Через пару месяцев мы будем грустить и готовиться к хурме, а пока единственная боль от полок с фруктами и ягодами в том, что невозможно съесть все и сразу. Пробелы могли образоваться из-за продуктового эмбарго, но для фруктов сделали послабления, и теперь никто не может с упреком посмотреть на испанские нектарины или греческую черешню. Тем временем где-то в тени контрсанкций мирно выросли белорусские абрикосы и персики, которые никто не запрещал, но все равно у вас не так много шансов с ними встретиться. Как так?
По идее, белорусские персики и абрикосы, как и все выросшее поблизости, должны выходить из подполья где-то в районе Комаровки. Но все, что нам встречается, — это ценники «слива + абрикос» (что бы это ни значило).
Отдельно белорусские сливы есть, абрикосы на Комаровке не обнаруживаются. Географической дискриминации нет, на брестском рынке сейчас тоже покупают плоды из Молдовы, Узбекистана и Армении. Конечно, это не социально значимый товар, но если в нашей жизни случились белорусские креветка и арбуз, то чем абрикос хуже?
Позже разные фермеры нам скажут: это не лучший год для абрикосов, ждите следующего, у многих эти фрукты закончились, не успев толком начаться. А даже если бы год признали успешным, то массовость — не самая сильная сторона белорусских абрикосов.
А что насчет персиков? Они массово всплывали в белорусских новостях, когда на границе с российской стороны неистово давили бульдозерами все подряд, в том числе пушистые поверхности.
Но то были турецкие плоды, которые ехали издалека и связались не с теми сертификатами.
Настоящие белорусские персики таких путешествий не совершают. Поэтому мы взяли и поехали к ним сами.
Это Смолевичский район, фермерское хозяйство «Кастко». Здесь знают все про яблоки, всевозможные саженцы и мед, но сегодня мы приехали из-за абрикосов и персиков. Собственно, вот и они.
Вообще, абрикосы (а за ними и персики) попали сюда ради эксперимента, рассказывают Павел и Анна Костко. Отец Павла, глава фермерского хозяйства, начал здесь с классики — яблок и груш, потом уже пробовали все новое и пришли к экзотике. Хотя теперь уже белорусские абрикосы вряд ли покажутся чем-то очень экзотическим, для жителей южных регионов так точно.
Несмотря на скромный абрикосовый год, к этим плодам вопросов нет.
Достаточно крупные, с ярким фруктовым запахом. «Молдавский персик везут зеленым, а здесь его срывают спелым, за счет этого он ароматнее», — поясняют фермеры. Если любите сладкие штуки, вам должно понравиться.
Единственная претензия может заключаться в том, что для покупателей абрикосовое счастье доступно в виде саженцев. Урожай с деревьев расходится среди родственников и друзей настолько быстро, что попасть на рынок у него просто нет шансов: не те объемы. Почему так?
— В первую очередь фермеру хочется надежности. Яблоко— это надежность. А абрикос и персик — это лотерея, — объясняет Павел.
Когда продаем саженцы, всем людям говорим правду: когда вы купили яблоню, она 20 лет будет цвести и плодоносить. А что абрикос и персик? Даже если вы все сделаете правильно, не факт, что он будет жить 5 лет. Хотя выживают и намного дольше.
Очень многое зависит от сорта. Например, самые классные из абрикосов — Погремок и Триумф северный — плодоносят несколько лет. Два-три года жизни — это не показатель. Когда дереву 5—7 лет и больше, тогда можно говорить, что оно более-менее адаптировалось к нашим природным условиям.
Некоторые деревья появились незапланированно: были в гостях в Мозыре, купили ведро местных абрикосов и потом посадили косточки. Стали прививать — получились самые вкусные и ароматные в саду, говорит Анна.
— Выращивать для себя, чтобы не покупать, абрикосы и персики, виноград — это уже реальность. Мы на рынке ничего не покупаем.
Чтобы масштабировать абрикосы, нужно хорошее место: затишье, плодородная почва. Обязательно ли на юге? Климатические зоны размылись, в Смолевичском районе абрикосам теперь тоже уютно, хотя многое зависит от сорта.
Здесь же есть краснолистные нектариновые деревья. Правда, плоды в этом году появились только на одном дереве, и их уже нет.
Но одно дело — вырастить, а другое — зарабатывать на этом, говорит Павел.
— Это очень-очень рискованный бизнес. У нас косточковые в принципе рискованные: ни вишня, ни слива, ни черешня в Беларуси пока еще никому хорошего рубля не принесли. Если они вызреют, да, ты поднимешься за год очень сильно. Но следующий год можешь вообще ничего не собрать.
Есть такой вопрос, как заморозки — их не предугадаешь. В прошлом году абрикосов фактически не было, минимальный урожай.
