Магазины низких цен, куда вы могли не заходить. Посмотрели, что и за сколько там продают

Автор: Ольга Прокопьева. Фото: Максим Малиновский
05 июня 2024 в 8:00

Торговля может старательно завлекать покупателей красивой выкладкой и запахом свежей выпечки, но покупатели потом все равно спросят: «А что там с ценами?» Крупные жесткие дискаунтеры к этому готовились — и сотнями рванули в Минск и регионы. Но есть и относительно новые сети, о которых вы могли никогда не слышать. Это конкуренты существующим игрокам? Сходили туда и зафиксировали цены и впечатления.

«Умный выбор»

Первые магазины сети открылись в начале 2022 года в Барановичах. Ее развивает компания «Либретик» — она же занимается магазинами «Соседи».

«Умный выбор» позиционируют как сеть низких цен. Сейчас ее магазины есть в Минске и двух областных центрах — Витебске и Гомеле, а также в Барани, Бобруйске, Ельске, Жлобине, Лиде, Ляховичах, Орше и Слуцке — всего почти три десятка точек.

Это магазин на улице Наполеона Орды, 29, в Брилевичах. Часть оформления фасада осталась от бывших на этом месте «Соседей».

Внутри по выкладке товаров ничего похожего на жесткий дискаунтер с тусклым светом и горой коробок. Скорее это такой магазин на первом этаже дома с едой и стандартными товарами, к которому все привыкли.

Есть выбор между тележками и корзинами, то есть магазин рассчитывает перехватить посетителей с относительно большими покупками. Торговый зал начинается с фруктов, овощей и зелени (и молодой картошки дешевле, чем на рынке, — по 3,64 рубля).

Дальше хозтовары, бакалея, кондитерка, хлеб и выпечка, в отдельном рукаве — мясо, молочка и немного кулинарии.

В магазине много продуктов под собственными торговыми марками: те же «Умный выбор», Alvado, «Суседскі маёнтак». Часто это давно существующие продукты от разных заводов, просто в новой упаковке, сеть пытается договориться, с кем может — от белорусских производителей пельменей до итальянских макаронофабрик, чтобы положить на полку что-то подешевле.

Можно выцепить супердешевые позиции, но надо присматриваться. Есть акции, как в обычных магазинах. Банка зеленого горошка продается по 1,39 рубля, может достоять до Нового года.

Макароны по 1,19 рубля (они же без скидки по 1,27) спрятали на нижней полке. Пишут, что они из муки из твердой пшеницы для макаронных изделий высшего сорта. В отзывах в интернете о них часто пишут, что это «нормальные бюджетные макароны», только надо не переварить.

Куриные спинки — 3,39 рубля за килограмм. Аномальная цена для частей курицы, но почти все мясо ушло на филе.

Есть вкрапления красивой жизни вроде итальянских вяленых томатов.

И здесь же контраст в виде российского суррогата «Коровки», которую тоже отметили логотипом «Умный выбор». На упаковке даже нет альтернативного придуманного названия, просто напечатали «Конфеты молочные со сливочным вкусом». Ниже по ссылке наш большой путеводитель по правильным «Коровкам».

«Коровка» молодости нашей. Белорусы продолжают выпускать уникальную конфету, но прилавки завалены суррогатом

В отзывах об этом магазине люди писали про очереди на кассе — скопление людей есть даже после обеда буднего дня, но зато поставили две кассы самообслуживания.

Еще немного цен:

  • Бананы — 5,29 рубля.
  • Капуста — 1,43 рубля.
  • Картофель — 1,21 рубля.
  • Морковь — 1,43 рубля.
  • Бедро цыпленка — 8,49 рубля за килограмм.
  • Зеленый горошек «Глобус» — 3,09 рубля.
  • Бело-розовый зефир Lefirelle, 230 граммов — 2,88 рубля.
  • Оливки без косточки Alvado, 280 граммов — 3,39 рубля.
  • Средство для стирки «Умный выбор», 4,5 литра — 11,99 рубля.

Складывается впечатление, что «Умный выбор» — это магазин в целом стандартного ассортимента, но с пасхалками в виде некоторых удивительных цен. Он заточен в основном на жителей района, которые будут покупать обычные продукты и не обязательно оптом. В больших упаковках в основном средства для стирки, но такой объем есть практически везде.

«Спутник»: тот же «Светофор» или есть отличия?

