Знаете, есть такие пары, которые просто созданы друг для друга? Вот Павел и Марьяна именно такие. Они познакомились давным-давно под куполом цирка, а сейчас развивают собственный семейный бренд. Изготовление зеркал на заказ стало их основным источником дохода и делом, которое приносит истинное удовольствие. О том, сколько можно заработать на этом ремесле и какие тут подводные камни, читайте в материале.
Павел и Марьяна знакомы семь лет, какое-то время вместе трудились в цирке. Он был помощником главного режиссера, она и по сей день работает гримером. Два года назад они поженились и спустя совсем короткое время на свет появилось их детище — зеркала под брендом Ermolaev. Название образовано от фамилии героев, потому что а почему бы и нет.
Марьяна отучилась на художника в Академии искусств, поэтому как держать кисточку в руках ей объяснять не нужно — нарисует и распишет что угодно. Пилит в семье только Павел, навыки работы с деревом (все же для создания декоративной рамы они нужны) он получил, когда в детстве помогал дедушке в мастерской. В общем, самоучка с золотыми руками. Четкого разделения труда у ребят нет. Говорят, что на всех этапах работают вместе — за это и любят свое дело.
— Я вообще очень идейный человек, и идей у меня в голове бесконечное множество. Пробовал многое, например делал сумки из настоящей кожи. Но это тяжело: там нужны подготовка, макетирование, понимание материала, уметь шить — в общем, сложные технологические процессы. Затем мы занимались мылом, и это у нас получалось хорошо. Год назад параллельно взялись за зеркала. Этот процесс затянул нас настолько, что пришлось выбирать что-то одно, — начинает Павел, демонстрируя ту самую сумку.
Возможно, ребята так и занимались бы мылом, если бы не ремонт в квартире. Не хватало зеркала, а те, что продавались в магазине, не внушали доверия. Тогда-то Павел и предложил сделать его самостоятельно. Марьяна идею поддержала. Спустя пять дней первое изделие было готово.
— Взяли кусок фанеры, сделали эскиз. Общего понимания не было, не знали даже, каким оно выйдет в итоге. Это было зеркало в виде осьминога. Получилось настолько хорошо, что когда к нам в гости пришли друзья, то у меня его чуть со стены не купили.
Зарядил именно процесс, но в то же время мы поняли: можно зарабатывать на том, что реально нравится.
«А давай?» — «А давай!» — примерно такой диалог состоялся между супругами перед тем, как Павел покинул наем. Но далеко от цирка не ушел — арендовал мастерскую прямо через дорогу.
— Жалко было, конечно, расставаться с работой, это место запало мне в сердечко. Но мои амбиции не давали покоя, и я знал, что надо попробовать. Страхов перед неизвестностью не было, ведь я уверен в своем продукте, — продолжает мужчина. — Когда мы только-только завели Instagram и опубликовали свои первые работы, уже был положительный отклик. Такие изделия люди увидели впервые.
— Тут еще такой нюанс: мы же не решили открывать кафе, для которого нужно заложить квартиру. Все, что нам было нужно на старте, — это легкодоступный материал, лобзик, который Павел не покупал, а взял «попользоваться» у моего брата, краски и сами зеркала. Так как мастерской у нас тогда еще не было, то работал с фанерой муж у соседей, которые тоже делали ремонт. Грубо говоря, для старта нам понадобилось 200 рублей, — перехватывает дама.
Сейчас для изготовления таких зеркал ребята используют два помещения: столярку, где делают пыль, вырезая из листа фанеры основу для будущего изделия, и покрасочную (она же шоурум). В последней мы и встречаемся с героями. Комнатка тут хоть и небольшая, зато в самом центре города — клиентам удобно забирать зеркала, а Марьяне — ходить на работу.
С грибами, маяками, глазами, культовыми героями сказок, китами, журавлями — кажется, тут есть зеркала на любой вкус. Все стены ими и украшены. К своим отражениям то тут, то там Ермолаевы уже привыкли.
— Куда их берут, они же не в каждый интерьер впишутся?
— Это самый частый вопрос. В любой интерьер можно подобрать интересное зеркало. Например, «журавля» можно взять в квартиру с серыми стенами, а «уточек» у нас охотно берут в агроусадьбы. Понятное дело, что у каждого помещения свои цвета, но мы же и на заказ работаем, подбираем то, что нужно.
Все зеркала они делают своими руками, сами общаются с клиентами, сами ведут Instagram, сами доставляют изделия до двери квартиры или почтового отделения. С того момента, как ребята сделали первое зеркало, до первой продажи прошло около двух-трех недель.
— Первые зеркала, которые у нас купили, — два маяка. Казалось бы, не слишком сложная композиция, но человеку понравилось. В тот момент я понял, что людям интересны именно серии, чтобы зеркалами можно было украсить сразу несколько комнат. Так появились коллекции с грибами, китами, Алисой в Стране чудес, Маленьким принцем, птицами и так далее.
