В последнее время билеты на концерты и спектакли стали напоминать лотерейки: купи и испытай свою удачу. Никто не дает гарантии, что мероприятие состоится. Никто не обещает, что деньги вернут в положенные законом 7 или 14 дней. Мы уже писали, как люди массово и не очень успешно пытались вернуть деньги за билеты на фестиваль The Veska. Или на отмененный концерт группы «Би-2». Кажется, проклятье перешло на театр.
Наш читатель Сергей еще весной 2021 года купил за 250 рублей два билета на спектакль «Все о мужчинах» и планировал посмотреть его 27 мая в концертном зале «Минск». Представление не состоялось. Досадно, но ладно. Главное, чтоб вернули деньги. А вот с этим возникли проблемы.
— Билеты я покупал на «Квитки.бай», спектакль отменили без объяснения причин. Я обратился в «Квитки», потому что билеты брал у них, там мне порекомендовали звонить организатору и сказали, что таких, как я, очень много, — рассказывает Сергей.
Он написал организатору письмо — в компанию «Анчелиза». Ответ пришел от театрального агентства «Гастроли-Бай», в нем говорилось, что для возврата денег необходимо заполнить заявление. Мужчина так и сделал, но деньги ему не вернули и попросту перестали отвечать на письма, дозвониться в офис тоже не удалось.
— Потом оказалось, что мой товарищ, который работает в совсем другой сфере, снимает бывший офис «Анчелизы». Он сказал, что каждый день к ним приходят десятки людей, которые хотят вернуть свои деньги, но компания съехала еще год назад, — продолжает наш читатель.
На нашем форуме билеты от «Анчелизы» начали обсуждать еще весной этого года.
Аналогичная ситуация сложилась у Алены, разве что билеты были на другой спектакль и сумма там побольше — 350 рублей. Она пошла в суд и выиграла. Деньги ей пока не вернули.
Мы безо всякой надежды попытались дозвониться в «Анчелизу» — номер недоступен. Также мы делали попытки связаться по номеру, указанному на сайте «Гастроли-Бай» в графе «Официальные контакты», — тоже безуспешно. На наше письмо, отправленное по электронной почте во вторник, 21 сентября, нам так и не ответили к вечеру 24 сентября, то есть за четыре рабочих дня. Зато мы отыскали номер компании «Гастроли-Бай», когда воспользовались платным доступом к информации на сайте Kartoteka.by. Трубку никто не снял, однако в мессенджере ответили очень быстро:
«Все клиенты, кто обращается на почту, с сентября получают возвраты. Почта та же, g-business@list.ru, заполнять новый бланк не нужно. Достаточно написать номер счета и номер договора с той же почты, что и ранее».На эти слова мы возразили, что на письмо от редакции по данному адресу нам не ответили за 4 рабочих дня. «Вам не ответили, а клиентам отвечают», — уведомили в мессенджере.
Также нам сообщили, что конкретно наш читатель не указал в своем заявлении на возврат номер банковского счета IBAN (хотя Сергей говорил нам, что образец заявления предоставлял организатор). «С сентября возвраты по номеру карты не проводятся. Ему сделают возврат. Пусть пишет точные данные на почту», — ответили представители компании «Гастроли-Бай».
Возникли у нас и другие вопросы: «Почему некоторым пришлось обращаться в суд, раз вернуть деньги так просто?» — «Это выбор клиента». — «Почему именно „Гастроли-Бай“ возвращают деньги за отмененные спектакли организатора „Анчелиза“?» — «Это наши юридические вопросы!» — заключили в театральном агентстве.
В Региональном обществе защиты прав потребителей сообщили, что к ним обращались за помощью люди, которые пытались вернуть свои деньги у компании «Анчелиза» за отмененные спектакли «Территория счастья», «Влюбленный с Монмартра», «Спасатель», ток-шоу «ПрожекторПерисХилтон».
Юрист Регионального общества Никита Добросельский объяснил, что потребитель имеет право вернуть деньги за отмененный концерт на основании статьи 31 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В случае переноса концерта можно требовать возврата средств за билет на основании статьи 38-1, то есть в одностороннем порядке расторгнуть договор оказания услуг со стороны потребителя.
— Требования о расторжении договора и возврате денежных средств необходимо заявить не распространителю, а организатору мероприятия. Распространитель в данном случае не несет никакой ответственности ввиду того, что он является посредником между организатором и потребителем.
Если организатор не выходит на связь, потребителю стоит составить письменную претензию в адрес организатора и прописать в ней все свои требования, — рассказал юрист.
Претензию нужно направить заказным письмом с обратным уведомлением на юридический адрес организатора, который можно найти на его сайте. Если адрес не указан, можно сделать запрос в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Квитанцию об отправлении необходимо сохранить, чтобы отследить дату получения организаторами претензии, также она понадобится в суде для подтверждения факта отправки письма.
— Срок удовлетворения требований потребителя в данном случае составляет семь дней при расторжении договора по статье 31, четырнадцать дней по статье 38-1 и будет исчисляться со дня, следующего за днем получения исполнителем претензии. Направляя претензию на юридически адрес исполнителя, потребитель тем самым соблюдает предусмотренный законодательством порядок досудебного урегулирования спора для того, чтобы в дальнейшем обратиться в суд за защитой своих прав, — говорит Никита Добросельский.
Есть смысл обращаться в суд, если ваши требования не удовлетворены в установленные законодательством сроки, если организатор не получил претензию либо отказал в удовлетворении требований. Однако, говорит юрист, если суд примет решение в вашу пользу, это не дает вам стопроцентной гарантии того, что вы вернете свои деньги.
— Существует большое количество юридических лиц, которые не исполняют решения суда и, к большому сожалению, не возвращают денежные средства, при этом продолжая осуществлять предпринимательскую деятельность, — замечает Никита Добросельский.
После вступления в законную силу решения суда обратитесь в суд за исполнительным листом. Потом отправляйтесь в отдел принудительного исполнения по месту регистрации ответчика для возбуждения исполнительного производства.
После того как исполнительное производство возбуждено, регулярно напоминайте о себе в отделе принудительного исполнения — узнавайте о применении мер для обеспечения исполнительного документа.
Также можно поторопить должника, если обратиться в суд с заявлением (звучит сложно) о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Если ваш должник ИП, через суд можно добиться наложения запрета для него на выезд за границу, на право управления транспортным средством, посещения игорных заведений и так далее. Если должник юридическое лицо, то можно поспособствовать запрету на выезд с территории Беларуси директора и главного бухгалтера компании.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by