Каково это — работать в одиночку? Самому разбираться со всеми трудностями и продумывать идеи продвижения, при этом никому не отчитываться и ни с кем не советоваться. Узнаем об этом у героев нашего нового цикла: вместе с «Белгазпромбанком» будем знакомиться с самозанятыми, которые выбрали непривычное для Беларуси дело и развивают его самостоятельно. Наша первая героиня — Юлия, пекарь тортов для собак под брендом Morda Dog. Поговорили с ней об обожаемых животных, собачьих праздниках и соблазне самому попробовать угощение для питомца.
Пообщаться с Юлей мы решили в процессе приготовления тортика. Дело это совсем не быстрое, поэтому на встречу «собачий кондитер» (как правильно называть ее профессию, до сих пор не определилась даже сама девушка) уже приходит с заготовками: коржами и кремом. Так что готовить — это, пожалуй, слишком громко сказано: вместе мы будем торт собирать. Ну, как вместе: понаблюдаем со стороны, как работает профессионал.
Обычно Юля начинает готовить рано утром: выпекает коржи. В основе — все то, что вполне может оказаться и в человеческом рационе: филе индейки, яйцо, морковь, овсяные хлопья. Но без соли и специй: их собакам категорически нельзя. Как и сахар, так что торты оказываются вовсе не десертом.
Кстати, некоторые владельцы из интереса и сами пробуют угощение: получается вполне себе ПП-блюдо.
Перед тем как составить меню, Юля сначала обратилась к зоодиетологу, а потом к шеф-повару — человеческому. Из списка продуктов, которые разрешены собакам, они вместе составляли оптимальные рецепты. В итоге сейчас для питомцев Юля готовит торты с индейкой, говядиной или рыбой.
Отличается и размер: есть S, M, L и мини-кейк. Цена праздничного угощения — 25 рублей за кейк и от 43 до 55 рублей за торт. Собирать его можно по принципу конструктора: выбрать размер, вкус коржей и крема, дизайн и декор.
Этап украшения для Юли самый волнительный. Девушка признается, что абсолютно не умеет рисовать, да и ее почерк никогда не был поводом для гордости. Хотя за три года регулярных тренировок он стал гораздо лучше.
— Хорошо, что собаки не умеют читать. Жалоб не будет, — шутит наш фотограф.
— Один раз меня попросили нарисовать овечку, даже прислали пошаговую инструкцию. Пока это единственное, что я хорошо научилась изображать кремом (смеется. — Прим. Onliner). Некоторые клиентки даже говорили: ты только торт сделай, а дальше мы сами. Так что, когда у меня просят какой-то необычный дизайн, я очень переживаю. Но пробую. Например, делала корейский торт, на котором много мелких хаотично разбросанных рисунков, и торт-ламбет (в нем в декоре используются сложные элементы, техники, рюши, которые придают винтажности). Про ламбет еще думала: он же в тренде, почему его до сих пор никто не заказал? И втайне этому радовалась. Но тот самый день все-таки настал. Я рискнула — и все получилось, его потом еще несколько раз просили повторить.
Несмотря на такие самокритичные комментарии Юли, ее тортики выглядят очень мило: яркие надписи и декоративные печеньки в виде цифр, сердечек и звездочек. Мы так часто используем уменьшительно-ласкательные формулировки неслучайно: каждый элемент действительно выглядит умилительно. Кстати, в наборе к торту идет либо картонная корона, либо праздничный колпак (еще один повод произнести протяжное «Уи-и-и-и-и!»), а еще свечка, спички и забавная открытка.
Чтобы понять, как Юля пришла к такому необычному занятию, нужно вернуться на много лет назад — в ее детство. Собак она обожала всегда, причем всех без исключения — даже тех, которые были в три раза больше маленького ребенка. И, конечно, всегда мечтала о собственном питомце.
Не изменилось отношение к собакам у девушки и сейчас. Вопросу «А вам нравятся абсолютно все собаки?» Юля удивляется. Ну конечно! Даже породы со специфическим внешним видом кажутся ей безумно классными и красивыми. А выставление оценок на выставках — очень обидным.
— В одиннадцатом классе мама привезла меня посмотреть на щенков шарпея с готовностью забрать одного к нам. Я плакала от счастья! Но бабушка (а жили мы втроем) сказала: «Выбирайте: или я, или собака». Хотя позже я только порадовалась, что все так сложилось: всего через полгода уехала учиться в Минск, и пришлось бы расстаться с любимой собакой, — вспоминает Юля.
