Смерть близких и не очень родственников обычно воспринимается как трагедия, но порой их оплакиванием тяжелые переживания не заканчиваются. Особенно если покойный оставил после себя ценное имущество, но не сумел или не успел распорядиться его будущим так, чтобы все его наследники, реальные и потенциальные, остались довольны. В отношениях скольких семей появлялись глубокие трещины, когда приходилось делить квартиры, дачи, автомобили? Что уж говорить, когда речь идет о состояниях, исчисляемых миллионами, а то и миллиардами долларов. Этот куш иногда оказывается слишком лакомым, тем более когда завещание кажется несправедливым или его вовсе нет. А бывает, что родственные отношения являются таковыми лишь на бумаге, люди изначально не питают нежных чувств друг к другу, и тогда дележка собственности может превратиться в бескровную, но очень дорогую войну в судах. Подобные истории заканчиваются по-разному и далеко не всегда к удовольствию всех конфликтующих сторон.
Джон Леннон неспроста считается музыкальной легендой. Музыкант написал и исполнил (в составе The Beatles и сольно) песни, ставшие культурными маяками XX века и не теряющие популярности и актуальности даже сейчас. Определенную роль в современной репутации Леннона сыграла и его безвременная кончина. Восьмого декабря 1980 года Джона застрелил его собственный фанат Марк Чепмен. Застрелил через несколько часов после того, как Леннон собственноручно дал ему автограф.
После себя музыкант оставил богатое творческое наследие, которое при этом имело вполне конкретную стоимость.
Песни и альбомы Леннона продолжали переиздаваться, их использовали в фильмах и на телевидении, другие исполнители покупали права на кавер. С учетом материального имущества состояние бывшего «битла» на момент смерти оценивалось в без малого $300 млн. В современном эквиваленте с учетом инфляции это $850 млн. Почти все они достались его вдове, японской художнице Йоко Оно, и их сыну Шону. Однако нашлись и иные претенденты.
Помимо Шона, у Джона Леннона был и второй сын — Джулиан, причем старший, от первого брака с сокурсницей Синтией Пауэлл. Их отношения переживали разные периоды, но справедливости ради отметим, что взрослел Джулиан без отца, сначала находившегося на бесконечных гастролях, а потом и вовсе расставшегося с его матерью. Леннон даже позволял себе очень обидные высказывания наподобие того, что Джулиан родился после «выпитой субботним вечером бутылки виски». И хотя потом их общение, казалось бы, наладилось, после смерти отца старший сын остался фактически ни с чем. Единственным наследством стал небольшой трастовый фонд, учрежденный при разводе его родителей, 100 тыс. фунтов стерлингов в котором должны были обеспечить образование мальчика.
Йоко Оно, славящаяся своим непростым характером, делиться остальными деньгами с сыном своего мужа от первого брака отказалась.
Джулиан подал в суд, и эта юридическая битва растянулась на долгие 16 лет. Лишь в 1996 году стороны согласились урегулировать спор. Детали мировой не разглашались, но, по общему мнению, Оно согласилась выплатить Леннону-младшему 20 млн фунтов отступных (около $40 млн в современном эквиваленте).
В отличие от Джона Леннона, фамилия следующего героя поначалу никому ничего не скажет. Хотя бы потому, что она звучит как Джонсон, то есть в буквальном смысле «Иванов». Однако в двойном исполнении она покажется куда более знакомой, ведь Джон Сьюард Джонсон I родился в семье одного из основателей компании Johnson & Johnson, ныне одного из крупнейших американских холдингов, производящих лекарства и предметы гигиены.
Разумеется, всю свою жизнь Сьюард Джонсон ни в чем не нуждался, тем более что он продолжил дело отца и долгое время работал топ-менеджером в семейном бизнесе. Казалось бы, не жизнь, а сказка: достаток, брак длительностью более 30 лет, шестеро детей. Но на закате жизни Джонсон пустился во все тяжкие. И причиной этого стала девушка, родившаяся на территории современной Беларуси.
