В начале 2026 года биржевые цены на драгоценные металлы, не только золото и серебро, росли как на дрожжах и «пробивали» невиданные доселе отметки. Но вслед за невероятным взлетом последовал чудовищный обвал, случившийся на стыке января и февраля. Вместе с экспертом выяснили: в чем причины длительного роста этого инвестиционного инструмента и почему резкий рост цен на металлы сменился крахом? А также что будет дальше и возможно ли белорусам заработать, вложившись в золото или другие драгметаллы.
Этот текст носит исключительно информационный характер и не является рекомендацией для инвестирования. Учитывайте риски, окончательные решения остаются за вами.

Инвестиционный банкир, сертифицированный финансовый аналитик, член CFA Institute
Невероятный рост стоимости драгоценных металлов на бирже (поначалу прежде всего золота, другие серьезно отставали) привлек много внимания и денег розничных инвесторов, а проще говоря — рядовых покупателей различных активов.
«Пробитие» золотом и серебром в начале 2026-го еще недавно казавшихся фантастическими отметок не должно удивлять: если в прошлом году золото росло главным образом на фоне скупки его центробанками различных стран и разогревом китайского рынка (рядовые покупатели массово вкладывались не в недвижимость, а в золото), то в конце прошлого года — начале текущего к ним добавились биржевые спекулянты.
По словам Александра Шкута, мировые центробанки активно начали покупать золото, начиная с 2022 года. Однако, это не может объяснить в полной мере рост, наблюдавшийся в последние полгода.
— Поскольку он, во-первых, был спровоцирован скорее спекулятивной составляющей. Во-вторых, участники крипторынка также начали покупать золото. В частности, компания Tether купила за последнее время более 100 тонн золота и являлась одним из крупнейших покупателей этого металла в мире, обогнав все центробанки, кроме польского, — отметил Шкут.
По его словам, сильный рост стоимости золота за прошедший год привел к предсказуемому эффекту: ретейл-инвесторы и более агрессивные участники, в том числе с крипторынка, начали покупать активы с кредитным плечом. Ну и куда же без искусственного интеллекта: к набегу спекулянтов «подключились» алгоритмические системы. Видя, что металлы бурно растут, они стали ставить в тренд эти активы и покупать их, опять же с использованием кредитного плеча.
— За последние месяцы все эти игроки, а именно ретейл-инвесторы, алгоритмические системы и прочие участники рынка, которые инвестируют не долгосрочно, как центробанки, а спекулятивно, начали агрессивно покупать золото, спровоцировав рост цен, — объяснил главную причину небывалого роста желтого металла Александр Шкут.
В итоге золото, которое стоило в начале 2025 года $2624, к его концу взлетело в цене на 64,7% — до $4322. И это — на фоне резкого подорожания годом ранее, с отметки $2063 (+31%).
Таким образом, за два года желтый металл подорожал более чем в два раза. Такого невероятного подъема не было никогда в истории.
На этом фоне другие металлы не показывали столь внушительного роста, «проснувшись» лишь к концу минувшего года. В чем же дело? Ответ прост: хотя серебро, платина и палладий активно торгуются на биржевых рынках и являются драгоценными металлами, они прежде всего — сырье, в отличие от золота.
К примеру, цены на платину и палладий на 80% зависят от автопрома, где эти металлы используются в катализаторах. Рост их стоимости сдерживало развитие рынка электромобилей. Серебро активно (более 50% спроса) используется для изготовления электроники и солнечных панелей. И цену на него долгое время сдерживал страх перед глобальным замедлением экономики.
Тем не менее именно серебро в конце минувшего года чудовищно подорожало и в итоге за год не только «догнало» золото, но и подскочило в цене еще сильнее, в 2,5 раза — с $28,92 до $71,59. И стало классической иллюстрацией того, как промышленный дефицит превращается в биржевую панику. Все дело в том, что в 2025 году массовое производство перешло на солнечные панели нового поколения, которым требуется в 1,5—2 раза больше серебра.
Платина подорожала на 18%, с $972 до $1145, а палладий вовсе подешевел на 5%, с $1098 до $1042.
В январе 2026-го цены на все виды драгметаллов продолжали расти даже еще быстрее. Причин тому несколько — от сокращения физических запасов до рекордных покупок со стороны центральных банков.
В итоге цена золота впервые в истории перевалила сначала за отметку $5000 за тройскую унцию, а затем и через отсечку $5500 и продолжила расти, добравшись к вечеру 29 января до исторического максимума — $5595,47 за унцию, указывает Bloomberg. На пиковых значениях за всю историю находилось и серебро — на бирже COMEX в ходе торгов цена достигла планки в $121,75.
