Маски, которые изготавливает на заказ Олеся Шмакова, уже успели завируситься в соцсетях. Одних ее творчество восхищает, у других оно вызывает недоумение и приступы паники. Но для девушки это работающий бизнес: оказалось, что при желании изделия из макулатуры и туалетной бумаги можно успешно продавать. Как заработать на необычном хобби, читайте в нашем материале.
Все началось чуть более трех лет назад, когда героиня жила в Санкт-Петербурге и выступала в составе рейв-группы Gudba Vadzana. Однажды вместе с коллективом они решили снять клип на одну из своих песен — для съемок нужны были маски зверей.
— В основу сюжета клипа мы хотели положить мотивы из русского народного свадебного обряда, где жених бежит к своей невесте через лес, — вспоминает Олеся. — Чтобы злые духи не останавливали его и сватов на пути, они должны были превратиться в лесных животных.
Опыта работы с папье-маше у Олеси на тот момент не было (если не считать куклу-Петрушку, которая была сделана в школьные годы). Но вообще, к творчеству Олеся тяготела всегда: в разные периоды жизни занималась то шитьем, то вышивкой, то вязанием.
Первую маску сделала интуитивно: вырезала желаемую форму из бумаги, наслоила папье-маше — и… все получилось! Фото работы сбросила в чат к коллегам, и те пришли в восторг. Воодушевленная успехом, Олеся сделала еще четыре маски, и вскоре все пять образов для съемок были готовы. Клип, правда, из-за нехватки бюджета выпустить не получилось. Оставшиеся маски Олеся решила продать.
— Не прошло и недели, как их все раскупили. Я подумала, что раз есть спрос, то можно создать и предложение. К тому же работать с папье-маше мне понравилось.
Девушка решила заняться масками всерьез. При этом никаких курсов и обучения по работе с папье-маше она не проходила — просто доверилась интуиции.
— Был момент, когда я пыталась найти какие-то обучающие ролики, но мне не понравились ни подача, ни масштаб того, что в них создавалось. Для большинства папье-маше — это про куклы, грибочки и еще что-то в этом роде. У меня своя специфика, и я нашла себя в том стиле, по которому меня сейчас узнают в соцсетях и не только.
Уже в первых работах Олеси начала зарождаться своеобразная авторская манера, которой она остается верна и по сей день. Этот стиль навеян эстетикой кунсткамеры.
— Меня впечатлил отдел с анатомическими аномалиями, увиденные в растворах складки тел, патологии… Я попыталась перенести подобные текстуры и эффекты в папье-маше, и это внесло свою лепту в стиль и разнообразие в моем творчестве. Вообще, я за то, чтобы не делить мир на черное и белое. Есть вещи пусть и мрачные, но способные вызывать целый спектр эмоций, и это нормально.
Реакция на работы Олеси у аудитории разная — от удивления и восторга до приступов паники. Это видно по комментариям, которые оставляют подписчики в социальных сетях.
— Меня мои работы не пугают, ведь они для меня как дети, это часть меня. Хотя порой и случаются ситуации, вызывающие неоднозначные чувства. Думаю, что у людей, у которых мои работы вызывают страх, есть какие-то свои внутренние фобии. Возможно, их нужно проработать.
Больше года назад Олеся получила предложение поработать музыкантом в Беларуси и переехала в Минск. Здесь она продолжила заниматься папье-маше, а также стала снимать ролики о своем творчестве в соцсетях. Девушка признается: в Беларуси ее идея с масками «буквально выстрелила».
— Не скажу, что в Питере у меня ничего не клеилось, но здесь, в Минске, на мое творчество отреагировали особенно тепло. За последний год я ощутила просто колоссальнейший рост на этом поприще. Может, это связано с Беларусью, а может, так просто совпало — потраченные силы и время начали окупаться, — размышляет Олеся.
Стабильный доход папье-маше начало приносить Олесе около полугода назад — сейчас это около эквивалент $1000 в месяц. Сюда входит заработок с индивидуальных заказов, а также с организации мастер-классов. Олеся проводит их в онлайн- и офлайн-форматах и даже ездит в творческие командировки в Москву и Санкт-Петербург.
— В месяц я провожу один-два мастер-класса, которые посещают около 20—30 человек. У меня обучилось уже порядка 200 участников, и приходит очень много обратной связи. Многие пишут, что учатся у меня, просто потребляя мой контент в соцсетях.
