А могли заработать состояние. Топ самых крупных бизнес-провалов больших компаний и отдельных людей

Автор: darriuss
06 апреля 2024 в 8:00

Говорят, бизнес и управление — это искусство предвидения. Настоящих вершин достигают те, кто обладает умением спрогнозировать не только ближайшее будущее своей компании, но и пока отдаленные во времени тренды. Таких предпринимателей сейчас принято называть визионерами. Современные примеры на слуху, хотя и не всегда подобный почетный статус в глазах публики оправдан. Куда менее известны их антиподы — контрвизионеры, люди или целые компании, которым в свое время представилась возможность принять активное участие в реализации некоей прорывной идеи, вот только этим шансом они по тем или иным причинам не воспользовались. Порой эта ошибка носила настолько фундаментальный характер, что приговаривала бизнес, прежде приносивший миллиарды, к забвению. Иногда все заканчивалось лишь искусанными от досады локтями. Но каждый пример подобной упущенной деловой возможности по-своему поучителен. Onlíner выбрал десятку.

Телефон или телеграф?

Начнем с достаточно давней истории, но она доказывает, что с течением времени ничего не меняется. В 1870-е годы весь мир был увлечен новым прогрессивным средством связи — телеграфом, позволявшим передавать сообщения на огромные расстояния. Казалось, за этим будущее, но профессор Бостонского университета Александр Белл был уверен, что идею можно существенно улучшить — например, сделать телеграф акустическим. Использование разных аудиочастот должно было позволить передавать по одному проводу сразу несколько телеграфных сообщений одновременно, но в итоге привело к изобретению телефона, то есть устройства, отправляющего по проводам звук, голос.

В 1876-м Белл патентует телефон.

В этом же году его основной инвестор, а по совместительству тесть Дж. Дж. Хаббард предлагает продать патент генеральному директору телеграфной компании Western Union Уильяму Ортону. Эта корпорация являлась фактическим монополистом на телеграфном рынке США и основной свой бизнес делала на передаче коротких биржевых сообщений. Для этого телефон казался ненужным, а потому Ортон снисходительно отклонил предложение о продаже патента Белла. И зря. Телефон стремительно вошел в моду. Основанная Беллом Bell Telephone Company со временем выросла в телекоммуникационный гигант AT&T, а вот Western Union с падением интереса к телеграфу прошла через банкротства и реструктуризации и сейчас превратилась в сервис денежных переводов. Бизнес тоже неплохой, вот только прибыль AT&T в прошлом году составила $23 млрд, а у Western Union едва превысила $1 млрд.

Группа без будущего

Вероятно, 1 января 1962 года запомнится работнику звукозаписывающей компании Decca Records Майку Смиту надолго. Во-первых, 26-летний парень мучился жестоким похмельем после новогодней вечеринки, а тот день в Британии тогда считался рабочим. Во-вторых, Смиту действительно пришлось, страдая, ехать в студию работодателя на прослушивание очередного молодого, но многообещающего коллектива. Тем не менее гости из Ливерпуля совершенно не произвели на несчастного Смита сколь-нибудь достойного впечатления. Их менеджеру Брайану Эпстайну было заявлено, что «гитарные группы выходят из моды», а у его подопечных «нет будущего в шоу-бизнесе».

Майк Смит ошибся, ведь он отказался подписать контракт с ансамблем The Beatles, будущее которого, на самом деле, оказалось довольно неплохим.

О влиянии похмелья на умение дать трезвую оценку чужому творческому потенциалу спорят до сих пор, но надо признать, что впоследствии Смит сделал неплохую карьеру, став продюсером большого количества хитов. Просто у молодого человека выдался неудачный день.

Аналог или цифра

В середине 1970-х компания Eastman Kodak из американского Рочестера, штат Нью-Йорк, являлась одним из лидеров рынка фото- и кинокамер, а также расходников для этих устройств. Впрочем, при всех своих инновациях Kodak умудрилась упустить сразу несколько технологий, которые помогли бы ей диверсифицировать бизнес, удовлетворив тягу потребителей к свежим решениям. Сначала в Рочестере не оценили по достоинству возможности мгновенной печати снимков. Когда Kodak все же вышла на этот рынок, то столкнулась с крайне неприятными по своим последствиям исками от Polaroid. Затем была упущена возможность заняться фотокопировальными аппаратами, и это место заняла другая компания из Рочестера — Xerox.

