«Мои клиенты готовы потратить не меньше $100 на аромат». Парфюмерный стилист о том, как выбрать подходящие духи

Источник: Лора Нагапетян. Фото: Максим Малиновский
10 сентября 2024 в 8:00

Если миллениалы пороются в своих детских воспоминаниях, то однозначно достанут оттуда картинки с изображением маминого туалетного столика, на котором стояло несколько флакончиков духов — как правило, незамысловатых, недорогих, с жасмином, розой или пудрой. В то время не было большого выбора парфюма, нишевой парфюмерии, аромаманьяков. И тем более не было такой профессии, как парфюмерный стилист. Это неологизм, который появился в наше время благодаря тренду на разнообразие и сложность ароматов. Onlíner поговорил с минским парфюмерным стилистом Людмилой Островской о том, насколько это востребованная профессия, и разузнал секреты, которые помогут обычному человеку найти свой запах.

Кто такой парфюмерный стилист

Если говорить простым языком, это то же самое, что модный стилист, но в сфере парфюма. Специалист помогает клиенту найти подходящие ароматы, основываясь на его индивидуальных особенностях. Именно тренд на помощь с поиском подходящей одежды повлек за собой появление новой профессии по подбору парфюмерного гардероба.

— Причина появления новой профессии — изобилие парфюма, — объясняет Людмила Островская. — Люди стали теряться в выборе. Также нужно учитывать быстротечность нашего мира: утром — на тренировку, затем — ребенка в сад, днем — на работу, вечером — с подружками встретиться. Человек сегодня задействован в очень многих сферах жизни, и везде ему нужен уместный парфюм.

Парфюмерный стилист Людмила Островская

Людмила говорит, что этой эстетичной профессии официально можно обучиться только за границей. Почти все в этой сфере — самоучки, бывшие парфюмерные маньяки, которые монетизировали свое хобби.

— Я психолог по образованию, преподавала английский, поэтому мне легко дался и парфюмерный путь. Знание психологии позволяет грамотно общаться с людьми и задавать им правильные вопросы, чувствовать их. Кроме того, я визажист и преподаватель колористики. Очень люблю искусство, музыку, кино. Я исследователь, нюхач. Мне с детства нравилось замечать запахи. И все это привело меня к тому, что я по крупицам собирала информацию, которую хотела бы получить сама. Мечтаю съездить в Лондон на учебу к парфюмеру Roja Dove. У него есть собственный парфюмерный бренд, который работал с Guerlain, а еще он пишет книги.

Вообще, звучит неплохо: ходишь по магазинам, перебираешь флакончики, рассказываешь красивые истории и вдыхаешь ладан, пачули, мускусы и уды. Именно эта эстетичность профессии и ее мнимая легкость привели к буму парфюмерных стилистов в Минске. Но ниша эта очень маленькая, и клиентов точно хватит не всем. Или всем?

Такая услуга — это что-то на богатом?

Считается, что модные стилисты пользуются популярностью лишь у тех, кто давно закрыл свои базовые потребности и может тратить деньги на излишества, а именно на моду. Аромастилисты — это уже следующая ступенька. Однако Людмила уверяет, что к ней приходят даже самые обычные люди.

— Портрет клиента многолик. Очень много молодежи. Среди клиентов есть немало IT-специалистов, косметологи, врачи. Женщины — как статусные, так и домохозяйки. Приходят и люди, у которых денег немного.

Еще один интересный факт: есть такая категория женщин, которой необязательно классно одеваться, но вот пахнуть они будут непременно чем-то премиальным.

— Когда-то известный модельер Жан Пату в период американского кризиса сказал: «Хорошо, вы можете не надевать кутюрный наряд, но есть невидимый кутюр — это духи». И в Беларуси очень много женщин хотят носить невидимый кутюр.

Сколько же нужно денег, чтобы обратиться к аромастилисту? Специалист уверяет: немного, ведь банально можно не покупать полноразмерные флаконы, а обойтись отливантами (так в народе называют пробники духов).

— Я работаю с разными сегментами парфюмерии, но нижняя планка — это люкс. Иногда приходят с запросами на поиск парфюма в сегменте массмаркета или так называемого мастижа: Antonio Banderas, Christina Aguilera. Некоторые клиенты прямо говорят: хочу клон известного дорогого аромата.

Но я считаю так: если парфюмерное искусство объявлено искусством, то клоны ароматов — это не очень хорошо.

В целом ко мне на консультацию не приходят те, кто готов потратить на парфюм меньше $100. Также моя услуга не ограничивается одной встречей: я веду человека дальше, и он со мной советуется. Есть клиенты, которые в течение года после нашей встречи сформировали целую парфюмерную коллекцию, состоящую из 50 флаконов. Но есть и другие, которые покупают один флакон и, пока не используют его полностью, на следующую консультацию не придут.

