«До сих пор руководители высокого уровня заявляют, что номер телефона не относится к персональным данным. Это очень грустно слушать», — обратил внимание на ряд проблем в исполнении законодательных требований начальник управления контроля и аудита НЦЗПД Владимир Кузуро. Бизнес-интенсив, посвященный теме персональных данных, собрал в стенах БГЭУ представителей бизнеса, которые стремятся не просто формально выполнять требования регулятора, а действительно грамотно хранить, обрабатывать и передавать персональные данные без последствий в виде исков, штрафов и тюремных сроков. О том, как действовать предпринимателям, не выпадая из правового поля, а также о типичных ошибках, которые они до сих пор допускают, читайте в материале.
Более трех лет в Беларуси действует закон Республики Беларусь №99-З «О защите персональных данных» от 7 мая 2021 года. За это время документ успел стать важной частью правового поля: белорусский бизнес обязан соблюдать комплекс мер — правовых, организационных и технических, — чтобы легально работать с данными клиентов, сотрудников и партнеров.
Обычные же люди теперь могут контролировать свою частную жизнь в цифровом пространстве.
Центральным регулятором в сфере защиты персональных данных в Беларуси является Национальный центр защиты персональных данных (НЦЗПД). Орган рассматривает жалобы людей на неправомерную обработку их персональных данных, дает официальные разъяснения и издает практические рекомендации во всех областях применения закона, включая трудовые отношения.
Под персональными данными закон понимает «любую информацию, относящуюся к идентифицированному физическому лицу или к лицу, которое может быть идентифицировано». Что это такое?
Во-первых, это информация, которая прямо называет человека, отвечает на вопрос «Кто?»:
Все это можно отнести к так называемым «очевидным» персональным данным.
Во-вторых, это информация, которая позволяет вычислить человека, отвечает на вопрос «Можно ли найти?». Это самые коварные и неочевидные для многих данные:
При этом персональными данными не является только анонимная информация, из которой нельзя понять, о ком речь.
Например, просто статистика («60% наших клиентов — мужчины»), безликий номер заказа («заказ №15487»), если он нигде не связан с Ф. И. О. или телефоном клиента в публичном доступе. Но если внутри вашей компании по номеру заказа можно в базе данных найти полные данные клиента, то для вас этот номер — часть персональных данных.
То есть персональными данными стоит считать любую «ниточку», потянув за которую, можно выйти на конкретного человека.
Именно поэтому закон обязывает бизнес защищать не только базы с паспортными данными, но и, например, логины, пароли, cookie-файлы и многое другое.
Есть и другие важные термины:
— Ключевой момент, который бизнес почему-то упускает: по сути, любая организация является оператором персональных данных. Если у вас есть сотрудники, клиенты или контрагенты, вы уже обрабатываете персональные данные и попадаете под действие закона, — обращает внимание начальник управления контроля и аудита НЦЗПД Владимир Кузуро. — При этом каждый работник компании выступает представителем оператора при обработке персональных данных в рамках своих должностных обязанностей. Таким образом, соблюдение требований законодательства — это общая задача всего коллектива, а не только руководства.
— При привлечении уполномоченного лица к работе с персональными данными основной риск заключается в том, что ответственность перед субъектом данных несете вы как оператор, даже если утечка произошла у вашего партнера, — делает акцент Владимир.
Разработать и внедрить систему защиты персональных данных компании должны сами, с учетом своей сферы деятельности и процессов. Тем не менее в статье 17 закона «О защите персональных данных» указан базовый перечень мероприятий, которые проводить необходимо:
Дополнительные обязательные требования закреплены указом №422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных» от 28 октября 2021 года. В частности, документ предписывает формирование и регулярное обновление:
Для отдельных категорий операторов, например осуществляющих обработку сведений более 100 000 физических лиц, биометрических и (или) генетических персональных данных, указом установлена обязанность регистрации таких ресурсов и систем в государственном информационном ресурсе «Реестр операторов персональных данных» с последующей актуализацией данных.
Важно, что обработка персональных данных в общем порядке требует получения согласия субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными законодательными актами (часть 1 пункта 3 статьи 4 закона). Более детальная информация об общих принципах обработки, требованиях к согласию и исключительных случаях обработки без такового содержится в статьях 4—6 и 8 законодательного акта.
Отдельный комплекс обязанностей оператора в процессе обработки персональных данных зафиксирован статьей 16 закона. В частности, установлена необходимость:
Владимир Кузуро обозначил несколько важных ошибок, которые продолжает допускать бизнес.
— До сих пор руководители высокого уровня заявляют, что номер телефона не относится к персональным данным. Это очень грустно слушать, — выразил недоумение эксперт.