Но самой обидной была история 1975 года.

Собственный инженер Kodak Стивен Сассон представил прототип первого ручного цифрового фотоаппарата. Менеджмент не хотел самостоятельно убивать приносящее львиную долю прибыли производство пленки — вместо того чтобы возглавить будущее цифровое цунами, в Kodak дождались, пока пленочную эпоху убьют конкуренты. Соревноваться с ними оказалось уже поздно. Компания существует и сейчас, но уже давно не является ни лидером своего сегмента, ни законодателем мод.

Компьютер для человека

Весной 1975 года, когда в Kodak приговорили цифровую камеру, на другом конце США, в Пало-Альто, штат Калифорния, один из инженеров компании Hewlett Packard впервые посетил встречу «Клуба самодельных компьютеров». В HP Стив Возняк занимался проектированием калькуляторов, но настоящей его страстью были ЭВМ.

Вдохновившись встречей с единомышленниками, Возняк придумал объединить устройство ввода информации с устройством его вывода.

Грубо говоря, он решил сделать гибрид печатной машинки и телевизионного дисплея. Как честный сотрудник, первым делом Стив решил поделиться концептом с собственным работодателем. Начальство оказалось, мягко говоря, не впечатлено. Возняк, по его собственным словам, «настаивал» и «умолял», но боссы оказались неумолимы. Они не понимали, зачем кому-то понадобится иметь подобное устройство дома или на работе. Специалисту по калькуляторам отказали пять раз, но он верил в идею и поддался на уговоры своего друга, тоже Стива — Джобса, реализовать ее самостоятельно в гараже. Так родился персональный компьютер Apple I, а вместе с ним и корпорация Apple с ее рекордной капитализацией.

Создательница империи

В начале 1990-х эта уроженка небольшого городка на юго-западе Великобритании фактически находилась в ситуации, которую не пожелаешь и врагу. Она перебивалась случайными временными заработками, вынужденно получала социальное пособие от государства, потеряла мать от рассеянного склероза, а в собственной квартирке ее ждал муж, предпочитавший решать спорные вопросы насилием.

Находить утешение от безнадежного отчаяния героиня принялась в написании истории о мальчике со шрамом в виде молнии на лбу и его друзьях, попадающих в школу магии и волшебства. Закончив рукопись «Гарри Поттер и философский камень» в 1995 году, Джоан Роулинг безрезультатно обошла двенадцать издательств, везде получая отказ. Их сотрудников можно уволить за профнепригодность, ведь из-за неумения оценить перспективы текста их компании потеряли сотни миллионов долларов. Созданная Роулинг медиаимперия сейчас оценивается в миллиарды долларов. Долларовым миллиардером стала и она сама.

Жертва пузыря

Сейчас о существовании компании Excite вспомнят разве что историки того периода в развитии IT-технологий, который принято называть «пузырь доткомов». В конце 1990-х интернет-компании были на пике популярности, и Excite, один из первых веб-порталов, находился в их числе. Их страница считалась домашней у миллионов первых пользователей интернета, а своим главным конкурентом основатели Excite считали Yahoo.

Первичное размещение акций сделало управляющих партнеров компании уверенными долларовыми миллионерами, и в 1998 году они вели переговоры с основным соперником о продаже бизнеса, что, скорее всего, принесло бы им титул миллиардеров. Но свою главную деловую возможность эти предприниматели упустили в следующем, 1999 году, когда на пороге их офиса появились два аспиранта Стэнфордского университета со своей идеей глобального интернет-поисковика. Авторы предложили Excite приобрести их стартап всего за $1 млн — сумму, смешную для обитателей Кремниевой долины даже по меркам того времени. Тем не менее и она показалась основателям Excite завышенной. Не помогло договориться и снижение аспирантских аппетитов до $750 тыс. Этими аспирантами были Сергей Брин и Ларри Пейдж, а их так и не проданный поисковик назывался, естественно, Google.

Провал «Блокбастера»

Аналогичная по своим обескураживающим для отказавшей стороны последствиям встреча произошла и в 2000 году. С одной стороны стола был Джон Антиоко, генеральный директор корпорации Blockbuster — крупнейшей в США сети видеопрокатов с тысячами точек по всей стране и миллиардными оборотами. Напротив него сидели другие относительно молодые стартаперы — Рид Хастингс и Марк Рэндольф. Парочка предлагала солидному боссу Blockbuster купить их компанию, основанную четырьмя годами ранее.