Барбара Пясецка появилась на свет в 1937 году в деревне Станевичи, ныне расположенной в Берестовицком районе Гродненской области. После окончания Второй мировой войны и появления новых границ Барбара уехала с родителями под Вроцлав, а в 1968-м с $100 в кармане эмигрировала в США. Там она устроилась на работу поварихой в имение фармацевтического магната Джонсона. Готовила она плохо, поэтому ее перевели в горничные, где на нее и обратил внимание работодатель.
Далее все напоминало сюжет какого-нибудь не слишком изысканного сериала.
Ему 76 лет, ей 34, внезапно вспыхивает любовь — искренняя, как в последний раз. Джонсон разводится с женой и женится на эффектной польке, не приглашая на торжество никого из детей. Еще 12 лет спустя фармацевтический магнат умирает и оставляет все состояние (а это $400 млн по тем временам и $1,22 млрд по нынешним) молодой жене. Естественно, с таким развитием событий дети смириться не могли. Вместо «Джонсон и Джонсон» случилось «Джонсон против Джонсон». Процесс в свое время наделал в США немало шума, а закончился тем, что Барбара Пясецка согласилась отдать детям своего мужа 12% его состояния. Остальное, впрочем, досталось ей, что позволило женщине войти в список Forbes с результатом $2,7 млрд, заняться коллекционированием предметов искусства и благотворительностью в Польше. Неплохо для девочки из Станевичей.
Еще одна история бурной старости — правда, молодость и зрелость Пабло Пикассо были не менее насыщенными. Один из величайших художников XX века умер в 1973-м в возрасте 91 года, оставив после себя два замка, три дома, $4,5 млн наличными, $1,3 млн в золоте и, что самое главное, более 45 тыс. произведений собственного искусства: картин, рисунков, гравюр, керамики, скульптур. Все это в совокупности оценивалось в $250 млн (сейчас $950 млн), но данная оценка оказалась весьма консервативной и совершенно не учитывала бурный рост стоимости работ Пикассо в будущем.
Пикассо был очень плодовитым мастером, и столь же плодовит он оказался и в личной жизни.
За 91 год он дважды только официально вступал в брак. Кроме того, у него имелось несколько муз, а уж количество дам сердца, вероятно, так никогда и не будет точно подсчитано. В общей сложности от трех женщин он признал своими четверых детей, и у отдельных из них к моменту его смерти появились уже собственные отпрыски. А вот завещания художник не оставил, поэтому война за наследство обещала быть ожесточенной.
Отношения в окружении Пикассо сейчас назвали бы токсичными. Это не было семьей в общепринятом смысле этого слова. Наследники от разных увлечений живописца друг с другом практически не общались. Некоторые из них и вовсе жили в бедности, ведь художественный гений имел очень своеобразные представления о своем родительском долге.
Первоначально богатое наследие Пикассо распределили между его сыном от первого брака и второй женой, с которой у художника детей не было.
Трое внебрачных детей остались ни с чем и, как это бывает в подобных случаях, обратились за справедливостью в суд. К их чести, в итоге они договорились самостоятельно в ходе множества встреч, продолжавшихся семь лет. В 1980 году наследники Пабло подписали соглашение о разделе имущества и учреждении специальной «Администрации Пикассо» — организации, которая контролирует подлинность произведений художника, выставляемых на аукционах, и получает авторские отчисления за их использование.
Все свою жизнь Стиг Ларссон занимался борьбой с правым экстремизмом. Он вырос типичным молодым скандинавом, рано увлекшимся левыми идеями, вступившим в Шведскую социалистическую партию и боровшимся за все хорошее против всего плохого.
Стиг работал журналистом, параллельно выпуская книги на политическую тематику.
