Попросили экономических экспертов объяснить, что означают для нас формулировки опубликованных интеграционных программ и почему их количество постоянно меняется.
Вопрос интеграции Беларуси и России периодически поднимался с 1999 года. В 2019 году это произошло в очередной раз, и общественности сообщили, что для этого потребуется подписать 31 специальный документ — дорожные карты. Текст никогда официально не публиковался, и оставалось только догадываться, что подразумевает эта интеграция. Потом не раз звучали заявления, что данные карты «практически подписаны», но их итоговое количество менялось, как и название — вместо дорожных карт стали использовать «союзные программы». Мол, все сделано, осталось решить лишь самые проблемные вопросы — цены на нефть и газ.
И вот 10 сентября 2021 года прошло совместное заседание министров Беларуси и России, по итогам которого были одобрены итоговые 28 дорожных карт. По словам российского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, согласование этих программ — не финальная точка российско-белорусской интеграции, и все будет продолжаться. Утвердить программы планируется 4 ноября.
Опубликованный текст союзных программ конкретикой не отличается. По словам экспертов, 28 дорожных карт оставляют ровно столько же вопросов, сколько и было до их публикации.
— То, что опубликовали хоть что-то, — уже успех. Кажется довольно безумным, что на это согласовывание понадобилось нескольких лет. Даже при вступлении в брак у нас есть более четкие правила насчет прав и обязанностей сторон, а тут речь идет об интеграции двух государств. Пока это только общие формулировки длиной в пару абзацев, — комментирует Лев Львовский*. — Практически все пункты очень размытые — «гармонизация», «синхронизация», достигнута договоренность, что в 2022 году нацбанки стран должны решить что-то… Не понятно, что подразумевается под гармонизацией — это значит делать как в Беларуси или как в России или найти какой-то компромисс? Этого в картах не прописано, и абсолютно не понятно, как это будет решаться на практике. Есть законы, которые выгоднее России, есть — которые выгоднее нам, есть законы и практики Росиии, которые объективно лучше белорусских, а есть и законы и практики Беларуси, которые современнее российских. Есть места, где вообще не может быть никакой гармонизации, ведь наша макроэкономическая политика отличается от российской — нам угрожают совсем другие шоки. Так что ничего судьбоносного в этих картах (как минимум пока) нет, и о сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства даже речи пока не идет.
На данный момент текст соглашений говорит только о том, что Россия и Беларусь «договорились и дальше договариваться».
— Для нас опубликовали не фактическое, а краткое содержимое соглашений, каждый пункт которого начинается со слов о том, что надо что-то унифицировать, сближать или гармонизировать. То есть никаких конкретных договоренностей еще нет, и каким образом наше законодательство будут сближать и гармонизировать — станет ясно после подписания, — объясняет Вадим Иосуб*.
Зачем оглашать дорожные карты, в которых ничего конкретного не написано? Например, чтобы успокоить общество.
— Во-первых, это некий промежуточный итог, а во-вторых — таким образом власти пытаются снять озабоченность части общества и экспертного сообщества, которые из-за секретности вокруг этих карт беспокоились о возможной передаче суверенитета, — считает Вадим Иосуб. — Какие-то карты объединили, какие-то — исключили, но что именно изменилось, никто, кроме участников переговоров, не скажет. Было время, когда говорили о так называемой 31-й карте, в которой видели риск для суверенитета. Но сейчас понятно, что Александр Лукашенко не намерен делиться суверенитетом ни с кем. Что касается унификации, она может коснуться разве что довольно узких вещей — транспорта, логистики, транзита. О полной унификации налогового законодательства или кредитно-денежной политики речи не идет.
*Лев Львовский — старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC. Имеет степень PhD в области экономики, в университете Айовы защитил докторскую по экономической демографии. Гражданин России, шесть лет жил в США, последние три года живет в Беларуси.
*Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005 года — на российском фондовом рынке.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро