По данным одного опроса, в уже далеком счастливом доковидном 2018 году почти 90% белорусов знали, что такое «черная пятница». Но «пятницей» сезон распродаж не исчерпывается. Вслед за ней или рядом идут: «суббота для малого бизнеса», «киберпонедельник», «зеленый понедельник», «паническая суббота». Все это разные дни с разными предложениями, и в них желательно разобраться. Если «черную пятницу» приняли в большинстве стран (даже в Пакистане, Иране и Индии, где искусство торговли намного древнее, чем европейские деньги), то и другие акции к нам тоже придут.
Понятие «черная пятница» слишком размылось, и сейчас так называют любую, даже мнимую скидку. Разберемся в изначальном варианте, который действительно работал и дал старт движению. Наиболее правдоподобная версия такова:
Но это что касается названия. Рождественские распродажи начинались в этот день не только в Филадельфии, но и во многих других городах. В следующие десятилетия процесс стал лавинообразным и необратимым. Если скидки выставлял один значимый продавец, то же приходилось делать и конкурентам. Шла уже борьба скидок и яркой рекламы.
Вскоре покупатели уже ждали распродаж как само собой разумеющегося. Скидки доходили до 50—80% — причем они были реальные, а не откат после вчерашней наценки. Толпы народа приходили к магазинам еще до открытия: акционного товара всегда меньше, чем желающих купить его. Магазины стали открываться раньше, в пять утра, иногда вообще в полночь.
Вот несколько актуальных тенденций и фактов.
Объемы сезонных распродаж растут почти каждый год на протяжении 20 лет. Вот данные NRF для США (в других странах объемы на душу населения наверняка будут меньше, но рост обычно быстрее):
Год | Общие расходы за сезон распродаж | Рост к прошлому году | Расходы одного покупателя |
2002 | $416,40 млрд | 2,10% | — |
2003 | $437,60 млрд | 5,10% | — |
2004 | $467,20 млрд | 6,80% | — |
2005 | $496,00 млрд | 6,20% | $734,69 |
2006 | $512,10 млрд | 3,20% | $750,70 |
2007 | $526,00 млрд | 2,70% | $755,13 |
2008 | $501,50 млрд | −4,70% | $694,19 |
2009 | $502,67 млрд | 0,20% | $681,83 |
2010 | $528,77 млрд | 5,20% | $718,98 |
2011 | $553,26 млрд | 4,60% | $740,57 |
2012 | $567,65 млрд | 2,60% | $752,24 |
2013 | $583,52 млрд | 2,80% | $767,24 |
2014 | $611,52 млрд | 4,80% | $802,45 |
2015 | $628,17 млрд | 2,70% | $805,65 |
2016 | $646,72 млрд | 3,00% | $935,58 |
2017 | $679,24 млрд | 5,00% | $967,13 |
2018 | $691,48 млрд | 1,80% | $1007,24 |
2019 | $718,64 млрд | 3,90% | $1047,83 |
2020 | $777,35 млрд | 8,20% | $997,79 |
2021 | $886,7 млрд | 14,10% |
Главный вывод: теперь распродажи — обязательная часть торговли. Клиентам есть смысл искать скидки, продавцам все равно придется их делать.
График «черных пятниц» в ближайшие годы такой:
Cyber Monday — это первый понедельник после Дня благодарения, когда ищут максимальные скидки в покупках онлайн.
«Киберпонедельник» моложе «черной пятницы», зато его появление точно описано. В 2004 году обнаружили, что у 77% интернет-магазинов наблюдался рост заказов в понедельник после Дня благодарения. Офисные сотрудники, коих в Америке масса, возвращались на работу, но продолжали шопинг с рабочих компьютеров. Это заметили в Shop.org, отделении NRF. Скотт Сильверман, директор этой организации, и придумал термин «киберпонедельник» в 2005 году.
Продажи в «киберпонедельник» сейчас растут быстрее, чем в «черную пятницу».
Год | Продажи |
2005 | $484 млн |
2006 | $608 млн |
2007 | $733 млн |
2008 | $846 млн |
2009 | $887 млн |
2010 | $1,0 млрд |
2011 | $1,3 млрд |
2012 | $1,5 млрд |
2013 | $1,7 млрд |
2014 | $2,6 млрд |
2015 | $3,1 млрд |
2016 | $3,7 млрд |
2017 | $4,7 млрд |
2018 | $6,0 млрд |
2019 | $7,9 млрд |
2020 | $10,84 млрд |
С предыдущей таблицей не сравнивайте: там объем всего сезона, здесь — только «киберпонедельника». Кстати, это показывает одну из общемировых тенденций: онлайн-торговля теснит традиционную. Вот несколько фактов:
График «киберпонедельников»:
А вот «суббота для малого бизнеса» к нам еще не пришла. Но идея весьма полезная. На следующий день после «черной пятницы» проходят разного рода маркетинговые акции, чтобы привлечь покупателей к небольшим местным продавцам — и в традиционной торговле, и в интернет-сегменте.