Парфюмерный гардероб. Сколько ароматов должно быть на полке

Интересный факт: до начала XX века весь парфюм был унисексовым. Но в 1904 году Жак Герлен создал композиции Voilette de Madame и Mouchoir de Monsieur, тем самым дав маркетологам возможность гендерно разделить индустрию. В современном мире мода совершила виток, и вновь одними и теми же бутылочками имеют право пользоваться как мужчины, так и женщины. Многие пары даже создают общий парфюмерный гардероб. Тут опять же есть смысл провести параллель с одеждой: если у вас есть вечерние наряды, то, соответственно, должны быть и вечерние духи.

— Когда-то кто-то сказал, что человек должен иметь три парфюма: для работы, для отдыха и для свиданий. С этого и началась маркетинговая история навязывания множества флаконов.

Парфюмерный этикет также этому поспособствовал, ведь у каждого действия в жизни может быть свой парфюм: поход к врачу, поход в спортзал, поход на свидание… Моя личная коллекция очень подвижна, в ней более 100 ароматов, но к концу года собирается около 160. Если я что-то не использую, с этим я расстаюсь.

Мой топ-5 любимых произведений: Cha-Ba-Da Naso di Raza, Soleil Neige Tom Ford, Tapis Volant Les Liquides Imaginaires, Scandal Roja Dove, 1957 Chanel Les Exclusifs.

Как выбрать парфюм на свидание, в театр и на вечеринку

Итак, вряд ли вы возьмете из шкафа спортивные шорты, собираясь на свидание. По какому же принципу выбирать ароматы?

— На свидание не следует выбирать аромат, который нравится всем. Используйте достаточно безопасный вариант, не очень звонко-цветочный, очень деликатный, немного пудровый. Аромат не должен быть слишком шлейфовым. Откровенного вызова и вычурности тоже быть не должно. Обратите внимание на такие ингредиенты, как ваниль, персик, ягоды. Например, Paris-Venise Chanel, Vanille 08:00 Francesca dell’Oro, L’Instant Magic Guerlain.

На работу желательно носить нейтральные ароматы, молекулярные, сдержанные, которые не вызывают отторжения и отвращения. Советую не выбирать растительные ароматы, ведь часто средства, которыми моют офисные помещения, имеют растительные, природные запахи. Нанеся на себя базилик с цветочным оттенком, вы можете случайно вызвать у коллег ассоциации с клинингом. Рассмотрите ароматы с ирисом, а также белорубашечные ароматы чистоты — например, L’Eau Papier Diptyque.

Для похода в театр, оперу выбирайте бархатные ароматы — они как раз ассоциируются с портьерами. Обратите внимание на шипровые запахи с глубоким, мшистым звучанием, цветочно-восточные запахи, но не слишком насыщенные экзотическими сортами древесины. Классика в виде розы всегда приветствуется. Но дозировка должна быть корректной, чтобы в театре вы никому не мешали, — например, Voile de Chypre Eisenberg.

Выбирая аромат для вечеринки, учитывайте место. Если речь идет об открытых больших пространствах, там вы можете позволить себе все что угодно, в том числе новомодные минеральные ароматы наподобие Ganymede Marc-Antoine Barrois. А вот в небольших пространствах, барах уместны табачные, древесные, кожаные, ликерные композиции — например ликерная линейка Kilian.

Что в тренде?

Наверняка вы слышали про тренд на нишевые ароматы, которые, во-первых, зачастую звучат максимально странно, во-вторых, стоят дорого.

— Сейчас внимание клиентов обращено на люксовые и нишевые ароматы. Люкс — это более понятная категория для большинства, потому что даже флаконы в этом сегменте подсказывают нам, что содержится внутри них. Например, на Gucci Flora мы видим цветы. К слову, люкс считается самым переоцененным сегментом дистрибуции: условно, за $100 мы покупаем флакон, в который заложено от десяти флаконов. Люкс тратит огромные деньги на маркетинг, нанимая голливудских актеров в качестве рекламных лиц, и эти траты надо окупать.

В нише все сложнее, ниша — это для ценителей. Такая парфюмерия стала популярной, потому что народу стало интересно что-то за пределами Chanel. Но в маркетинге нишевой парфюмерии нет рекламных лиц, нет больших затрат на рекламу. Ниша развивается через дистрибьюторов: например, через минские бутики «Парфюмист» или «Лэскаль». И уже эти дистрибьюторы их всячески рекламируют.

Сегодня мы наблюдаем такую картину: позиции, которые считались нишевыми и не для всех, обезличились. В любом торговом центре вы наверняка услышите шлейф Baccarat Rouge 540 от Maison Francis Kurkdjian, Kirke от Tiziana Terenzi или Fleur Narcotique от Ex Nihilo.

