Еще 18 лет назад Петр начинал свой путь в автомобильной компании с позиции помощника механика и работал руками. Тогда он даже представить себе не мог, что сегодня будет вести направление по работе с юрлицами в этом же холдинге. Вероника до декрета подавала духи и показывала помады в секции элитной женской парфюмерии универмага, а сейчас управляет сервисами и услугами, запускает новые магазины крупнейшего строительного ретейлера в Беларуси. Александр мечтал стать крутым финансистом и работать в банке, но жизнь повернулась иначе — сейчас он управляет продажами B2C-сегмента в одном из крупнейших интернет-операторов в стране.
Вместе с A1 белорусы рассказывают о своем карьерном взлете — как в одной и той же компании они доросли от новичков до руководителей.
Петр Точилкин, 40 лет, управляющий юридическими лицами в крупном автомобильном холдинге (более 180 человек в подчинении):
— В компанию я пришел 18 лет назад. Еще будучи студентом предпоследнего курса автотракторного факультета БНТУ, задумался о своем будущем. На тот момент наш автомобильный холдинг был самый крупным и известным в стране — конечно, хотелось там поработать. Это была голубая мечта.
Я попросился на практику, прошел несколько собеседований, и меня взяли помощником механика. Помню, как при первой встрече руководитель задавал технические вопросы, а я не мог на все ответить. Потом очень сильно из-за этого переживал, пытался разобраться.
Поначалу я учился у более опытного сотрудника, который выполнял сложные работы по двигателю, и много работал руками. Через полгода мне доверили новую задачу — звонить клиентам и проводить постсервисный опрос.
Помню, как волновался перед каждым звонком, очень долго настраивался, голос дрожал, хотелось поскорее закончить разговор. Со временем почувствовал себя увереннее, мог вести диалог, объяснять что-то клиентам, приводить аргументы.
Буквально через три месяца, когда получил инженерное образование, предложили позицию мастера цеха. Дальше все пошло по накатанной: еще через полгода отправили работать с клиентами на приемке, затем я занял позицию мастера-консультанта отдела сервиса, дорос до инженера по гарантии и, наконец, стал руководителем приемки сервиса.
Чуть позже перешел на такую же позицию на другой площадке: открылся новый автоцентр внутри холдинга. Затем прошел внутренний конкурс на должность замдиректора послепродажного обслуживания и уже отвечал не только за сервис, но и за дополнительное оборудование, вел направление кузовного ремонта. Ну и пять лет назад при смене руководителя я заявил свою кандидатуру на должность директора, которая со временем трансформировалась в управляющего.
Честно говоря, труднее всего мне далась позиция инженера по гарантиям. Если обнаруживались какие-то нюансы с новыми автомобилями, приходилось выставлять их заводу-изготовителю. Тогда я был еще относительно молод, энергичен и амбициозен, но при этом уже с хорошим опытом, был очень ответственным и настойчиво хотел развиваться.
Инженер по гарантиям должен быть отличным администратором: хорошо разбираться в документах, уметь аргументировать свою позицию, разруливать нестандартные ситуации, когда покупатели недовольны решением по гарантии.
Было очень сложно. Честно, боялся, что не справлюсь и меня уволят.
Вообще, компания у нас большая, есть возможность для развития. Постоянно сталкиваешься с какими-то новыми вызовами, нет ощущения застоя, поэтому и о смене работы я никогда не задумывался. По сути, когда ты хочешь что-то поменять? Когда функционал начинает повторяться и сотрудник не видит для себя никакого развития. Кто-то идет учить смежные направления, кто-то записывается на курсы, а кто-то меняет работу.
Влияет, конечно, и финансовый фактор. Когда я только пришел в компанию, смог позволить себе самостоятельно снять однокомнатную квартиру в Минске. Это было очень круто.
Со временем доход увеличился в раз семь в долларовом эквиваленте.
Управляющий — казалось бы, что дальше? На самом деле, планы амбициозные. Автомобильный рынок сильно меняется, привычные нам бренды уходят. Мы начинаем новую историю с восточными партнерами, и придется проходить весь путь заново. Здесь своя специфика ведения бизнеса, свои культурные особенности и сам продукт. Хочется вывести это на достойный уровень, и, думаю, у меня это получится.