Пока Instagram остается основной площадкой продажи изделий (на странице уже более 10 тыс. подписчиков). Ермолаевы делали таргетированную рекламу, но без глубокого погружения в настройки.
— Ярмарки — отдельный вид продвижения. Нужно мало того что сделать десяток зеркал на наличие, так еще и придумать, как приспособить их под павильон, и как-нибудь повесить. История тут чисто про пиар, где можно раздать визитки и обменяться контактами с клиентами. Конечно, бывали и эмоциональные покупки, но расчет делается на сарафанное радио, отдача всегда идет позже выставки.
— Пробовали отдавать зеркала на реализацию в магазины, но там свои нюансы. Во-первых, наценка идет от нашей цены, и хорошо, если она будет 50%. Во-вторых, не очень выгодно отдавать зеркала на долгое время куда-то там.
Процесс изготовления начинается с нужды в зеркале. С клиентом оговариваются размеры, цвета, формы, и создается эскиз на бумаге. Если всех все устроило, рисунок переносят на фанеру. Делают это руками, без трафаретов — говорят, так даже быстрее.
— Много раз обжигались на этой стадии. Обычно бывает как: нарисуешь эскиз под клиента, а он передумал. Каждый раз, когда такое происходит, мы думаем: все, пора брать плату за разработку эскиза — и каждый раз забываем про это до следующего аналогичного случая. По сути, мы ничего не теряем, кроме времени, но и его не хочется тратить впустую.
Дальше художник превращается в столяра. Павел берет лобзик и выпиливает материал, шлифует раму, чтобы краска хорошо легла и покрытие было гладким. После этого начинается разрисовка дерева акрилом в мастерской на Купалы. Тут-то и появляется красота. На все про все уходит около недели. И хотя на вид зеркала могут казаться воздушными и хрупкими, на самом деле они очень прочные и тяжелые. Одним словом, вещь!
— Когда меня спрашивают, можно ли вешать их в ванных или банях, я отвечаю, что к этим зеркалам надо относиться как к картинам. Да, некоторые клиенты вешали их и в бани, и на улице, но мы не можем сказать, что с зеркалом ничего не произойдет, даже с учетом того, что каждую работу мы покрываем двумя слоями влагостойкого лака.
Нас уверяют, что ни одно зеркало у ремесленников еще не разбилось, хоть и падало. Почта и доставка тоже не «косячат» — упаковывают и относятся бережно, как к музейному экспонату.
Максимальный размер работы, которую делали в этой мастерской, — 150×75 сантиметров. Такое зеркало способно отразить человека в полный рост и стоит 400 рублей. Размеры самих зеркальных кругов тут бывают диаметром от 20 до 60 сантиметров. По мнению Павла, самый оптимальный — 45.
— Конкуренция? Мы не замечаем никакой конкуренции. Определенно, в мире кто-то чудит с зеркалами, но не уверен, что такие люди есть в Беларуси. Уж извините, но мы очень часто слышим, что подобное наши граждане видят впервые.
— Клиентов сложно разделить на категории, но всех их объединяет умение визуализировать. Они могут представить, как зеркало впишется в их интерьер, и быстрее решаются на покупку. Берут все: и молодые — для себя или на подарки, и люди постарше. Даже бизнесмены заказывают для своих заведений: кафе, парикмахерских, агроусадеб. Правда, крупных оптовых заказов, например на 10 зеркал в одном стиле, пока не было.
Средняя цена на зеркала сегодня — около 250 рублей за диаметр 40 сантиметров, а самые большие стоят до 400 рублей. И еще никто не жаловался, что это дорого.
— Мы считаем эту цену справедливой, ведь сюда входят не только материалы, но и художественная составляющая — как у картин, которые не оценивают по стоимости красок и рамы. У нас ручная роспись по дереву и интеграция нескольких видов деятельности. Себестоимость мы никогда не считали. В месяц продаем около 15 зеркал, а на расходники — фанеру, зеркала, лак, краски — уходит примерно 200 рублей. Плюс аренда двух мастерских — около 500 рублей — и 10% налог с каждой продажи. Все заработанные деньги мы сразу вкладываем обратно в дело.
Работает семья много — с десяти утра до десяти вечера без выходных. При этом находят минутку, чтобы пожалеть о том, что в сутках так мало часов.
— Почему без выходных? Потому что это в кайф! Если устали, выходим в парк, подышим воздухом. Мы горим этим делом, в мастерской говорим о зеркалах, дома говорим о зеркалах, и это не рутина, а источник вдохновения. У нас столько идей, что мы боимся не успеть их все реализовать.
Каждый вечер заканчивается организацией следующего дня, чтобы было проще переключаться между такими профессиями, как бухгалтер, тиктокер, таргетолог, столяр, художник.
— Пока у нас есть планы на реализацию пуфиков. Если они пойдут, будем заниматься ими. Самое главное, чтобы людям нравилось. Мечтаем отправлять свои зеркала по всему миру.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by