Стоимость одной маски от Олеси стартует от $40 по курсу. Покупают их для разных целей: для театрализованных постановок, рекламных роликов, фотосъемки. Новый заказ — это всегда новый вызов и эксперимент, говорит девушка.
— Если первые маски я продала фактически за бесценок, то сегодня их стоимость выросла в 10 раз. Да, себестоимость у них невысокая — от 5 до 10 рублей, но ведь в финальную цену я закладываю не только материалы, но и время, а также уникальность моей работы. Поэтому я считаю, что цены абсолютно адекватные. Сейчас я научилась ценить себя и свое время.
Процесс лепки папье-маше не так прост, как может показаться. На изготовление объемных, покрывающих всю голову масок требуется от 20 до 30 часов (а с учетом сушки процесс может растянуться на неделю). Простые плоские маски при должной сноровке делаются всего за три часа.
За время работы с папье-маше Олеся создала около 200 масок и арт-объектов. Также она работала над различными декорациями: здесь и гигантская лапа (120 сантиметров в диаметре), и громадные, почти с человеческий рост вазы.
Из чего делаются такие штуки? В ход идет все — начиная от картонных ящиков и заканчивая втулками от туалетной бумаги. Иногда девушка даже просит подписчиков подкинуть ей «материал для работы». С газетами выручает знакомая библиотекарь, а с серой необработанной туалетной бумагой, к радости девушки, в Беларуси полный порядок.
— Мои друзья и подписчики из России, Европы и других уголков мира по-хорошему мне завидуют, — улыбается героиня. — Нигде больше не встретить такого разнообразия серой туалетной бумаги, как в Беларуси. Здесь прилавки от нее буквально ломятся, а в Европе такой не сыскать. Она идеально подходит для работы с папье-маше.
Прежде чем хобби стало приносить адекватные деньги, Олеся вложила в него немало усилий и времени. К этому важно быть готовым начинающим ремесленникам и предпринимателям, говорит девушка.
— Помню свой опыт продажи масок на ярмарке ремесленников. Это было полное фиаско: за день я продала только одну маску, при этом пришлось существенно снизить ее стоимость. Хотелось отбить хотя бы затраты на аренду.
За неудачей Олеси в течение дня наблюдал ее сосед-кожевник, у которого продажи шли гораздо лучше. В конце ярмарки мужчина «отметил» свой триумф и подошел к девушке, чтобы высказать свое мнение.
— Он в довольно в грубой форме начал утверждать: то, чем я занимаюсь полная ерунда и это никому не нужно. Тогда меня это задело. В моменте я даже растерялась и не нашла, что ему ответить. За меня вступилась подруга, с которой я была на ярмарке в тот день. Она сказала, что мое творчество — это штучный и эксклюзивный продукт, который нигде больше не найти, и вынудила моего обидчика замолчать и удалиться.
Эта установка тогда приободрила девушку и убедила ее в том, что нужно продолжать. Олеся работала с папье-маше практически каждый день. В какой-то момент хобби даже помогло ей пережить личную трагедию.
— Иногда я ловлю себя на мысли, что удача, которая мне сопутствует в последнее время, — это компенсация за потери прошлого. Но я действительно вложила много сил и времени для того, чтобы обеспечивать себя за счет моего творчества. Думаю, что в любом начинании важно прежде всего сохранять оптимизм. Зацикливаться на моментах неудач и бояться их не нужно. Вы не начнете зарабатывать, пока будете избегать всех рисков и бояться что-то потерять.
Что дальше? Масштабы в бизнесе растут, и сейчас ремесленница продолжает заниматься активным продвижением в соцсетях. В TikTok ролики с ее масками собирают миллионы просмотров. Также сейчас Олеся работает над созданием полноценного авторского курса. Спрос на такое обучение есть, убеждена героиня.
— Возможно, тема онлайн-курсов уже многим поднадоела, но я вижу интерес к моему хобби от людей из разных точек мира. К тому же мне хочется не просто записывать видеоуроки, а сделать обучение интерактивным, возможно, даже с элементами перформанса. И я уже работаю над реализацией этой идеи. А еще в будущем мечтаю выставить коллекцию своих работ в какой-нибудь галерее современного искусства за рубежом, хочется побывать где-то еще, — аккуратно делится своими планами Олеся.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by