— Ароматы, казалось бы, нишевые и дорогие стали массовыми. У популярного парфюма есть еще один минус: его клонируют, тем самым еще больше обезличивая его. Стоит подчеркнуть, что я не ругаю популярные ароматы — они созданы гениально, просто общество их чрезмерно раскрутило. Возможно, через десять лет народ вернется к Baccarat Rouge 540, и он заиграет совершенно по-новому.

Так сложилось, что каждое десятилетие в мире парфюмерии запомнилось доминирующим направлением. В 1990-х в моде были свежие запахи, в 2000-х — сладкие, в 2010-х — нестандартные. Наступившее десятилетие — это эксперименты. Людмила перечисляет ближайшие тренды в мире парфюмерии:

— В моде будут морские ароматы в новом прочтении (хвоя, соленый воздух, цитрусы, древесина), ароматы чистоты, детокс-ароматы (как вторая кожа), фужерная парфюмерия (ароматика, травы), лактоны (сгущенка, сливки), тубероза, ладан, ягоды и огород, игристое, помада, фрукты. Появляется много гибридных арабских брендов, делающих восточные ароматы, которые могут носить жители средней полосы. Гурманика стала менее сладкой и часто миксуется с фужерным семейством (например, бисквитный десерт с миндалем плюс мирт, табак и мате).

Нравится — не нравится

Бывало ли у вас такое, что аромат, в который вы влюбились в магазине, через некоторое время начинает вас раздражать? Этому есть объяснение.

— Это зависит от психофизиологических факторов, от того, находитесь ли вы сейчас в стрессе.

Знаете ли вы, что человек в стрессе часто хочет смолистых ароматов, которые успокаивают и умиротворяют? Но в спокойном состоянии можно внезапно обнаружить, что такой запах перестал нравиться. Также аромасимпатии зависят от гормональных особенностей, женского цикла.

Глобально на восприятие запахов сильно повлиял ковид.

— Появились понятия аносмии, гиперосмии. У одних совсем нет обоняния, у других оно обострено. Многие перестали воспринимать повседневные запахи: мороженого, молока, кофе.

Часто можно услышать такое мнение: «Я быстро перестаю слышать на себе парфюм, значит, он мне подходит». На самом деле, это заблуждение. Людмила объясняет:

— Если вы быстро перестаете слышать на себе запах, значит, мозг считает его безопасным. Что значит безопасный? Привычный мозгу, не новый, не вызывающий потребности реагировать, как на необычное. Значит, вы слышали что-то похожее, и это вам нравилось. Кроме того, мозг вообще очень быстро привыкает к тому, что вы часто на себе носите. Если у вас есть парочка ароматов и вы каждый день ими пользуетесь, вы быстро перестанете их на себе ощущать.

И все-таки: как выбрать свой аромат?

Если у вас пока нет возможности обратиться к парфюмерному стилисту, то работу по поиску подходящих флакончиков можно провести самостоятельно.

— Первый вопрос, который нужно себе задать: какая функция должна быть у парфюма? Чаще всего мне отвечают так: «Хочу вкусно пахнуть», «Хочу собирать комплименты», «Хочу быть модным», «Хочу дополнить рабочий дресс-код», «Хочу подсветить свой характер».

Стилист советует спросить себя: к чему тяготеет душа? Вспомните вашу личную парфюмерную автобиографию: что нравилось раньше, что не нравилось, какие ассоциации у вас тянутся с детства.

— Бывает, что в детстве у человека математичка пользовалась туберозным ароматом и при этом постоянно ставила двойки, — и он всю жизнь не любит туберозные ароматы. Или другая ситуация: парня увела девушка с цветочным ароматом, и теперь он стал ненавистным.

Это аромаякоря. Они могут напоминать что-то красивое и яркое, а могут навевать негатив.

Затем составьте список парфюмерных композиций, которые у вас уже были и которые нравятся вам до сих пор, и зайдите на сайт Fragrantica — там можно найти что-то похожее по ингредиентам. Читайте отзывы и выписывайте то, что отзывается. Начните с безопасного, постепенно добавляя к знакомым вам сочетаниям парфюмерных нот что-то новенькое.

— И лишь потом идите в парфюмерные магазины. Идти туда без подготовки не советую. Лучше брать с собой конкретный список. Консультанты не всегда могут помочь, ведь понятие «нежные цветочки» может быть интерпретировано совершенно по-разному. Также отложите поход, если вы устали или у вас плохое настроение.

Ну и конечный пункт — правило трех носов. Дайте послушать аромат себе, человеку, с которым живете, и человеку, с которым чаще всего встречаетесь или работаете: понравится им или нет? После этого делайте выбор.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by