Наш следующий герой — Вероника Линкевич, 34 года, менеджер по управлению сервисами и услугами крупнейшего ретейлера в Беларуси в области строительных материалов (ведет проект, благодаря которому запущено четыре магазина в Минске и один в Бресте):
— После декретного отпуска мне не хотелось возвращаться на прежнее место работы, и я усиленно просматривала вакансии. Смотрю: нужен специалист по работе с клиентами в инфоцентр строительного магазина. Решила попробовать. Это был октябрь 2017 года. По сути, нужно было рассказывать покупателям, где что лежит, консультировать по наличию товаров, оформлять доставки и кредиты, решать спорные ситуации.
Вначале было очень страшно. До декрета я работала в секции элитной женской парфюмерии универмага. Стояла нарядная, подавала духи и показывала помады. Здесь же было волнение: что ответить, если спросят что-то про строительные материалы? Я же ничего не знаю. Но в процессе работы быстро во все вливаешься.
Я понимала, что это только начало моей карьеры. Думала, со временем стану начальником инфоцентра, это был предел мечтаний. А еще меня очень удивило, что далеко не все сотрудники стремятся вверх по карьерной лестнице, многих устраивало просто отработать день и вовремя уйти домой — все. У меня же, наоборот, работа становилась частью жизни, всегда хотелось чего-то большего.
Уже через полгода я подалась на новую вакансию ревизора в нашем магазине. Нужно было проводить инвентаризацию, уценку и списывать товары. Еще через полгода почувствовала: не хочу быть просто специалистом. И, долго не думая, стала пробоваться на вакансию начальника отдела по ассортименту и качеству товаров в новом магазине. Счастью не было предела, когда меня утвердили.
Затем я стала начальником отдела сервиса и услуг, где в подчинении у меня было около 50 человек. Причем это самый сложный участок работы с покупателями — от инфоцентра до кассы. Помню, директор спросил тогда: «Как ты будешь ими управлять?»
Я была уверена, что нужно научиться руководить не 50 людьми, а всего 5 — своими замами, а дальше они справятся. Все так и получилось.
На тот момент казалось, что это мой предел. Куда еще дальше? Но пришел региональный менеджер и предложил управлять интернет-магазином. Я не представляла, что и как там работает. Нужно было наладить сервис так, чтобы покупатели были довольны.
И мы сделали это снова, хотя было очень-очень сложно. Меня считали врагом, который сместил прошлого руководителя. Люди хотели уйти вслед за ним, но я не позволила. Попросила дать мне время и пообещала отпустить в любой день, если не сработаемся. Мы сработались, многие из тех сотрудников сейчас сами доросли до руководителей.
Отдел интернет-продаж под моим руководством сильно вырос. Помимо сотрудников кол-центра, появились комплектовщики, которые собирают заказы, и отдельные пункты самовывоза.
В прошлом году у нас начались изменения в структуре компании. Я понимала: если предложат условия хуже, придется уходить. Но получилось наоборот. Сейчас я менеджер по управлению сервисами и услугами, на мне контроль сборки заказов для интернет-магазинов по всей стране, отгрузка товаров розничным клиентам и предоставление им различных услуг.
Многие удивляются, но зарплата для меня никогда не была приоритетом в работе. Безусловно, любой труд должен оплачиваться, но мне всегда больше хотелось карьерного роста и развития. Начинала я где-то с 670 рублей оклада, за эти годы выросла точно в раза четыре.
Скорее я всегда отстаивала зарплату своих сотрудников — чтобы они не уходили, потому что сложно найти людей и обучить их. Сейчас в подчинении есть работники, которые зарабатывают больше меня, и это нормально. У них горят глаза, им хочется что-то делать, плюс я уверена, что на них в любой момент можно положиться.
Наверное, этот карьерный рост стал возможен благодаря моей ответственности: я не лягу спать, пока не доделаю все запланированные дела. За все эти годы я стала намного сильнее и горжусь этим. Да, могу поплакать в подушку, выдохнуть и идти дальше.
