Отказаться от стабильной зарплаты и социальных «плюшек», чтобы не ходить в офис и работать на себя? Заманчивая идея, но осмеливаются на такой шаг немногие. Мы поговорили с фрилансерами о том, почему они ушли из найма, с какими трудностями столкнулись и готовы ли рано или поздно все же вернуться к понятному графику и стабильной зарплате, которая приходит на карточку два раза в месяц.
Ольга — бухгалтер с большим опытом работы. Начинала в 2001 году как наемный сотрудник, выросла до главного бухгалтера. В 2012-м ушла в декрет, хотя, по сути, находилась в нем всего семь дней. Продолжала работать в штате: один день в неделю — в офисе, остальные — на удаленке. В это же время стали приходить клиенты на ведение бухучета. Знакомые просили: «Возьми, ты же все равно дома сидишь».
— По факту при выходе из декретного отпуска у меня уже была солидная база клиентов. Но я оформлялась как штатный работник — где-то на 0,125 ставки, где-то больше. Именно после декрета поняла, что мне нужно больше свободного времени, чтобы заниматься ребенком. Тогда и решила, что хочу работать на себя.
Сначала белоруска зарегистрировалась в качестве ИП и вместе с мужем занялась бизнесом в сфере розничной торговли: открыли небольшой магазин. Но дело не пошло. Мелкие клиенты по бухучету все еще оставались на обслуживании. И в какой-то момент девушка начала осознанно привлекать клиентов как бухгалтер.
Решение полностью уйти из найма далось Ольге нелегко. Она признается: было страшно.
— Когда ты в найме, то приходится целый день сидеть на работе. Но по факту продуктивно работаешь ты четыре-шесть часов и всегда знаешь, что у тебя стабильная зарплата. Когда идешь на свои хлеба, у тебя должна быть какая-то финансовая подушка на первое время. Нас спасало то, что муж продолжал работать, пока я занималась магазином. И после того, как я его закрыла, у меня остались мои старые клиенты по бухучету и возможность брать дополнительных.
Сегодня Ольга доросла до того, что взяла себе помощника. Она не только оказывает услуги бухгалтера, но и является действующим налоговым консультантом.
— Рекламу я не давала, просто говорила всем знакомым, что беру еще работу. И примерно через год вышла на доход, сопоставимый со средней зарплатой бухгалтера по Минску, при этом со свободным графиком. Это не значит, что день в неделю я работаю, а остальное время уделяю своим делам. Могу после обеда позаниматься ребенком, а вечером завершить то, что начала утром.
Чтобы вы понимали: у бухгалтеров очень четкая привязка к датам сдачи отчетов. Когда ты будешь их готовить, это твое дело — ночью, в выходные или когда-то еще. Но если положено сдать отчет 20-го числа, значит, к 20-му он должен быть у клиента.
Отсюда жесткая дисциплина и строгое планирование.
— Все хорошие бухгалтеры так работают. Когда у тебя большое количество клиентов и всем нужно выполнить работу примерно к одному времени, нужно очень четко расставлять приоритеты и не допускать провалов по времени.
Ольга признается, что по сравнению с наймом ей не хватает спокойствия.
— Сейчас вся финансовая сторона — это моя головная боль. Надо думать о том, заработаю ли я денег, чтобы заплатить помощнику, вовремя ли рассчитается со мной клиент. Основной костяк клиентов, конечно, стабилен. Хотя бывают моменты, когда предприятие по каким-то причинам не может заплатить в срок. Как действующий налоговый консультант, я еще провожу разовые консультации — это нестабильный заработок, но несколько раз в месяц случается. Мне тяжелее тогда, когда я сама плачу налоги, а это происходит раз в квартал: два месяца пользуюсь всей выручкой, а на третий часть денег нужно отдать.
Еще из минусов — отсутствие тех «плюшек», которые есть в крупных компаниях.
— Позволить себе медицинскую страховку я пока не готова. Смысла в больничных нет, так как работу все равно приходится делать — не важно, болею я или не болею. На это никто не делает скидку, что тоже минус. И рабочий день у меня может длиться дольше восьми часов: иногда три часа поработаю, а в другой раз — все 16, когда нужно срочно сделать большой объем работы.
