Министерство антимонопольного регулирования и торговли готовит изменения для маркетплейсов. Одно из новшеств касается возврата денег покупателям за некачественные товары — предлагается, чтобы это делал маркетплейс. Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Сейчас в законодательстве есть общая норма о том, что интернет-площадка должна оказывать содействие потребителю в защите его прав. МАРТ хочет конкретизировать обязанности маркетплейсов.
— Планируем, что в законе о защите прав потребителя появятся нормы, которые будут говорить о том, что если товар некачественный, то интернет-площадка должна его принять и передать продавцу и обеспечить возврат денежных средств, — сказала Инна Гаврильчик.
Если магазин не спешит возвращать покупателю деньги, то это делает маркетплейс. А потом он решает вопрос с магазином, чтобы тот вернул ему выплаченные деньги.
Представитель МАРТ пояснила, что у маркетплейсов есть инструменты воздействия на магазины, например, возможность отключить продавца от площадки, если он не выполняет требования законодательства о защите прав потребителей.
Еще одно из новшеств для интернет-торговли, которое предлагает МАРТ, — разрешить оплату только безналичным способом. Сейчас покупатель может выбирать, как рассчитываться — наличными или карточкой.
Пока среди госорганов, которые должны согласовать изменения в законодательство, нет единого мнения.
— Учитывая трансграничность интернет-торговли, цифровизацию, многие интернет-магазины готовы перейти только на безналичный расчет. В этой части нас поддерживает и Национальный банк, и Министерство по налогам и сборам, потому что это прозрачность платежей.
Посмотрим, устоит эта норма при процедурах согласования или нет. Споры пока идут, будем следить, за что проголосует большинство согласовывающих инстанций.
С 11 июля у интернет-площадок появятся новые обязательства: у покупателей должна быть возможность заполнить электронную форму заказа до того, как он завершит его оформление.
Кроме этого, у покупателя должна быть возможность подать обращение о нарушении прав потребителей в электронной форме.
— Сегодня субъекты хозяйствования не обязаны отвечать на электронное обращение, если только они сами не приняли для себя такое решение. Для государственных органов такая обязанность есть, а вот для иных организаций нет.
Как пояснила Инна Гаврильчик, иногда офис интернет-магазина находится очень далеко от потребителя, туда неудобно добираться, поэтому хотят предусмотреть, что интернет-магазины должны будут отвечать на электронные обращения.
Владелец интернет-площадки также будет обязан:
Представитель МАРТ обратила внимание, что пункты выдачи заказов не являются торговыми объектами, поэтому на них не распространяются такие требования, как к магазинам.
По ее словам, этот сегмент «выпал из регулирования», поэтому вводятся требования, какая информация должна быть в пунктах выдачи заказов.
Это в том числе полное наименование и местонахождение владельца ПВЗ, номера контактных телефонов и адрес электронной почты владельца, режим работы, название интернет-ресурсов и продавца, чьи товары он выдает. Пункты выдачи заказов тоже обязаны будут оказывать содействие покупателям в защите прав потребителей.
Из норм, которые заработают уже совсем скоро, представитель МАРТ напомнила об изменении правил оказания услуг электросвязи. С 1 апреля станет сложнее случайно оформить платные подписки, которые нередко становились сюрпризом для абонентов мобильных операторов. О существовании подписки абоненты нередко узнавали после списания денег.
По словам Инны Гаврильчик, МАРТ отрабатывает обращения от абонентов на эту тему, «потихоньку деньги возвращаются», но проблему нужно было решать системно, поэтому в законодательство внесли изменения.
С 1 апреля согласие абонента на подписку должно быть четко зафиксировано — например, нужно проставить отметку о согласии в личном кабинете, направить USSD-запрос или СМС, подать заявление в сервисном центре оператора или воспользоваться электронной цифровой подписью.
— Вот тогда человек будет понимать, на что он подписывается. Потому что операторы мало того, что допускали это нарушение, пошли еще дальше и начали предлагать платную услугу по контролю за такими подписками. С нашей позиции это навязывание дополнительных платных услуг плюс еще к тому нарушению, которое уже было, а навязывание у нас не допускается. Поэтому расцениваю это как очень хорошую новость для потребителей, — резюмировала представитель МАРТ.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро