22 января 2026 в 8:00
Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner. Обложка: Максим Тарналицкий

«Можно заработать денежку, но не бабки». Как дела у молодых бизнесменов и других героев Onlíner

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: архив Onlíner. Обложка: Максим Тарналицкий
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! Заказывай от 99 р. в приложении Каталог Onlíner до 31.01 и получи шанс выиграть призы от Dreame

Каждый день мы делимся историями о том, как белорусы зарабатывают и тратят, теряют деньги и ищут способы их вернуть. Сегодня вернемся к интересным героям прошлых материалов Onlíner. Кто-то рискнул $45 тыс., чтобы построить свой бизнес, кто-то позвал бухгалтера в свою компанию и потерял крупную сумму, а кто-то хотел зарабатывать на украшениях с белорусскими мотивами. Как поменялась жизнь этих людей? Мы связались с ними и рассказываем обо всем вам.

«Выгорел полностью, а потом открыл новый проект»

Такой же снежной зимой Сергей Зенченок готовил нам хот-доги в «Силичах», а мы снимали его яркий трак — это было четыре года назад. Когда-то парень отучился в кулинарном колледже, успел поработать поваром, сходить в армию и уехать на чешский завод Skoda, чтобы заработать на мечту — классную кофейню в родной Вилейке.

Пока Сергей вкалывал, город развивался, и интересные места разобрали под другие проекты. Молодой человек вернулся домой и вместе с другом планировал разъезжать по городу и продавать из небольшой машины кофе, но судьба распорядилась иначе и вручила фудтрак с грилем — так появилась идея с хот-догами.

Шутили, что это «филиал Playboy в Вилейке», но в первый же день пришли покупатели (и даже много). Хотя в пиковые дни люди могли купить 370 хот-догов, планы у Сергея были приземленные: работать в своем городе, кормить вкусной едой и продать франшизу, если получится. Как сложилась его история?

Фудтрак по-прежнему работает, рассказывает Сергей, но летом. Зимой же предприниматель решил не бороться с пустыми улицами и холодом, а искать другую модель. Так в Вилейке появился бар с летней террасой — отдельный проект, не связанный с фудтраком.

По словам Сергея, после материала на Onlíner стали чаще приглашать поработать на выездах. А вот с франшизой не сложилось, покупатели не обращались.

— То есть никаких звезд с неба никто не хватал, — улыбается Сергей. — В целом все хорошо, хотя были и трудные времена. Лето прошлого года очень сильно подкачало в плане погоды. Я пробовал работать и зимой, но у нас в Вилейке, к сожалению, слишком маленькая проходимость.

Парень объясняет, что открыть второй бизнес только на доходы от фудтрака не получилось — понадобились партнер и дополнительные вложения. При этом часть денег удалось заработать самостоятельно.

— В 2022 году вы только раскручивались, а сейчас уже совсем другой предприниматель?

— Что-то поменялось, да. Все-таки фудтрак — это, конечно, не игрушка, но больших денег там не будет. То есть на квартиру, наверное, можно заработать, но, скажем так, за очень много лет и очень много откладывая.

Это бизнес, но там, извиняюсь за выражение, денежка, а не бабки.

В любом случае нужны наемные сотрудники. Чтобы было больше денег, я пробовал работать сам. Но за 12—15 часов работы каждый день легко прийти к выгоранию. В какой-то момент начинаешь смотреть в окошко фудтрака и думать: пожалуйста, не идите ко мне, потому что я очень устал.

Переезжать из Вилейки Сергей не планирует.

— Ни в коем случае! У нас и бар появился здесь, потому что в городе проблема с общепитом и хорошим сервисом. Стараемся, чтобы в Вилейке был минский уровень, а то и лучше некоторых заведений, на Зыбицкой так точно.

«Пришлось начинать все сначала»

С Юрием мы говорили летом 2022 года. Тогда он вложил около $45 тыс. в производство арахисовой пасты, строил большие планы, но о заработке речи почти не было. «Разве что телефон новый купил»,смеялся он тогда.

Сейчас ситуация другая.

— Начал строить дом. Если сравнивать 2022 год и сейчас в финансовом плане, то теперь уже начал доставать деньги из бизнеса: жить, путешествовать, — говорит Юрий.

Правда, к этому результату он шел не самым прямым путем. Изначально ставка делалась в основном на розницу, но довольно быстро стало понятно, что этого недостаточно, у рынка есть определенная емкость. Тогда Юрий начал продавать продукцию на маркетплейсах, а параллельно стал искать оптовых клиентов. И именно этот поворот стал ключевым.