Дальше в жизни девушки начался период переездов — съемных комнат, квартир, общежитий… В таких условиях было не до питомца. Когда они вместе с мужем решились купить собственную квартиру, Юля была согласна на любую отделку, даже самую простую, лишь бы наконец завести собаку.
Сначала девушка хотела лабрадора: ассоциировала собственный характер именно с этой породой. Но все же выбрала более спокойного золотистого ретривера. Так в семье появилась Фиби.
Юля шутит, что больше всего ее Фиби напоминает ленивца из «Зверополиса»: такую королевскую выдержку, медлительность и спокойствие еще нужно поискать.
К тому, что происходит на столе, Фиби абсолютно равнодушна. Кажется, у нее нет никаких сомнений, что свое она получит в любом случае, без каких-либо выпрашиваний. Даже во время фотосессии с готовым тортом Фиби на него не покушается, а угощается только после приглашения хозяйки.
Первой готовить «вкусняшки» для общей любимицы начала не сама Юля, а ее мама. Нашла в интернете рецепты печенья для собак и регулярно передавала Фиби гостинцы. Да, как самая настоящая бабушка!
Тут Юле и пришла в голову идея: а почему бы не заняться этим в большем масштабе? На тот момент она преподавала физкультуру в колледже и для души вела аккаунт Фиби в Instagram. В течение месяца успела взять несколько консультаций, переименовать страницу в morda.dog — и запустить свое дело.
На тот момент — в 2021 году — тортики для собак в Минске делали еще две домашние пекарни. Спустя три года ситуация не изменилась. Все новые бизнесы специализируются на других угощениях для собак, и их, по словам Юли, очень много. Она тоже делает лакомства, хотя продавать их совсем непросто. А вот в производстве тортов конкуренция невысокая.
— Я сразу же изучила другие аккаунты. Они показывали только свою работу: собака, торт, собака, торт. А я начала выкладывать нашу повседневную жизнь, потому что очень много времени проводила с Фиби. Иногда даже на пары умудрялась ее приводить (смеется. — Прим. Onliner). Мы стали бегать вместе, ходить в кафе. И нас начали узнавать на улице.
Сейчас Юля признается, что иногда чувствует себя даже больше блогером, чем кондитером. Мнение Фиби о ее славе узнать не получилось, но внимание она точно любит: с удовольствием принимает поглаживания и почесывания даже от незнакомцев.
Но вернемся к бизнесу Юли. Какое-то время девушка совмещала преподавание с приготовлением тортов. Поставила для себя цель: как только заработки сравняются, с основной работы она уйдет. Тогда в колледже Юля зарабатывала около 1200 рублей. Удачно совпало, что в приготовлении тортов она вышла на эту сумму как раз летом. Точнее, ей показалось, что вышла.
Через месяц в свободном плавании выяснилось, что свой доход она считала не совсем правильно и на жизнь остается куда меньше.
— Я так испугалась! Думала: ну все, скоро я умру под забором (смеется. — Прим. Onliner). Но оказалось, что, когда у тебя больше свободного времени, ты можешь посвятить себя делу полностью. Я начала снимать больше сторис, а не три минуты в конце дня, в целом делать больше контента. Через месяц у меня уже были те самые 1200 чистыми — и я выдохнула.
Юлю регулярно спрашивают, как она хочет развивать свое дело и куда расти. А она… не хочет. В таком масштабе ей вполне комфортно.
— Иногда мне кажется, что я все это затеяла, чтобы гладить собак. И как представлю, что доставкой будет заниматься кто-то другой… Ну уж нет, это лучшая часть работы, даже если я очень устала. Я расстраиваюсь, если привожу торт, а собака спит или на прогулке. И зачем я тогда вообще приехала (смеется. — Прим. Onlíner)?
Поэтому статус самозанятой собачий пекарь (да, такой вариант названия профессии тоже приемлем) пока менять не готова. Хотя иногда список дел и кажется бесконечным: Юля в одиночку занимается закупкой продуктов, готовкой, коммуникациями с заказчиками, блогом, продвижением, доставкой, финансами… И, конечно, гладит собак. Муж помогает с мытьем посуды: у Юли аллергия на водопроводную воду, от которой не спасают даже перчатки. С такой проблемой решить зарабатывать готовкой — то еще испытание.
На вопрос, сколько в среднем времени в неделю отнимает работа, Юля теряется. График нестабильный: в день может не быть ни одного тортика, а может быть сразу пять. А когда-то она мечтала хотя бы о трех тортиках в неделю. Несмотря на то что занимается своим делом Юля больше трех лет, рутина ей все еще не надоела.