Начальник управления контроля и аудита НЦЗПД
— Какие еще ошибки мы видим:
Поймите: регулятор проверяет не документы, а фактическую «достаточность» мер защиты.
Владимир Кузуро также называет главные «болевые точки», где бизнес попадает под удар:
Чем может грозить такое отношение к персональным данным со стороны оператора? Как правило, это:
Все это приводит к вопросу о том, что можно сделать бизнесу, чтобы избежать рисков, связанных с нарушениями закона о персональных данных.
— Обратите внимание, что эта должность называется не «специалист по борьбе с трудностями», а «специалист по осуществлению внутреннего контроля». Но в 8 из 10 компаний этот человек даже и близко не приступил к контролю. Он годами «учится» и «готовит документы и организацию» к этому контролю, — подчеркивает Владимир Кузуро.
Эти слова от представителя регулятора как нельзя лучше описывают ситуацию на рынке труда по этому направлению: спрос на специалистов по защите данных (Data Protection Officer, DPO) большой, но высококвалифицированных кадров — единицы.
— Вы должны понимать, что это не просто «еще один юрист» — это ключевой управленец, — обращает внимание эксперт.
Вот что он должен делать:
Документы должны быть «заточены» под специфику вашего бизнеса.
— Если у вас в организации нет этой СЗИ и такого аттестата, DPO условно не должен спать спокойно, — акцентирует внимание представитель регулятора.
Напрашивается вывод о том, что успех обеспечения защиты данных в компании зависит преимущественно от двух факторов: поддержки руководства и квалификации DPO.
— Пока бизнес экономит на этих пунктах, он продолжает нести скрытые убытки и жить на пороховой бочке, — предостерегает Владимир.
На конференции также были представлены кейсы, которые вызывают недоумение, если не сказать шокируют. Их представила Ольга Шибко.