Технически это не новая сеть, а вышедшие из «Светофоров» гипермаркеты. О ребрендинге стало известно осенью прошлого года. Сейчас работают 16 «Спутников» — в Бобруйске, Борисове, Витебске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Мозырском районе, Лиде, Могилеве, Минске и Минском районе.

В этих магазинах цены обещали оставить такими же, но поменяли вывески и ценники. Появилось ли еще что-то новое? Едем смотреть в «Спутник» в торговом центре DiaMond City, который переименовали одним из первых. Географически это уже Минский район, но в целом ТЦ рассчитан на жителей столичной Малиновки (единственный «Спутник» в черте города находится на улице Корженевского, 18б).

Что точно сохранилось, так это концепция продавать все и сразу — от обуви и шланга для душа до сковородок.

Сюда в основном за мегаупаковками — предупреждающие надписи на всякий случай напоминают, что вскрывать их нельзя. Обратная сторона того, что магазин ориентируется на такой формат — пока катите тележку по магазину, не получится взять маленькую бутылочку воды или вафельку на перекус.

От жестких дискаунтеров здесь еще и организация торгового пространства: магазин плюс склад.

Вход только с тележками, корзин нет. Места в проходах достаточно, если как раз не выкладывают новый товар. Когда выкладывают, надо постараться, чтобы разминуться с коробками и другими покупателями.

Идем в ряды с едой. Для мясных и молочных продуктов отдельная комната со своеобразным запахом, все остальное расставлено в ящиках и на поддонах по торговому залу. Много российских продуктов. Европейских товаров мы не нашли, за исключением форм для запекания Luminarc из Франции и польских средств для стирки.

Китай отвечает за нишу дешевой бытовой техники. Чайник можно найти за 24 рубля, фен — за 32.

Но все-таки похоже, что основная масса покупателей здесь именно за едой.

Как и в «Светофоре», в «Спутнике» не стесняются заместителей молочного жира и прочих способов удешевить продукт. Итог — замороженный взбитый десерт по 50 копеек (не путать с мороженым, оно в соседнем холодильнике).

Аналог сметаны на полке с обычной молочкой, и все легально. Рядом с нормальным сгущенным молоком — жиросодержащий сгущенный сывороточный продукт с сахаром «Сгущенка твоя» по 2,30 рубля, разница с оригиналом — всего 50 копеек, но его все равно упорно продают.

Похоже, гипермаркет дорос до активностей с дегустациями, но в своем формате. По крайней мере раньше такого интерактива здесь не встречалось.

Из продуктов не первой необходимости в «Спутнике» нашлись креветки. За килограмм просят около 21 рубля, но надо следить за толщиной льда.

В этом дискаунтере нет овощей с фруктами, выпечки или свежего мяса, так что полноценную потребительскую корзину собрать будет проблематично. В целом сложно ориентироваться на какой-то конкретный бренд, логикой покупок здесь должны управлять скорее цены и мегаобъемы, чем предпочтения по маркам.

Некоторые привычные товары могут быть в совсем простой упаковке, но зато немного дешевле привычного продукта в цветном пакете.

Большие упаковки лучше пересчитывать в обычные объемы и перепроверять. Например, туалетную бумагу по схожей цене можно купить в меньших объемах, но если лень гоняться за скидками и есть где хранить, то можно унести большую упаковку по 9,24 рубля.

Цена в 2,08 рубля за 6 литров воды выглядит выгодной сделкой, но надо довезти до парковки.

Еще цены из «Спутника»:

  • Ванильный зефир Lefirelle— 7,25 рубля за килограмм.
  • Пельмени «Домашние с телятиной» — 5,34 рубля за килограмм.
  • Мультизерновые хлопья «Витьба», 250 граммов — 1,21 рубля.
  • Чугунная сковорода гриль— 24,4 рубля.
  • Капсулы для стирки SI:LA Bleska, 72 штуки — 20 рублей.
  • Стиральный порошок Tide — 30 рублей.

Даже в будний день на двух открытых кассах образовались очереди, но продвигались они достаточно быстро. Мелочовка на кассе выглядит своеобразно: например, туда поместили мыло, потому что больше, в принципе, и некуда.

Гипермаркеты «Спутник» ориентируются на тех, кто идет за большими упаковками и может хранить все это дома. Каких-то деликатесов вы здесь не найдете, но есть шанс схватить суррогат, который мимикрирует под обычный продукт.