— Кондитерские начали покупать арахисовую пасту в ведрах по 10 килограммов, поэтому перефокусировался работать на них и другие производства, где нужен мой продукт. И это очень сильно поддержало бизнес, — объясняет он.

Был и серьезный кризис. Несколько лет назад Юрий работал через дистрибьютора и размещал производство на его площадях. Но у партнера возникли серьезные проблемы.

— Мне пришлось съезжать, искать новое помещение, перезаключать договоры с сетями, выстраивать логистику. Плюс остались долги: мне были должны крупную сумму. По ощущениям, это был момент, когда я почти начинал все сначала, — вспоминает он.

Тем не менее бизнес удалось сохранить и перестроить. И сегодня он уже действительно приносит доход, а не просто съедает все заработанное.

— Если два года назад я вкладывал все обратно, то сейчас могу позволить себе жить на эти деньги. Но это стало возможно именно благодаря тому, что появились оптовые продажи. Рынок розницы у нас маленький, сетей немного. Поэтому без альтернативных каналов было бы очень сложно.

«После материала получил заказов 15—20 — это месяц работы»

Когда-то Денис Барановский увидел в Индии, как мастер вырезает изделия из дерева, и понял: так тоже можно жить — делая вещи руками. Прошло несколько лет, и у Дениса своя мастерская в Бобруйске, бренд Tvorec и украшения, которые разъехались почти по двум десяткам стран.

Два года назад он работал в одиночку и больше думал не о бизнесе, а о том, что хочет делать крутые локальные штуки с белорусскими мотивами — не ради трендов, а потому что это интересно для него самого.

В день выхода материала на Onlíner Денис говорит, что «дважды заряжал телефон: звонили со всей страны».

— Наверное, заказов 15—20 точно свалилось на меня сразу же, просто мгновенно, я потом месяц их делал. Это очень сильно поддержало, в том числе финансово. Я правда благодарен: был большой фидбэк.

За это время в жизни Дениса многое изменилось. Его коллекция «Хранители истории» — украшения, вдохновленные бобруйскими кирпичами и сделанные буквально из той же глины, — заняла третье место на крупном международном ювелирном конкурсе в Бангкоке и вышла в финал 4-й биеннале в России.

— Я придумал, как перенести наследие Бобруйска в носимое искусство: сделал копии кирпичей с клеймами, залил их смолой с той же глиной — получились кулоны и броши с настоящей историей, — объясняет Денис.

Фото: deziiign.com

В декабре он открыл в Бобруйске персональную выставку — ретроспективу почти десяти лет работы: 14 коллекций, диорамы, подсветка, отдельные инсталляции, стихи к украшениям. Выставка продлится до конца марта, после чего ее планируют показать в других городах Беларуси (Денис ведет переговоры с музейными площадками, включая Национальный художественный музей).

Сегодня, говорит Денис, доход по-прежнему неровный, но мастерская растет, появляются новые материалы, более сложные техники и амбиции — от коллекций с лабораторными камнями до возможной коллаборации с известным брендом.

— Лаконично я могу сказать так: я в достатке, но чтобы были прям золотые горы — такого нет.

Из-за творческой работы, возможно, я упускаю какие-то вещи, например не занимаюсь полноценной рекламой. Мне хочется расти в творческом плане, я год занимался колье «Северное сияние», на обратной стороне которого фото реальных северных сияний в Беларуси.

«Либо выживем, либо закроемся»

В прошлом году заработал сервис доставки домашней еды, который придумали трое белорусов. Задумка создателей такая: одни люди могут готовить дома и доставлять вкусную еду, а другие — заказывать ее по фиксированной цене от 12 до 16 рублей.

Это не первый стартап для команды, но к этому проекту они подошли основательно, рассказывал нам один из организаторов, Алесь: написали сотню идей, нашли соседей, которые любят готовить, и собрали стартовый бюджет в $45 тыс. Тогда главной целью было выйти на 40 тыс. заказов в месяц, а дальше развивать проект и платить зарплаты.

Спрашиваем, что изменилось за полгода, какие ожидания оправдались, а какие нет.

— В целом рынок подтвердил, что такой продукт нужен, похожие сервисы есть в Америке, России. То есть люди хотят есть, и люди хотят готовить. С этим проблем нет, — говорит Алесь.

Хотя с момента запуска кухни доставили около 5 тыс. порций, для развития этого мало. На данный момент на платформе около десяти активных кухонь и постоянные клиенты, но для роста нужны новые функции и инвестиции.

