На картинке вещь выглядит круто, но сколько она стоит? Так уж повелось в Instagram, что цена зачастую становится тайной за семью печатями. Сначала нужно задать вопрос о стоимости в комментариях, и только потом в директ продавец называет конкретные цифры. Зачем все так усложнять?
Объясняя свою позицию, продавцы обычно ссылаются на запрет продавать товары в социальных сетях. Мол, есть закон, мы его соблюдаем, поэтому цены не указываем. Есть также мнение, что бесконечные вопросы в духе «Сколько это стоит?» помогают раскручивать пост в ленте: чем больше комментариев, тем лучше это для алгоритмов. Но потенциальным покупателям зачастую эта переписка не нравится. Периодически люди срываются и пишут гневное «А где цены? Ну сколько можно?»
Запрета на указание цен в соцсетях в белорусском законодательстве нет, объясняет юрист компании REVERA Анастасия Рудкевич. Но популярное заблуждение родилось не на пустом месте. Дело в том, что торговля в интернете в Беларуси разрешена только с использованием интернет-магазина, сведения о котором включены в Торговый реестр.
— Для белорусских интернет-магазинов действует требование об обеспечении белорусского хостинга и (или) домена сайта интернет-магазина. Это значит, что страница в Instagram, на которой размещается информация о товарах, в Беларуси не может самостоятельно выступать в качестве интернет-магазина, а может быть лишь его рекламной площадкой.
В Instagram владелец интернет-магазина имеет право рекламировать свой товар, но обязан при этом учитывать требования, установленные законодательством о рекламе.
В Законе о защите прав потребителей прописано, что продавец должен довести до сведений покупателя информацию о цене товара и условиях его оплаты до заказа товара.
Выходит, что цены указывать в соцсетях никто не запрещает. С точки зрения заботы о покупателях, напротив, это делать правильно. А вот принимать заказы через директ, как делают многие предприниматели, не стоит: это как раз нарушение.
— Признание информационного ресурса интернет-магазином не зависит от размещения на нем цен на товары, а зависит от возможности покупателя оформить через него заказ, — подытоживает юрист.
Если продавец торгует в Instagram без создания интернет-магазина, его могут привлечь к административной ответственности (штраф от 10 до 25 базовых величин) за несоблюдение требования о нахождении на территории Республики Беларусь сервера, на котором размещен сайт интернет-магазина (ст. 23.9. КоАП).
Продавца, который открыл интернет-магазин, но принимает заказы в директе через Instagram, также могут привлечь к ответственности. Согласно п. 1 ст. 13.11 за нарушение правил торговли, например торговлю не через интернет-магазин, информация о котором внесена в Торговый реестр, предусмотрен штраф в размере до 10 базовых величин.
За предпринимательскую деятельность без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией до 100% от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности (п. 2 ст. 13.3 КоАП).
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро