Шестнадцатилетний Стас — обычный школьник из Минска, который уже неплохо зарабатывает собственным трудом. Он печет торты, которые вызывают настоящие баталии в комментариях. Одни пишут: «Кто в здравом уме отдаст такие деньги подростку?» Другие заказывают торты к праздникам заранее — и все равно не всегда успевают. Клиентов у Стаса много, баланс между работой и учебой дается сложно: после ночной смены кондитером приходится рано вставать на уроки, а иногда даже пропускать часть занятий. Здесь нет ни идеального графика, ни участия родителей, ни подростковой инфантильности — есть большой труд, резкие обсуждения в соцсетях и честное желание делать свое дело.
Впервые Стас решил приготовить торт на день рождения маме, когда ему было 12 лет. Уже тогда парень решил, что не станет идти по простому пути, и выбрал многошаговый рецепт, в котором требовалось взбивать мусс. Несмотря на сложность задачи, Стас справился на отлично.
— Маме подарок очень понравился, она была приятно удивлена, что я могу сделать нечто подобное. А мне самому очень зашли процесс и результат. Уже тогда я подумал, что мог бы заниматься этим не просто по праздникам для близких, а в качестве профессии. Сфотографировал получившийся торт и выложил в Instagram. Многие знакомые лайкнули и похвалили. Это дополнительно вдохновило меня, — вспоминает Стас.
Парень стал готовить торты для семейных торжеств и на праздники друзей и знакомых. Каждый раз он устраивал для себя челлендж и выбирал рецепты, которые были сложными в исполнении. Искал ролики с описанием приготовления на YouTube и в аккаунтах и на каналах популярных кондитеров в соцсетях. Никаких особых технологических тонкостей парень тогда еще не знал — просто брался, пробовал, иногда переделывал, но в итоге добивался своего.
— Мне сейчас очень смешно смотреть на некоторые свои ранние работы, вижу в них много «косяков». Но тогда я был очень горд собой, что вообще получилось хоть что-то похожее на исходные рецепты. И это на самом деле хорошо, потому что я не стеснялся выкладывать фото. Да, где-то криво, да, не идеально… Но зато я сделал это сам, с душой, — объясняет наш герой.
Несколько лет Стас тренировался и готовил торты по поводу и без. Иногда к нему обращались знакомые и просили приготовить сладости для своих праздников. А со временем по их рекомендациям стали приходить и другие люди. Тогда парень понял, что его увлечение пора ставить на профессиональные рельсы и монетизировать.
— На самом деле, я об этом подумал практически сразу, — с улыбкой говорит Стас. — Просто в 12—13 лет у меня еще не было понимания, как все правильно сделать. Тогда казалось, что не может получиться что-то серьезное.
А когда я стал чуть постарше, смог разобраться: оформился как самозанятый, узнал, как и сколько платить налогов и взносов.
Справочно
Заниматься бизнесом в Беларуси можно с 18 лет. Но есть способ официально оформить ИП или самозанятость и в 16 лет. Для этого предусмотрена так называемая процедура эмансипации или, проще говоря, досрочного признания полной дееспособности.
Чтобы получить такое признание, нужно письменное согласие родителей и подтверждение эмансипации в исполкоме по месту жительства. После этого можно оформлять ИП или самозанятость так же, как все.
Стас закупил расходные материалы: ингредиенты для тортов, различную утварь, упаковку для тортов, ленты, подставки. Первые коммерческие заказы дались непросто. Подросток сильно волновался. Совета и поддержки искал у родителей, но те сами не знали тонкостей кондитерского ремесла, чтобы помочь. Поэтому парень проводил вечера за просмотром видео, чтобы научиться.
— Первая клиентка не из числа моих знакомых, которая заказала торт, стала постоянной, каждый год она обращается снова. Но это случилось не благодаря мастерству. Я приготовил торт и видел, что он получился не очень. Честно показал результат, предложил сделать скидку или переделать. Она, тем не менее, торт забрала. Потом даже написала, что он был очень вкусным, но про внешний вид тактично умолчала. Я благодарен ей за понимание. Но сам осознавал, что «накосячил». И много работал, чтобы так больше не случалось, — рассказывает Стас.