«Субботы для малого бизнеса» продвигают с 2010 года. В 2011-м их поддержал Сенат США, а в 2021-м, по данным American Express, объем продаж в эту субботу в США составил $23,3 млрд. Инициативу уже переняла Великобритания, в других странах она наверняка тоже разовьется, потому что это выгодно не только продавцам, но и местному сообществу в целом.
По расчетам American Express, из каждого $1, потраченного в местном малом бизнесе, $0,67 остается в местной общине (городе, районе).
График «суббот для малого бизнеса»:
Про этот день у нас тоже мало знают. Он похож на «киберпонедельник», но не совсем.
Green Monday — это второй понедельник декабря, до 14-го числа. В этот день тоже ищут скидки в торговле через интернет.
«Зеленым» этот понедельник называют именно благодаря продажам в онлайне. Их называют более экологичными, ведь никто не ездит по магазинам на машине, сами магазины виртуальные, то есть не создают парниковый эффект отоплением торгового зала и так далее.
«Зеленый понедельник» продвигают Amazon, Walmart, Target (несмотря на то что две последние компании больше известны как сети традиционных магазинов).
Известно, что продажи в интернете достигают максимума не в «киберпонедельник», а с 5 по 15 декабря. В 2007 году eBay называл самым загруженным днем как раз второй понедельник декабря.
Но важнейшая основа «зеленого понедельника» — до Рождества остается чуть больше 10 дней — гарантированный срок доставки из интернет-магазинов в США, еще можно покупать подарки.
Статистику продаж в «зеленый понедельник» называют не так уверенно, как по «черной пятнице» и «киберпонедельнику», но кое-что есть:
Год | Общие расходы за сезон распродаж | Рост к прошлому году |
2008 | $0,859 млрд | −2,50% |
2009 | $0,854 млрд | −0,60% |
2010 | $0,954 млрд | 11,70% |
2011 | $1,133 млрд | 18,80% |
2012 | $1,275 млрд | 12,50% |
2013 | $1,401 млрд | 9,90% |
2014 | $1,615 млрд | 15,30% |
2015 | $1,408 млрд | −12,80% |
2016 | $1,621 млрд | 15,10% |
2017 | $2,059 млрд* | 27,0%* |
2018 | $2,629 млрд* | 27,7%* |
2019 | $3,454 млрд* | 31,4%* |
В 2 раза меньше, чем показатели «киберпонедельника», но все равно много.
График «зеленых понедельников»:
Panic Saturday еще называют «суперсубботой» (Super Saturday). Это последняя суббота перед Рождеством и конец рождественских распродаж. Во многих странах воскресный выходной распространяется на торговлю, и тогда «паническая суббота» — последний шанс закупиться подарками.
Объем торгов в «суперсубботу» всегда огромный. Еще в 2009 году в США писали, что выручка в этот день — порядка $15 млрд, многие бизнесы делают до 60% годовых продаж, а общий объем торгов с 21 по 24 декабря составляет 13,6% от годового показателя. Через интернет в «паническую субботу» покупают меньше: слишком мало времени на доставку.
Думаете, в «паническую субботу» нет скидок, потому что и так все купят? На самом деле скидки есть, иногда довольно интересные. Некоторые обладатели особо крепких нервов специально ждут конца распродаж, чтобы получить максимальные скидки. Дело в том, что распродажи выгодны и покупателям, и продавцам: последние тоже хотят перевести товар в деньги, пусть и без выгоды, даже с убытком, ведь им нужны свободные деньги, а не избыток товарных запасов.
«Паническую субботу» особенно отмечают в США и Польше. В других странах она тоже есть, но проходит не так организованно. У нас подобные акции обычно бывают 30—31 декабря.
График «панических суббот»:
Не все хотят участвовать в забеге за скидками, не всем нравится эта кутерьма, кто-то понимает, что, не покупая вовсе, вы экономите не 30 и не 50%, а все 100. Позиция понятная и достойная.
Те, кому не нравятся распродажи и общество потребления в целом, объявили в пятницу после Дня благодарения День без покупок (Buy Nothing Day). Пока одни штурмуют магазины, перегружают тележки непонятно чем, дерутся за вещи, другие протестуют против бездумного потребительства.
А именно:
Последние два варианта выглядят социально полезными, остальные же скорее раздражают общество потребления. Кстати, движение против потребительства в целом и распродаж в частности довольно старое. День без покупок стали отмечать в Канаде в 1992 году, а в США в 1997-м его назначили на «черную пятницу». До сих пор его так и отмечают, правда, в Европе это делают назавтра после «черной пятницы». Эти же активисты борются против рекламы в СМИ — а те в ответ лишают их рекламного времени и вообще обходят вниманием.
Жителям США и Западной Европы, где распродажным шопоголизмом болеют с середины прошлого века, в этом году чаще всего давали такие советы:
Все это, правда, не панацея, но, пока вы считаете и сравниваете, у вас меньше шансов поддаться потребительской эйфории.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by