Но плюсов все-таки гораздо больше. Первое — больше гибкости в планировании своего времени, второе — доход.
— Если представить, что все мои клиенты — это одна крупная компания, то у бухгалтера там не будет такой зарплаты, как у меня. В найме, даже если сильно постараешься, тебе не заплатят больше, потому что все работодатели ориентируются на среднюю зарплату. У меня потолка в доходах нет, все зависит только от моего свободного времени и желания работать.
Чтобы повысить эффективность, Ольга делает вот что:
Кроме того, часть своих функций она научилась перекладывать на наемного сотрудника с фиксированной зарплатой.
— Большой плюс в том, что ты все время учишься. Я часто вижу, что бухгалтер пришел на одну операцию в компанию, проработал на ней десять лет, уволился — и снова ищет работу с такой же операцией. У меня клиенты работают в разных отраслях, по разным направлениям. Я не определяю для себя, что работаю, например, только с оптовыми компаниями или только в сфере услуг. Беру на обслуживание компании и ИП с разными видами деятельности. И это заставляет меня постоянно развиваться, изучать нормативную базу, другие вопросы.
Возможность вернуться в наем Ольга уже не рассматривает.
— Первое время задумывалась над этим, но потом поняла, что не смогу. Высиживать восемь часов в офисе, когда понимаешь, что за это время можно сделать гораздо больше, — нет, я так не хочу.
С автокредитом Банка БелВЭБ можно оплатить новые и б/у легковые автомобили, мотоциклы, мопеды в организациях торговли, у ИП и физлиц — в том числе из-за границы (с аукционов), а также сопутствующие расходы.
• Идеально для покупки из США, Китая, Европы.
️• Максимальная сумма — до 100% стоимости авто.
️• Деньгами можно воспользоваться в течение 2 месяцев с даты оформления кредита.
️• Срок кредита — до 7 лет.
️• Оформление в любом сервисном офисе Банка БелВЭБ.
Подробности по ссылке.
Дарья — бизнес- и системный аналитик в IT. В найме она проработала около десяти лет, хотя четыре из них — как ИП, но на фултайме. В прошлом году девушка ушла на фриланс из-за финансовых проблем у компании-работодателя.
— Уйти оказалось достаточно просто: было немало предложений на частичную загрузку от других компаний. А вот на полную занятость уже не хотелось: чувствовала, что при восьмичасовом рабочем дне производительность была крайне низкой. Мысль о том, что я буду сама распоряжаться своим временем, меня радовала.
Сейчас у Дарьи три активных проекта. Но может быть и больше, считает она.
— Я смотрю по загрузке, рассматриваю любые предложения. И у меня нет такого, что я забываю переключиться. Да, иногда люди набирают много проектов, а потом пытаются понять, в каком из них они в данный момент. У меня такого нет. Свой рабочий график в зависимости от задач и дедлайнов я планирую самостоятельно. С самого утра либо накануне вечером составляю список дел на день — несколько важных и более мелкие. Стараюсь сделать все, что наметила, и не отвлекаться, хотя такое случается. Если что-то не успела, переношу на следующий день. Могу посреди дня заняться личными делами, но тогда вечером сажусь работать. Субботу обычно стараюсь разгрузить, но стабильно работаю в воскресенье, обычно после обеда.
Воскресенье у меня по факту понедельник: немного потрудилась, но назавтра уже не так колбасит, как бывает в офисе после выходных.
Правда, девушка признается, что с дисциплиной у нее пока не так хорошо, как хотелось бы.
— Мотивация невысокая. Сказываются проблемы, с которыми я столкнулась на предыдущем месте работы. Даю себе слишком много отдыха. Удаленка и фриланс тоже играют свою роль. Но сейчас я работаю над этим, восстанавливаюсь, так как планов по саморазвитию и новым проектам очень много.
В заработке Дарья не потеряла — напротив, он даже увеличился по сравнению с тем временем, когда она работала в найме. Хотя девушка еще работает не в полную силу.
