Скидель — маленький тихий город недалеко от западной границы. Здесь родился и вырос Сергей Евгеньевич, которому сейчас 53 года. Он служил на флоте в печально известном Видяево в России — том самом, где базировался «Курск». Потом вернулся домой, работал в колхозе и на заводе. Последние шесть лет он занимается семейным бизнесом — развивает магазин «Удачный» на окраине города. Туда мы и отправились, чтобы узнать, как сейчас себя ощущает торговля на периферии.
Сергей Евгеньевич смущается при нашем появлении. С улыбкой признается: не любит публичности. Сразу же пытается напоить нас чаем с шоколадным печеньем и начинает свою историю.
В скидельском магазине «Удачный» на улице Гагарина продается необходимый минимум для сада и огорода — начиная от семян и удобрений, продолжая лопатами и ведрами и заканчивая техникой вроде газонокосилок. Есть свежесрезанные цветы, про них мы расскажем отдельно. Когда семья Сергея Евгеньевича покупала это здание, которое сейчас похоже на лабиринт из-за пристроек, была задумка сделать из всего этого кондитерскую со свежей выпечкой, как за рубежом.
— Мы хотели кондитерскую со свежей выпечкой, как в Париже. Знаете, там просыпаешься — и на всю улицу стоит запах свежих круассанов. У нас с женой долгие годы витала идея сделать такое же здесь, — фразы «у нас с женой», «мы с женой» мужчина еще не раз произнесет во время нашего разговора. Она занимает важное место и в этом бизнесе, и, очевидно, в жизни Сергея Евгеньевича.
Но сделать булочную «как в Париже», чтоб на всю улицу в Скиделе стоял аромат французских круассанов, не получилось. Когда семья покупала это здание (а, по сути, это были голые стены и крыша), по проекту оно значилось как магазин непродовольственных товаров. Поменять проект не удалось, поэтому использовали план Б — и открыли садовый центр, как в Минске, который когда-то запал Сергею Евгеньевичу в душу.
— Наш магазин строился по образу минского «Садового квартала» на проспекте Дзержинского, который возле заправки United Company, я в свое время многое привез оттуда себе домой. И теперь часто бываю в Минске, захожу в ТЦ и поглядываю. Понятно, что у вас цены совсем другие. Мы провинция, у нас нет таких наценок. Мы стараемся держать цены даже не на среднем уровне, а ниже среднего. Иначе товар будет лежать долго, от этого не выиграешь.
Мужчина немного переживает, что его магазин находится на отшибе, а не в центре Скиделя (ведь именно там «весь бизнес»). Говорит, что «Удачный» мог быть успешнее в таком случае. Но, пожалуй, больше всего мешает близость города к Гродно и к границе: кто из народа побогаче, те привыкли ездить за крупными покупками туда.
— Это сейчас граница закрыта, а так половина области выезжала в Польшу, в Литву, чтоб купить что-то дорогостоящее.
Прошлым летом, когда выезды за границу уже были ограничены, у нас чуть подросли продажи садовой техники, чуть лучше стали продаваться газонокосилки, какие-то вещи от «Керхер» для сада, мотокосы.
Спрашиваем, не стареет ли город. Да и вообще, хватает ли покупателей, ведь в Скиделе живет всего 10 тысяч человек — это примерно в десять раз меньше, чем в Московском районе Минска.
— Скидель точно не город пенсионеров. Вы сами видите, это большой промышленный центр, у нас птицефабрика, комбинат хлебопродуктов, сахарный завод. Это как раз и помогает нашему магазину, здесь живут люди разных категорий, много рабочих, много специалистов. Но когда мы попытались возить брендовые вещи, эксклюзивные, то оказалось, что это не для Скиделя. Те же самые ведерки для цветов. Люди у нас небогатые и неизбалованные. Те, у кого есть деньги, сейчас ездят в Гродно. Наш контингент — это простой народ. Бабушки, дедушки, пенсионеры. К цветам это не относится, цветы берут все.
— Зато остались интернет-магазины с доставкой. Как вам конкурировать?
— Мы не загибаем цены. Понимаем, что человеку в Скиделе проще заказать доставку, если там будет дешевле. Но у нас свои плюсы: есть скидочные карты, сертификаты, рассрочки, все эти «Халва», «Магнит» — с этим мы работаем.
Одна из особенностей магазина — это большая витрина со свежими цветами. Собственно, мы вышли на «Удачный» через его цветочный аккаунт в Instagram — Charme Flowers с очень милыми букетами. Их делают именно здесь, в «Удачном». Но где нашли флористов в Скиделе? Кому продают дорогие букеты?
— Все мои девочки-продавцы — они же параллельно и флористы. Они у нас умнички, на них мы и держимся, наша надежда и опора, штатного флориста у нас нет. Где учились? Интернет! Любой продавец, а у нас их четверо, все делает. Когда мы только открывались, многое делала моя невестка и сын, они много помогали. Искали формы, как можно работать с цветами.
Сейчас мы одну девочку отправили на курсы флористики в Гродно. Ну, правда, она заявила, что там ничего особо нового не рассказали. Объяснили, как работать с цветами, и дали несколько искусственных цветочков, чтоб они сделали букеты. Это все по большому счету, как я говорю, теория.
А я девочкам всегда говорил: берите цветы с витрин, крутите букеты, фантазируйте, не бойтесь. Интернет сегодня большой помощник.
Я так говорил, Наташа? — обращается к женщине-продавцу. — Они мне отвечали: «Я боюсь испортить цветы». Не бойся! Испортишь — значит, выбросим! Один раз испортишь, второй, а на третий все сделаешь.
