Спойлер: путь к успеху был настолько тернист, что временами им не хватало даже на еду. Максим и Рома Климовы перебивались случайными подработками, но потом все же объединили усилия, взяли деньги в долг и рискнули всем ради мечты. Открыв мастерскую, они стали делать столы из эпоксидной смолы (и не только). Этот текст — о непростых буднях, творческих поисках и том, как превратить страсть в успешный бизнес и навсегда забыть о найме.
Максим старший, ему 28, Рома родился на восемь лет позже. Оба выросли в Черикове — маленьком городке с населением под 8 тыс. человек. Детство Максима прошло без интернета и смартфонов, а вот Роме удалось застать эти блага цивилизации. Как бы там ни было, бо́льшую часть времени ребята проводили в работе, чтобы помочь семье.
— Отец приучал к труду не специально, оно как-то само собой произошло. Ему нужна помощь, и он берет нас — сперва принеси-подай, потом уже и инструменты освоили. Это не воспринималась как работа — просто интересный процесс, который нам нравился. Оставаться в родном городе было бесперспективно. Те, кто хотел денег, ездили на заработки в Москву. Так делал и я, — начинает Максим.
До армии у него была машина, после — нет: продал. Так появились первые сбережения. Парень устал от постоянных подработок и шабашек и размышлял об открытии рыболовного магазинчика. Возможно, так бы оно и было, если бы не Алеся — девушка Максима, которая поступила в Минск и позвала парня с собой. Любовь-морковь, все дела — так и о рыбалке забудешь.
— Мне тогда было 23—24 года, с собой у меня было около $5 тыс., жили с семьей ее сестры. Тесно — не то слово. Я снимал маленький гараж, в котором мастерил изделия. Денег не хватало почти всегда, приходилось работать везде, где их платят: в такси, на стройках, грузчиком. Зарабатывал, покупал материал, ехал в гараж, делал стульчики, стойки, полки, выставлял их на онлайн-площадки, продавал — и все по новой.
Пока старший брат покорял Минск, Рома стал единственным верным помощником отца. В армию парень оказался не годен, поступил на заочку на инженера — в тот же универ, что и Максим. По наступлении 18 лет младший вновь идет по стопам брата и переезжает в столицу.
— Денег на старте было немного. Что-то я отложил, пока работал в гараже, купил инструмент: болгарку, шуруповерт, дрель. Роме только исполнилось 18 лет. Звонит папа и спрашивает: что будем с ним делать? Все время ездить на Москву не вариант, а в родном городе оставаться смысла нет. А ведь мы с братом давно хотели собственную мастерскую, и я позвал его в Минск. Как только он приехал, мы заняли порядка $4—5 тыс., подобрали помещение, сделали в нем ремонт, закупились материалом, расходниками и завели Instagram, — продолжает Максим.
Ну вот и все, бренд Klimwood создан. Мастерская, куда ребята переехали пять месяцев назад, расположилась в Большом Тростенце. Инструменты и гвоздики аккуратно разложены по полочкам — специально к нашему визиту не убирались, тут просто знают цену порядку, иначе ничего не найдешь.
Стройка продолжается, и помещение можно условно разделить на три части. Первая — основная зона, где пилят, режут и вообще занимаются всеми деревянными делами. Второй этаж — склад готовой продукции, он же шоурум, чтобы было куда водить гостей и хвастаться. И наконец, заливочный цех (пусть будет цех!), где дерево заключает крепкий союз с эпоксидкой.
— Начинали с досочек, стульчиков, но понимали, что надо развиваться, хотелось чего-то нового. Видишь крутое изделие в интернете — его хочется повторить. Как учились? На собственном опыте, запороли немало изделий. Смолу залили, а она дерево подняла. Устранили этот «косяк», так она вытекать начала через опалубку. У нее вязкость такая, что ну никак не остановишь, деньги просто вытекали на пол. А с учетом того, что на один стол эпоксидки нужно на $500, то вытекали очень большие деньги.