— Если увеличить производительность, доход вырастет еще больше. На своем опыте могу сказать, что на фрилансе получается и зарабатывать больше, и иметь больше свободного времени на свои дела или развитие. Мне повезло, что у меня появились интересные предложения.
В то же время деньги поступают на счет неравномерно. Может месяц вообще не быть никаких выплат, а потом платежи идут один за другим.
— Когда заказчик примет работу, составит акт, тогда и выплачивает деньги. Но я не вижу в этом ничего страшного: у меня всегда есть финансовая подушка. Бюджет мы с мужем планируем очень рационально. Мы, кстати, работаем в одной сфере, только он в найме. На крупные покупки откладываем заранее. Все бытовые расходы делим пополам, так что это не сильно бьет по кошельку.
Я вообще очень бюджетная: трачу немного, импульсивных покупок у меня особо не бывает.
Что касается социального пакета, то для Дарьи это оказалось далеко не самой важной опцией.
— Больничные допускаю, но это бывает редко. День полежала — и можно работать, хотя бы над более простыми задачами. Отпуск пока не брала, но не думаю, что возникнут проблемы. Вижу, как мои коллеги-фрилансеры ходят в отпуск: все не так нервозно, как в найме. Мне, наверное, повезло с заказчиками: работаем вместе давно, всегда можно договориться.
Летом планирую отдохнуть недельку. Больше не получается: уклад жизни уже такой, что все время тянет работать. Медстраховки нет, медицинские услуги оплачиваю самостоятельно. Я выросла в небольшом городе, где одно медучреждение, которое оказывает стандартные услуги. Ценность страховки не ощущала: не было желания и времени куда-то ездить. И так до сих пор, хотя я уже восемь лет живу в Минске.
Бумажной волокиты с переходом на фриланс Дарья не ощутила, поскольку уже была зарегистрирована как ИП. Работа с банковскими операциями, подача отчетов, оплата налогов и другие операции не представляются ей сложными.
— О возвращении в наем я думала, но, наверное, будет тяжело. Это должно быть очень стоящее предложение. В свое время я очень много работала, меня подключали на множество проектов. Здоровье не выдержало, стала ходить в клиники проверяться. Сейчас я гораздо больше времени провожу вне дома и компьютера, и мне это нравится. Могу поехать на тренировку посреди дня, хотя раньше спорт позволяла себе только вечером. Стараюсь днем куда-то выходить, и это затягивает.
В итоге Дарья очень рада, что ей выпал шанс уйти во фриланс. Говорит, что не хватает только общения с коллегами, с которым за годы совместной работы у нее сложились теплые дружеские отношения.
Павел Омелюсик — художник, дизайнер. Окончил Белорусскую академию искусств, является членом Белорусского союза художников. Дважды уходил из найма во фриланс, но не против снова ходить на работу в офис.
— Творчество со мной всегда: я делаю картины под заказ, организовываю персональные выставки. Также занимаюсь графическим дизайном и брендингом. Оформляю своими картинами частные и общественные интерьеры (отели, офисы).
На первом месте в найме Павел занимался промышленным дизайном и проработал там девять лет. Это достаточно долгий срок. В какой-то момент пришло понимание, что пора уходить, тем более что и условия работы поменялись. Но этот уход дался Павлу нелегко — вплоть до того, что пришлось обращаться за помощью к психологу.
— Мне казалось, что, если уйду с работы, мир разрушится. Когда привык, что каждые две недели получаешь зарплату, то потом не знаешь, как будешь жить. Тем более мне выделили корпоративное жилье, и переезжать было особо некуда. Но оказалось, что все не так страшно. Скорее наоборот.
В итоге молодой человек собрал чемодан и улетел в Европу, где предложили делать журнал. А потом вернулся и следующие восемь лет работал на фрилансе — вплоть до ковидного 2020-го, когда в его сфере началось затишье, заказов не было.