— Вижу на витрине букет за 55 рублей. Неужели продадите?
— Наташа, продадим? Продадим! Если стоит, значит, продадим.
Цветы пусть и слабовато, но продаются даже сейчас. Продавец нам подсказывает, что в Скиделе их берут на свадьбы, на дни рождения. Незадолго до нашего прихода зашел парень и взял букет для своей девушки. Бывало, дети, которые давно уехали за границу, звонили в «Удачный» и заказывали доставку цветов для своих родителей в Скиделе.
Сергей Евгеньевич печалится, что в дела цветочные вмешалась пандемия: люди стали реже праздновать юбилеи, меньше делают праздники в ресторанах — это сказывается на продажах букетов. Вообще, пиковые продажи цветов приходятся на праздники, конечно же, но и сюда закралась печаль.
— Раньше на 1 сентября детки всегда шли в школу с букетами, а теперь это не надо. И на выпускной цветы уже не надо. Пошла такая тенденция, я ощутил это на себе. Еще несколько лет назад цветы было особенно востребованы в пиковые праздники — на 8 Марта, День влюбленных, выпускной, 1 сентября и на День матери. С цветами за последние годы стало тяжело. Мы даже до открытия магазина замышляли, что все помещение могло быть цветочно-сувенирное, если бы в Скиделе было больше движения. Но что есть, то есть.
Мы стоим рядом со столом для флориста. На нем композиция из живого нобилиса — ее тоже сделали те самые «девочки, на которых здесь все держится», над ним — покрашенная в серебристый ветка дерева, украшенная золотыми снежинками (а могли бы купить целлофановые в магазине «Три цены» и облепить ими окна, как это делают во многих магазинах). На подоконнике большой выбор, с несколько десятков, атласных лент для букетов, из упаковки — гофрированная бумага, цветная пленка, джутовое волокно, сизаль.
В семейном магазине Сергея Евгеньевича много красоты в мелочах. Да и само здание выглядит очень аккуратно для магазина, который работает уже шесть лет: гладкие однотонные стены, идеально ровная плитка у входа, белые полки витрин. Люди, которые все это создавали, явно ценят красоту. Откуда эта тяга к эстетике?
— Когда мы еще открывались, сразу были такие настроения, что если делать, то хорошо и красиво. Делать красивое здание, красивую рекламу — она к вечеру засветится. Бывает же, заходишь в магазин, а там все навалено кучами, народ ходит, разбирает — для нас это неприемлемо. У нас товар стоит, может, и не совсем хорошо, но мы стараемся. Все должно выглядеть красиво для родного города, чтоб было приятно зайти.
Мне довелось немножко побывать за рубежом. Я увидел, что там люди по-другому смотрят на жизнь. Теперь много езжу по нашей стране и часто не понимаю людей: ну нет денег, нет того, нет сего. Но навести элементарную красоту возле дома, поправить или выбросить сгнивший забор, посадить вместо него несколько кустов спиреи (из нее можно сделать живую изгородь, если постричь) — для этого же много не надо. Наверное, это культура наших людей. Надо отдать должное, что и в Беларуси есть чистота, и многие иностранцы это отмечают. Но, к сожалению, чистота у нас не везде. Не все могут элементарно навести красоту возле дома — мне больно за это.
Мы не могли обойти вопрос, приносит ли «Удачный» Сергею Евгеньевичу и его семье сверхприбыли. Мужчина говорит, что пока «положить что-то в карман» особо не удалось. Практически все, что магазин принес, пришлось в него же и вложить — уже потратились на расширение, есть и другие планы, которые требуют денег. Сейчас на магазин давит еще и сезонный фактор. Лучшее время для продаж — в марте, апреле, мае, июне. Потом все затухает. Сейчас и вовсе почти тишина. Весной в магазине невозможно развернуться — много покупателей. А при нас за полтора часа зашло человек пять, не больше.
От темы бизнеса разговор снова плавно перетекает к проблемам маленького городка. Говорят, главная беда периферии — это пьянство.
— Могу вам точно сказать, что даже на селе люди пьют меньше, и у нас в Скиделе тоже меньше. Почему люди на селе пьют?
— Нет работы?
— Должен быть культурный досуг. Когда я был студентом, я играл в КВН. В свое время занимался теннисом, был в сборной области. Я помню, как в Скиделе была разруха, молодежь спивалась. Это было от безысходности, они ничего не делали. А должна быть движуха, драйв, секции, спорт, кружки. Я не аскет и могу выпить по праздникам. Но когда тебе некогда лазить по углам и дурью маяться, то у тебя нет ненужных мыслей. Я знаю, в колхозах многие руководители идут по этому пути: создают спортзалы, открывают секции, чтобы народ в выходные или вечерами после работы мог куда-то пойти, чтоб человек не считал, что он находится на задворках истории.
Спрашиваем, неужели человеку, который так рассуждает, который в 53 не боится заниматься собственным делом, никогда не хотелось уехать из маленького города?
— Я здесь живу, здесь вырос, здесь мои родители. Уезжать? Зачем?
На прощание Сергей Евгеньевич дает нам с собой букет и снова печалится, что, может, зря согласился на интервью. Несколько раз желает хорошей дороги — уже темнеет, дорога из Скиделя в Минск дальняя, а на улице мокрый снег... Хочется верить, что у этого маленького магазинчика на периферии все сложится.
Если вы считаете, что ваша история бизнеса достойна того, чтобы о ней написал Onlíner, — отправьте письмо на ksu@onliner.by.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by