Если вы думаете, что жуткое подорожание золота (+29,5%) и серебра (+70%) всего за 29 дней это кошмар (и сказка для инвесторов), то что вы скажете о январском рывке платины (до $2924, более чем в 2,5 раза) и палладия (до $2189, в 2,1 раза)?
По мнению большинства аналитиков, чудовищный рост драгметаллов (но не в январе) обусловлен разными причинами. Взрывной рост цен на золото объясним прежде всего действиями различных центробанков, старающихся защититься от падения доллара, и действиями Дональда Трампа. Итог — активная скупка желтого металла в ЗВР, по масштабам превзошедшая уровни, наблюдавшиеся после экономического кризиса 2008 и финансово-биржевого в 2009-2010.
Серебро же в основном дорожает на фоне наступления новой эры в производстве, рост платины и палладия обусловлен прежде всего «догоняющим эффектом» и тем, что мировые запасы физических металлов сократились.
А в январе в последний вагон заскочили спекулянты, взвинтившие цены.
Не может актив дорожать на десятки процентов в месяц, если нет никаких потрясений: это спекуляция. В январе к списку тех, кто желал «выжать» из золота побольше «золота», добавились и торговцы криптовалютой.
Но актив, и драгметаллы не исключение, не может расти вечно. В какой-то момент спекулянты стали закрывать позиции, фиксируя прибыль, поскольку они были открыты на кредитные деньги.
Обвал начался 30 января. И, по уверению многих аналитиков, был спровоцирован новостью о том, что Дональд Трамп намерен выдвинуть бывшего члена совета управляющих ФРС Кевина Уорша на пост следующего главы ФРС. Как отметил Bloombeg, у Уорша давно сложившаяся репутация борца с инфляцией, но в последние месяцы он солидаризировался с Трампом, публично выступая за снижение процентных ставок.
Уголька в топку биржевого пожара добавил отчет Всемирного совета по золоту (World Gold Council): оказалось, что мировые центробанки в 2025 году более чем на 20% — с 1092 до 863 тонн — снизили закупки золота по сравнению с 2024-м.
В итоге цены золота и серебра, а также других металлов пережили одно из самых сильных падений в истории.
Покатившийся с горы ком не остановили и выходные — обвал продолжился и в понедельник. В итоге инвесторы только в пятницу и только с рынка золота и серебра вывели на торгах более $7 трлн. А всего с рынка этих двух металлов за два торговых дня ушло около $11,5 трлн.
Минимумы в ходе торгов составили: золото — $4423,2 за унцию (–20,9% от максимума), серебро — $71,2 за унцию (–41,3%). Такого обвала не было никогда в истории.
Что же будет дальше? Приведет ли использование кредитного плеча и уход спекулянтов к дальнейшему обрушению рынка? По словам инвестиционного банкира, скорее всего, нет. Даже при том, что золото сейчас находится выше исторического тренда. А если смотреть на историю рынка за последние 50 лет, то в таких ситуациях оно корректируется. Так было в начале 70-х и после 2010 года.
Но это вовсе не означает, что история повторится, так как сейчас все те факторы, которые способствовали росту золота («паровозом» потащившего другие драгметаллы), остаются.
А поскольку геополитическая напряженность никуда не делась, как и желание основных покупателей золота, центробанков, диверсифицировать свои резервы и прикупить желтый металл, он станет дорожать.
Собственно, «отскок» уже наблюдается — котировки не только золота, но и серебра поползли вверх на торгах вторника.
— В долгосрочной перспективе они продолжат дорожать из-за спроса на них в качестве резервных активов в условиях геополитической нестабильности. Также сейчас наблюдается тренд на дедолларизацию — сильный рост золота в прошлом году наблюдался в основном из-за спроса со стороны центробанков, погашавших американские гособлигации или продававших их и на эти деньги покупавших золото, — рассказал Александр Шкут.
А что думают эксперты на счет перспектив золота, серебра, платины, палладия?
Если рассуждать о золоте, то кто бы что ни говорил, а центральные банки продолжают действовать как ключевой якорь спроса. Ведь «геополитический фактор», а именно действия Трампа, никуда не делся. Как итог — в конце минувшего года аналитики Commerzbank повысили прогноз по золоту до $4900 к концу 2026 года (во вторник оно почти вернулось на эти уровни).
Отметим, что в январе некоторые эксперты допускали рост золота даже до $6000 к декабрю. Основные же прогнозы экспертов на 2026 год были такими:
Серебро также продолжит дорожать на фоне той же ситуации вокруг Гренландии, угроз Трампа о введении пошлины в размере 10% на товары из главных экономик Старого Света (Франции, Германии, Великобритании), а также стран Северной Европы и Нидерландов и увеличения спроса на активы-убежища. Хоть это и не основной фактор в этом случае.