Лишь в зрелом возрасте Ларссон решил заняться художественной литературой, задумав цикл из десяти романов о приключениях детектива Микаэля Блумквиста и девушке-хакере Лисбет Саландер. Он даже успешно продал права на их публикацию, написал первые три книги, но 9 ноября 2004 года 50-летний автор, бывший заядлым курильщиком, умер от обширного инфаркта, поднявшись без лифта в свой офис на седьмом этаже. Трилогию опубликовали лишь посмертно, и она стала известна под названием «Миллениум». Романы имели оглушительный успех, вскоре у них появились шведские экранизации, а в 2011 году известный режиссер Дэвид Финчер снял голливудскую версию первой книги под названием «Девушка с татуировкой дракона».
Почти всю свою взрослую жизнь Ларссон прожил в гражданском браке с писательницей и архитектором Эвой Габриэльссон, разделявшей его отношение к жизни. Брак он оформлять отказался, потому что, согласно шведским законам, этот шаг потребовал бы официального обнародования домашнего адреса пары. Стиг же опасался мести со стороны неонацистских движений, борьбе с которыми он посвятил долгие годы.
После смерти писателя было обнаружено его завещание, составленное в далеком 1977 году.
Согласно ему, Ларссон, которому в тот момент было всего 23 года, завещал все свое имущество социалистической партии Швеции. Документ признали недействительным, так как он не был заверен свидетелями. Поэтому все обильные роялти от новых изданий «Миллениума», отчисления от их экранизаций, а также от дальнейшей эксплуатации творческой вселенной автора отдали отцу писателя и его брату как единственным законным наследникам. Эва Габриэльссон пыталась опротестовать решение в суде, ссылаясь на свой статус жизненного партнера Ларссона. Родственники Стига предложили ей $3,3 млн отступных, но Габриэльссон продолжает настаивать на контроле за литературными правами на наследие покойного.
Тедди Вонг родился в Шанхае в семье торговца краской. Главной его подругой детства была соседская девочка Нина. Повзрослев, пара поженилась, переехала в Гонконг, где выстроила крайне успешный фармацевтический бизнес, получивший название Chinachem Group. В 1983 году Тедди похитили в первый раз. Восемь дней он пролежал в какой-то комнате, прикованный к кровати, пока Нина не согласилась заплатить выкуп в размере 33 млн гонконгских долларов. Семь лет спустя, в 1990-м, главу Chinachem Group украли во второй раз, и на этот раз все закончилось трагически. Жена заплатила за него уже 34 млн (это было лишь частью запрошенного выкупа), но мужа больше так и не увидела. Судьба Тедди Вонга, владельца одной из крупнейших корпораций Гонконга, до сих пор неизвестна. Но, как поговаривали некоторые представители триад, его выбросили в море.
Так начиналась первая война за наследство, потому что в этой истории их будет две. Противником Нины стал отец Тедди, а поводом для их соперничества — существование сразу трех завещаний бизнесмена, написанных в разное время в пользу разных бенефициаров.
В войне жена победила отца, получила компанию супруга и перестроила ее из производителя лекарств в одного из крупнейших девелоперов Гонконга. Более того, Нину Вонг с ее 4-миллиардным состоянием признали самой богатой женщиной всей КНР. Но местные СМИ полюбили ее не за это, а за эксцентрический образ. Всю свою жизнь женщина носила национальные платья и заплетала волосы в косички.
В апреле 2007 года умерла и Нина, после чего началась вторая война за наследство.
На этот раз за миллиарды спорили ее брат и некий Тони Чан, вошедший в ближний круг женщины в последние ее годы как мастер по фэншуй. Себя же Чан называл тайным любовником Нины, несмотря на то что был женат. В подтверждение этих слов нашлось и завещание, где феншуйный воздыхатель объявлялся единственным наследником Chinachem Group. В нулевые это дело не сходило с первых полос гонконгских и континентальных газет региона, и финал получился достойным. После многочисленных экспертиз подпись Нины Вонг на завещании признали поддельной, а организатором аферы объявили Тони Чана. Мастер по фэншуй отправился в тюрьму на 12 лет, управлять компанией стал брат миллиардерши, ну а сами ее деньги передали в управление благотворительному фонду, спонсирующему многие социальные проекты в КНР. Сюжет для киноэкранов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by