Бывает, привезешь спил дуба, кладешь на стол, утром приезжаешь, а он как тарелка выгнулся. Как? Почему? Оказывается, ему надо дать время, чтобы он привык к температуре.
Еще в этом деле важно не бояться просить совета у уже состоявшихся мастеров: а вдруг подскажут? Был у нас и такой наставник. Рома, если ты это читаешь: спасибо тебе огромное! В наше время опыт очень много стоит, а он с нами поделился им бесплатно.
Парень не преуменьшает, было тяжело. Нет заказов, руки опускаются, и ребята ищут подработки, снова крутят баранку, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
— Работе уделяется 65% жизни. Почему мы должны тратить это время на нелюбимой работе? Идти в наем, слушать, как тебе указывают, от кого-то зависеть — это не наш путь. Мы считаем, что надеяться можно только на себя. Больничных и отпускных нам не платят, как и 13-х зарплат, но этого и не нужно. Сюда ты приходишь с удовольствием, а не как на каторгу, и понимаешь, что оно обязательно даст свои плоды в будущем.
— Первый заказ получили в Минске. Мы тогда уже научились заливать столики, но под заказ еще не работали. Не знали даже, как формировать цену, — продолжает Максим (сейчас знают: в конечную цену входит стоимость дерева, смолы и труда). — Заработали, наверное, долларов 100 на двоих, но отбили материал — уже хорошо.
От чая ничего не будет, а от сковороды и каменный стол испортится. Многие клеят специальную пленку, но лично я против такого решения: неэстетично. Пользоваться столом из натурального дерева нужно так же, как обычным, а когда он потреплется, его восстановят за день-два.
С деревом все не так просто, как кажется. Купил и сразу начал работать? Нет, это долгий процесс. Сначала материал нужно высушить и термически обработать — только после этого стол из него можно использовать на улице, и ему не будут страшны ни дождь, ни снег.
— Процесс непростой: берешь машину с прицепом, загружаешь, везешь в Гродно, выгружаешь — все это требует времени и денег. Можно, конечно, купить уже термированное дерево, но каждый слэб уникален и не все материалы есть в Беларуси. Стулья, табуретки — мы делаем все, что касается дерева. Человек купил квартиру, ищет комод, шкаф в едином стиле, в голове видит рисунок, а найти не может. К нам приезжают с фантазиями, и мы составляем эскиз, — рассказывает Роман.
Вот классический эскиз от клиента:
А вот тут то, что получается:
Пройдемся по материалам. Сейчас ребята работают почти с любым видом дерева, поэтому не могли не появиться свои фавориты и аутсайдеры. На удивление в мастерской нет станков, например того же ЧПУ. Ребята творят вручную.
— Сосна — это просто кошмар. Такая мягкая, что ногтем проведешь — и сразу царапина появляется. А ДСП и ЛДСП — вообще не понимаю, зачем люди покупают столы из этого? Вода попала — и он уже разбух, как кекс в духовке. Мы работаем с натуральным деревом: бук, ясень, лиственница, вишня, яблоня, карагач, груша. Оно по крайней мере не боится ни ногтей, ни воды. Только из таких материалов можно сделать что-то стоящее, — продолжают братья.
— Фрезерный стол — наш верный товарищ. Здесь создается ровная поверхность для дерева. Купишь фрезу не по назначению — влетишь на $100. Еще они могут вылетать и ломаться. Вот и выходит, что за опыт расплачиваешься. Сам прибор тянет на $400—500 и делает кучу опилок, которые приходится фасовать по мешкам и таскать на свалку.
Шлифмашинка, которую мы называем «танк». После фрезера на дереве остаются ребра, и этот зверь их убирает, шлифуя поверхность от самой грубой до самой нежной черепашки.
Болгарка, шуруповерт, лобзики, зубила и прочие базовые инструменты — здесь все пригодится. Расходники — от гвоздей до сверл — съедают около $100 в месяц. Эпоксидку считаем отдельно: килограмм стоит $35.
Когда дерево готово, его заливают смолой. Дело это небыстрое, все зависит от выбранного материала. Под спил собирается опалубка из фольги. Дерево заливается смолой, которая сохнет шестеро суток.