— Сам продукт оказался сложнее, чем мы представляли, — объясняет он. — Это уровень Uber или Airbnb: есть двойной рынок — нужно одновременно привлекать кухни и клиентов, желательно одновременно, чтобы кухни приготовили, а люди сразу заказали.

Есть недооценка своих сил и ресурсов, особенно в плане маркетинга. Поэтому если статью будет читать гений маркетинга и откликнется, то мы будем рады.

— По вашим расчетам, когда проект должен окупиться?

— Здесь речь не про классический бизнес, поэтому вопрос не в окупаемости, а либо мы выстрелим благодаря какому-то гению или новым ресурсам и все будет хорошо, либо нет.

Нет такого, что если мы продолжим в том же темпе, то окупимся. Здесь вопрос стоит так: либо выживем, либо не выживем.

«Пострадавших оказалось намного больше»

Несколько месяцев назад мы рассказывали историю перевозчика, который искал бухгалтера, а в итоге получил долги, срыв работы и фактический развал бизнеса. Со счета ушло 47 тыс. рублей, компания получила большие неприятности, долги и увольнение людей.

Новая бухгалтер Екатерина уверенно прошла собеседование, начала работать с платежами и получила доступ к бухгалтерским программам и банковским операциям.

Со временем руководители заметили, что бухгалтер появляется в офисе нерегулярно, затягивает с документами и не выполняет часть задач. При этом она убедила руководство срочно оплатить свыше 20 тыс. рублей якобы недоплаченных налогов.

Позже предприниматель обнаружил: деньги, которые должны были уходить на налоги, ФСЗН и оплату топлива, перечислялись на один и тот же посторонний счет. По выпискам банка выяснилось, что с апреля по май 2025 года со счета компании таким образом ушло около 47 тыс. рублей.

Тогда на момент публикации в управлении Следственного комитета по Минской области Onlíner сообщили, что ведется следствие.

Как развивались события дальше? На днях бухгалтера начали судить по статьям 210 и 212 Уголовного кодекса (мошенничество и злоупотребление служебными полномочиями).

— За три месяца, пока велось следствие, бухгалтер возместила нам 2,5 тыс. или 3 тыс. рублей, точную цифру не вспомню. После жалоб, которые я написал в органы, пришло сразу 20 тыс. В итоге в сумме вернулось около 30 тыс.

Но тут дело в другом: мы нашли других пострадавших, которым она должна. Возможно, это деньги, которые она брала у других пострадавших.

По информации Onlíner, около 20 человек считают себя пострадавшими от действий турфирмы, директором которой по документам являлась та самая Екатерина.

«Летом мне „посчастливилось“ обратиться в ее турфирму, обещали тур в Париж с визовой поддержкой за месяц до выезда. В итоге менеджер начала пропадать, поездку перенесли, а возврат денег превратился в бесконечные обещания. Позже мне написали другие пострадавшие: у кого-то сорвался тур в Питер, у кого-то — в Париж. Мне должны больше 6 тыс. рублей, и сомнительно, что я получу их обратно», — написала нам одна из туристок.

Пострадавшими себя также считают несколько представителей турбизнеса, которые помогали компании в организации поездок, но с ними не рассчитались.

Мы проследим, как будут развиваться события дальше.

«Задержаны 11 подозреваемых»

Летом прошлого года магазины под Минском столкнулись с новой волной якобы контролеров. Они приходили в торговые точки, находили (или приносили?) просроченные продукты и требовали от продавцов участия в платных лекциях. Отказ от семинаров грозил жалобами в санстанцию и возможными судебными разбирательствами.

В большинстве случаев схема выглядела одинаково: на кассу клали продукт с истекшим сроком годности, после чего предлагали мирное решение— оплатить одну или несколько лекций.

Продавец одного из магазинов тогда рассказывала: две лекции по 210 рублей — это практически половина ее зарплаты.

Псевдоконтролеры оформляли жалобы от имени обычных людей, а лекции продавали уже от имени юрлиц как образовательные услуги.

После выхода материала в редакцию пришли десятки сообщений от продавцов, которые тоже сталкивались с такими схемами. А позже стало известно: задержаны 11 человек, которых подозревают в работе по такой схеме, в том числе лица, причастные к работе компании «Статус потребителя», о которой мы рассказывали.

Проблема, на которую жаловались в торговле десяток лет, решена? По крайней мере после выхода статьи продавцы больше не сталкивались с псевдопроверками.

— Никто к нам не ходит, слава богу, пока тихо. Похоже, нас наконец оставили в покое.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by