Планирую оставаться в компании. Хочу вывести продажи на новый уровень, улучшить сервисы. Я понимаю, какими они должны быть и как это сделать. Пока это вызов для меня самой, но я знаю, что со всем справлюсь.
Знакомьтесь, Александр Кошелев, 31 год, начальник управления продаж B2С-сегмента в крупном интернет-операторе (около 600 человек в подчинении):
— Когда началась преддипломная практика в экономическом университете, все мои однокурсники резко начали искать работу. Мне всегда казалось, что я буду работать в каком-нибудь крупном банке и строить карьеру финансиста. Но все-таки больше нравилось общаться с людьми, а еще со студенческих времен прослеживались лидерские качества: организовывал всякие проекты и был в центре внимания.
Моя карьера началась просто: я откликнулся на job-сайте на вакансию, пригласили в компанию на собеседование. На то время это был самый крупный интернет-оператор в стране. Было страшно: с собеседования не помню почти ничего, кроме того, как смеялся охранник, когда я не мог открыть входную дверь. Преследовало странное ощущение, будто изначально все пошло как-то не так.
Но меня взяли специалистом по работе с корпоративными клиентами. В мои задачи входило сделать так, чтобы юрлица покупали у нас не только интернет, но и дополнительные услуги. Чистые продажи, прямо как в фильме «Волк с Уолл-стрит». Зашел в кабинет, а там все сидят на телефонах, эмоционально машут руками, пахнет кофе, крутятся вентиляторы. Такой движ, энергия!
Я почувствовал, что попал куда надо.
В итоге план минимум сразу выполнил и даже перевыполнил, меня досрочно взяли в штат — и понеслось. Мне поручили вести ключевого клиента — я стал персональным менеджером банка. И этот опыт значительно прокачал меня технически. Это позволило в дальнейшем перейти на должность, которая по своему функционалу была гораздо «масштабнее».
Через несколько лет меня перевели в группу продаж, которая фокусировалась на долгосрочных проектах и сделках. Когда компания объявила внутренний конкурс на позицию руководителя группы, мне удалось его выиграть и получить должность. И тут тоже ждал новый функционал: если раньше мы продавали только интернет, то сейчас начали предлагать корпоративным клиентам мобильную связь, телефонию и прочие услуги.
Однако уже менее чем через год я попробовал себя в новой должности — начальника отдела, который занимался не только продажами, но и предотвращением оттока клиентов. Мы с командой раньше только продавали, а сейчас учились предвосхищать вероятность ухода пользователя. Этот опыт показал, что не надо бояться чего-то нового, это крутой рост для специалиста.
Проработав девять лет в сфере B2B, я поучаствовал в еще одном внутреннем конкурсе на вакансию — и стал начальником управления продаж, но теперь уже в направлении B2C. И это очередной вызов: специфика бизнеса настолько отличалась, что по ощущениям я будто перешел в новую компанию.
Руководителем быть нелегко. Просто хлопнуть в ладоши и сказать: «Ребята, погнали делать что-нибудь крутое!» — не работает.
Нужно, чтобы команда понимала, зачем мы что-то делаем и какой результат хотим получить.
Если раньше я думал, что руководители просто не видят и не понимают многих вещей, а мы, сотрудники, самые умные, то сейчас осознаю: взгляды рядового специалиста и руководителя на одну и ту же ситуацию разные. Очень пригодился мой навык хорошо считывать эмоции другого человека: это большой плюс при управлении командой, помогает предвосхищать события.
А еще я никогда не сдаюсь и считаю, что возможно все.
В плане зарплаты за 10 лет я вырос раз в пять. Но в продажах рядовые сотрудники зарабатывают больше своих руководителей. Здесь нет потолка. Это нормальная история.
Планы у меня «скромные»: хочу, чтобы мы были круче всех в своей сфере.
С чего можно начать:
Выберите направление для старта своей карьеры, откликайтесь на интересные вам вакансии и проходите путь от новичка до профи в A1!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by