— Каждую трещинку нужно подготовить для заливки смолы. Мы делаем это маленьким сверлышком, как стоматолог. Иногда одного слоя смолы недостаточно, тогда заливаем в два-три, а это еще больше времени. Если сядет муха или попадет пылинка, переделываем все заново. С учетом стоимости смолы такие ошибки обходятся очень дорого. Чтобы избежать пыли, изолируем помещение и накрываем опалубку сверху, — отвечает Рома.
— Вас же двое — как принимаете решение?
— Приходим к общему знаменателю, — рассказывает старший.
— А как к нему прийти?
— Когда ты работаешь один, вся ответственность лежит на тебе. Когда нас двое, ответственность дробится. В мастерской мы трудимся вместе. Переписки, Instagram, ответы на звонки — это моя работа. Рома отвечает за техническую часть — там расчеты, эскизы, проекты.
— И как вы делите доходы, по-братски?
— Зарплата у нас 50 на 50. Но первое время ее вообще не было. Сейчас она не такая большая — хватает, чтобы прожить, оплатить счета, поесть, заправиться, заплатить за аренду и интернет. Все говорили: не надо начинать вдвоем, поругаетесь. Но поссориться можно с кем угодно, родственные связи тут ни при чем. Если что-то не устраивает, надо разговаривать. Не нравится что-то — подойди и скажи. Человек может даже не осознавать, что делает что-то не так. Мы не ругаемся, но часто спорим о том, как лучше сделать. В таких случаях я прислушиваюсь к Роме.
Чтобы выйти в ноль, нам нужно продать две столешницы по $600 или одну за $1200. Над одной столешницей работаем примерно 14 дней.
Реклама в Instagram работает. Сначала братья тратили на нее по $2 в день, теперь — по $6. Когда у Климовых не было заказов, они искали подработку. Каждый такой месяц заканчивали с минусом в $400 из-за расходов на аренду.
— Реклама привлекает реальных подписчиков, которые могут стать покупателями. Я делю подписчиков на три типа: одни заходят и сразу заказывают, другие следят месяцами и потом пишут, что хотят стол, а третьи долго смотрят, но все равно остаются потенциальными клиентами. Массово клиенты пошли не сразу. Я уже устал подрабатывать, надоело таксовать, ждал заказы. Нервы на пределе, истерики у меня, у Ромы, руки опускались. Но главное — верить. Мотивировали жена, родители, да и сам понимал, что не все сразу.
Работа с деревом — это не только творчество (к которому относят ее ребята), но и постоянные физические трудности. Пальцы всегда в занозах, царапинах и порезах. Краска въедается так, что ничем не отмыть, даже если работаешь в перчатках. Это может выдержать не каждый, поэтому работа должна действительно нравиться.
— Когда еду с работы за женой, она уже по запаху опилок понимает, с каким деревом я работал. Приходишь домой — опилки везде, сразу в душ. В мастерской постоянный шум. Все носим на плечах. Однажды нужно было отснять столы для Instagram, студия оказалась на пятом этаже. Один стол весит килограммов сто. Занеси, спусти, загрузи, разгрузи — конечно спина заноет.
— Чем вы отличаетесь от конкурентов?
— Нет смысла конкурировать, на этом рынке заказов хватит всем. Нужно общаться друг с другом, перенимать опыт, мы скорее все партнеры. Эпоксидка все еще популярна, но ее используют не в тех объемах. Люди хотят, чтобы дерево было на первом плане. Модно работать с оловом — мы бы тоже хотели попробовать, но нет заказов, а поставить его пылиться на склад на два года не хочется.
— А если не выстрелит?
— Если оглядываться назад, мы не жалеем об этом пути — даже в те моменты, когда нечего было есть, потому что это движение к собственной цели. Нужно верить, не сдаваться и, самое главное, любить свое дело. Тогда рано или поздно оно выстрелит.
— Как же крипта, «айтишка»?
— В этом надо разбираться, но такие сидячие занятия не для нас, мы любим руками работать.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by