«Вожык»: в Минске пока один магазин

Эта сеть появилась почти год назад, ее открыла компания «ЮниСтор Групп», которая также владеет сетью «Семь пятниц» и мелкооптовыми дискаунтерами «Unistore опт&розница».

«Вожык» не заявлял себя напрямую жестким дискаунтером, но активно намекал на «неколючие цены», поэтому мы включили его в эту подборку. Первый магазин открыли в Гродно, до Минска «Вожык» добрался через четыре месяца. Судя по сайту, сеть пока состоит из восьми магазинов: кроме Гродно и Минска, точки открыли в Витебске, Могилеве, Борисове, Жлобине, Пинске, Речице.

В Минске единственный пока «Вожык» открылся на первом этаже жилого дома на улице Одоевского, 115а, в жилом комплексе «Самоцветы».

Место не самое заметное, но формат именно такой — магазины у дома, то есть каких-то супермаркетов в ТЦ и больших площадей ждать не стоит. «Интерес покупателей смещается к магазинам „у дома“. И похоже, этот тренд будет доминировать еще долгие годы. Белорусы все больше ценят время и удобство, стараясь делать покупки там, где им ближе и быстрее»,рассказывали в сети.

Внутри это как обычный магазин у дома, только с активным брендированием и бодрой рекламой из динамиков, которая зовет в сеть «Семь пятниц».

На полки постарались поместить побольше всего, поэтому выкладка получилось плотной. Из-за формата с тележкой тут не разгонишься, есть только корзины, но и с ними надо продвигаться между стеллажами аккуратно, чтобы ничего не зацепить, потому что на них всегда что-то висит.

Часть фруктов и овощей закрыли в холодильнике: то ли продевают жизнь, то ли не хватило места во фреш-отделе.

Набор еды в целом базовый, чем-то особенным не выделяется. Каких-то экстремально дешевых позиций мы не нашли, разве что наконец-то огурцы стоят меньше 2 рублей.

Вот еще несколько цен:

  • Бананы — 5,99 рубля.
  • Яблоки — 3,89 рубля.
  • Капуста — 1,25 рубля.
  • Лук — 1,69 рубля.
  • Чеснок — 12,99 рубля.
  • Спагетти Barilla — 3,39 рубля.
  • Зеленый горошек Globus, 400 граммов — 3,19 рубля.
  • Мороженое «28 копеек», 70 граммов — 1,49 рубля.
  • Пельмени «Мясные подушечки», 380 граммов — 3,55 рубля.
  • Чай черный Greenfield, 100 граммов — 4,49 рубля.

Кроме еды, есть несколько полок с бытовой химией, туалетной бумагой, кормом для котов и собак — расходниками, которые могут внезапно закончиться дома. Тут все это готовы компенсировать без поездки в гипермаркет.

На «Яндекс Картах» о магазине оставили сотню отзывов. В основном люди пишут, что это обычный магазин шаговой доступности, в целом все окей, но места внутри мало. Несколько раз писали о том, что значительная часть полок занята алкоголем — для кого-то это плюс и «хороший выбор», кто-то требует освободить место для другой продукции и просит больше полуфабрикатов.

Резюмируем: это магазин у дома, который ориентируется на тех, кто не хочет ехать далеко за покупками. Там не получится закупиться экзотикой, но у магазина другие цели: делать трафик на простых продуктах, которые есть на каждой кухне.

Кто еще?

Свой дискаунтер появился у компании «Юнифуд», которая занимается сетью «Алми». Первый магазин «Выгода» открылся в феврале этого года в Гродно, с тех пор открытие новых точек не анонсировали.

Белкоопсоюз заявлял о планах выйти в сегмент дискаунтеров с двумя сетями: «Мегаопт» и «Pro запас».

Первая пока не добралась до Минска и развивает дешевые магазины только в Могилевской области — в областном центре, Горках, Шклове, Круглом и Костюковичах. Ближайший к столице магазин «Pro запас» находится в Ждановичах, но по нему сложно составить впечатление о сети.

Логика наполнения стеллажей понятна не до конца: в одной секции льняные салфетки, пластмассовые ведра и мяч.

Битвы за место на полке нет, там вполне может стоять один вид минералки или овсянки.

Пока все обстоит так. Посмотрим, как будут выглядеть новые магазины, когда эти сети доберутся до Минска.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by