвы помогает сосед — у него есть культиватор, фрезу для которого за 3800 рублей купили вскладчину.
Основной заработок в летний сезон приносят три направления: продажа цветочным магазинам, розничная торговля напрямую покупателям, в том числе по цветочной подписке, и работа с флористами-оформителями мероприятий. Еще в августе цветочное поле работает локацией для фотосъемок, доход приносят и выездные мастер-классы: девичники, дни рождения.
— Мы выбрали путь развития и 50% нашего дохода сразу откладываем. Туда входят уплата налогов, закупка каких-то материалов. Остальную половину делим на троих. Первые два года мы не окупались, на третий чуть-чуть заработали, в прошлом году уже был неплохой доход — ниже средней белорусской зарплаты на каждого, но скромно прожить месяц можно было.
Важным этапом развития цветочного дела в бизнес стало открытие ИП — удалось заключить контракты с восемью флористическими магазинами. Собеседники вспоминают, что в прошлом году еще оплачивали место на Комаровке, но туда было нечего возить, спрос и так был большой. Помимо цветочных магазинов, сотрудничают еще с салонами красоты, спортивными центрами, бутиками мебели и обоев, которые заказывают цветы для украшения интерьера.
— Нам нравится то, в какой точке мы сейчас. Хочется больше сотрудничать с магазинами, потому что с оптом работать проще, чем собирать отдельные букеты. Еще планируем завести новые культуры и обновить забор. И очень хочется нанять работника — это цель на следующий год.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by