Погибнуть из-за мороза могут не только плоды, но и само дерево. Например, резкий минус может забрать 30% урожая черешни. Если это произойдет на даче с несколькими деревьями — обидно, но не трагедия. Если такое случится с фермерской посадкой, бизнесу будет куда больнее.
— Проблема косточковых в том, что они просыпаются рано. Если брать грушу и яблоню, они спокойно спят до мая, только где-то в конце апреля начинаются почки. Очень редко бывает, что яблоня уже расцвела, а потом минус 5 градусов. А у абрикоса, персика, черешни, любых косточковых уже в марте начинается сокодвижение, по ним видно, что небольшой мороз, минус 10 — и у них стволы разрывает. Поэтому обязательна побелка, чтобы было отражение солнечных лучей и не такой перегрев ствола.
В личном подсобном хозяйстве можно ставить любые эксперименты. Если отдал 15—20 рублей за саженец, ты не умрешь с голоду от потерь. А если закладываешь гектар, это уже тысяча долларов, которая может просто сразу вылететь в трубу.
Выходит, пока путь к белорусскому абрикосу — через саженцы и дачные развлечения, а не через рынки и магазины.
— Может, тот факт, что абрикосы и персики дороже яблок, привлечет бизнес в эту нишу?
— У белорусских фермеров хватает того, на чем можно заработать. Уже пошел фундук в промышленных масштабах, голубикой не занимается только ленивый, клубникой весь Лунинецкий район усыпан, яблок и груш можно садить сколько хочешь. Если брать персик и абрикос, да, тоже можно заняться, но ввязаться в это может только очень авантюрный бизнесмен.
Персики никогда не будут расти у нас так, как яблоки. Побаловаться в своем саду — это да. Как бизнес я пока это не вижу. У нас точно не будут расти кокосы — вот точно так же есть и сорта персиков, которые нельзя здесь получить.
И кстати, дороже яблок — это не аргумент. На них тоже можно заработать. Белорусские фермерские яблоки тоже неплохо продаются, но уже в России, а здесь их место занимают польские, которые готовы заходить в сети в буквальном смысле за копейки.
Сколько должен стоить белорусский абрикос? Очевидно, ему придется играть на рынке, где цены начинаются от 3 рублей за молдавские абрикосы и упираются в потолок в 12,5 рубля за элитный фрукт из Армении.
— А есть риск, что сложно будет конкурировать с импортом и не получится продать?
— Люди покупали бы все, спрос на локальные продукты огромный. Малина, голубика, любые ягоды, яблоки, абрикосы — люди хотят покупать местное, сейчас же волна фермерства. Поэтому запрос есть абсолютно на все.
Альтернативой абрикосам может быть чудо-фрукт, который мы как раз видели на Комаровке. По вкусу кажется, что от абрикоса здесь цвет и сладость, от сливы — гладкая кожура и сок.
На самом деле это гибридная алыча, или диплоидная слива, объясняет Павел. Она адаптирована к нашим условиям и не так подвержена морозам. Так что вполне возможно, что рынки захватит именно этот фрукт, а не абрикосы.
— Сок течет, видите? Это еще небольшие плоды, бывают и в два раза крупнее. Иногда к нам приезжают и просят именно такой саженец. Некоторые абрикосы не такие вкусные, как эти сливы. Когда продают дилетанты или, скажем так, хотят немного подыграть на рынке, называют «слива-абрикос».
Еще из экзотики — актинидия. Если не слышали про такое, это микрокиви с гладкой кожурой.
— Актинидия классная! Люди в шоке: «Киви в саду? До ладно!» Но если говорить про экономический эффект, то я его не вижу. Для себя это интересно, вкусно, но в промышленных масштабах нет смысла. С одного куста можно собрать максимум килограмм — понятно, что это ягоды не для продажи. Но если ты заядлый дачник, то вырастить такое — это вау-эффект.
Что можно масштабировать в Беларуси, так это фундук, говорит Павел, и такие примеры уже есть. С одного куста можно получить 6 килограммов очищенного ореха — вполне достаточно для одной семьи. Этот орех хорошо вызревает и не мерзнет, а все, что не мерзнет, — уже перспективная вещь, говорят фермеры. Хорошо чувствует себя и грецкий орех.
— Я фанат фундука, и есть мечта о плантации. Нравится заниматься тем, что самому нравится, попробовал и можешь сказать покупателю, что вкусное. Постоянно спрашивают про саженцы облепихи, но что, если не любишь ее?
Конечно, фундук дорогой по сравнению с тем же яблоком, но плодов дает немного — тонну с гектара, в лучших садах 2 тонны. Надо хотя бы 50 гектаров земли, серьезные вложения в технику, саженцы. Если саженец персика стоит 20 рублей, то фундука — 60. Представляете, сколько это денег? Это не клубники посадить 30 соток и тысячу долларов потратить.
Фундук — это длинные деньги. Если клубнику посадил в августе и уже в следующем июне-июле собрал деньги, то фундук может 10 лет доходы выравнивать.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by