Заместитель начальника управления образования и коммуникации НЦЗПД
— По нашим наблюдениям, сфера торговли и услуг зарабатывает на персональных данных, но недостаточно инвестирует в их защиту. Это не только грустно, но и опасно, — обращает внимание Ольга.
По ее словам, только в этом году в Национальный центр защиты персональных данных поступило около 400 жалоб, что свидетельствует о системных проблемах в бизнес-среде.
— Мы также знаем о том, что 20% кибератак начинаются с утечки учетных данных — это официальная информация, — подчеркивает эксперт.
Граждане сегодня стали общественными контролерами, и спокойной жизни не будет.
Ольга убеждена, что цифра в 400 жалоб тесно коррелирует с ростом правовой грамотности населения. Белорусы осознали, что имеют широкий спектр прав в области защиты персональных данных, и активно отстаивают их. Она также привела реальные примеры из практики, когда серьезные нарушения происходили по незнанию сотрудниками базовых требований к работе с персональными данными.
— Представьте: на официальном сайте учреждения размещена ссылка на «Google Диск» с диагнозами детей-инвалидов, адресами и данными родителей, — приводит пример эксперт. — И это не сценарий фильма, а реальный случай, когда сотрудник просто не понимал, что так поступать нельзя.
Не менее показательная история произошла в одной из коммерческих организаций.
— Бухгалтер расшифровала больничный лист сотрудника, узнала о его депрессии и поделилась этой информацией с коллегами, — рассказывает Ольга. — Результат — увольнение и штраф, хотя могло быть еще серьезнее: пострадавший мог взыскать моральный вред через суд.
И еще один вопиющий случай — когда медицинский центр в ответ на негативный отзыв пациента в интернете опубликовал его диагноз.
— Маркетолог просто не понимал, что так делать нельзя, — констатирует Ольга Шибко.
Одним из кейсов регулятора стала история многодетной матери и цепочка последствий.
— В одном из случаев, которые мы рассматривали, многодетная мама после навязчивого звонка взяла кредит на $3000. Первоисточником этой неприятности стала незаконная обработка персональных данных — ее номера мобильного телефона, что привело к утечке, — отметила эксперт.
— Почему обучение — ключ к безопасности? Потому что сотрудники — первая линия защиты персональных данных в организации, а их обучение снижает риски и повышает ответственность. Печально, когда ошибки происходят не из злого умысла, а по незнанию. Поэтому обучить всех сотрудников, работающих с данными в организации, — это обязанность оператора, — подчеркивает Ольга Шибко.
Согласно указу президента №422, его должны проходить:
— Даже девушка на ресепшене, которая встречает клиентов, должна понимать, какие действия с персональными данными она совершает, — обращает внимание эксперт.
Для банков, страховых, риелторских, туристических, медицинских и иных организаций предусмотрено обязательное повышение квалификации в Национальном центре защиты персональных данных.
— Поверьте, что это не минутка рекламы, а обязательная мера защиты персональных данных, предусмотренная законодательством, — отмечает Ольга Шибко.
Наряду с повышением квалификации по вопросам защиты персональных данных НЦЗПД реализует образовательные программы по технической и криптографической защите информации, есть также краткосрочные обучающие курсы в онлайн-формате. Вся информация представлена на официальном сайте Центра.
На сайте Центра в разделе «Портфель оператора» есть необходимые алгоритмы, шаблоны документов, примерные формы и образцы политик, согласий, реестров. Для малого и среднего бизнеса специалисты НЦЗПД подготовили разъяснения и чек-лист.
— Не поленитесь, зайдите на сайт, посмотрите или скачайте этот чек-лист и проведите внутренний аудит своих бизнес-процессов на соответствие законодательству о персональных данных, — советует эксперт.
Все материалы, в том числе постатейный комментарий к закону «О защите персональных данных», доступны на сайте Национального центра защиты персональных данных и в телеграм-канале, где регулярно публикуются разборы реальных кейсов, жалоб, ответы на часто задаваемые вопросы и практические рекомендации по соблюдению законодательства о персональных данных в Беларуси.
— Помните: правила уважения к персональным данным клиентов — это не формальность, а необходимость для устойчивого развития бизнеса в современных условиях. Лучше платить за безопасность, чем расплачиваться за ее отсутствие. Поэтому расходы бизнеса на реализацию мер защиты персональных данных и обучение сотрудников — это не траты, а инвестиции, — заключает Ольга Шибко.
— Иллюзия безопасности, в которой живет большинство компаний, разбивается о суровую реальность, — убеждена Анна Стрельчик. Яркой иллюстрацией этому стала недавняя масштабная утечка у крупной сети строительных гипермаркетов, где в открытый доступ попали данные более 109 тыс. пользователей.

DPO компании «Дженерал Лизинг»
По словам специалиста, ситуация усугубляется тем, что многие компании даже не подозревают о том, что их данные уже скомпрометированы. Таким образом, проблема приобретает двусторонний характер: с одной стороны, хакеры, для которых масштаб бизнеса не имеет значения, с другой — повсеместное невыполнение компаниями даже базовых требований регулятора.
— Не нужно быть IT-гигантом, чтобы стать мишенью. Достаточно быть бизнесом, у которого есть что забрать, — предупреждает специалист.
Ваши базы данных сотрудников, клиентов и партнеров — это уже достаточная причина для хакерской атаки.
Для построения эффективной системы защиты данных эксперт рекомендует начать с фундаментального аудита, ответив на пять ключевых вопросов:
— Выбор подрядчика в части защиты персональных данных может стать роковой ошибкой, — предупреждает специалист.
DPO рекомендует оценивать партнеров по нескольким критериям:
При заключении договора с уполномоченным лицом необходимо предусмотреть:
— Относитесь к персональным данным ваших клиентов так, как вы хотели бы, чтобы относились к вашим, — заключает специалист. — Этот подход не только поможет избежать штрафов от регулятора, но и сохранит репутацию компании. Правильно выстроенная система работы с персональными данными — это не дополнительная нагрузка на бизнес, а необходимое условие его выживания в современной цифровой среде.
Данными о нарушениях безопасности поделился и провайдер IT-инфраструктуры и крупнейший регистратор доменов в Беларуси. Приводим основные тезисы спикеров hoster.by.