Даже на фоне недавнего обвала предсказания о росте цен на серебро сбываются: во вторник мартовские фьючерсы торговались на отметках около $83,7.
В целом резкий рост интереса к физическим активам (не только драгметаллам) намекает на то, что впереди у биржевого рынка новые времена. А может, вспышка уже случилась и белорусам не стоит рассматривать инвестиции в драгметаллы? Или же имеющим средства для игры на бирже белорусам стоит присмотреться к этим активам?
К примеру, золоту — самому понятному из всех. Ведь центробанки по всему свету вслед за Китаем покупают в резервы в основном его. Или подорожавшим к концу января 2026-го серебру, палладию и платине? Ведь как сырье они наверняка будут и дальше подниматься в цене.
По мнению Александра Шкута, желающим вложиться в драгметаллы в первую очередь надо понимать, что этот актив сам по себе не дает никакого положительного денежного потока, как, например, акции или облигации. А дает только отрицательный, поскольку инвестору нужно где-то хранить металл, что создает дополнительные издержки.
— Прибыль для инвестора металл может перенести только в случае, если его розничная цена увеличивается, в отличие от других вариантов игры на бирже. При инвестициях в металлы можно рассчитывать на то, что инвестор получит доходность на длинных промежутках времени, примерно равную инфляции. То есть тем, кто рассматривает металлы в качестве инвестиции, не следует ожидать высокой доходности. Это скорее надежный способ сохранить свой капитал, а не приумножить, — считает эксперт.
Как объяснил инвестиционный банкир, способов инвестиций в металлы несколько. Первый — слитки или инвестиционные монеты, то есть покупка физического металла.
— Этот способ подойдет для тех, кто не собирается в обозримой перспективе продавать свою инвестицию. Долгосрочный горизонт в инвестициях — это обычно 15—20 лет, то есть если планируется держать слитки в долгосрочной перспективе, то они могут подойти в качестве способа инвестирования, — отметил Шкут.
Основной минус в слитках — большая разница между ценой покупки и продажи — к примеру, спред Нацбанка Беларуси составляет около 9%. Кроме того, слитки нужно где-то хранить, следовательно, весьма вероятны затраты на аренду банковской ячейки.
— Еще один фактор, влияющий на доходность от покупки золота у Нацбанка, это дисконт: не факт, что при продаже в других странах у вас купят «белорусское» золото по аналогичной цене, — пояснил эксперт.
К счастью для желающих вложиться в драгметаллы, покупка золота — вовсе не единственный вариант для тех, кто хочет инвестировать не в акции, облигации или крипту.
— Второй способ, и он наиболее эффективный (если у инвестора есть открытый брокерский счет) — ITF-фонды. Например, на золото самый крупный фонд GLD. Такие же есть и на серебро, платину, палладий, — пояснил Александр Шкут.
Третий вариант, который доступен для белорусов, это обезличенные металлические счета в банках, но они также доступны и для тех, кто проживает не в Беларуси.
— Огромное количество банков, финтех-компаний, платежных систем предоставляет возможность покупать «цифровое» золото. Данный способ с точки зрения эффективности опять же лучше, чем физическое золото, поскольку разница между ценой покупки и продажи будет меньше, как и издержки на хранение, — пояснил Шкут.
Обезличенные металлические счета (ОМС) — это банковские счета для учета драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) в граммах без указания индивидуальных признаков слитков (номер, проба, производитель). Это инструмент безналичного инвестирования, при котором владелец зарабатывает на росте рыночной цены металла, не храня его физически.
Он добавил, что есть и четвертый вариант вложений в металлы — инвестиции в золотодобывающие компании или в компании, добывающие другие драгметаллы.
— Однако, если следить за корреляцией акций таких компаний и движением цен на золото, серебро, платину, палладий, то она непрямая, иногда даже отрицательная. Поэтому купить акции золотодобывающей компании и купить золото — не совсем одно и то же, — пояснил эксперт.
Но и вышеописанными вариантами способы вложения в драгметаллы сегодня не ограничиваются. Как рассказал Александр Шкут, на текущий момент существует большое количество дополнительных инструментов на то же золото, которые привязаны к цене этого металла.
— Это золотые облигации, различные токены, привязанные к доллару, фонды, которые можно найти как на российском, так и на белорусском, зарубежных рынках. Однако надо обращать внимание на риск эмитента, поскольку иногда он может не компенсироваться дополнительной доходностью. И в этом случае целесообразнее выбирать более консервативные способы, такие как обезличенные счета, — дал совет эксперт фондового рынка.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by