Для тех, кто давно мечтает о своем деле, но не имеет опыта в бизнесе, хорошим вариантом может стать франчайзинг. Франшиза обычно включает в себя проработанный продукт, просчитанные показатели и рекомендации по развитию. Мы посмотрели, какие бизнесы на таких условиях можно открыть в Беларуси прямо сейчас и сколько это будет стоить.
Договор франчайзинга заключают франчайзер и франчайзи — у первого есть готовый работающий бизнес, а второй по сути покупает право его развивать. Еще пара терминов относится к платежам:
Иногда бывает и маркетинговый сбор — например, франчайзер занимается продвижением всего бренда, что влияет и на результаты тех, кто эту франшизу купил.
По словам председателя ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» Ольги Леонтьевой, за 2024 год в Беларуси было зарегистрировано более 500 договоров франчайзинга: 60% из них составили кофейни самообслуживания и кофейни формата «to go», 26% — другие объекты питания, 8% заняла торговля кондитерской продукцией, 3% — услуги, еще 1% — торговля одеждой, обувью, аксессуарами, 2% пришлись на другие сегменты ретейла.
Бизнесы нередко начинаются с истории «я работал в найме в этой сфере» или «я превратила хобби в свое дело» — тогда собственники ориентируются в своем сегменте рынка как рыбы в воде. Франчайзинг же может подойти людям без «набитых шишек». Наша собеседница отмечает, что в большинстве случаев пакет франшизы разрабатывается таким образом, чтобы заниматься им мог человек без специального образования и предыдущего опыта. Для этого франчайзер составляет подробные инструкции, алгоритмы и стандарты, разрабатывает формы документов и скрипты для ежедневной работы, обучает франчайзи и его работников.
Ольга Леонтьева объясняет, что в законодательстве закреплена обязанность компании, которая передает свою франшизу, оказать техническое и консультационное содействие ее покупателю, в том числе в обучении работников. Это сделано для того, чтобы франчайзи мог продавать на рынке товары, работы, услуги такого же качества, как и сам владелец франшизы.
— Иногда продавцы франшизы отвергают заявки кандидатов, у которых уже есть опыт в данной сфере, потому что проще научить делать что-то с нуля, чем переобучить человека с накопленным опытом. Но, конечно, встречаются и такие франшизы, где предпочтение отдается кандидатам с определенным образованием или опытом. Например, в сфере медицинских услуг, дополнительного образования, торговли сложными техническими товарами, — отмечает собеседница.
Вложить как минимум $12 000 и отбить их за семь месяцев — такой план предлагают владельцы франшизы популярной сети чебуречных. У этого российского бренда одна собственная точка и 400 франчайзинговых, из них 17 работают у нас в стране. Паушальный взнос будет $5000, роялти составляет 5%. Взамен покупатель получит понятную концепцию стритфуд-заведения, пошаговые инструкции по запуску бизнеса, рабочую финансовую модель, адаптированное к местным вкусам меню, которое регулярно обновляется, контакты поставщиков и специальные условия эквайринга.
Идея с чуть меньшей суммой минимальных инвестиций: $10 000 — и у вас есть собственный зоомагазин со статусом ветаптеки. Из них $3500 придутся на паушальный платеж, роялти составит 2% от выручки. Окупаемость владельцы франшизы обещают месяцев через 11. В Беларуси у бренда 122 свои точки, а франчайзинговых пока нет. Покупатель франшизы получит бизнес-план, контакты проверенных поставщиков со специальными ценами, наработки по ведению бизнеса, ветлицензию за счет франчайзера, консультации и ежемесячный контроль финансовых показателей. «Средняя выручка магазина — 43 000 рублей в месяц, маржинальность — 30%», — отмечают продавцы в презентации для потенциальных партнеров.
Как минимум $5000 — и можно пить утренний кофе в своей кофейне под брендом Varka. В компании нам рассказали, что их доля рынка составляет 11%, а за последние года четыре они запустили 70 кофеен. Есть четыре формата франшиз — типы заведений получаются разными, отличаются и размеры вложений.