Парень брался практически за любые заказы. Готовил и маленькие бенто-торты, и капкейки, и десерты со сложным декором из мастики, и торты на несколько килограммов для свадеб и корпоративов.
— Наверное, секрет в том, что я не боялся. Поступал заказ, я соглашался, а уже потом разбирался с тем, как я собираюсь все сделать. Бывали и факапы.
Однажды у меня заказали торт на свадьбу. Я все сделал, привез клиенту, а тот мне говорит, что я перепутал дату.
Я расстроился, вернулся с тортом домой, а когда открыл, увидел, что один из ярусов стал разваливаться. Переделал торт с нуля за ночь. Получилось, что мой факап в итоге обернулся плюсом, — вспоминает Стас.
Очень скоро Стас пришел к тому, что развивать соцсети просто необходимо, если он хочет не получать разовые заказы, а действительно зарабатывать. Поначалу у него было всего 160—170 подписчиков — заказов такой аккаунт практически не приносил. Тогда Стас начал не только фотографировать свои торты, но и снимать процесс работы над ними. Видео понравились аудитории в Instagram и TikTok и набирали по 500—700 тыс. просмотров. В аккаунте подростка в Instagram постепенно собралось более 16 тыс. подписчиков.
— Съемка таких видео отнимала очень много времени, процесс растягивался на долгие часы. Это было очень утомительно. И, если честно, через некоторое время они перестали так хорошо «залетать», как раньше. Я набрал аудиторию, но как ее удерживать, а тем более конвертировать в клиентов, не понимал.
Парень стал пробовать разные форматы. Он видел, что хорошо воспринимают качественные фото тортов с оригинальным декором. Сестра Стаса фотограф — он стал просить ее снять какие-то необычные заказы. Это поднимало охваты.
— Я выбираю для съемки либо какие-то трендовые торты, которые сейчас популярны, либо самые необычные заказы. Например, недавно я готовил свадебный торт в темных цветах — такое было пожелание заказчиков и стилистика свадьбы.
Фото этого торта вызвали бурное обсуждение: мол, кто такое вообще заказывает.
А как по мне, прикольно, что люди хотят что-то необычное. Это же их праздник!
Очень скоро Стас понял, что активность и интерес аудитории подогревают два аспекта. И первый из них — его возраст.
— Я стал везде писать, что мне 15—16 лет. Людей это цепляло. Кто-то писал, что я молодец, и поддерживал, а кто-то — что я «мамкин бизнесмен» и пытаюсь «за дорого» продавать мамину выпечку.
Второй аспект — цены на торты. Многих они шокируют. А удивляться и правда есть чему: в аккаунте Стаса есть торты стоимостью более 1000 белорусских рублей. Чаще всего столько стоят угощения для гостей на свадьбу — торты весом 10 и более килограммов со сложным декором. Тем не менее такие суммы вызывают у многих недоумение.
Парень сделал подсчеты: в среднем торт у него стоит 200 рублей. И он сам понимает, что не каждый готов отдать такую сумму за угощение.
— На самом деле, ценообразование прозрачное. Во-первых, в стоимость входят продукты: шоколад — 75 рублей за килограмм, сливочное масло — 25, творожный сыр — 45, сливки — 20 рублей за литр и так далее. Еще минимум по 20 рублей уходит на упаковку: коробка, подставка, ленты. В итоге себестоимость уже немаленькая. К тому же над одним тортом я работаю минимум по четыре-пять часов, и это за вычетом времени, когда пекутся бисквиты и прочее. И нужно постоянно менять, докупать оборудование. Поэтому в итоге и стоимость такая.
Только на декор этого торта у Стаса ушло около семи часов.
— Готов ли я сам потратить 300—400 рублей на торт ко дню рождения? Наверное, нет. Но я никогда не пишу кому-то, что для меня дорого. Есть люди, для которых это оправданная сумма, — рассуждает Стас.