Компания Хастингса и Рэндольфа также занималась прокатом фильмов, однако с определенными нюансами.

Во-первых, вместо VHS в их фильмотеке были сплошь DVD, лишь входившие в моду. Во-вторых, никаких магазинов в офлайне у них не было. Сервис предлагал своим подписчикам выбрать фильмы онлайн и получить диск по почте. Именно подобным прогрессивным форматом общения с потребителями Хастингс и Рэндольф всего за $50 млн предлагали поделиться с забронзовевшим Blockbuster. Как раз лопнул пузырь доткомов, и Антиоко поднял молодых компаньонов на смех, заявив, что эра интернет-компаний закончилась, так толком и не начавшись. Большая ошибка. Компания Хастингса и Рэндольфа называлась Netflix, и уже к концу следующего десятилетия ей предстояло сделать революцию в том, как люди смотрят кино и телевидение.

Близорукость нидерландцев

В 1995 году Энтони Фаделла назначили главой подразделения мобильных устройств нидерландского гиганта бытовой электроники Philips. Фаделл, заядлый изобретатель, должен был отвечать за разработку новых форматов устройств, которые помогли бы корпорации удержать внимание покупателей. Самое инновационное из них нидерландцы не оценили по достоинству, что вынудило Фаделла уволиться и поискать иные способы реализовать свою идею.

А придумал он совместить портативный MP3-плеер с жестким накопителем и доступ к онлайн-аудиотеке, где все желающие могли приобретать себе музыку по вкусу. В итоге Фаделла взяла на работу Apple, где его сделали главой проекта iPod. Медиапроигрыватели стали хитом продаж, и пусть их выпуск уже прекратился, десятки миллионов проданных устройств принесли корпорации из Купертино миллиарды долларов прибыли.

Проект «Пандора»

В заключение пара личных неудачных решений, которые могли бы озолотить героев. Эту историю любит рассказывать, подтрунивая над собой, американский актер Мэтт Дэймон. Во второй половине 2000-х у него состоялась встреча, которая могла изменить всю его жизнь. Дэймон уже был известным актером, обладателем «Оскара», когда его на главную роль в своем фильме пригласил Джеймс Кэмерон — режиссер, снимающий очень редко, но крайне метко.

К сожалению, Дэймон, скрепя сердце, вынужден был отказать автору «Титаника».

Как раз тогда в самом разгаре были съемки очередной серии франшизы про Джейсон Борна, и Мэтт просто не мог позволить себе втянуться в другой крупный проект. Серьезного гонорара за него не предлагали, но режиссер обещал 10% от суммы, которую его проект заработает в кинотеатрах. Проект назывался «Аватар», и в итоге он собрал в мировом прокате $2,9 млрд, став самым кассовым фильмом в истории кинематографа. Заработок Дэймона мог бы составить $250 млн. Обидно.

Самая известная фотография в истории

В январе 1996 года калифорнийский фотограф Чарльз О’Риэр ехал к своей девушке по винодельческой долине Напа. В какой-то момент его внимание привлек пейзаж за окном, и он не поленился остановить автомобиль, схватить свою камеру Mamiya RZ67, зарядить ее цветной пленкой Fujifilm Velvia и сделать несколько кадров так понравившихся ему полей. Результат, который сам автор назвал «Буколические зеленые холмы», он отдал фотоагентству Westlight для возможной продажи всем желающим.

Такие желающие нашлись в 2000 году и даже выложили за полные права на снимок неслыханную сумму, превышающую $100 тыс.

Условиями контракта О’Риэру до сих пор запрещено называть точную цифру, но он утверждает, что его фотография — вторая в топе самых дорогих в мире. Впрочем, он жалеет, что согласился на такие сумасшедшие деньги. Более выгодной для него оказалась бы пусть небольшая плата, но за каждое использование снимка, ведь приобрела его компания Microsoft для фотообоев, которые устанавливались по умолчанию при инсталляции операционной системы Windows XP. Новый владелец переименовал «Буколические зеленые холмы» в «Безмятежность» (Bliss), и эту безмятежность хоть раз в своей жизни наблюдала бо́льшая часть жителей планеты.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by