1. Кофейня с посадочными местами на 30—100 «квадратов». Такие уже работают в 13 белорусских городах, включая Минск. Этот формат доступен для локаций с населением от 50 000 человек. На запуск понадобится от $30 000. Паушальный взнос будет $9750 в Минске, $8750 — в регионах, роялти составляет от 4,2%, маркетинговый сбор — 1%. В компании говорят, что средняя выручка таких кофеен по сети — 40 500 рублей в месяц, а средняя рентабельность — 15%.
2. Кофейный остров на 20—40 «квадратов». Его можно открыть в городе с населением от 10 000 человек, вложить понадобится от $15 000. Тут паушальный взнос составляет $6750 в Минске, $5750 — в регионах, роялти и маркетинговый сбор такие же, как и в предыдущем формате. Средняя валовая выручка кофейных островов составляет 35 000 рублей, средняя рентабельность — 13%.
3. Кофейня самообслуживания в помещении. Инвестиций необходимо еще меньше — от $5000. Паушальный взнос — $1750, роялти — 6%. Средняя валовая выручка у такого формата — 2700 рублей, средняя рентабельность — 30%.
4. Кофейня самообслуживания на улице. Она работает автономно и не требует усилий в обслуживании. Вложить понадобится от $6000, паушальный взнос и роялти такие же, как и в предыдущем формате. А вот средняя валовая выручка выше — 3000 рублей, средняя рентабельность — 35%.
По такой модели работает торговая сеть сладостей родом из Бобруйска — недавно мы показывали, как их делают. В компании нам рассказали про требования к любому новому объекту для франчайзинга: не ближе 3 км от другого франчайзи, по площади не меньше 20 «квадратов», соответствие санитарным и пожарным нормам. Покупателю франшизы нужно будет сделать в помещении ремонт и оформить все по брендбуку, купить оборудование. В магазине должно продаваться не меньше 70—75% продукции «Красного пищевика», остальное может быть от непрямых конкурентов — например, печенье, мороженое. Еще один обязательный пункт — франчайзи нужно будет самостоятельно зарегистрировать договор франчайзинга в Национальном центре интеллектуальной собственности.
Компания предоставит световые короба и вывески, рекомендации по выкладке, будет поставлять акционную продукцию и особый ассортимент, который не встречается в торговых сетях других брендов — например, те легендарные «одуванчики» ручной работы.
— Раз в год наши франчайзи оплачивают паушальный взнос — это 1 базовая величина. Также всех подключаем к программе «1С предприятие». Вначале — хотя бы в течение года — все наши франчайзи работают по предоплате, мы тогда предоставляем скидку 15%, — рассказали в компании.
По такой модели в Беларуси уже работает 115 магазинов. Чтобы добавить еще один, понадобится как минимум $6000. А окупить его выйдет за 3—4 года.
Одна из самых дорогих франшиз в подборке: вложить придется как минимум $45 000. Паушальный взнос тут составляет $4000, роялти — 3%. Срок окупаемости, по прогнозам франчайзера, — от 10 месяцев. Франчайзи получит зарегистрированный товарный знак, проверенное меню с технологическими картами, доступ к поставщикам с выгодными условиями, стратегию работы, обучение персонала, доступ к сайту и приложению, бухучет, юридическую и техническую поддержку. У продавца франшизы есть требования к помещению, среди которых, например, первый этаж и площадь не меньше 70 «квадратов». «Средняя выручка в месяц — 165 000 рублей», — именно такой заработок на суши и роллах обещает презентация бренда.
В нашу подборку попали бренды, которые уже на слуху. А как найти классную франшизу среди менее известных марок? Ольга Леонтьева отмечает, что у начинающих франчайзеров меньше опыта в организации работы сети, но зачастую больше включенности. Например, они более внимательны к своим первым франчайзи, быстро реагируют на поступающие запросы, проявляют максимум заинтересованности в их успехе. Есть еще один важный фактор — малоизвестные франшизы обычно дешевле.
— Главное — убедитесь, что работа в данной сети будет для вас более выгодна, чем самостоятельный запуск бизнеса, — советует собеседница. — До заключения договора нужно четко понимать, что именно вы приобретаете, если бренд не дает дополнительного преимущества на рынке. Это может быть опыт компании, сетевые ресурсы (например, сайт и соцсети, программное обеспечение), особые условия работы с поставщиками или какой-то уникальный продукт.
У нашего эксперта есть еще несколько рекомендаций по отбору и проверке франшизы:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by