Сам он признается, что ему заработка от своего дела вполне хватает: получается около 1500—1700 рублей в месяц чистого дохода.
В среднем парень выполняет по 8—10 заказов в неделю.
В праздники объемы бывают намного больше. Например, к 14 февраля Стас сделал 49 праздничных наборов.
— Я понимаю, что это не очень большая сумма. Но в моем возрасте этого более чем достаточно. Пока я трачу в основном на оборудование и технику, обучение, съемки для соцсетей. В ближайшее время планирую накопить и обновить смартфон, потому что у моего для съемок уже не хватает памяти и качество отстает. Но о себе я тоже не забываю: на 16-летие сделал себе подарок и купил сумку Louis Vuitton, которую давно хотел, — говорит Стас.
Родители парня поддерживают его рвение развиваться в кондитерском деле. Друзья-ровесники тоже воспринимают его занятие только положительно.
— Поначалу для всех это было «вау», все хвалили, радовались, когда я угощал. А сейчас привыкли. Я сам тоже раньше очень любил сладкое, а теперь отношусь спокойно. Но по праздникам за тортами идут ко мне. И скидки не просят, — смеется Стас. — На самом деле, в моем круге общения пока никто сам особо не зарабатывает. Думаю, у каждого свой момент, когда приходит понимание, чем хочешь заниматься.
Мне просто все это понравилось очень рано.
Сейчас Стас в десятом классе. У него есть еще почти два года, чтобы определиться, куда именно поступать после школы. Пока парень подходит к вопросу прагматично.
— Хочу пройти обучение на кондитера-технолога. Хотя поступить, кажется, будет непросто. У меня не идеально идут дела с учебой. Если честно, я иногда пропускаю занятия, чтобы успевать приготовить и отдать заказы. В основном всем торты нужны в первой половине дня, как раз когда у меня учеба. Да и невозможно учиться, если ночью я выпекал несколько тортов или несколько десятков капкейков. А у меня, как назло, бывает, что в один день заказов нет, а в другой сразу 10 штук, — объясняет Стас.
Также после школы парень планирует снять квартиру или небольшое помещение с кухней, чтобы дальше вести свое дело.
— Сейчас я откровенно выселил родителей с кухни. Они меня поддерживают и привыкли, но я понимаю, что постоянно так быть не может. Уже купил отдельный холодильник для заказов, потому что в феврале столкнулся с тем, что при большом объеме заказов места катастрофически не хватает. Кроме того, мне очень нужна посудомоечная машина, ведь после готовки остаются горы посуды. А в нашей кухне не было продумано место для ее размещения. Поэтому пока терплю и мо́ю. Но в будущем эту рутину точно планирую с себя снять.
Подросток хотел бы готовить в коворкинге, но, по его словам, в Минске очень ограничено предложение вариантов. Большинство «кухонь в аренду» — профессиональные и дорогостоящие. Парню же достаточно кухни среднего размера, чтобы выполнять заказы. Поэтому пока он рассматривает вариант снимать квартиру.
— Я люблю готовить торты, но уже привык к этому, нет бешеной радости от каждого заказа. Около 40% клиентов остаются со мной и заказывают повторно. Иногда я даже отказываюсь от некоторых заказов — обычно тогда, когда в переписке общение не складывается со старта. Я считаю, что это нормально — выбирать себе клиентов.
После кулинарного образования Стас рассматривает и управленческое. Все-таки себя он видит не только кондитером-исполнителем, но руководителем своей небольшой компании.
— Думаю, в будущем, когда будет отдельное помещение, я приду к тому, чтобы нанять пару человек себе в помощь, открыть юрлицо, чтобы я мог позволить себе съездить в отпуск, отдохнуть, и при этом все не встало намертво. Не хочу выгореть, разочароваться и бросить все просто потому, что устал. Пока это все только планы, вообще не факт, что так сложится. Тем не менее я много об этом думаю и надеюсь, что так или иначе все сложится хорошо.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by