— Единственный побочный эффект — мы с мужем сами давно не ели ничего интересного. Потому что на сложную готовку для нас уже не остается сил, — смеется девушка.
Но это те уступки, на которые Юля без колебаний готова пойти ради своего любимого дела.
— Знаете, я в каком-то смысле чувствую себя феей-крестной, которая наблюдает со стороны, но всегда появляется по праздникам и обязательно привозит вкусняшки. Есть клиенты — со многими мы начинаем дружески общаться, — которые заказывают у нас тортик уже четвертый раз подряд. Это очень трогательно.
А когда они присылают отзывы! «Наш так смешно чавкал», а «наш сразу не понял, что это можно есть», а «нашему пришлось сражаться за торт с котом»… Это сразу снимает всю усталость!
Кстати, о котах. Несколько раз Юля шла на уступки клиентам и делала торты и для них. Но отклик ее разочаровал: слишком равнодушно коты реагировали на сюрпризы. Поэтому развивать это направление дальше пекарь не стала.
Вообще, клиенты регулярно подбрасывают девушке идеи для развития бизнеса. Например, в день нашей встречи (напомним, сейчас октябрь) ей пришло сообщение с просьбой сделать новогодний адвент-календарь для собак. К Новому году morda.dog уже выпускает сапожки с угощениями, была и коллекция нюхательных шаров. Теперь новый вызов — адвент.
Кстати, именно 31 декабря — самый загруженный для предпринимательницы день в году. Для тех, кто воспринимает собаку как члена семьи, вполне нормально продумать подарки и угощения на главный праздник в году и для питомца. А еще хозяева часто заказывают торт для пушистого друга и на собственный день рождения.
Не можем не спросить: а какого же масштаба праздники у Фиби?
— В этом году у нее была вечеринка: мы собрались в дог-френдли-кафе. А в прошлом мне очень захотелось позвать постоянных клиентов и отпраздновать вместе. Я сняла студию, позвала фотографа и организовала фотодень. Потом мы еще несколько раз повторяли мероприятие (уже на платной основе), специально нанимали фотографа-анималиста. Так что да, праздники — это наше все, — смеется Юля.
Так как Фиби тортиками уже не удивишь, получившееся угощение отправляем Ане — джек-расселу нашего фотографа. Посмотреть на эту эпичную встречу можно в галерее:
В конце каждого текста цикла мы будем разбирать популярные вопросы, связанные с самозанятостью. Начнем с самого определения: кто вообще попадает в эту категорию? Погрузиться в тему нам поможет налоговый консультант Виктория Ищенко.
По словам эксперта, такого термина, как «самозанятый», в белорусском законодательстве нет, это народное название. Фактически же в эту категорию входят люди, зарабатывающие на том, что не относится к предпринимательской деятельности. То есть не индивидуальные предприниматели.
Помимо этого, самозанятым нужно соблюдать несколько правил. Главное — работать самостоятельно, не нанимая других людей. При этом можно параллельно быть индивидуальным предпринимателем или работать в найме. Важно: заниматься разрешено только другим видом деятельности.
Например, по выходным вы делаете в парке аквагрим и платите с этого налоги, а по будням работаете в компании менеджером по продажам. В этом случае нарушений законодательства нет.
С полным перечнем видов деятельности, которые актуальны для самозанятых, можно ознакомиться здесь.
— Иногда работодатель может предложить наемному сотруднику оформиться как самозанятому с условием повышения оплаты на 5%. Ни в коем случае не соглашайтесь на это! Это подмена трудовых отношений, которая считается незаконной, — объясняет налоговый эксперт.
Именно поэтому нельзя работать с бывшим работодателем как плательщик налога на профессиональный доход, если вы числились там в штате в последние три года.
Какие налоги уплачивают самозанятые?
Основных варианта два: единый налог или налог на профессиональный доход. Все зависит от вида деятельности и клиентов, с которыми вы работаете. Плательщики единого налога имеют право работать только с физическими лицами, в то время как при оплате НПД можно работать с физлицами, ИП и юрлицами, в том числе с иностранными. Ставка единого налога фиксированная, а НПД составляет 10—20% от дохода.
Многие пункты присутствуют в обоих списках. О выборе режима налогообложения и о том, как рассчитывается налог, подробнее расскажем в следующем материале цикла.
Конвертируйте ваши таланты и увлечения в стабильный доход без лишних ограничений! Оформите карту «Профи» Mastercard Gold для самозанятых по специальной цене:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by