Руководитель центра кибербезопасности hoster.by
— За первые три квартала этого года наш центр кибербезопасности зафиксировал 138 киберинцидентов высокого уровня. В большинстве своем эти случаи — следствие компрометации корпоративных активов посредством вредоносного ПО, социальной инженерии (фишинга) и утекших ранее учетных данных работников.
По нашим данным, основную угрозу сегодня создают не столько внешние атаки, сколько внутренние процессы: 90% компаний полагаются на устаревшие политики безопасности и формальные процедуры, которые не эволюционируют вместе с киберугрозами и создают риски компрометации.
Мы уделяем особое внимание вопросам информирования, в том числе в части защиты персональных данных. Законодательная база в этой области довольно свежая, и большинство компаний еще не приняли все необходимые организационные, правовые и технические меры защиты.

DPO hoster.by
— Когда встает вопрос об обеспечении мер защиты персональных данных, компании часто учитывают только собственные системы, в то время как сторонние сервисы для хранения и обработки данных остаются незамеченными или разбросанными по разным документам.
Такие ресурсы образуют так называемые «слепые зоны», где возрастает риск незаконного доступа, постоянного хранения или утечки: например, различные учетные записи работника на используемых организацией ресурсах после его увольнения.
В ряде ситуаций DPO просто не знает о применении таких ресурсов и не может контролировать использование персданных в них. Возникают трудности с определением границ ответственности и контролем соблюдения требований закона в отношении временно используемых ресурсов.
Вот почему важно вести единый реестр всех используемых ресурсов, включая временные и сторонние, с указанием статуса владельца и ролей в обработке данных.
Это позволит устранить «слепые зоны» и минимизировать риски нарушения законодательства и репутационные потери.

Директор онлайн-сервиса «Битрикс24» в Беларуси
— Когда мы говорим о защите персональных данных, чаще всего вспоминаем юридические формулировки, согласия и приказы. Но на самом деле это про доверие, про то, как бизнес обращается с самой ценной информацией своих клиентов и как эта ответственность может стать вашим конкурентным преимуществом, — убеждена Нина Никанорова. — Как уже было сказано выше, каждый бизнес, который работает с информацией о клиентах, становится оператором персональных данных. И вопрос не в том, нужно ли защищать данные, а в том, насколько системно это делать. Безопасность — это не тренинг для галочки, а культура — от разработки продукта до онбординга новых сотрудников.
Когда бизнес начинает относиться к персональным данным как к ценности, выигрывают все: и клиенты, и команда, и репутация.
По информации НЦЗПД, также стало известно о готовящихся на 2026 год изменениях в законодательстве в отношении персональных данных.
— Утечка в сеть, где хозяйничает ИИ, личной информации — необратимая ситуация. Это заставляет нас смотреть на сегодняшние нормы закона «О персональных данных» как на фундамент цифрового будущего. Главный вызов — двойственная природа ИИ, который, решая задачи, создает риски несанкционированного использования персональных данных. Многие люди и не подозревают, как их данные в отсутствие специальных норм могут быть использованы алгоритмами, — обращает внимание регулятор.
Ключевой принцип будущих изменений в законодательстве — человеческий контроль над автоматизацией.
Искусственный интеллект не должен подменять врача в диагностике или принимать решения о приеме на работу.
Права субъектов персональных данных должны включать возможность оспаривания автоматизированных решений.
Корректировки затронут несколько актуальных вопросов:
В рамках усиления национальной безопасности предлагается ввести локализацию обработки особо ценных категорий данных, включая сведения о несовершеннолетних и гостайне.

Напоминаем, что совершение сделок с токенами может привести к полной потере инвестиций. Подробнее — здесь.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by