«На рисовании можно зарабатывать». Ушла из IT и в кризис открыла художественную школу

Автор: Кристина Сухаревич. Фото: Максим Малиновский
25 июля 2021 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Анастасии Карнач 31 год, и в прошлом она дизайнер в сфере IT. Девушка имела хороший заработок, для зарубежных заказчиков из Америки, Австралии и Европы разрабатывала сайты и мобильные приложения, выполняла заказы по отрисовке иллюстраций. А потом поняла, что хочет большего, и открыла свою школу рисования в Минске.

Тягу к творчеству Анастасии привили родители. Они освоили технические специальности, но любили картины и покупали их в дом, окружая себя красотой и творческой атмосферой, а дочку отдали на занятия рисованием.

— Рисовать мне нравилось с самого детства. Мой двоюродный дедушка Петр Алексеевич Карнач был художником. Он долгое время работал в Академии наук, занимался исследовательской деятельностью. Написал книгу о наших белорусских художниках-декораторах, которые рисовали для театров. Он мало того что сам рисовал, так еще и взаимодействовал с другими художниками и писал о них книги.

Помню, как впервые зашла в студию дедушки и ощутила запах растворителя. Этот запах до сих пор ассоциируется у меня с глубокими детскими переживаниями. Меня поражало, как у человека из ничего на пустом листе бумаги получается что-то создать, это же волшебство! Дедушка рано ушел из жизни, поэтому я плохо его помню. Но его картины меня вдохновляют, я рисую его кистями и чувствую с ним связь.

«Дизайн в IT — это решение бизнес-задач, а мне хотелось творческого самовыражения»

Детское увлечение не привело Анастасию в Академию искусств, и профессию художника она не получила: в какой-то момент потеряла интерес к рисованию и пошла учиться на менеджера международных культурных связей. Но от судьбы не убежишь.

Девушка ни дня не проработала по специальности. Имея опыт рисования, легко нашла работу дизайнера в IT. И все было хорошо до определенного времени — пока не поняла, что в работе больше бизнеса, чем творчества.

— Меня настигло выгорание, и я начала искать выходы из этого состояния, которое уже начало отражаться на здоровье. Дизайн в IT — это решение бизнес-задач, а мне хотелось творческого самовыражения. Пробовала петь, танцевать, рисовать, фотографировать. Пыталась как-то себя перезагрузить, копила знания. И поняла, что хочу сделать делом своей жизни — помогать людям перезагружаться. Это было мне ближе, хотя я боялась потерять профессию дизайнера, ведь сфера IT более востребована, а как зарабатывать на рисовании, мне было непонятно.

Получается, что именно эмоциональное выгорание и усталость от привычной работы стали толчком к открытию своего дела.

Анастасия делает акцент, что рисование — это не только кисти и краски. Это возможность «заземлиться», погрузиться в состояние «здесь и сейчас», расслабиться и ощутить спокойствие.

— Когда мы учимся рисовать, то приобретаем навык по-новому смотреть на вещи — не поверхностно, а в глубину. Мой преподаватель говорил, что у каждой вещи есть семь покрывал. Мы можем смотреть поверхностно, но если будем наблюдать дольше, то увидим что-то еще, как бы по очереди снимая покрывала. Это невозможно сделать, когда отвлекаешься на посторонние мысли. Поэтому благодаря творчеству и рисованию, спорту, йоге (они имеют схожие моменты) можно перезагрузить свой мозг. Жизнь сейчас очень быстрая, мы много анализируем, и такие остановки нам очень помогают.

«Кажется, мы получили помощь из космоса»

Никогда раньше Анастасия не думала, что рисование станет ее бизнесом. Решение начать собственное дело было спонтанным — во время разговора со своим молодым человеком Анастасия сказала, что было бы хорошо открыть школу. Он ответил: «А давай», и все пошло.

Девушка говорит, что для нее было важным создать в школе такую же обстановку, как дома на уютной кухне, устроить место, где можно встречаться и общаться. Именно этого Анастасии не хватало в других студиях, куда она сама ходила учиться.

— Мне кажется, мы получили помощь из космоса. Помещение для школы нашлось буквально за неделю. Как только увидели его, сразу влюбились и решили, что студия должна находиться именно тут. Здесь хороший вид из окна, а это влияет на состояние, в которое человек погружается во время рисования.

Делать серьезный ремонт не пришлось, только перекрасили стены: они были унылого серого цвета. Практически всю мебель смастерил молодой человек Анастасии, хотя он не строитель. Материалы успели закупить в обычном строймаге еще до повышения цен. Мольберты, которые продаются в магазинах для творчества, не подошли — там предлагают либо детские, либо громоздкие, рассчитанные на домашнюю студию. Нашли частного предпринимателя и заказали у него по хорошей цене. Передники для учеников закупили в интернет-магазине, а знакомые помогли нанести логотип.