— Я начал искать работу. Критерии определил такие: это должна быть крупная компания, значимая, с интересными задачами. И мне предложили стать арт-директором банка, где я проработал почти два года. Это было очень классное время. Но я ушел, потому что предложили участие в одном международном проекте, от которого я не смог отказаться. Уход из банка прошел безболезненно: в отличие от предыдущего раза, я просто переключился на другие задачи.
Павел считает, что во фриланс стоит уходить только в том случае, если точно знаешь, чем будешь заниматься. Хотя среди его знакомых немало людей, которые уходили в никуда и добивались успеха.
Больше всего сложностей, когда работаешь на себя, возникает с формированием бюджета.
— Как я справляюсь? С трудом. Но вести учет нужно, чтобы понимать, откуда приходят деньги и куда они уходят. Так легче выстраивать свою деятельность. Допустим, я понимаю, что в какой-то период больше денег приносит дизайн, и делаю упор на него. Или, наоборот, начинают больше покупать творческие работы. Время меняется, как и запросы у людей.
В целом на фрилансе доход больше, чем в найме, говорит Павел, но есть свои «но». По некоторым проектам приходится работать не один месяц, прежде чем придет оплата. Получается доход волнами: то густо, то пусто. Деньги на «поддержание штанов» приходится искать привлечением других заказов. Да, есть компании, с которыми дизайнер сотрудничает на постоянной основе. Жена Павла тоже занимается своим бизнесом, поэтому ребята финансово поддерживают друг друга, если есть такая необходимость.
— Есть примерное понимание, сколько денег нужно на семью в месяц. Остальное вкладываем в свое жилье или в бизнес. Я понимаю, что каждый раз нужно что-то отложить, но не очень получается. Как таковой финансовой подушки у нас нет. Можно сказать, работаем на будущее.
Фриланс хорош тем, что можно полностью самому выстраивать свой график, считает белорус.
— В своей студии я тоже работаю с девяти до шести. Но я понимаю, что когда иду в офис, то добровольно себя ограничиваю. На фрилансе я могу сделать перерыв, выйти на прогулку, встретиться с друзьями и выпить кофе. Если что-то не получается в работе, могу отложить ее в сторону и заняться чем-то другим, чтобы переключиться. То есть у меня больше свободы. Хотя это такая опасная штука: можно увлечься. Поэтому нужна дисциплина. В любом случае работу нужно делать в сроки и с тем качеством, которое требуется.
Соблюдать дисциплину помогает необходимость отвести в сад ребенка. С утра — завтрак, детский сад, студия. Вечером — за ребенком и домой. Если не успел сделать что-то днем, то можно поработать перед сном.
— У меня каждый день есть понимание, какие задачи и в каком объеме я хочу решить. Стараюсь все выполнять, чтобы оставаться в графике.
Очевидные плюсы фриланса в том, что ты сам себе начальник, говорит Павел. Но в этом и минус, потому что надо постоянно поддерживать себя в тонусе.
— И самый, наверное, огромный плюс в том, что появляется возможность сотрудничать с удивительными и очень интересными людьми. В найме не всегда так получается, а на фрилансе ты можешь сам подобрать себе команду и работать с теми, с кем тебе нравится. Кроме того, можешь выбирать проекты по душе (если, конечно, повезет). Я вот недавно занимался совсем новым для меня проектом, и это оказалось очень интересным.
Единственное, чего очень сильно не хватает во фрилансе, — это обедов, которые начинаются ровно в час дня, смеется Павел.
— А если серьезно, то не хватает зарплаты два раза в месяц в одни и те же дни. Это минус, когда тебе нужно постоянно думать о том, что сделать, чтобы пришли деньги. И еще, если долго работаю над проектами один, не хватает общения. В найме ты постоянно находишься в определенной среде — если это хорошая компания и хорошие люди, создается атмосфера, в которой тебе комфортно. Когда я неделю не выхожу из мастерской, начинаю звонить друзьям, чтобы встретиться на чашку кофе.
Напоследок мы спросили у Павла, готов ли он снова вернуться в наем. И его ответ оказался ожидаемым.
— Я не вижу страха в том, чтобы пойти в офис и ходить на работу каждый день. Но для меня это должна быть очень интересная компания и в финансовом плане, и в творческом.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by