Большой вопрос возник с красками, их пришлось закупать у поставщиков в Китае. Почему именно там, ведь примерно по такой же цене есть варианты, доступные к покупке в Беларуси? Анастасия говорит, что китайские краски — идеальный вариант, особенно для новичков, ведь у них большая палитра. Вот только ждать их приходится очень долго. Но разве это проблема? Главное — все материалы доступны, не то что раньше.

— Художники Средневековья вызывают у меня огромное восхищение. Не было материалов, нельзя было пойти купить краску в тюбике — нужно было камешки натирать. А как они учились рисовать? Сейчас мы можем рисовать по фотографиям, нам уже не нужна натура, чтобы посмотреть, как свет падает на кожу. Ты сфотографировал — и сиди себе, повторяй. А тогда нужно было заставить человека сидеть ровно, и художник понимал: у него есть два часа, потом натурщик уйдет, еще нужно ему заплатить. Сейчас намного проще рисовать, для этого есть все.

«В плюс пока не вышли, работаем над этим»

На обустройство студии и подготовку к открытию ушло два с половиной месяца. Это был довольно сложный период: сил вкладываешь много, а результата особо не замечаешь. Но когда пришли посетители школы, душа ее владелицы ликовала. Первые две недели занятия были бесплатными.

— В целом открытие студии обошлось примерно в $10 000. В плюс пока не вышли, но работаем над этим. Рассматриваем разные рынки привлечения клиентов, еще рано делать выводы. Мы анализируем ситуацию, слишком мало времени прошло.

Сколько стоило открытие школы?

Аренда + коммунальные платежи сразу за 3 месяца $3500
Мебель $1500
Материалы $1500
Минимальный ремонт $400
Техника $1000
Итог:  $8900

Так родилась школа Svetoten, которая уже пару месяцев работает в Минске. Здесь учат рисовать маслом, акрилом и акварелью, а также преподают академический рисунок карандашом (последнее ориентировано больше на поступающих в вузы). Хозяйка хоть и рисует, но не преподает — этим занимается нанятый профессионал с художественным образованием. Анастасия делает акцент: рисовать может каждый.

— У многих людей есть ощущение, что рисовать — это очень сложно. Ноги растут из глубокого детства, когда первое наше знакомство шло через детскую акварель низкого качества — этими красками невозможно нарисовать ни-че-го. Если вы дадите эти краски профессиональному художнику, он тоже ничего не сможет нарисовать — не говоря уже о бумаге, которую дают в школе и которая вообще не предназначена для акварели.

Уроки, что уж скрывать, не из дешевых: разовое занятие «Живопись маслом» стоит 30 рублей. Зато все материалы включены, не нужно искать и таскать с собой мольберт с кистями и красками. А главное — приходят не только за уроками по рисованию.

— Ученики говорят, что отдыхают здесь. Часто посещают нашу школу мамочки в декрете, они не хотят отсюда уходить. Недавно у нас в первый раз была девушка, она рисовала картину четыре часа. Я спросила: а вы не устали? Она ответила: «Вы знаете, у меня дома дети, и здесь я так расслабляюсь, что мне все в кайф».

Рисовать можно не только для души. В планах Анастасии — учить людей зарабатывать на своих картинах.

— Рисование — это не баловство. Мы хотим плотно работать над тем, чтобы показать людям: можно зарабатывать на рисовании, продавать свои картины вне зависимости от того, есть у человека образование или нет. Мы хотим еще и давать консультации — объяснять, как участвовать в выставках. Чтобы люди понимали, какие там условия, что от них требуется. Пока мы сами изучаем эти вопросы.

«Пока проблем нет, кроме одной»

— Единственная наша проблема — это продвижение. Бюджет ограничен, я никогда этим не занималась, и мне приходится осваивать новую профессию. Разбираться, как вести инстаграм, как делать рекламные посты. Конкретно здесь, в школе, у меня нет проблем, был только один казус: преподаватель опоздал на 10 минут, за это мы подарили ученику бесплатное занятие, он был доволен. Но реклама — то, в чем я ничего не понимаю, здесь для меня все новое. Нет готового решения, никто не скажет: сделайте так — и все будет хорошо. Бывает, вкладываешь в рекламу $10 и приходит много клиентов, а бывает, вкладываешь $100 — и никого. Открыть студию легко, сложно ее раскрутить, чтобы люди о ней узнали. Даже если ты хорошо делаешь свою работу, о тебе никто не узнает, если не работать с продвижением.

Сейчас Анастасия занимается развитием школы, в планах — заняться организацией онлайн-курсов.

— Моя школа — это океан, где много неизвестности. Я чувствую себя на своем месте. Понимаю, испытания будут и я нахожусь только в начале пути. В стране кризис, а мы продаем услугу не первой необходимости. Будем искать пути заработка, если не офлайн, то онлайн. Даже если сюда никто не будет ходить, школа превратится в студию, я найду себе художников и будем рисовать на продажу.


Топовые «китайцы» против Dyson. Сравнительный тест беспроводных пылесосов


«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by